ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4797/19 от 13.05.2019 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2019-005153-74 Дело № 2а-4797/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 мая 2019 года город Сыктывкар

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Краснова В.Б.,

рассмотрев административное дело по административному иску прокурора г. Сыктывкара к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Коми о признании информации запрещенной к распространению,

установил:

Прокурор г. Сыктывкара обратился в суд с административным иском о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», по адресу: ... запрещенной к распространению в Российской Федерации.

В обоснование административного иска указано, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: ... размещена информация о распространении препарата «Нормио», как средства для лечения гипертонии и других сердечно-сосудистых заболеваний. Однако, на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации в Государственном реестре лекарственных средств, содержащем перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию, перечень фармацевтический субстанций, входящих в состав лекарственных препаратов, сведения об указанном препарате отсутствуют. Наличие данной информации и ее доступность неограниченному кругу лиц, противоречит требованиям действующего законодательства, может обусловить совершение противоправных действий.

В соответствии со ст. 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» использование на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей в хозяйственной или иной деятельности не может служить основанием для установления дополнительных требований или ограничений, касающихся регулирования указанной деятельности, осуществляемой без использования таких сетей, а также для несоблюдения требований, установленных федеральными законами.

Частью 6 ст. 10 данного Закона запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

В силу ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жесткости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет». Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного Закона в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Судом установлено, что проведенной прокуратурой г. Сыктывкара проверкой выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: ... информации о распространении препарата «Нормио», как средства для лечения гипертонии и других сердечно-сосудистых заболеваний. Однако, на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации в Государственном реестре лекарственных средств, содержащем перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию, перечень фармацевтический субстанций, входящих в состав лекарственных препаратов, сведения об указанном препарате отсутствуют.

Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными судом доказательствами.

Отношения, возникающие в связи с обращением - разработкой, доклиническими исследованиями, клиническими исследованиями, экспертизой, государственной регистрацией, со стандартизацией и с контролем качества, производством, изготовлением, хранением, перевозкой, ввозом в Российскую Федерацию, вывозом из Российской Федерации, рекламой, отпуском, реализацией, передачей, применением, уничтожением лекарственных средств, регулируются Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (ч. 1 ст. 1 Закона).

Частью 1 ст. 13 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ установлено, что в Российской Федерации допускаются производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных препаратов, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Государственной регистрации подлежат: 1) все лекарственные препараты, впервые подлежащие вводу в обращение в Российской Федерации; 2) лекарственные препараты, зарегистрированные ранее, но произведенные в других лекарственных формах в соответствии с перечнем наименований лекарственных форм, в новой дозировке при доказательстве ее клинической значимости и эффективности; 3) новые комбинации зарегистрированных ранее лекарственных препаратов (ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ).

Пунктом 71 Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, определено, что информация о лекарственных препаратах помимо сведений, указанных в пунктах 11 и 12 настоящих Правил, а также предусмотренных статьей 46 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств», должна содержать сведения о государственной регистрации лекарственного препарата с указанием номера и даты его государственной регистрации (за исключением лекарственных препаратов, изготовленных продавцом (аптечным учреждением) по рецептам врачей).

Статьей 6.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за производство, продажу или ввоз на территорию Российской Федерации фальсифицированных лекарственных средств, либо продажу или ввоз на территорию Российской Федерации контрафактных лекарственных средств.

В силу ст. 238.1 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовную ответственность влечет производство, сбыт или ввоз на территорию Российской Федерации фальсифицированных лекарственных средств или медицинских изделий, либо сбыт или ввоз на территорию Российской Федерации недоброкачественных лекарственных средств или медицинских изделий, либо незаконные производство, сбыт или ввоз на территорию Российской Федерации в целях сбыта незарегистрированных лекарственных средств или медицинских изделий, либо производство, сбыт или ввоз на территорию Российской Федерации фальсифицированных биологически активных добавок, содержащих не заявленные при государственной регистрации фармацевтические субстанции, совершенные в крупном размере.

Согласно ч. 5 ст. 33 Уголовного кодекса Российской Федерации пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы.

Поскольку установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: ... доступ к которому имеет неограниченный круг лиц, размещена информация о распространении препарата «Нормио», как средства для лечения гипертонии и других сердечно-сосудистых заболеваний при отсутствии на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации в Государственном реестре лекарственных средств, содержащем перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию, перечень фармацевтический субстанций, входящих в состав лекарственных препаратов, сведения об указанном препарате, то есть информация которая может способствовать совершению противоправных деяний, за которые предусмотрена в том числе уголовная ответственность, суд в силу вышеуказанных требований закона приходит к выводу, что данная информация подлежит признанию запрещенной к распространению в Российской Федерации.

Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

решил:

Административный иск прокурора г. Сыктывкара удовлетворить.

Признать информацию, распространенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: ..., информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Обратить решение суда к немедленному исполнению.

Апелляционные жалоба, представление прокурора на решение суда могут быть поданы в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья В.Б. Краснов

<данные изъяты>