ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-47/18 от 18.06.2018 Шкотовского районного суда (Приморский край)

Дело № 2а-47/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Большой Камень 18 июня 2018 года

Шкотовский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Шамхаловой Т.М.,

при секретаре Литвиновой О.А.,

с участием старшего помощника Большекаменского межрайонного прокурора Суровой Л.Л.,

рассмотрев материалы административного дела по административному исковому заявлению Большекаменского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шкотовского муниципального района о возложении обязанности организовать в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу электроснабжение населения села Анисимовка Шкотовского района Приморского края в соответствии с требованиями ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических устройств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения» путем подключения электрических сетей, обеспечивающих электроснабжение бытовых потребителей, к источнику питания общего назначения, независимому от электрических сетей имеющих технологический характер и предназначенных для энергоснабжения объектов железнодорожного транспорта, заинтересованные лица – администрация Новонежинского сельского поселения Шкотовского муниципального района, ОАО «Российские железные дороги», ПАО «Дальневосточная энергетическая компания», ООО «Распределительные энергетические сети", АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания»,

установил:

Большекаменский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шкотовского муниципального района, указав в обоснование, что качество электрической энергии систем электроснабжения жителей <адрес> не соответствует нормам, установленным п. 4.2.2. ГОСТ 32144-2013 и п. 4.2.2. ФИО7 В соответствии с протоколом измерения величины напряжения от ДД.ММ.ГГГГ уровень напряжения по потребителям опускается до 164 В. На территории <адрес> единственной подстанцией является тяговая подстанция ОАО «РЖД», которая носит технологический характер и предназначена для энергоснабжения объектов железнодорожного транспорта, обеспечивающих перевозочный процесс, линия ДПР, от которой осуществляется электроснабжение потребителей, не является системой электроснабжения общего назначения, номинальное напряжение и их отклонения не подпадают под требования . Доведение качества электрической энергии до нормативного возможно несколькими способами, в том числе путем строительства электроподстанции, независимой от тяговой подстанции Владивостокской дистанции электроснабжения ОАО «РЖД»; проведения капитального ремонта; реконструкции, а также замены проводов малого сечения, так как сечение проводов существующей <данные изъяты> кВ не соответствует нагрузке, потребляемой жителями <адрес>, и приводит к большим потерям напряжения в линиях; проектирования новых электрических сетей. Прокурор, ссылаясь на п. 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяющей, что к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электроснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, просит, с учетом уточнения требований, обязать администрацию Шкотовского муниципального района в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать электроснабжение населения села <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических устройств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения» путем подключения электрических сетей, обеспечивающих электроснабжение бытовых потребителей, к источнику питания общего назначения, независимому от электрических сетей, имеющих технологический характер и предназначенных для энергоснабжения объектов железнодорожного транспорта.

В судебном заседании представитель Большекаменской межрайонной прокуратуры Сурова Л.Л. заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Представитель административного ответчика - администрации Шкотовского муниципального района на основании доверенности ФИО1 в судебном заседании с иском не согласилась по тем основаниям, что администрация муниципального района не является субъектом электроэнергетики, не наделена полномочиями в указанной сфере Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГг. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», не является ресурсоснабжающей организацией, в связи с чем не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность организаций для целей обеспечения подачи электроэнергии надлежащего качества на территории <адрес>. Администрацией Шкотовского муниципального района организовано электроснабжение в <адрес>, при этом орган местного самоуправления не вправе выполнять работы по технологическому присоединению потребителей <адрес> к электрическим сетям. Считает недопустимым возложение на муниципальные образования финансового обеспечения исполнения обязательств, вытекающих из статусных характеристик иных субъектов как самостоятельных участников гражданского оборота. За неоказание или ненадлежащее оказание услуг по передаче электрической энергии ответственность перед потребителем (покупателем) несет оказывающая такие услуги сетевая организация. Ссылается на положения статьи 26 Закона «Об электроэнергетике», в силу которой для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий. Названным Законом полномочия органов местного самоуправления в сфере электроэнергетики не установлены.

Представитель заинтересованного лица - ООО «Распределительные энергетические сети», извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился в судебное заседание; ранее в ходе разбирательства дела с административным иском прокурора согласился, пояснил суду, что сети для обслуживания ООО «РЭС» были переданы в плохом, аварийном состоянии, необходимо строительство новых сетей, линий 10 кВ и установка новых подстанций, поскольку реконструкция и модернизация старых сетей не приведет к улучшению качества электроэнергии.

Представитель администрации Новонежинского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица - ОАО «РЖД», извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил суду письменные пояснения и просил рассмотреть дело в его отсутствие; указал, что электроснабжение потребителей <адрес> в настоящее время осуществляется от линии ДПР напряжением 27,5 кВ тяговой подстанции Анисимовка, предназначенной для энергоснабжения объектов железнодорожного транспорта, обеспечивающих перевозочный процесс. В связи с увеличением интенсивности движения поездов на данном участке обслуживания происходит изменение уровня напряжения в контактной сети и линии ДПР 27,5 кВ. Контактная сеть и линии ДПР не являются системой электроснабжения общего назначения. Номинальные напряжения и их отклонения для электрических сетей с питанием от контактной сети и присоединяемых к ним источников и приемников электрической энергии не подпадают под требования ГОСТ 32144-2013. Согласно п. 2 приложения Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ, допускается изменение уровня напряжения в системе тягового электроснабжения в пределах от 21 кВ до 29 кВ, а в ряде случаев допускается величина напряжения 19 кВ, что приводит к постоянному изменению величины напряжения у бытовых потребителей (в ряде случаев до 160 В). Изменение уровня напряжения у бытовых потребителей напрямую зависит от изменения уровня напряжения в линии ДПР 27,5 кВ. Кроме того, для соблюдения требований безопасности при производстве работ на контактной сети существует необходимость отключения линии ДПР, что создает дополнительные перерывы электроснабжения потребителей. В целях организации надлежащего электроснабжения бытовых потребителей <адрес> необходимо произвести подключение электрических сетей, находящихся в муниципальной собственности и обеспечивающих электроснабжение бытовых потребителей к источнику питания общего назначения, независимому от электрических сетей, имеющих технологический характер и предназначенных для энергоснабжения объектов железнодорожного транспорта, обеспечивающих перевозочный процесс и безопасность движения поездов. Ссылается, что в силу п. 4 ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электроснабжения населения относится к вопросам местного значения муниципального района. Также указывает, что в настоящее время на тяговой подстанции <данные изъяты>» проводятся работы по техническому перевооружению оборудования тяговой подстанции, в том числе с заменой ошинковки напряжением <данные изъяты>, от которых получает электрическую энергию часть улиц <адрес>, но, с учетом того, что тяговая подстанция и отходящие линии электропередач имеют технологический характер и предназначены для электроснабжения объектов железнодорожного транспорта, и не являются электросистемой общего назначения, техническое перевооружение оборудования тяговой подстанции не повлияет на надежность и качество электроснабжения жителей <адрес>. В инвестиционный проект «Обновление устройств электроснабжения, участвующих в передаче электроэнергии» на ДД.ММ.ГГГГ годы по <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ проектирование строительства воздушной линии <данные изъяты><адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы запланировано строительство данной линии. В случае реализации данного инвестиционного проекта к ДД.ММ.ГГГГ у администрации Шкотовского муниципального района будет реальная возможность осуществить технологическое присоединение электрических сетей <адрес> к объектам электроснабжения общего назначения. Считает, что в настоящее время также существует возможность подключения электрических сетей <адрес> к системе электроснабжения общего назначения путем подачи заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям АО «ДРСК» по классу напряжения 110 кВ от линии <данные изъяты> либо от линии <данные изъяты>» с проектированием и монтажом понижающей трансформаторной подстанции <данные изъяты> в целях обеспечения надежного и качественного электроснабжения жителей <адрес>.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Публичное акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания»; определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованного лица привлечено АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» в лице филиала «Приморские электрические сети».

Представитель ПАО «Дальневосточная энергетическая компания»(ПАО «ДЭК») по доверенности ФИО2 поддержал заявленные прокурором требования, полагает, что законодательством именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации в границах Шкотовского района электроснабжения, а также согласно ст. 210 ГК РФ на администрацию муниципального района как на собственника возлагается обязанность содержать электрические сети в надлежащем состоянии.

Представитель АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания»(АО «ДРСК») на основании доверенности ФИО3 в судебном заседании полагала, что именно администрация Шкотовского муниципального района обязана организовать в границах муниципального района электроснабжение населения, проживающего в <адрес>, поскольку первоначальное техническое решение по организации электроснабжения населения, проживающего в <адрес> и подключению домов от технологических сетей ОАО «РЖД», было принято на уровне муниципального образования; электрические сети, от которых запитаны дома жителей <адрес> сельского поселения, потребляют электроэнергию <данные изъяты>, принадлежащей ОАО «РЖД». Согласно сообщению Владивостокской дистанции электроснабжения <данные изъяты> часть объектов(низковольтные сети 0,4кВ, высоковольтные сети 10 кВ, осуществляющие электроснабжение жилых домов <адрес>) получают электроснабжение от линии <данные изъяты> предназначенной для потребителей инфраструктуры железнодорожного транспорта и по своему назначению являющейся технологической линией, а часть объектов получает электроснабжение от фидера продольного электроснабжения <данные изъяты> тяговой подстанции «Анисимовка». <данные изъяты> неотъемлемой частью устройств контактной сети, и при производстве работ как на контактной сети, так и работ по модернизации и ремонту пути, продолжительность технологических окон для такого вида работ может составлять от 2 до 78 часов, что влияет на качество и надежность электроснабжения потребителей <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>» приобрело у <данные изъяты>» по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ следующее имущество: <данные изъяты>. от <данные изъяты>», <данные изъяты>, данные линии питаются от <данные изъяты>, в связи с чем АО «ДРСК» передает электрическую энергию ненадлежащего качества, полученную от ОАО «РЖД». Между АО «ДРСК» и ПАО «ДЭК» заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от ДД.ММ.ГГГГ, согласно п. <данные изъяты> договора ПАО «ДЭК» самостоятельно рассматривает и принимает решения по поступающим в его адрес претензиям владельцев энергопринимающих устройств в связи с нарушением электроснабжения; считает, что ПАО «ДЭК» как энергосбытовая организация самостоятельно несет ответственность перед потребителем за ненадлежащее энергоснабжение, в том числе перед жителями <адрес>, оплачивающими ПАО «ДЭК» услуги по электроснабжению согласно публичных договоров энергоснабжения. Также возражала против доводов ОАО «РЖД» о наличии возможности подключения электрических сетей <адрес> к альтернативному источнику электроснабжения путем подачи заявки на технологическое присоединение к электрически сетям АО «ДРСК», что, полагает, противоречит статье 26 ФЗ «Об электроэнергетике», определяющей, что технологическое присоединение к объектам энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии носит однократный характер.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

В силу п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения( п. 1 ст. 542 ГК РФ).

Как следует из материалов дела, по жалобам жителей <адрес> о ненадлежащем электроснабжении в <адрес> сельского поселения Шкотовского муниципального района Большекаменской межрайонной прокуратурой была проведена проверка, в ходе которой было установлено, что электрические сети <адрес> находятся в собственности Новонежинского сельского поселения Шкотовского муниципального района и обслуживаются ООО «Распределительные энергетические сети» на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с Законом Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «О разграничении объектов муниципальной собственности между сельскими поселениями Шкотовского муниципального района и Шкотовским муниципальным районом» объекты электросетевого хозяйства, расположенные в <адрес>, и находящиеся в пользовании ООО «Распределительные энергетические сети» на основании договора аренды, включены в реестр муниципальной собственности <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ.

Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между администрацией Новонежинского сельского поселения и администрацией Шкотовского муниципального района, осуществление полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе по организации в границах поселений электроснабжения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, переданы администрацией муниципального района администрации поселения.

Сетевой организацией, осуществившей технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей <адрес>, является <данные изъяты>

Согласно сообщению Владивостокской дистанции электроснабжения ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ низковольтные сети <данные изъяты> высоковольтные сети <данные изъяты>, осуществляющие электроснабжение жилых домов <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ году переданы в собственность администрации Новонежинского сельского поселения. При этом часть переданных объектов получает электроснабжение от линии <данные изъяты>, предназначенной для электроснабжения потребителей инфраструктуры железнодорожного транспорта и по своему назначению являющейся технологической линией, а часть объектов получает электроснабжение от фидера продольного электроснабжения <данные изъяты> тяговой подстанции «Анисимовка».

Линия ВЛ ДПР 27,5 кВ является неотъемлемой частью устройств контактной сети, в связи с чем, в целях соблюдения требований охраны труда и электробезопасности, существует необходимость в её отключении и заземлении при производстве работ как на контактной сети, так и работ по модернизации и ремонту пути, на весь период производства работ. Продолжительность технологических «окон» для производства данного вида работ может составлять от 2 до 78 часов.

Электроснабжение линии продольного электроснабжения <данные изъяты> осуществляется от <данные изъяты>», что, в свою очередь, также влияет на качество и надежность электроснабжения потребителей <адрес>.

Согласно сообщениям директора Департамента энергетики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заместителя Находкинского транспортного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, перебои в поставке электроэнергии в <адрес> и низкое качество уровня напряжения у потребителей вызваны ветхим состоянии объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территории <адрес>.

По информации администрации Новонежинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, для обеспечения бесперебойной и качественной услуги электроснабжения жителям <адрес> необходим капитальный ремонт и модернизация электросетевого хозяйства.

Из сообщения исполнительного директора ООО «РЭС» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что электрические сети, от которых запитаны дома частного сектора <адрес>, потребляют электроэнергию от <данные изъяты> подстанции «Анисимовка», принадлежащих ОАО «РЖД». Существующие сети перегружены, имеют большую протяженность, а потребляемая мощность увеличивается. При строительстве сетей не закладывался резерв мощности на отопление, так как предусматривалось печное отопление домов. Электрические сети нуждаются в модернизации. ООО «РЭС» был выполнен ряд первоочередных мероприятий по улучшению качества электроснабжения: перераспределение нагрузок по фазам, частичная замена вводов в жилые дома, однако данные мероприятия не обеспечили необходимый уровень напряжения у потребителей.

Протоколом измерения величины напряжения по потребителям от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным <данные изъяты>» по заказу ООО «РЭС», подтверждается факт снижения электроснабжения в жилых домах <адрес>

В дело также представлены результаты выполненных АО «ДРСК» измерений параметров качества электроэнергии в <данные изъяты>(ближняя) и (дальняя), электроснабжение которых осуществляется от технологических шин <данные изъяты> «Анисимовка-тяговая», зарегистрированных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно результатов, положительные отклонения напряжения превышают допустимые значения. Зафиксированы провалы и перенапряжения, превышения предельно допустимых значений коэффициента несимметрии напряжений по обратной последовательности. Основным назначением высоковольтной подстанции ОАО «РЖД» «Анисимовка-тяговая», является электроснабжение подвижного состава с резким изменением нагрузки, поэтому при существующей схеме электроснабжения ТП от шин 10кВ ПС «Анисимовка-тяговая», выполнять требования нормативных документов по качеству электроэнергии у потребителей в <адрес> не представляется возможным.

ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> договор оказания услуг по передаче электрической энергии(мощности), согласно п. 2.1 которого исполнитель(ОАО «РЖД») обязуется оказывать услуги по передаче электрической энергии(мощности) от точек приема и до точек поставки путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии(мощности) через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или на ином законном основании, а заказчик(АО «ДРСК») обязуется оплачивать эти услуги.

Согласно акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон от ДД.ММ.ГГГГ даты), перечислены точки присоединения- ДД.ММ.ГГГГ, источник питания(наименование питающих линий) - <данные изъяты> описание точки присоединения- <данные изъяты>» уровень напряжения- <данные изъяты> заявленная мощность – <данные изъяты>. У сторон на границе балансовой принадлежности находятся следующие технологически соединенные элементы электрической сети: <данные изъяты> сечением <данные изъяты>. Границы балансовой принадлежности между сетевой организацией(<данные изъяты> устанавливаются в ячейке <данные изъяты>/т» на токоведущих стрежнях проходных изоляторов в точках присоединения проводов <данные изъяты> «<данные изъяты> - принадлежность «<данные изъяты> – принадлежность «ДРСК».

ДД.ММ.ГГГГ между публичным акционерным обществом «Дальневосточная энергетическая компания»(гарантирующий поставщик) и акционерным обществом «Дальневосточная распределительная сетевая компания»(сетевая организация) заключен договор оказания услуги по передаче электрической энергии(мощности); в соответствии с п. 2.1 договора сетевая организация обязуется оказывать гарантирующему поставщику услуги по передаче до точек поставки, указанных в приложении к договору. Пунктом <данные изъяты> договора предусмотрено, что гарантирующий поставщик обязуется обеспечить поставку электроэнергии в объеме, обязательства по поставке которого потребителям принял на себя гарантирующий поставщик, в электрические сети для передачи потребителям путем приобретения электроэнергии на оптовом и розничном рынках электроэнергии, в том числе, у производителей электроэнергии и иных владельцев генерирующего оборудования. Согласно п. 3.3.1 договора, гарантирующий поставщик имеет право на получение электрической энергии, передаваемой по сетям сетевой организации и ССО, значениям показателей качества которой соответствуют установленным техническим регламентам и иным обязательным требованиям, включая ГОСТ 32144-2013. Сетевая организация обязуется обеспечить передачу электроэнергии, принятой в свою сеть, до точек поставки в пределах максимальной мощности(с учетом пропускной способности электрической сети), в соответствии с согласованными параметрами надежности, с учетом технологических характеристик энергопринимающих устройств. Качество передаваемой электроэнергии должно соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям(п. 3.4.1 договора). По условиям договора, сетевая организация несет ответственность за отклонение показателей качества от величин, установленных техническими регламентами и иным обязательным требованиям по вине сетевой организации( п. 9.4).

Плату за электроснабжение потребителям <адрес> начисляет и взимает ПАО «ДЭК».

В ДД.ММ.ГГГГ АО «ДРСК» приобрело у <данные изъяты> по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ в собственность следующее имущество: <данные изъяты>, данные линии питаются от <данные изъяты> «<данные изъяты>», что подтверждается представленной в дело схемой электроснабжения <адрес>.

В письменных пояснениях ОАО «РЖД» указано, что электроснабжение потребителей <адрес> в настоящее время осуществляется от линии <данные изъяты> напряжением <данные изъяты> кВ тяговой подстанции Анисимовка, предназначенной для энергоснабжения объектов железнодорожного транспорта, обеспечивающих перевозочный процесс. В связи с увеличением интенсивности движения поездов на данном участке обслуживания происходит изменение уровня напряжения в контактной сети и линии <данные изъяты> Контактная сеть и линии ДПР не являются системой электроснабжения общего назначения.

Из содержания административного иска следует, что качество электрической энергии систем электроснабжения жителей <адрес> не соответствует установленным нормам - ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических устройств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения».

Ссылаясь на положения п. 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», прокурор заявил о возложении обязанности на администрацию Шкотовского муниципального района организовать электроснабжение населения <адрес>, путем подключения электрических сетей, обеспечивающих электроснабжение бытовых потребителей, к источнику питания общего назначения, независимому от электрических сетей имеющих технологический характер и предназначенных для энергоснабжения объектов железнодорожного транспорта.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления.

В силу статьи 26 Закона «Об электроэнергетике», для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.

В дело административным ответчиком представлено письмо Департамента энергетики Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное администрации Шкотовского муниципального района, из содержания этого письма следует, что для решения вопроса качественного и бесперебойного электроснабжения населения <адрес>, департаментом энергетики Приморского края издан приказ от ДД.ММ.ГГГГпр-61 «Об утверждении инвестиционной программы ООО «Распределительные электрические сети» на ДД.ММ.ГГГГ, данная программа предусматривает мероприятия по реконструкции электрических сетей на сумму <данные изъяты>. руб. в ДД.ММ.ГГГГ

Судом установлено, что в настоящее время на тяговой подстанции <данные изъяты>» проводятся работы по техническому перевооружению оборудования тяговой подстанции, в том числе с заменой ошинковки напряжением <данные изъяты>, от которых получает электрическую энергию часть улиц <адрес>, но, с учетом того, что тяговая подстанция и отходящие линии электропередач имеют технологический характер и предназначены для электроснабжения объектов железнодорожного транспорта, и не являются электросистемой общего назначения, техническое перевооружение оборудования тяговой подстанции не повлияет на надежность и качество электроснабжения жителей <адрес>.

Между тем, из сообщения и.о. начальника Владивостокской дистанции электроснабжения Дальневосточной дирекции по энергообеспечению Трансэнерго - филиала ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ, а также письменных пояснений по делу представителя ОАО «РЖД» следует, что в инвестиционный проект «Обновление устройств электроснабжения, участвующих в передаче электроэнергии» на ДД.ММ.ГГГГ годы по Дальневосточной дирекции по энергообеспечению включено на ДД.ММ.ГГГГ проектирование строительства воздушной линии <данные изъяты>, на ДД.ММ.ГГГГ годы запланировано строительство данной линии. Представитель ОАО «РЖД» указывает, что в случае реализации данного инвестиционного проекта к ДД.ММ.ГГГГ у администрации Шкотовского муниципального района будет реальная возможность осуществить технологическое присоединение электрических сетей <адрес> к объектам электроснабжения общего назначения.

Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на то, что содержание термина "организация", используемого в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при определении вопросов местного значения, должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования и что в любом случае этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П). В противном случае допускалась бы как возможность произвольного возложения на муниципальные образования публично-правовых обязательств, так и возможность выхода самих муниципальных образований за пределы своей компетенции и тем самым - вмешательства в вопросы, относящиеся к предметам ведения и полномочиям иных публично-правовых образований.

По общему правилу, недопустимо возложение на муниципальные образования финансового обеспечения исполнения обязательств, вытекающих из статусных характеристик иных субъектов как самостоятельных участников гражданского оборота, а также отношений природопользования( Постановление КС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 26-П).

Оценив доводы сторон и представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора о возложении обязанности на администрацию Шкотовского муниципального района организовать электроснабжение населения <адрес>, удовлетворению не подлежат, поскольку администрация муниципального района не является субъектом электроэнергетики, администрация обеспечила передачу электрических сетей специализированной организации, которая осуществляет их эксплуатацию.

Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 861, на сетевую организацию возлагается не только обязанность по осуществлению собственно мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целого ряда подготовительных мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, включая усиление существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 227, 177 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Большекаменского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Шкотовского муниципального района о возложении обязанности организовать электроснабжение населения села <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических устройств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения» путем подключения электрических сетей, обеспечивающих электроснабжение бытовых потребителей, к источнику питания общего назначения, независимому от электрических сетей имеющих технологический характер и предназначенных для энергоснабжения объектов железнодорожного транспорта - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме - ДД.ММ.ГГГГ, с подачей апелляционной жалобы через Шкотовский районный суд. С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться с ДД.ММ.ГГГГ. Срок обжалования – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Т.М. Шамхалова