ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4797/2022 от 22.06.2022 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

УИД: 56RS0018-01-2022-005420-11

Дело №2а-4797/2022

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

22 июня 2022 года г. Оренбург

Ленинский районный суд г.Оренбурга

в составе председательствующего судьи Хаирова М.Р.,

при секретаре Биккуловой М.Р.,

с участием старшего помощника прокурора Центрального района г.Оренбурга Кужман Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Центрального района г.Оренбурга в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ВКонтакте» о признании информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

установил:

прокурор Центрального района г.Оренбурга обратился в суд вышеуказанным административным исковым заявлением указав, что в связи с проведением проверки исполнения законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр в сети «Интернет» в социальной группе «ВКонтакте» выявлены Интернет-страницы, расположенные по адресам:

...

...

...

..., где размещена информация, содержащая рекламу виртуальных сайтов для осуществления игровой деятельности в форме игры «рулетка» и по пропаганде таких заведений.

Владельцем сайта «ВКонтакте» предоставляется пользователям открытый доступ к использованию сайта и его функционала, предусмотренных Правилами пользования сайтом.

В нарушение статей 2, 3 пунктов 1-5 статьи 5, пунктов 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", вышеуказанные Интернет-страницы содержат не только информацию о расположенных на этих сайтах азартных играх в виде «казино», «виртуальное казино», «игровые автоматы», но и программы указанных азартных игр с доступной для пользователей возможностью регистрации на указанных сайтах, непосредственного осуществления пользователями данных азартных игр по ставкам с соответствующим соглашением о риске на денежный выигрыш.

Просит суд признать информацию, содержащуюся в информационно коммуникационной сети Интернет на сайтах, расположенных по адресу:

...

...

...

... запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В судебное заседание представители административного ответчика, заинтересованных лиц Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Оренбургской области, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, будучи надлежащим образом извещенные о дате и времени судебного заседания не явились. Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Оренбургской области представил письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель административного истца – старший помощник прокурора Центрального района г.Оренбурга – Кужман Д.В. требования иска поддержал, просил удовлетворить.

В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2006 года №149-ФЗ) Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно положениям статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).

В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет следующие полномочия: создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также может осуществляться принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными нормативными правовыми актами.

Согласно статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем: 1) установления порядка осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и соответствующих ограничений, обязательных требований к организаторам азартных игр, игорным заведениям, посетителям игорных заведений, игорных зон; 2) выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон; 3) выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах; 4) предоставления лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах; 5) осуществления государственного контроля (надзора) за организацией и проведением азартных игр, направленного на предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр лицами, осуществляющими указанную деятельность.

Государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере организации и проведения азартных игр, иными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации в пределах их компетенции, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление функций по управлению игорными зонами.

На основании пунктов 1, 2, 3, 4, 5 статьи 5 ФЗ-244, деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Деятельность по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи запрещена, за исключением случаев приема интерактивных ставок и выплаты по ним выигрышей организаторами азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах в соответствии со статьей 14.2 настоящего Федерального закона. Для целей настоящей части местом осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи признается территория Российской Федерации в случае, если выполняется хотя бы одно из следующих условий: 1) место жительства участника азартной игры расположено на территории Российской Федерации; 2) место нахождения банка, в котором открыт счет, используемый участником азартной игры для оплаты ставок, интерактивных ставок и осуществления иных платежей в пользу организатора азартной игры, или оператора электронных денежных средств, через которого участником азартной игры осуществляется оплата ставок, интерактивных ставок и иных платежей в пользу организатора азартной игры, расположено на территории Российской Федерации; 3) сетевой адрес участника азартной игры, используемый при оплате ставок, интерактивных ставок и осуществления иных платежей в пользу организатора азартной игры, зарегистрирован в Российской Федерации; 4) международный код страны абонентского номера, используемого участником азартной игры для оплаты ставок, интерактивных ставок и осуществления иных платежей в пользу организатора азартной игры, присвоен Российской Федерации.

Игорные заведения (за исключением букмекерских контор, тотализаторов, их пунктов приема ставок) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Игорные зоны не могут быть созданы на землях населенных пунктов, за исключением создания игорной зоны в границах земельных участков, предоставленных для размещения олимпийских объектов федерального значения, финансирование и строительство которых не осуществлялись за счет бюджетных ассигнований или средств Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (далее - Корпорация).

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 9 ФЗ-244, на территории Российской Федерации создается пять игорных зон. На территории одного субъекта Российской Федерации может быть создано не более одной игорной зоны. В случае, если игорная зона включает в себя части территорий нескольких субъектов Российской Федерации, на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации не могут быть созданы другие игорные зоны. Игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Республика Крым; Алтайский край; Краснодарский край; Приморский край; Калининградская область.

Согласно статьи 171.2 УК РФ, незаконными признаются организация или проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо с использованием информационно- телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи, либо без полученного в установленном законом порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, сопряженные с извлечением дохода в крупном размере.

Согласно статьи 14.1.1 КоАП РФ, за незаконную организацию и проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игровой зоны либо с использованием информационно- телекоммуникационных сетей, в том числе и сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи, предусмотрена административная ответственность.

Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с осуществлением деятельности по организации азартных игр с использованием информационно- телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, за осуществление которой предусмотрена уголовная и административная ответственность.

Вместе с тем предоставление возможности доступа к участию в азартных играх с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением информации, связанной с осуществлением деятельности по организации азартных игр.

Судом установлено, что в настоящее время в сети «Интернет» в социальной группе «ВКонтакте» выявлены Интернет-страницы, расположенные по адресам:

...

...

...

..., где размещена информация, содержащая рекламу виртуальных сайтов для осуществления игровой деятельности в форме игры «рулетка» и по пропаганде таких заведений.

Информация на данных Интернет-ресурсах, в соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» фактически является информационным пособничеством к совершению уголовно и административно наказуемых действий, создает опасность для основ конституционного строя, нравственности и законных интересов граждан.

В связи, с чем сведения, размещённые на указанных выше Интернет-страницах являются информацией, запрещённой к распространению в Российской Федерации.

На день рассмотрения судом административного иска указанные Интернет-страницы не внесены в реестр запрещенных.

Оценив в совокупности изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора Центрального района г.Оренбурга.

Руководствуясь статьями 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление прокурора Центрального района г.Оренбурга в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ВКонтакте» о признании информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, - удовлетворить.

Признать информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, информацию, размещенную в сети Интернет на сайтах, расположенных с URL-адресом: URL-адресом:

...

...

...

...

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения через Ленинский районный суд г. Оренбурга.

Судья: подпись М.Р. Хаиров

Решение в окончательной форме составлено: 22 июня 2022 года.

Судья: подпись М.Р. Хаиров

Оригинал подшит в дело №2а-4797/2022

находящегося в производстве

Ленинского районного суда г.Оренбурга

Копия верна

Судья:

Секретарь: