ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-47/19 от 15.01.2019 Карымского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2а-47/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 января 2019 года пгт.Карымское

Карымский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Никитиной Т.П.,

при секретаре Изюмовой Н.С.,

с участием:

административного истца старшего помощника прокурора

Карымского района Забайкальского края Халецкой Ю.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Карымского района Забайкальского края О.В. Власова, в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к Администрации городского поселения «Карымское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Карымского района Забайкальского края, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Карымский районный суд Забайкальского края с названным заявлением, требования которого мотивированы следующим. В ходе прокурорской проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на территории городского поселения «Карымское» МР «Карымский район» Забайкальского края имеются несанкционированные свалки твердых бытовых отходов в виде бытового мусора, строительных отходов, а именно пластиковых и стеклянных бутылок, полиэтиленовых пакетов, картонных коробок и пр. по адресам: в русле ручья «Индуржинка» под мостом, находящимся вблизи <адрес> в <адрес>; на земельном участке, расположенном вблизи жилого <адрес> в <адрес>; на склоне холма напротив <адрес> в <адрес>; вдоль проселочной дороги, за территорией ФГКУ комбината «Байкал» Росрезерва, расположенного по адресу: <адрес>; вдоль проселочной дороги за жилыми домами № по <адрес> в <адрес>. Просит признать бездействие администрации городского поселения «Карымское» муниципального района «<адрес>» <адрес>, выразившееся в неисполнении законодательства в части уборки несанкционированной свалки на территории городского поселения «Карымское», незаконным. Обязать административного ответчика ликвидировать несанкционированные свалки на территории городского поселения «Карымское», расположенных по адресам: в русле ручья «Индуржинка» под мостом, находящимся вблизи <адрес> в <адрес>; на земельном участке, расположенном вблизи жилого <адрес> в <адрес>; на склоне холма напротив <адрес> в <адрес>; вдоль проселочной дороги, за территорией ФГКУ комбината «Байкал» Росрезерва, расположенного по адресу: <адрес>. Позже административный истец уточнил требования, дополнив их требованием в части возложения обязанности ликвидировать несанкционированные свалки на территории городского поселения «Карымское» также вдоль проселочной дороги за жилыми домами № по <адрес> в <адрес> (л.д. 3-5, 24-25).

В правовое обоснование ссылается на ст.51 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.22 ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.65 Водного кодекса РФ, ст.13 Земельного кодекса РФ, Положение о рекультивации земель от 22.12.1995 №525/67, п.7 ч.1 ст.15 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Представитель административного истца старший помощник прокурора Карымского района Забайкальского края Халецкая Ю.Д. в судебном заседании требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Администрации городского поселения «Карымское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края, Захаркин В.В., в судебном заседании не возражал против заявляемых истцом обстоятельств, не отрицая факта несанкционированных свалок и их размещение на территории поселения, заявил о продлении срока исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ, ввиду климатических условий.

Исследовав материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В данном случае, иск прокурора затрагивает права лиц, численный состав которых определить невозможно.

Бездействие администрации поселения по выполнению соответствующих действий, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», является основанием для его обжалования в порядке, предусмотренном ч.4 ст.218 гл. 22 КАС РФ.

Прокурор обратился в суд с указанными требования, поскольку выявлены нарушения прав неопределенного круга лиц, на охрану жизни и здоровья, наличие которых стало возможным ввиду не исполнения возложенных на администрацию поселения обязанностей по соблюдению требования законодательства в сфере охраны окружающей среды, допущено бездействие.

Статьями 41, 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено и гарантировано право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Из преамбулы к указанному Федеральному закону следует, что указанный Закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Одним из принципов хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, является обязательность их участия в деятельности по охране окружающей среды (статья 3 Закона).

Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральный закон от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Статьей 6 этого же Федерального закона от 24.06.1998 установлено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, а в силу пункта 2 статьи 8 к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.

Проверкой прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что по адресам в <адрес>: русло ручья «Индуржинка» под мостом, находящимся вблизи <адрес>; на земельном участке, расположенном вблизи жилого <адрес>; на склоне холма напротив <адрес>; вдоль проселочной дороги, за территорией ФГКУ комбината «Байкал» Росрезерва, расположенного по адресу: <адрес>; вдоль проселочной дороги за жилыми домами № по <адрес>, расположены несанкционированные свалки, куда местным населением производится размещение отходов производства и потребления в виде стеклянных банок, пластиковых бутылок, картонных коробок, одежды, бытовой техники, полиэтиленовых пакетов, прочего бытового мусора, ввозимого с территории населенного пункта. Свалка находится на территориях городского поселения «Карымское» МР «Карымский район» Забайкальского края.

Данные обстоятельства подтверждаются: актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицей, из которых следует факт несанкционированной свалки. Выявленные площадки складирования отходов заполнены пластмассовыми и стеклянными банками, бутылками, бумагой, полиэтиленом, пластмассой, пищевыми отходами и прочими отходами.

Обстоятельствами, имеющими значение для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на конкретное лицо, является установление собственника данных отходов, статуса земельного участка, где обнаружен бытовой мусор, соответствует ли складирование мусора разрешенному виду использования земельного участка, связано ли складирование отходов с оборотом бытовых отходов либо "ликвидация" несанкционированной свалки направлена на устранение нарушений экологических, санитарных и иных требований.

Согласно пункта 7.8 ГОСТа 30772-2001, собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (Примечание к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001).

По сообщению администрации городского поселения, последнее не располагает сведениями о лицах, виновных в возникновении несанкционированных свалок, о собственниках, размещающих отходы на несанкционированных свалках по заявленным в иске прокурора адресам, ввиду чего меры административного характера не предпринимались, предписания не выдавались (л.д.31).

При рассмотрении дела установлено из сведений предоставленных административным ответчиком и пояснений его представителя в судебном заседании, что земельные участки, где расположены несанкционированные свалки, являются землями населенных пунктов, находятся в государственной собственности с неразграниченным правом, не предназначены для размещения на них свалок.

Распоряжением администрации поселения от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок городскому поселению под устройство санкционированной свалки площадью 65000 кв.м. с кадастровым номером (л.д.36).

По сведениям Росреестра, на территории городского поселения «Карымское» имеется земельный участок под устройство санкционированной свалки, площадью 141400 кв.м. с кадастровым номером (л.д.35).

Обстоятельств размещения мусора по заявленным истцом адресам на землях относящихся к границам земельного участка, выделенного городскому поселению для организации санкционированной свалки, не установлено.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В силу части второй статьи 21 и части первой статьи 22 указанного Закона содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из системного толкования приведенных положений действующего законодательства следует, что они имеют целью обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Учитывая изложенное, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению, так как установлен факт неправомерного бездействия органа местного самоуправления, поскольку на протяжении длительного периода времени на обозначенной территории расположены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов.

При этом, исчерпывающие меры по недопущению (предупреждению) возникновения несанкционированных свалок отходов (путем выделения специальных площадок для контейнеров с соблюдением установленных санитарных и иных правил размещения этих площадок в местах возникновения несанкционированных свалок или прилегающих территориях, путем регулирования графика движения специального автотранспорта, осуществляющего сбор и вывоз отходов от населения, либо путем принятия других организационных мер) Администрацией городского поселения «Карымское», не принимались.

В части второй статьи 78 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрена возможность возмещения вреда окружающей среде посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.

Ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей Администрацией ГП «Карымское» по очистке территории поселения от отходов приводит к ухудшению экологической обстановки на территории поселения и муниципального образования и создает угрозу причинения вреда окружающей среде, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц - граждан РФ, в связи с чем на указанного ответчика должна быть возложена обязанность по ликвидации свалки.

Вопросы организации мероприятий по охране окружающей среды в границах поселения, а также сбор, вывоз, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов относятся к безусловной компетенции муниципального образования, в данном случае городскому поселению «Карымское», при этом выбор способа осуществления данной обязанности (делегирование полномочий, за счет собственных сил и средств и пр.) является правом городского поселения, в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) законодательно предусмотренной обязанности по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора ответственность несет именно орган местного самоуправления.

Организация данной работы и ответственность за ее надлежащее выполнение возложена на орган местного самоуправления, Администрацию городского поселения «Карымское», то есть спорные действия могут быть совершены только административным ответчиком, судом устанавливается в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая существо выявленных нарушений, напрямую связанных с охраной окружающей среды, факт наличия несанкционированных свалок, принимая во внимание, что неисполнение органом местного самоуправления требований законодательства в области обеспечения охраны окружающей среды, создает угрозу нарушения прав граждан на охрану здоровья, суд, учитывая мнение истца, ответчика и климатические условия Забайкальского края, находит необходимым установить срок исполнения обязанности ответчиком по ДД.ММ.ГГГГ, как достаточным и необходимым для устранения заявленных нарушений.

Увеличение срока исполнения решения суда будет нецелесообразным.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административный иск прокурора Карымского района Забайкальского края, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Карымское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края, выразившееся в неисполнении законодательства в части ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов на территории городского поселения «Карымское», незаконным.

Обязать администрацию городского поселения «Карымское» Карымского района Забайкальского края в срок по ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированные свалки на территории городского поселения «Карымское»: в русле ручья «Майдара» под мостом, находящимся вблизи <адрес>; на земельном участке, расположенном вблизи жилого <адрес>; на склоне холма напротив <адрес>; вдоль проселочной дороги, за территорией ФГКУ комбината «Байкал» Росрезерва, расположенного по <адрес>; вдоль проселочной дороги за жилыми домами № по <адрес>.

Административному ответчику необходимо сообщить об исполнении решения по данному административному делу административному истцу, в течение 10 дней.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Карымский районный суд Забайкальского края.

Судья Т.П. Никитина

Дело № 2а-47/2019