ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4799/18 от 04.07.2019 Октябрьского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 июля 2019 года г.Иркутск

Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Матвиенко О.А., при секретаре Шмыревой Н.А., с участием представителя административного истца Высоцкой Н.Ф., действующей на основании ордера от Дата, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-745/2019 по административному исковому заявлению Иванова Романа Александровича к Федеральному агентству воздушного транспорта Министерства транспорта РФ (Росавиация), Министерству транспорта Российской Федерации о признании незаконным и отмене приказа Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта РФ (Росавиация) -П от Дата в части аннулирования свидетельства пилота коммерческой авиации III П от Дата, выданного Иванову Р.А., обязании внести изменения в Федеральную государственную информационную систему «Реестр выданных свидетельств авиационного персонала» об исключении записи об аннулировании свидетельства пилота коммерческой авиации III П от Дата, выданного Иванову Р.А., взыскании расходов по оплате услуг представителя,

установил:

В обоснование административного искового заявления, с учетом дополнений, указано, что Дата на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта в разделе «Деятельность - Лётная эксплуатация - Авиационный персонал» был размещен приказ «Об аннулировании свидетельств авиационного персонала» -П от Дата. Данным приказом в числе прочих, было аннулировано и свидетельство пилота коммерческой авиации III П от Дата, выданное Иванову Р.А. «за указание недостоверных сведений, представленных для выдачи свидетельств авиационного персонала» с внесением соответствующей отметки в Федеральную государственную информационную программу «Реестр выданных свидетельств авиационного персонала».

Считает данный приказ незаконным, необоснованным и противоречащим федеральному законодательству, а также нарушающим его права, поскольку он лично каких-либо действий, связанных с указанием и предоставлением ответчику недостоверных сведений не совершал, все представленные им документы соответствовали предъявленным к ним требованиям.

Пунктом 3 данного приказа Управлению лётной эксплуатации Росавиации приказано довести приказ до сведения организаций гражданской авиации, в целях недопущения выполнения полётов лицами, чьи свидетельства пилотов аннулированы.

Таким образом, данное обстоятельство - аннулирование свидетельства коммерческого пилота препятствует Иванову Р.А. совершать полёты, то есть выполнять свои трудовые обязанности в АО «Авиакомпания «Ангара», где с Дата он работает в должности второго пилота воздушных судов Ан-24, Ан-26.

Дата он окончил Барнаульскую государственную общеобразовательную школу-интернат с первоначальной летной подготовкой, о чем получил аттестат о среднем (полном) общем образовании.

В 2009 году окончил Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов (военный институт)» Министерства обороны Российской Федерации, о чем получил диплом от Дата № ВСГ 1915726. В результате обучения ему присвоена квалификация инженер по специальности «эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения». В должности штурмана выполнял полеты на самолете Ан-26.

Дата на основании договора возмездного оказания услуг по организации обучения -кп ООО «Авиакомпания ЧелАвиа» обеспечило для него организацию обучения до уровня пилота коммерческой авиации на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет».

ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» осуществляла обучение на основании документов:

- Свидетельство (сертификат) , выданное заместителем руководителя Росавиации, удостоверяющее, что авиационный учебный центр ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» соответствует требованиям Воздушного законодательства Российской Федерации и изданным в соответствии с ним нормативным актам, регламентирующим деятельность гражданской авиации в отношении выдачи настоящего свидетельства, и способен осуществлять ведение образовательной деятельности по направлениям (специальностям), приведенным в приложении к настоящему свидетельству». Дата вступления в силу Дата, действительно по Дата.

- Комплексный курс подготовки пилотов коммерческой авиации на самолетах Р 2002 и Р 2006, утвержденный ВРИО начальника Управления летной эксплуатации ФАВТ (Росавиация) Дата, согласованный с ректором ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ (НИУ)» и начальником АУЦ ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа».

- Программа подготовки пилотов коммерческой авиации из пилотов-любителей, утвержденная начальником управления летной эксплуатации ФАВТ МТ РФ Дата, согласованная с Ректором ФГБОУ ВПО ЮУрГУ (НИУ), (рассмотрено и одобрено на заседании методического совета АУЦ ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа»).

- Программа подготовки пилотов коммерческой авиации (на самолетах: однодвигательный Р-2002, многодвигательный Р-2006Т), утвержденная начальником управления летной эксплуатации ФАВТ Дата, согласованная с Ректором ФГБОУ ВПО ЮУрГУ (НИУ), (рассмотрено и одобрено на заседании методического совета АУЦ ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа»).

- Договор от Дата между ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» и ФГБОУ ВПО ЮУрГУ (НИУ) по организации и проведению учебной и производственных практик, именуемых в дальнейшем «летная практика», студентов (курсантов) на воздушных судах типов Р-2002, Р-2006 в целях завершения курса подготовки пилотов коммерческой авиации.

Весь процесс обучения в ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» осуществлялся фактически и на основании вышеуказанных документов, которые до окончания срока действия не отзывались, а образовательная деятельность ООО Авиакомпания «ЧелАвиа» не прекращалась.

По окончании обучения по программе «Подготовка пилотов коммерческой авиации» Иванов Р.А. получил право на ведение профессиональной деятельности в сфере летной эксплуатации летательных аппаратов, о чем Дата был выдан диплом о профессиональной переподготовке с приложением, соответствующий государственному образцу.

Из справки о налёте ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» от Дата следует, что полеты, которые он совершал на воздушных судах, выполнялись в соответствии с программой, утвержденной ФАВТ, составленной на основании требований ФАЛ-147,

Дата в отношении истца проведена квалификационная проверка, в результате которой сделан вывод о том, что он может выполнять полеты в качестве командира ВС самолета однодвигательного сухопутного Р2002. Его квалификация коммерческого пилота подтверждена и так же занесена в его свидетельство пилота коммерческой авиации в Центральном МТУ Росавиации г. Люберцы.

В период с Дата по Дата он прошел обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации (ежегодной теоретической подготовки) членов летного экипажа самолетов Ан-24, Ан - 26, Ан-30.

В период с Дата по Дата прошел обучение по дополнительной профессиональной программе «Ежегодная аварийно-спасательная подготовка членов экипажа ВС Ан -24», о чем выдано удостоверение от Дата.

В период с Дата по Дата прошел повышение квалификации членов экипажей по авиационной безопасности, о чем выдано соответствующее удостоверение.

Свидетельство пилота коммерческой авиации III П от Дата было выдано истцу на основании предоставленных ответчику документов.

Все документы были проверены, никем не оспаривались и не отзывались, под сомнение не ставились, никаких вопросов со стороны ответчика при проверке его документов и выдаче свидетельства ему не задавались, деятельность учебного учреждения, в котором он получал образование, не прекращалась и не приостанавливалась по каким-либо причинам. Все представленные ответчику сведения являются достоверными, соответствуют действительности, и отвечают требованиям, предъявляемым к кандидатам на получение указанного свидетельства.

До обучения истцом в учебное учреждение были предоставлены данные о его образовании, опыте работы и состоянии здоровья.

Ссылка обжалуемого им приказа на предоставление недостоверных сведений является голословной потому, что ответчик признал законным и достаточным его образование, выдав ему свидетельство пилота коммерческой авиации, согласно требованиям постановления Правительства РФ от Дата, а также приказом Министерства транспорта Российской Федерации от Дата.

Приказом ЗАО «Авиакомпания «Ангара» /л от Дата он был принят на работу, на должность второго пилота воздушных судов Ан-24, Ан-26, у названного работодателя он работает до настоящего времени, его налёт в должности второго пилота составляет 1670 лётных часов.

Также неоднократно успешно пройдены курсы периодической профессиональной подготовки (повышение квалификации) на указанном типе воздушного судна, успешно прошёл несколько квалификационных проверок.

До издания спорного приказа успешно осуществлял трудовую деятельность, за время работы вторым пилотом самолетов Ан-24,Ан-26, каких-либо дисциплинарных взысканий от работодателя или замечаний от контролирующих органов он не имел.

После опубликования Дата Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиация) приказа от Дата-П «Об аннулировании свидетельств авиационного персонала» он был отстранен от полетов, в связи с чем, потерял возможность трудиться по профессии и получать доход, который обеспечивал его жизнь. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что незаконным приказом ответчика грубо нарушены его права и законные интересы.

В приказе отсутствует информация о том, какие сведения являются недостоверными и кем они и в какой орган были предоставлены. Комментарии со стороны ответчика до сих пор не даны.

При заключении договора на обучение, Иванов Р.А. предоставил учебному заведению все имеющиеся и требуемые для данного вида обучения достоверные документы.

Считает, что административный ответчик допустил незаконные действия по аннулированию выданных административному истцу свидетельств.

На основании п. 1 ст. 52 Воздушного кодекса Российской Федерации, в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от Дата, коммерческий пилот и линейный пилот относятся к лицам авиационного персонала.

Ссылаясь на п. 4 ст. 54 Воздушного кодекса Российской Федерации, п. Дата Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата, п.п. 8, 17 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, утвержденных Постановление Правительства РФ от Дата указал, что он прошел обучение (профессиональную подготовку) в строгом соответствии с Еденными правилами и по программам, утвержденным Росавиацией, доказательства, свидетельствующие о неполноте или неправильном оформлении представленных в территориальное управление Росавиации документов для получения свидетельства пилота коммерческой авиации либо фактические данные, свидетельствующие о несоответствии его конкретным требованиям федеральных авиационных правил, отсутствуют.

Кроме того, Правилами не предусмотрен порядок аннулирования ранее выданных свидетельств – не определены ни основания, ни порядок, ни полномочный орган.

Из указанной нормы следует, что ответчик при выдаче ему свидетельств обеспечивал проверку предоставленных им документов и не нашел оснований для мотивированного отказа в выдаче свидетельств.

С учетом того, что предметом заключенного между Южно-Уральским государственным университетом и ООО ««Авиакомпания «ЧелАвиа» договором не являлось освоение (переучивание) Ивановым Р.А. новых для него типов воздушных судов, применение к данным правоотношениям норм ФАП-23 необоснованно.

Оказание образовательных услуг по обучению Иванова Р.А. осуществлялось в полном соответствии с нормами действовавшего на тот момент законодательства об образовании.

В соответствии с пунктом 5 Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.09.2000г. ) право реализации дополнительной профессиональной образовательной программы для присвоения дополнительной квалификации возникает у образовательного учреждения после проведения процедуры лицензирования и издания соответствующего приказа Минобразования России, если иное не предусмотрено государственным образовательным стандартом высшего или среднего профессионального образования по соответствующему направлению или специальности или государственным образовательным стандартом послевузовского профессионального образования по соответствующей отрасли наук. Никаких иных разрешительных документов для ведения указанного вида деятельности не предусмотрено.

Южно-Уральский государственный университет осуществлял в спорный период образовательную деятельность на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности от Дата, которая позволяла вузу заниматься образовательной деятельностью, в том числе по дополнительному профессиональному образованию - профессиональной переподготовке по профилю основных образовательных программ вуза. Указанные лицензии выданы Рособрнадзором в соответствии с полномочиями, предоставленными постановлением Правительства РФ от Дата «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности».

Таким образом, ни Положением о лицензировании образовательной деятельности, ни Положением о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов не предусмотрено наличие сертификата АУЦ, либо сертифицирование образовательной организации в качестве АУЦ при реализации образовательных программ переподготовки как самостоятельного вида дополнительного профессионального образования для получения новой квалификации.

Иванов Р.А., будучи специалистом, входящим в состав летного экипажа гражданской авиации, имеющим высшее профессиональное образование и квалификацию инженера по специальности «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения», правомерно получил дополнительное профессиональное образование, освоив программу профессиональной переподготовки «Подготовка пилотов коммерческой авиации объемом 1060 часов».

Кроме того, как указывалось выше, ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ) при предоставлении услуг Иванову Р.А. по обучению не мог и не должен был руководствоваться ФАП - 23.

Учебное учреждение руководствовалось Положением о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.09.2000г. .

Просит суд признать незаконным и отменить приказ Руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) от Дата-П «Об аннулировании свидетельств авиационного персонала» в части аннулирования свидетельства пилота коммерческой авиации III П от Дата, выданного Иванову Р.А., Дата г.р.; обязать Федеральное агентство воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (Росавиации) внести изменения в Федеральную государственную информационную систему «Реестр выданных свидетельств авиационного персонала» об исключении записи об аннулировании свидетельства пилота коммерческой авиации III П от Дата, выданного Иванову Р.А., разместить об этом сведения на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта Российской Федерации в разделе «Деятельность - Летная эксплуатация - Авиационный персонал» не позднее 5-ти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу; взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителя в размере ........

В судебном заседании представитель административного истца Высоцкая Н.Ф., действующая на основании ордера от Дата, административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом письменных дополнений.

Административный истец Иванов Р.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта РФ (Росавиация) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, ранее в судебном заседании административные исковые требования не признавал, представил письменные возражения, в которых отражена правовая позиция по делу.

Представитель административного ответчика Министерства транспорта РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель заинтересованного лица ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки не известны, ранее представил отзыв на административное исковое заявление, в котором отразил правовую позицию по делу.

Представитель заинтересованного лица Министерства образования и науки Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители заинтересованных лиц АО «Авиакомпания «Ангара», ООО «Авиакомпания ЧелАвиа», Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили.

Суд, рассматривает дело в отсутствие неявившихся административного истца, административных ответчиков, заинтересованных лиц в порядке, предусмотренном ч. 6 ст. 226 КАС РФ.

Выслушав доводы представителя истца, исследовав письменные материалы дела, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного производства Российской Федерации гражданин (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 указанной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Право на безопасность охраняется Конституцией Российской Федерации, относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, являясь одним из инструментов защиты высших ценностей, признание, соблюдение и защита которых составляют обязанность государства (ст.ст. 2, 37, 55, 72).

Реализация государственной системы управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов обеспечивается в Российской Федерации в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации (п. 1 ст. 24.1 Воздушного кодекса РФ).

Целью государственного надзора в области гражданской авиации является обеспечение безопасности полетов воздушных судов, авиационной безопасности и качества выполняемых в гражданской авиации работ и оказываемых услуг. Основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органов государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации об авиационном происшествии или инциденте, о фактах нарушений обязательных требований, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо влекут причинение такого вреда (п. 1, подп. 2 п. 6 ст. 28 Воздушного кодекса РФ).

К авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации (п. 1 ст. 52 Воздушного кодекса РФ).

Пилоты включены в Перечень специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации (утв. приказом Министерства транспорта РФ от Дата), входящих в состав летного экипажа гражданской авиации:

Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Порядок подготовки членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов, диспетчеров управления воздушным движением устанавливается федеральными авиационными правилами (п.п. 2, 4, 5 ст. 54 Воздушного кодекса РФ).

Воздушный кодекс Российской Федерации (ВК РФ) устанавливает, что образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц требованиям федеральных авиационных правил (п. 3 ст. 8 ВК РФ).

В силу ст. 53 ВК РФ к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов, по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства (п. 1).

Правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение указанных в п. 1 настоящей статьи свидетельств, требованиям федеральных авиационных правил, включающих в себя требования к подготовке авиационного персонала гражданской авиации для обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности и использования технических средств и оборудования, указанных в п. 10 ст. 37 настоящего Кодекса, а также правила выдачи указанных свидетельств устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1.1).

Государственный контроль за деятельностью авиационного персонала осуществляется уполномоченным органом в области гражданской авиации, уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, уполномоченным органом в области обороны или уполномоченным органом в области оборонной промышленности (п. 2).

Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами (ч. 2 ст. 54 ВК РФ).

Приказом Федеральной авиационной службы России от Дата утверждены и введены в действие с Дата Федеральные авиационные правила «Сертификация авиационных учебных центров» (далее – ФАП-23), (которые действовали до Дата, то есть на момент обучения административного истца) устанавливают порядок взаимоотношений специально уполномоченных органов в области гражданской авиации (в данном случае - Росавиация) с авиационными учебными центрами при проведении работ по сертификации авиационных учебных центров. Указанные Правила распространяются на образовательные учреждения всех организационно-правовых форм собственности (государственные учреждения, предприятия, курсы, структурные подразделения и т.д.), осуществляющие образовательный процесс в системе дополнительного профессионального образования, а также определяют порядок проведения сертификации авиационных учебных центров. Они являются обязательными для соблюдения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также юридическими лицами и гражданами.

Сертификация авиационного учебного центра (АУЦ) - установление соответствия организации, содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям настоящих ФАП.

Сертификат АУЦ - официальный документ установленного образца, выдаваемый уполномоченным государственным органом, подтверждающий соответствие организации, содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям настоящих Федеральных авиационных правил (п. 2 разд. 1 ФАП-23).

Пункт 3 статьи 8 ВК РФ и п. 5.11 разд. 3 ФАП-23 содержат прямой запрет осуществлять обучение специалистов авиационного персонала АУЦ, не имеющим выданного в соответствии с ФАП-23 сертификата АУЦ.

Таким образом, осуществлять обучение специалистов авиационного персонала гражданской авиации (пилотов) вправе только та образовательная организация, которая имеет сертификат АУЦ и проводит обучение по программам подготовки, утвержденным Росавиацией (п. 4 ст. 54 ВК РФ) и внесенным в сертификат АУЦ.

Из материалов дела судом установлено, что Иванов Р.А. работает в АО «Авиакомпания «Ангара» в должности второго пилота Ан-148, Ан-26 с Дата по настоящее время, что подтверждается справкой от Дата, выданной АО «Авиакомпания «Ангара».

Иванов Р.А. Дата получил аттестат Б о среднем (полном) общем образовании, выданный Барнаульской государственной общеобразовательной школой-интернатом с первоначальной летной подготовкой.

Иванов Р.А. имеет высшее образование по специальности «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения», присвоена квалификация «инженер», на основании решения Государственной аттестационной комиссии от Дата, что подтверждается дипломом ВСГ , выданным Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов (военный институт)» Министерства обороны Российской Федерации Дата.

Ивановым Р.А. Дата был заключен договор -кп возмездного оказания услуг по организации обучения с ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» до уровня пилота коммерческой авиации.

Дата между ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» и ФГБОУ «ЮУрГА (НИУ)» заключен договор , в соответствии с которым ФГБОУ «ЮУрГА (НИУ)» принимает на себя обязательства по организации и проведению учебной и производственных практик на воздушных судах типов Р-2002, Р-2006 в целях завершения курса подготовки пилотов коммерческой авиации.

На основании вышеуказанных договоров, в период с Дата по Дата Ивановым Р.А. пройдена профессиональная переподготовка по программе «Подготовка пилотов коммерческой авиации».

Решением аттестационной комиссии от Дата Иванов Р.А. получил право на ведение профессиональной деятельности в сфере «Летной эксплуатации летательных аппаратов», что подтверждается дипломом о профессиональной переподготовке с регистрационным номером 80-102-34, выданным Федеральный государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» (национального исследовательский университет) Дата.

Дата Иванову Р.А. выдано Федеральной авиационной службой России свидетельство пилота коммерческой авиации III П .

Дата Иванов Р.А. прошел квалификационную проверку, в результате которой сделан вывод о том, что он может выполнять полеты в качестве командира ВС самолета однодвигательного сухопутного. Квалификация коммерческого пилота Иванова Р.А. подтверждена НП УТЦ «Авиакомпания «ЧелАвиа».

В дальнейшем, в период с Дата по Дата Иванов Р.А. прошел обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации членов летного экипажа самолетов Ан-24, Ан-26, Ан-30, по дополнительной профессиональной программе «Ежегодная аварийно-спасательная подготовка членов экипажа ВС Ан-24», повышение квалификации членов экипажей по авиационной безопасности.

Как следует из летной книжки Иванова Р.А. он ежегодно проходил проверку специальных знаний и летные проверки и тренировки.

Дата в Росавиацию поступило письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в котором сообщалось, что в ходе проведенной проверки установлено, что вскрыты факты обучения ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)» 64 студентов, в том числе административного истца, по программе подготовки пилотов коммерческой авиации без сертификата авиационного учебного центра, выданного Росавиацией.

Дата руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Министерства Транспорта Российской Федерации (Росавиация) Нерадько А.В. издан приказ -П, согласно которому за указание недостоверных сведений, представленных для выдачи свидетельств авиационного персонала, аннулировано свидетельство пилота коммерческой авиации III П от Дата, выданное Иванову Р.А., дата рождения - Дата.

Росавиацией был направлен запрос в Министерство образования и науки Челябинской области о предоставлении сведений о наличии лицензии на образовательную деятельность у ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа».

Согласно ответу Министерства образования и науки Челябинской области от Дата, лицензия на образовательную деятельность Министерством образования и науки Челябинской области не выдавалась. Вместе с тем, бессрочная лицензия на осуществление образовательной деятельности от Дата была выдана НОУ «Учебно-Тренировочный центр «ЧелАвиа» на право реализации программ дополнительного профессионального образования (повышение квалификации и профессиональной переподготовки). В настоящее время НОУ «Учебно-Тренировочный центр «ЧелАвиа» имеет наименование ЧПОУ «Челябинское летное училище гражданской авиации».

Правилами проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата, установлено, что свидетельства выдаются Федеральным агентством воздушного транспорта лицам, прошедшим подготовку по программам подготовки, утверждённым в соответствии со ст.54 Воздушного кодекса РФ, и проверку соответствия их знаний, навыков, опыта, возраста и состояния здоровья требованиям федеральных авиационных правил (пункт 3).

Пунктом 8 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полётов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата, установлено, что для получения свидетельства в орган по выдаче свидетельств подаётся представление образовательной организации или организации, осуществляющей обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, работодателя кандидатов на получение свидетельств (представление) или заявление на выдачу свидетельства кандидата на получение свидетельства.

Распоряжением Правительства РФ от Дата-р к ведению Росавиации отнесены следующие государственные образовательные учреждения: ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (институт), Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)», Адрес, ФГОУ СПО «Бугурусланское летное училище гражданской авиации имени Е.П.Ф.», ФГОУ СПО «Краснокутское летное училище гражданской авиации», ФГОУ СПО «Сасовское имени Героя Советского Союза Тарана Г.А. летное училище гражданской авиации».

В соответствии с пунктом 1.2 Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации» (далее - Правила), утвержденных приказом Министерства Транспорта Российской Федерации от Дата, коммерческий пилот относится к лицам авиационного персонала. Выполнение функций члена экипажа воздушных судов, специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудника по обеспечению полетов гражданской авиации осуществляется лицом, который удовлетворяет требованиям данного приказа и имеет действующее свидетельство с соответствующими квалификационными отметками (пункт 1.3 указанных Правил).

В разделах IV и VI Правил содержатся требования, предъявляемые к обладателю свидетельства коммерческого пилота.

В соответствии с пп. «а», «б» п. 4.3 указанных Правил обладатель свидетельства коммерческого пилота с квалификационной отметкой о виде воздушного судна "самолет" должен иметь налет на самолете не менее 200 ч или 150 ч в ходе прохождения курса подготовки по утвержденной программе в качестве пилота самолета, в который засчитывается не более 10 ч налета на тренажере; должен пройти летную подготовку на самолетах с двойным управлением под руководством пилота-инструктора, в ходе которой он получает опыт эксплуатации воздушных судов в следующих областях.

Таким образом, положениями Федеральных авиационных правил предусмотрено, что для получения свидетельства коммерческого пилота установлена обязанность кандидата пройти курс профессиональной подготовки по утвержденной программе.

До принятия и вступления в силу Воздушного кодекса РФ, устанавливающего правовые основания использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области гражданской авиации, и до принятия приказа Министерства Транспорта РФ от Дата, Приказом Министерства гражданской авиации СССР от Дата утверждены «Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР (НПП ГА )» (документ введен в действие с Дата, утратил силу Дата).

Главой III ФАП-23 установлено, что все АУЦ, осуществляющие свою деятельность в гражданской авиации, проходят в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации в обязательном порядке сертификацию в сроки, установленные настоящим ФАП (пункт 1.2).

К задачам процесса сертификации авиационных учебных центров относятся установление соответствия настоящим ФАП; обеспечение соответствия качества и организации профессиональной подготовки авиационного персонала международным требованиям; защита прав потребителей услуг от снижения уровня по обучению в АУЦ (заказчиков и обучаемых) при несоблюдении соответствующих требований к качеству профессиональной подготовки авиационного персонала; упорядочение сети и структуры профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации авиационного персонала отрасли.

По результатам сертификации составляется заключение о возможностях выполнять заявленные виды деятельности, являющееся основой для выдачи (аннулирования) сертификата АУЦ. Заключение подписывается членами рабочей сертификационной комиссии, назначаемой руководителем Органа по сертификации АУЦ.

В силу Федерального закона от Дата № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии и в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

В соответствии с частью 4 статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации. Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Пунктом Дата Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата, к полномочиям Федерального агентства воздушного транспорта отнесено утверждение программ подготовки специалистов, согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации.

Правилами проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденными установлением Правительства Российской Федерации от Дата, установлено, что свидетельства выдаются Федеральным агентством воздушного транспорта лицам, прошедшим подготовку по программам подготовки, утвержденным в соответствии со статьей 54 Воздушного кодекса Российской Федерации, и проверку соответствия их знаний, навыков, опыта, возраста и состояния здоровья требованиям федеральных авиационных травил (пункт 3). Указание недостоверных сведений и (или) использование подложного документа в представленных документах влекут за собой аннулирование свидетельства, выданного на основе таких сведений и документа. Достоверность данных в заявлении на выдачу свидетельства и прилагаемых к нему документах, предусмотренных пунктом 9 Правил, обеспечивается лицом, заверяющим представленные документы (пункт 8).

В силу пунктов 5, 7, 8 Федеральных авиационных правил, утвержденных приказом Минтранса России от Дата, запрещается осуществлять обучение специалистов авиационного персонала авиационным учебным центром, не имеющим сертификата АУЦ, в нарушение ограничений, указанных в сертификате АУЦ, или в нарушение требований федеральных авиационных правил

Сертификаты АУЦ выдаются центральным аппаратом Федерального агентства воздушного транспорта и территориальными органами Федерального агентства воздушного транспорта и действуют бессрочно, за исключением случаев приостановления действия или аннулирования их центральным аппаратом или территориальным органом названного федерального ведомства.

Из анализа приведенных норм следует, что свидетельство пилота выдается лицам, прошедшим полный курс обучения в летных учебных заведениях гражданской авиации. При этом документ о наличии соответствующей профессиональной подготовки (переподготовки) должен быть выдан не любым учебным заведением, а образовательной организацией соответствующей установленным авиационным правилам требованиям, а именно, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности и соответствующий сертификат.

Из представленных в материалы доказательств следует, что ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» на период прохождения Ивановым Р.А. профессиональной переподготовки (с Дата по Дата) не имело документа, выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, подтверждающего его соответствие требованиям федеральных авиационных правил, что не соответствует пункту 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что для получения административным истцом свидетельства авиационного персонала в государственный орган были представлены копия диплома ГОУ ВПО «Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов (военный институт)» о присуждении квалификации «инженер» по специальности «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» и копия свидетельства ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» о прохождении профессиональной переподготовки по специальности «Пилот» по программе «Подготовка пилотов коммерческой авиации» в период с Дата по Дата.

В дальнейшем представлена копия диплома ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ (НИУ)» о профессиональной переподготовке о прохождении истцом в период с Дата по Дата профессиональной переподготовки по программе «Подготовка пилотов коммерческой авиации» в объеме 1060 академических часов, (серия 742400665038, регистрационный ). Исходя из приложения к диплому (серия 742400665038, регистрационный ) Иванов Р.А. прошел стажировку на ВС Р2002, Р2006 в АУЦ ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» в период с Дата по Дата.

Вместе с тем, согласно письма от Дата Министерства образования Челябинской области лицензия на осуществление образовательной деятельности ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» не выдавалась. Следовательно, ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» на период прохождения Ивановым Р.А. профессиональной подготовки не имело документа, выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, подтверждающего его соответствие требованиям федеральных авиационных правил, что не соответствует пункту 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации и не могло осуществлять подготовку специалистов авиационного персонала и реализовывать дополнительную профессиональную образовательную программу в форме стажировки.

ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ (НИУ)» сертификацию как образовательная организация, осуществляющая обучение авиационного персонала в порядке, предусмотренном статьями 8 ВК РФ и ФАП-23, не проходило. Следовательно, отсутствует предусмотренное законодательством подтверждение способности ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ (НИУ)» осуществлять надлежащую профессиональную подготовку авиационного персонала по утверждённым уполномоченным органам программам. При этом, наличие у ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ (НИУ)» лицензии на ведение образовательной деятельности не подменяет и не заменяет собой обязательность соблюдения требований воздушного законодательства в случае, если образовательная организация осуществляет подготовку специалистов авиационного персонала (пилотов).

Таким образом, ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ (НИУ)» не могло и не должно было осуществлять обучение специалистов авиационного персонала. Тот факт, что согласно приложению к указанному диплому административный истец во время обучения в ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ (НИУ)» прошел стажировку в АУЦ ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» на воздушных судах Р2002, Р2006, не подменяет собой обязанность лица пройти полный цикл обучения в сертифицированном авиационном учебном центре (пункт 3.2.3 раздела I ФАП-23).

Следовательно, в представленных для получения Ивановым Р.А. свидетельства авиационного персонала документах, а именно в копии диплома ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ (НИУ)» (серия 742400665038, регистрационный ) содержатся недостоверные сведения, под которыми понимается в данном случае отсутствие у образовательных учреждений полномочий на выдачу административному истцу документов об обучении авиационного персонала.

Кроме того, на основании п. 1 ст. 52 ВК РФ и приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 04.08.2015 № 240 «Об утверждении Перечня специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации» пилоты включены в перечень специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации, входящих в состав летного экипажа гражданской авиации.

Пунктом 2 ФАП-23 предусмотрено, что авиационный учебный центр - это образовательное учреждение дополнительного образования, имеющее сертификат и лицензию установленной формы, осуществляющее профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации авиационного персонала (то есть уже имеющих свидетельство авиационного персонала) в соответствии с законодательством Российской Федерации и ФАП-23. Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определённой работы, группы работ. Профессиональная переподготовка (переучивание) - этап процесса профессиональной подготовки, имеющий целью освоение новых типов воздушных судов, другой авиационной техники (авиационных работ).

В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие первоначальное обучение Иванова Р.А. как специалиста авиационного персонала гражданской авиации, в частности, как пилота гражданской авиации. Иванов Р.А. имеет высшее образование по специальности «эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения», квалификация «инженер», при этом ГОУВПО «Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов (военный иниститут»» Министерства обороны Российской Федерации обучение авиационного персонала гражданской авиации не осуществляет, сведения о том, что Иванов Р.А. прошел обучение по программе подготовки пилотов коммерческой авиации в одном из образовательных учреждений гражданской авиации Российской Федерации, перечисленных в пункте 2 распоряжения Федерального агентства воздушного транспорта от 2 августа 2006 года№ аю-241-р, материалы дела не содержат.

Таким образом, у административного истца отсутствовала соответствующая специальная подготовка, необходимая для получения свидетельства пилота коммерческой авиации, путем прохождения профессиональной переподготовки в рамках дополнительного образования.

Согласно п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии с ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Оценивая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что административным ответчиком доказан факт представления Ивановым Р.А. недостоверных сведений для выдачи свидетельств авиационного персонала.

В связи с чем, суд полагает, что административные исковые требования Иванова Р.А. о признании незаконным и отмене приказа Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта РФ (Росавиация) -П от Дата в части аннулирования свидетельства пилота коммерческой авиации III П от Дата, выданного Иванову Р.А., обязании внести изменения в Федеральную государственную информационную систему «Реестр выданных свидетельств авиационного персонала» об исключении записи об аннулировании свидетельства пилота коммерческой авиации III П от Дата, выданного Иванову Р.А. не подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.2 ч.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности, соблюдены ли сроки обращения в суд.

В силу ч.1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Оспариваемый приказ Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта РФ (Росавиации) вынесен Дата. Административное исковое заявление подано в суд Дата, таким образом, установленный ч.1 ст.219 КАС РФ процессуальный срок для обращения в суд административным истцом не пропущен.

Рассматривая требование административного истца о взыскании с административного ответчика судебных расходов, суд находит их не подлежащим удовлетворению, так как в удовлетворении основного требования отказано.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Иванова Романа Александровича к Федеральному агентству воздушного транспорта Министерства транспорта РФ (Росавиация), Министерству транспорта Российской Федерации о признании незаконным и отмене приказа Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта РФ (Росавиация) -П от Дата в части аннулирования свидетельства пилота коммерческой авиации III П от Дата, выданного Иванову Р.А., обязании внести изменения в Федеральную государственную информационную систему «Реестр выданных свидетельств авиационного персонала» об исключении записи об аннулировании свидетельства пилота коммерческой авиации III П от Дата, выданного Иванову Р.А., взыскании расходов по оплате услуг представителя в размере ........ - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения 09.07.2019.

Судья: О.А. Матвиенко