ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4799/17 от 08.12.2017 Центрального районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело №2а-4799/17

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 декабря 2017 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:

Председательствующего: Шумейко Е.С.,

С участием прокурора: Калугиной Е.А.,

При секретаре: Иванушкиной Д.Б.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Захарова Александра Яковлевича к администрации городского округа город Воронеж о признании постановления главы городского округа город Воронеж от 16.12.2008 г. N 1611 "Об утверждении нормативов потребления отопления" не соответствующим законодательству Российской Федерации в части норматива потребления отопления для потребителей граждан, проживающих в многоквартирных домах и жилых домах при отсутствии прибора учета,

У с т а н о в и л :

Административный истец Захаров А.Я. обратился в Центральный районный суд города Воронежа с административными исковыми требованиями к администрации городского округа город Воронеж о признании постановления главы городского округа город Воронеж от 16.12.2008 г. N 1611 "Об утверждении нормативов потребления отопления" не соответствующим законодательству Российской Федерации в части норматива потребления отопления для потребителей граждан, проживающих в многоквартирных домах и жилых домах при отсутствии прибора учета.

Обосновывая заявленные требования, указывает, что нормативы потребления отопления, утвержденные постановлением главы городского округа город Воронеж от 16.12.2008 г. N 1611 "Об утверждении нормативов потребления отопления" на основании отчета «О проведении расчета норматива потребления тепловой энергии на отопление жилых и многоквартирных домов городского округа город Воронеж», составленного федеральным государственным учреждением «Управление по обеспечению энергоэффективности и энергосбережения в Средне-Окском регионе» (г. Тула) не правильны. Отчет должен быть разработан в г. Воронеже, поскольку предусматривает иной температурных режим и не соответствует п. 3 Постановления Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 г. Утверждает, что норматив потребления отопления для потребителей – граждан, проживающих в многоквартирных домах или жилых домах при отсутствии прибора учета исходя из реального размера оплаты за отопление, где используется норматив 0,029 Гкал на 1 кв.м., больше установленного оспариваемым нормативным актом – 0,006 Гкал на 1 кв.м., что нарушает его права при получении мер социальной поддержки.

В судебном заседании административный истец Захаров А.Я. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, с учетом письменных объяснений, изложенных в заявлении (л.д. 163-164).

Представитель административного ответчика Администрации городского округа город Воронеж, действующая на основании доверенности, Тарасенко А.Р. заявленные требования полагает необоснованными. Суду предоставлены письменные возражения. Полагает, что оспариваемая часть нормативного акта принята в полном соответствии с нормами действующего законодательства.

Представитель заинтересованного лица Департамента Социальной защиты Воронежской области, действующая на основании доверенности, Никитинская М.А. пояснила, что меры социальной поддержки предоставляются Захарову А.Я. в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5 «О ветеранах». Денежная компенсация определяется для каждого получателя в зависимости от категории, к которой он относится, условий его проживания, а также с учетом нормативов потребления коммунальных услуг, тарифов и объемов фактически оказанных услуг по информации, представляемой организациями жилищно-коммунального комплекса и (или) осуществляющими начисление платежей независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Дом, в котором проживает Захаров А.Я., находится в управлении <данные изъяты> оплата за предоставленные услуги «отопление» производится только в отопительный сезон. Расчет денежной компенсации производится с учетом тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг, а именно, норматива потребления отопления, утвержденного постановлением главы городского округа город Воронеж от 16.12.2008 г. N 1611 "Об утверждении нормативов потребления отопления", согласно которому норматив потребления отопления для жилого помещения, занимаемого Захаровым А.Я., составляет 0,006 Гкал/кВ.м. Именно данным нормативом руководствуется КУ «УСЗН» района при начислении денежной компенсации по услуге «отопление» с 01.01.2009 года по 31.12.2014 года. Обращает внимание, что с 01.01.2015 года вступил в силу порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в отопительный период в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354. С учетом применения Приказа Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 12.12.2014 года № 240, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению при оплате в отопительный период с 01.01.2015 года составляет 0,01 Гкал./кв.м.

Заинтересованное лицо Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен. Представитель в судебное заседание не явился. Судом постановлено рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Суд, заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что нормативный акт в оспариваемой части, полностью соответствует требованиям действующего законодательства и прав Захарова А.Я. не нарушает, приходит к следующим выводам:

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Судом установлено, что административный истец Захаров А.Я. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, является инвалидом <данные изъяты>, на него распространены льготы, установленные статьей 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Жилой дом, в котором проживает Захаров А.Я., оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. Начисление платы за коммунальную услугу «отопление» производится в соответствии с показаниями.

Федеральным законом от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (статья 14) предусмотрено, что инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в том числе членами семей инвалидов войны, совместно с ними проживающими.

Согласно статье 23.2 указанного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со статьей 15 Закона Воронежской области от 14.11.2008 г. N 103-ОЗ (в ред. от 13.07.2009) "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области" денежная компенсация предоставляется ежемесячно в размерах, установленных настоящим Законом Воронежской области, организацией, уполномоченной исполнительным органом государственной власти Воронежской области в сфере труда и социального развития, по месту жительства граждан.

Приказом Департамента здравоохранения и социального развития Воронежской области от 06.02.2009 N 158/ОД "О порядке осуществления выплаты денежной компенсации на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг в соответствии со статьей 15 Закона Воронежской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области" областное государственное учреждение "Управление социальной защиты населения Воронежской области" и его филиалы определено уполномоченной организацией, ответственной за назначение и выплату денежной компенсации на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, определенных федеральным и областным законодательством, по месту их жительства.

На основании сведений, предоставленных КУ ВО «Управление социальной защиты населения Левобережного района г. Воронежа» от 05.12.2017 года (л.д. 178) расчет денежной компенсации на оплату коммунальной услуги "отопление" с 01.01.2009 года по 31.12.2014 года производился Захарову А.Я. с учетом тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением главы городского округа город Воронеж от 16.12.2008 г. N 1611 "Об утверждении нормативов потребления отопления" исходя из 0,006 Гкал/кВ.м.

Принимая во внимание, что оспариваемая часть нормативного акта применялась в отношении административного истца, в соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ, административный истец Захаров А.Я. вправе обратиться в суд с заявленными требованиями.

Согласно ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.

В соответствии с пунктом 3 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, то есть органами местного самоуправления.

Решением Воронежской городской Думы от 08.02.2006 года полномочиями по утверждению нормативов потребления на жилищно-коммунальные услуги была наделена администрация городского округа город Воронеж.

В настоящее время указанный документ утратил силу в связи с изданием решения Воронежской городской Думы от 18.09.2013 N 1300-III.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что административный ответчик – администрация городского округа город Воронеж была наделена полномочиями на принятие оспариваемого нормативного правового акта.

Уполномоченным по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг органом была утверждена комиссия, которой, в свою очередь, был установлен расчетный метод определения норматива отопления многоквартирных домов и жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии на территории городского округа город Воронеж.

Постановлением главы городского округа город Воронеж от 16.12.2008 г. N 1611 "Об утверждении нормативов потребления отопления" на основании отчета «О проведении расчета норматива потребления тепловой энергии на отопление жилых и многоквартирных домов городского округа город Воронеж», составленного федеральным государственным учреждением «Управление по обеспечению энергоэффективности и энергосбережения в Средне-Окском регионе», постановлено утвердить нормативы потребления отопления для потребителей – граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах или жилых домах при отсутствии прибора учета, для лиц, занимающих жилые помещения в домах, после 1999 года постройки, который для 9-10 этажных домов составляет 0,006 Гкал/кв.м.

В силу подпункта "д" пункта 4 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг, учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем.

В соответствии с пунктами 10, 11 названных Правил (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения данного дела) нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды, - по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома и жилого дома. Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых домах и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к данным Правилам.

Согласно таблице N 6 "Форма для установления нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению" (приложение N 2 к Правилам N 306) норматив потребления коммунальной услуги по отоплению определяется с учетом этажности многоквартирного жилого дома, года постройки (до 1999 года и после 1999 года), материала стен (камень, кирпич, панели, блоки, дерево, смешанные и другие материалы).

Из предписаний пунктов 21, 23, 31, 32 Правил N 306 следует, что метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями; количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки; метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации; уполномоченный орган дифференцирует нормативы потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов или жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях.

Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил N 306).

Распоряжением Главы городского округа город Воронеж от 27.02.2008 года № 92-р была создана комиссия по определению норматива потребления отопления многоквартирных домов и жилых помещений в городском округе город Воронеж.

Указанная комиссия в рамках своих полномочий приняла решение о применении расчетного метода.

Применение расчетного метода определения нормативов не противоречит требованиям Правил.

Расчет определен на основании заключения уполномоченного органа с учетом установленного Правилами порядка.

При этом доводы административного истца о том, что использование показателей в Средне-Окском регионе не могут быть применены в городе Воронеже суд оценивает как несостоятельные.

Как следует из Отчета «О проведении расчета норматива потребления тепловой энергии жилых и многоквартирных домов городского округа г. Воронеж» следует, что он составлен с учетом исходных данных о характеристиках жилого фонда. Для расчета были предоставлены сведения по состоянию на сентябрь 2008 года Управами районов города, МУП «МИВЦ», Управлением жилищного фонда и жилищной политики администрации городского округа город Воронеж, данные о продолжительности отопительного сезона в отопительные сезоны: 2005-2006, 2006-2007, 2007-2008, то есть за 3 года.

Таким образом, утверждение о том, что расчеты произведены без использования данных о г. Воронеже, его климатических особенностях не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания.

Доводы административного истца о том, что указанный расчет не может применяться к определению расчета норматива потребления в городе Воронеже, основан на субъективном толковании норм действующего законодательства.

Утверждение Захарова А.Я. о том, что с учетом применения такого норматива оказание услуг по отоплению не будет соответствовать необходимому фактическому расходу, не является основанием, по которому нормативный правовой акт может быть признан незаконным, так как ни одной нормой действующего законодательства такое требование не установлено.

Ссылка административного истца, что избранный метод определения не позволяет правильно определить необходимое количество потребления энергии, является необоснованной, так как избрание указанного метода для установления норматива потребления не противоречит требованиям Правил.

Принимая во внимание, что в ходе судебного заседания установлено, что оспариваемая часть нормативного акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, основания для признания данной части оспариваемого акта незаконной отсутствуют.

Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 177-179 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Захарова Александра Яковлевича к администрации городского округа город Воронеж о признании постановления главы городского округа город Воронеж № 1611 «Об утверждении нормативов потребления отопления» не соответствующим законодательству Российской Федерации в части норматива потребления отопления для потребителей граждан, проживающих в многоквартирных домах и жилых домах при отсутствии прибора учета, оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Воронежский областной суд в течении месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Е.С. Шумейко