Дело № 2а-47/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Вохма 25 марта 2019 года
Вохомский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Дудиной Г.И.,
при секретере Дворецкой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Вохомского муниципального района Костромской области к межрайонному отделу судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП по Костромской области, отделу судебных приставов по Вохомскому и Октябрьскому районам УФССП по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству о возложении обязанности предоставить жилое помещение ССС,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Вохомского муниципального района Костромской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к межрайонному отделу судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП по Костромской области, отделу судебных приставов по Вохомскому и Октябрьскому районам УФССП по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора. Требования мотивированы тем, что судебным приставом-исполнителем ОСП по Вохомскому и Октябрьскому районам 19.10.2018 г. в отношении администрации района было возбуждено исполнительное производство №-ИП о возложении обязанности предоставить ССС благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение специализированного жилищного фонда. Постановление о возбуждении исполнительного производства было получено администрацией района 06.11.2018 г., срок для исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен 5 дней с момента получения копии постановления, т.е. до 11,11.2018 г. В связи с тем, что в установленный срок администрация района не исполнила требования исполнительного документа в добровольном порядке, 14.12.2018 г. заместителем старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Удаловой Е.А. было вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Администрация Вохомского муниципального района считает, что в течение установленного 5-дневного срока реальное исполнение решения суда о предоставлении ССС жилого помещения практически было невозможно в связи с отсутствием необходимых средств в районном бюджете, не поступлением к указанному сроку в необходимом размере субвенций из бюджета области и необходимостью соблюдения процедуры приобретения жилого помещения, установленного Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Сроки проведения аукционных процедур, процедур государственной регистрации права муниципальной собственности на приобретенное жилое помещение, перевода жилья в специализированный жилищный фонд занимают не менее 3-4 месяцев. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями имеют право на финансовое обеспечение переданных им полномочий за счет субвенций из областного бюджета. Законом Костромской области от 15.12.2017 г. № 325-6-ЗКО «Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» Вохомскому муниципальному району на указанные цели в 2018 г. были предусмотрены субвенции в размере 1 968 700 рублей, которые поступили в бюджет района 14.08.2018 г. в сумме 1000020 рублей, 16.08.2018 г. в сумме 460000 рублей и 24.12.2018 г. в сумме 463969 рублей 20 копеек. Исполнительский сбор является санкцией штрафного характера и может применяться при наличии виновного бездействия должника при исполнении решения суда, что не было учтено при взыскании исполнительского сбора. Администрацией района принимались все зависящие от неё меры: направлялся запрос в департамент строительства Костромской области о потребности в денежных средствах, в июне и августе 2018 г. проводились электронные аукционы на приобретение жилых помещений для детей-сирот, в июле и сентябре 2018 г. заключены муниципальные контракты на приобретение жилых помещений. Поскольку все меры для надлежащего исполнения обязательства администрацией района были предприняты, и вины должника в несвоевременном исполнении решения суда не имеется, администрация района просит освободить её от взыскания исполнительского сбора.
К участию в рассмотрении дела в качестве соответчиков судом привлечены УФССП по Костромской области, заместитель старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП по Костромской области Удалова Е.А.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Зайцев А.Н. административное исковое заявление поддержал и пояснил, что в 2018 г. администрации района необходимо было исполнить 6 решений Вохомского районного суда о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений: 3 решения, вынесенных в 2017 г., и 3 решения, вынесенных в 2018 г. Решение суда о предоставлении квартиры ССС было пятым по очереди, вступило в законную силу в июле 2018 г. Свободных жилых помещений у администрации района не имеется и не имелось в течение года. Собственными денежными средствами на эти цели администрация района не располагает, решения суда исполняются на средства субвенций, поступающих из бюджета области. В 2018 г. на эти цели району из бюджета области было выделено около 2 млн. рублей, которые поступили в бюджет района частями: основная часть в августе 2018 г. и остальные в декабре 2018 г. На указанные средства было приобретено 4 квартиры. Постановление о возбуждении исполнительного производства о предоставлении жилого помещения ССС администрацией района было получено 06.11.2018 г. На этот момент свободной квартиры, которую можно было бы ему предоставить, не имелось, т.к. приобретенные квартиры подлежали предоставлению сиротам, решения в отношении которых были вынесены ранее. Одна из них уже была предоставлена ГГГ, а также необходимо было предоставить квартиры ЕЕЕ, ДДД, МММ Исполнить решение суда в 5-дневный срок администрация района не имела реальной возможности как в связи с отсутствием квартиры и денежных средств на её приобретение, так и в связи с необходимостью соблюдения процедуры приобретения жилых помещений, установленной ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что требует существенных временных затрат. До вступления решения суда в отношении ССС в законную силу администрацией района 04.07.2018 г. была сделана заявка в департамент строительства Костромской области на выделение дополнительных субвенций району на приобретение жилого помещения для ССС, в удовлетворении которой было отказано. Считает, что вины администрации района в неисполнении в установленный срок решения суда не имеется.
Представители административных ответчиков: межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам, УФССП по Костромской области, заместитель старшего судебного пристава МОСП по ОВИП Удалова Е.А. в судебное заседание не прибыли, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Представитель отдела судебных приставов по Вохомскому и Октябрьскому районам УФССП по Костромской области в суд не прибыл, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав административного истца, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 11 ст. 30 ФЗ от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно требований ст. 112 Закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа(ч. 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств(ч.2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае исполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей(ч. 3).
В силу части 6 данной статьи должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора(ч. 7 ст. 112 Закона).
Основания ответственности за нарушение обязательства предусмотрены в положениях статьи 401 Гражданского кодекса РФ, которыми определено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (пункт 1).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2).
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (пункт 3).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы ( пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 г. № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения(статьи 49,50,52-54,55 Конституции РФ).
По смыслу приведенных норм и разъяснений, освобождение в данном случае должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа, поскольку в правоотношениях по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями администрация Вохомского муниципального района не выступает как субъект предпринимательской деятельности, т.к. не осуществляет при этом хозяйственную деятельность, направленную на извлечение прибыли.
Законом Костромской области от 29.12.2014 г. № 620-5-ЗКО( в ред. от 25.12.2015 г. № 45-6-ЗКО) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» органы местного самоуправления муниципальных районов наделены государственными полномочиями Костромской области, в частности, по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; принятию решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет(статья 3).
Согласно ст. ст. 4 и 5 данного Закона при осуществлении переданных государственных полномочий органы местного самоуправления имеют право на финансовое обеспечение переданных государственных полномочий за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов (городских округов) Костромской области субвенций из областного бюджета, а органы государственной власти Костромской области обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления из областного бюджета финансовых средств в виде субвенций.
Таким образом, передача полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот осуществлена с одновременным их финансированием, т.е. исполнение государственных полномочий органами местного самоуправления возможно при условии надлежащего финансирования переданных полномочий.
В соответствии с постановлением администрации Костромской области от 14.04.2015 г. № 142-а «Об утверждении порядка предоставления и учета средств субвенций бюджетам муниципальных районов(городских округов) Костромской области на осуществление государственных полномочий Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» главным распорядителем средств областного бюджета, предоставляемых в виде субвенций, является департамент строительства Костромской области.
Судом установлено следующее.
Решением Вохомского районного суда Костромской области от 14.06.2018 г. на администрацию Вохомского муниципального района возложена обязанность предоставить ССС на территории Вохомского муниципального района Костромской области благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения. Решение суда вступило в законную силу 17.07.2018 г.(л.д.59-62).
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Вохомскому и Октябрьскому районам УФССП по Костромской области от 19.10.2018 г. в отношении администрации Вохомского муниципального района было возбуждено исполнительное производство №-ИП, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления. Также должник предупрежден о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в случае неисполнения исполнительного документа в установленный срок и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств(л.д.7).
С учетом того, что данное постановление получено должником 06.11.2018 г., установленный 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, истекал 11.11.2018 г.
19.10.2018 г. исполнительное производство было передано для исполнения в МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП по Костромской области(л.д.71).
В связи с неисполнением в установленный срок требований исполнительного документа 14.12.2018 г. заместителем старшего судебного пристава межрайонного ОСП по особо важным исполнительным производствам Удаловой Е.А. было вынесено постановление о взыскании с администрации Вохомского муниципального района исполнительского сбора в размере 50 000 рублей(л.д.6).
В соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ бюджетный процесс организован таким образом, что выделение бюджетных средств выделяется строго в соответствии со статьями экономической классификации расходов бюджета.
Администрация Вохомского муниципального района является бюджетной организацией, финансируемой из средств бюджета в соответствии с бюджетной классификацией на соответствующий год. Бюджет района является дотационным, необходимых средств для приобретения жилых помещений для детей-сирот по состоянию на 06.11.2018 г. он не имел, дефицит бюджета на 01.11.2018 г. составлял 4684,9 тыс. рублей(л.д. 8, 72). Нецелевое использование денежных средств влечет привлечение организации к установленной законом ответственности.
В соответствии с Законом Костромской области от 15.12.2017 г. № 325-6-ЗКО «Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» на 2018 г. Вохомскому муниципальному району из бюджета области было предусмотрено выделение субвенций на осуществление полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в размере 1 968 700 рублей. Во исполнение указанного Закона денежные средства поступили в бюджет Вохомского муниципального района: 14.08.2018 г. в сумме 1 000 020 рублей, 16.08.2018 г.- в сумме 460 000 рублей, 24.12.2018 г.- в сумме 463 969 рублей 20 копеек, что подтверждается платежными поручениями(л.д.12-14).
Указанные денежные средства в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в течение 2018 года были полностью израсходованы на приобретение для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 4-х квартир, что подтверждается протоколами рассмотрения и оценки котировочных заявок на участие в запросе котировок на приобретение жилых помещений(л.д.38-40), итоговыми протоколами проведения запроса предложений(л.д.34-37), актами приема-передачи жилых помещений (л.д.21-30), платежными поручениями о перечислении продавцам денежных средств(л.д.15-20).
В 2018 г. администрации района было необходимо исполнить 6 решений Вохомского районного суда о предоставлении жилых помещений лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей: ГГГ, ЕЕЕ, ДДД(решения вступили в законную силу в 2017 г.), МММ(решение вступило в законную силу в апреле 2018 г.), ССС (решение вступило в законную силу в июле 2018 г.) и ППП(решение вступило в законную силу в сентябре 2018 г.)(л.д.45-65).
По состоянию на 06.11.2018 г. все приобретенные 4 квартиры были приняты в собственность муниципального района, одна из них была предоставлена 09.10.2018 г. ГГГ(л.д.33). Несмотря на наличие в распоряжении администрации на указанную дату 3-х квартир, они согласно имеющейся очередности, подлежали предоставлению ЕЕЕ, ДДД и МММ; решение суда в отношении ППП было принято позднее.
Приобретение жилых помещений администрацией района осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» путем запроса котировок и путем проведения запроса предложений.
Согласно ч. 2 ст. 72 Закона заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в соответствии с положениями настоящего параграфа при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 74 данного Закона заказчик обязан разместить в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок.
Согласно ч. 13 ст. 78 Закона контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола.
Согласно требований ст. 83 Закона заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в случае осуществления закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у физических лиц, являющихся собственниками этих жилых помещений(п. 11 ч. 2). Извещение о проведении запроса предложений размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее чем за пять дней до даты проведения такого запроса(ч.3). Вскрытие конвертов с окончательными предложениями осуществляется на следующий рабочий день после даты завершения проведения запроса предложений и фиксируется в итоговом протоколе(ч.15). Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса предложений и окончательным предложением победителя запроса предложений, не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола(ч.17).
Таким образом, порядок, установленный этим Законом и не зависящий от воли администрации Вохомского муниципального района, уже не предусматривает возможности исполнить решение суда в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства 5-дневный срок. Не учтены также сроки государственной регистрации приобретенного недвижимого имущества.
Вместе с тем, администрация района принимала возможные меры для надлежащего исполнения обязательства, установленного решением суда. Так, после вынесения решения суда в отношении ССС, но до вступления его в законную силу 04.07.2018 г. администрацией района была сделана заявка в департамент строительства Костромской области на предоставление дополнительных субвенций району для предоставления жилого помещения ССС(л.д.9), в удовлетворении которой было отказано(л.д.10-11).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что администрация Вохомского муниципального района не уклонялась от исполнения решения суда, в предоставленный срок реально исполнить решение суда не могла вследствие объективных причин, вызванных не только отсутствием собственных денежных средств и необходимого финансирования из бюджета области, но и необходимостью соблюдения требований, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», влекущих значительные временные затраты, при этом должником предпринимались зависящие от него меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе. Виновные действия в неисполнении в срок исполнительного документа, дающие основания для взыскания исполнительного сбора, со стороны администрации Вохомского муниципального района отсутствуют, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление администрации Вохомского муниципального района Костромской области удовлетворить.
Освободить администрацию Вохомского муниципального района Костромской области от взыскания исполнительского сбора на основании постановления заместителя начальника отдела- заместителя старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП по Костромской области Удаловой Е.А. от 14.12.2018 г. по исполнительному производству №-ИП о возложении обязанности предоставить жилое помещение ССС.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Вохомский районный суд Костромской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: подпись
Г.И.Дудина
Решение в окончательной форме принято 26.03.2019 года