ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-479/16 от 19.02.2016 Калининского районного суда (Тверская область)

Дело № 2а-479/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 февраля 2016 года

Калининский районный суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Лазаревой М.А.,

при секретаре Попович Е.Н.,

с участием заместителя прокурора Калининского района Тверской области Гагариной М.А.,

рассмотрев в отрытом судебном заседании в городе Твери административное дело по иску Прокурора Калининского района Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Совету депутатов муниципального образования Калининского района Тверской области «городское поселение Васильевский Мох» о признании решения Совета депутатов муниципального образования Калининского района Тверской области «городское поселение Васильевский Мох» от ДД.ММ.ГГГГ «Об удалении в отставку Главы поселения муниципального образования городского поселения – поселок Васильевский Мох Калининского района Тверской области Фамилия И.О.» противоречащим закону и не действующим со дня его принятия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Калининского района Тверской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Совету депутатов муниципального образования Калининского района Тверской области «городское поселение Васильевский Мох» о признании решения Совета депутатов муниципального образования Калининского района Тверской области «городское поселение Васильевский Мох» от ДД.ММ.ГГГГ «Об удалении в отставку Главы поселения муниципального образования городского поселения – поселок Васильевский Мох Калининского района Тверской области Фамилия И. О..» противоречащим закону и не действующим со дня его принятия. В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ Советом депутатов муниципального образования Калининского района Тверской области «Васильевский Мох» принято решение , которым работа Главы пгт Васильевский Мох Фамилия И. О. признана неудовлетворительной полностью за 2013, 2014 года, Глава пгт Васильевский Мох Фамилия И. О. удалена в отставку с ДД.ММ.ГГГГ, заместитель Главы пгт Васильевский Мох Фамилия И. О.1 назначена временно исполняющей обязанности Главы пгт Васильевский Мох.

В качестве основания для удаления главы муниципального образования в отставку предусмотрена неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд. Принимая решение о неудовлетворительной оценке деятельности Фамилия И. О. за 2013 и 2014 годы, представительным органом муниципального образования не принято во внимание, что Фамилия И.О. является Главой пгт Васильевский Мох с ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, Фамилия И. О. не состоит в должности 2 полных года, и ее деятельность за 2013 год (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) не может быть подвергнута оценке как деятельность за полный год нахождения в должности. При принятии решения от ДД.ММ.ГГГГ Советом депутатов пгт Васильевский Мох был грубо нарушен порядок выдвижения инициативы удаления главы муниципального образовании в отставку.

В нарушение ч. 3 ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ инициатива депутатов об удалении Главы пгт Васильевский Мох в отставку не была выдвинута не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа, не была оформлена в виде обращения, внесенного вместе с проектом решения Совета депутатов об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы Глава пгт Васильевский Мох и Губернатор Тверской области не были уведомлены не позднее дня, следующего за днем внесения такого обращения в представительный орган муниципального образования.

Фактически вопрос об удалении Главы пгт Васильевский Мох в отставку не был включен в повестку дня внеочередной сессии Совета депутатов пгт Васильевский Мох. Рассмотрение инициативы депутатов об удалении главы муниципального образования в отставку было проведено без учета мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

В нарушение ч. 13 ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ при рассмотрении и принятии Советом депутатов пгт Васильевский Мох
решения об удалении главы муниципального образования в отставку не было
обеспечено заблаговременное получение Фамилия И. О. уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с
обращением депутатов представительного органа и с проектом решения об
удалении в отставку. Также Фамилия И. О. не была предоставлена возможность дать депутатам представительного органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удалении в отставку (в том числе по причине отсутствия конкретно сформулированных оснований признания ее деятельности неудовлетворительной).

Таким образом, решение Совета депутатов муниципального образования Калининского района Тверской области «городское поселение Васильевский Мох» от ДД.ММ.ГГГГ «Об удалении в отставку Главы поселения муниципального образования городского поселения - поселок Васильевский Мох Калининского района Тверской области Фамилия И. О..» принято с грубым нарушением порядка принятия такого решения, по своему содержанию полностью не соответствует требованиям закона.

Неправомерное удаление Главы муниципального образования «городское поселение Васильевский Мох» нарушает права и свободы неопределенного круга лиц – граждан, самостоятельно и под свою ответственность решающих непосредственно и через органы местного самоуправления вопросы местного значения, поскольку на территории муниципального образования «городское поселение Васильевский Мох» в настоящее время отсутствует законно избранный глава поселения, обладающий собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе по подписанию решений представительного органа местного самоуправления.

На основании изложенного административный истец просит: признать решение Совета депутатов муниципального образования Калининского района Тверской области «городское поселение Васильевский Мох» от ДД.ММ.ГГГГ «Об удалении в отставку Главы поселения муниципального образования городского поселения - поселок Васильевский Мох Калининского района Тверской области Фамилия И. О..» противоречащим закону и не действующим со дня его принятия; опубликовать сообщение о решении суда в газете «Ленинское знамя» после вступления его в законную силу.

В судебном заседании административный истец заместитель прокурора Калининского района Тверской области Гагарина М.А., поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика Совета депутатов городского поселения – поселок Васильевский Мох Тверской области Калининского района Фамилия И. О.2 возражала против удовлетворения заявленных требований в полном объеме.

В судебном заседании заинтересованное лицо Фамилия И. О.., поддержала заявленные требования в полном объеме, просила их удовлетворить, пояснила, что не присутствовала на внеочередном собрании Совета депутатов, на котором решался вопрос об удалении её, как Главы муниципального образования, в отставку. Инициатива об удалении в отставку в представительный орган вместе с проектом решения об удалении главы муниципального образования не вносилась.

Заинтересованные лица – Глава муниципального образования Калининского района Тверской области «городское поселение Васильевский Мох», администрация МО городское поселение – поселок Васильевский Мох Калининского района Тверской области, извещены о слушании дела надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направили, с ходатайством об отложении заседания не обращались.

Выслушав заместителя прокурора Калининского района Тверской области, представителя административного ответчика, заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 46 Конституции России гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

В соответствии с положениями ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Исходя из разъяснений, данных в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В соответствии с положениями п.1 ст.36
Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (далее- Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

В силу статьи 74.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", мерой публично-правовой ответственности главы муниципального образования, применяемой независимо от способа замещения им своей должности, является удаление его в отставку решением представительного органа муниципального образования, влекущим досрочное прекращение его полномочий.

Принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (п. 10 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Согласно ч. 1 ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта России).

Основаниями для удаления главы муниципального образования являются:

1) решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) наступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 75 настоящего федерального закона;

2) неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных настоящим федеральным законом, иными федеральными законами, уставом муниципального образования, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта РФ;

3) неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд.

4) несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами;

5) допущение главой муниципального образования, местной администрацией, иными органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования и подведомственными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, если это повлекло нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов.

Как следует из материалов дела, Фамилия И. О. была избрана на должность Главы городского поселения – поселок Васильевский Мох Калининского района Тверской области Решением Совета депутатов городского поселения – поселок Васильевский Мох Калининского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ за .

ДД.ММ.ГГГГ Решением внеочередного Совета депутатов городского поселения – поселок Васильевский Мох Калининского района Тверской области за , признана работа Главы поселения муниципального образования городского поселения – поселок Васильевский Мох Калининского района Тверской области Фамилия И. О. неудовлетворительной полностью за 2013, 2014 годы; Глава поселения муниципального образования городского поселения – поселок Васильевский Мох Калининского района Тверской области Фамилия И. О. удалена в отставку с ДД.ММ.ГГГГ; назначена временно исполняющей обязанности Главы поселения муниципального образования городского поселения – поселок Васильевский Мох Калининского района Тверской области заместитель главы поселения Фамилия И. О.1 до проведения выборов Главы поселения.

В соответствии с вышеуказанным Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" инициатива об удалении главы муниципального образования в отставку оформляется обращением и может быть выдвинута не менее чем 1/3 от установленной численности депутатов, вносится в представительный орган вместе с проектом решения об удалении главы муниципального образования, о чем уведомляются не позднее следующего дня за днем внесения обращения глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта РФ.

Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется представительным органом муниципального образования в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения.

Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается председателем представительного органа муниципального образования.

При рассмотрении и принятии представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку должны быть обеспечены:

1) заблаговременное получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку;

2) предоставление ему возможности дать депутатам представительного органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку.

В случае, если глава муниципального образования не согласен с решением представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, он вправе в письменном виде изложить свое особое мнение (ст.74.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Однако, суду не представлены доказательства соблюдения порядка принятия решения об удалении в отставку Главы поселения.

В материалах дела отсутствуют доказательства соблюдения порядкавыдвижения инициативы удаления Главы муниципального образования в отставку, суду не представлено, в том числе, что инициатива депутатов об удалении Главы пгт Васильевский Мох в отставку была оформлена в виде обращения, внесенного вместе с проектом решения Совета депутатов об удалении главы муниципального образования в отставку; о выдвижении данной инициативы Глава поселения и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации были уведомлены не позднее дня, следующего за днем внесения такого обращения в представительный орган муниципального образования.

Также административным ответчиком не представлены доказательства того, что вопрос об удалении Главы пгт Васильевский Мох в отставку был включен в повестку дня внеочередной сессии Совета депутатов пгт Васильевский Мох.

Согласно представленному ответу от ДД.ММ.ГГГГ, подписанному министром Фамилия И. О.3, на обращение на имя Губернатора Тверской области об удалении главы муниципального образования городское поселение – поселок Васильевский Мох Калининского района Тверской области Фамилия И. О. в отставку по основаниям, предусмотренным п.2 с.2 ст.74.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и по поручению Губернатора Тверской области Министерство по делам территориальных образований Тверской области сообщило следующее.

Ссылаясь на положения ст. 37, 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указало, что действующее законодательство закрепляет ряд гарантий за главой муниципального образования при решении вопроса о его удалении в отставку.

При рассмотрении данного вопроса должны обеспечиваться: заблаговременное получение главой муниципального образования уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания представительного органа, а также ознакомление с обращением депутатов представительного органа муниципального образования и проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку; предоставление главе муниципального образования возможности дать депутатам представительного органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку.

Однако, в данном обращении отсутствуют документально подтвержденные факты, свидетельствующие о фактическом самоустранении главы муниципального образования от исполнения своих полномочий, которые существенно затруднили либо сделали невозможным реализацию полномочий иных органов местного самоуправления, органов государственной власти, осуществление гражданами прав, свобод и несение ими обязанностей в сфере местного самоуправления.

В связи с вышеизложенным выразить мотивированное мнение об инициативе части депутатов Совета депутатов городского поселения – поселок Васильевский Мох Калининского района Тверской области об удалении главы муниципального образования городское поселение – поселок Васильевский Мох Калининского района Тверской области Фамилия И. О. в отставку не представляется возможным.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что рассмотрение инициативы депутатов об удалении главы муниципального образования в отставку было проведено без учета мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Также, при рассмотрении и принятии Советом депутатов пгт Васильевский Мох решения об удалении главы муниципального образования в отставку не было обеспечено получение Фамилия И. О. уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением депутатов представительного органа и с проектом решения об удалении в отставку. Также Фамилия И. О. не была предоставлена возможность дать депутатам представительного органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку.

Не представлен протокол внеочередного заседания Совета депутатов в подтверждение того, что за удаление в отставку проголосовало не менее 2/3 от установленной численности депутатов.

Административным истцом, в нарушение положений ст. 226 КАС РФ, не представлено доказательств соблюдения порядка оспариваемого решения.

Таки образом, принимая во внимание отсутствие доказательств соблюдения порядка процедуры удаления главы муниципального образования в отставку, суд находит заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

заявленные требования прокурора Калининского района Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать Решение внеочередного Совета депутатов муниципального образования Калининского района Тверской области «городское поселение Васильевский Мох» от ДД.ММ.ГГГГ «Об удалении в отставку Главы поселения муниципального образования городского поселения – поселок Васильевский Мох Калининского района Тверской области Фамилия И. О..» не законным, недействующим со дня его принятия.

Опубликовать сообщение о решении суда в газете «Ленинское знамя» после вступления его в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Калининский районный суд Тверской области.

Председательствующий: Лазарева М.А.

Мотивированное решение изготовлено 25 февраля 2016 года.