ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-47/20 от 10.12.2020 Хилокского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2а-47/2020

УИД 75RS0022-01-2020-000687-08

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 декабря 2020 года г. Хилок,Забайкальский край

Хилокский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Алтынниковой Е.М.

при секретаре Михайловой М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Хилокского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Городской ремонтно-эксплуатационный центр» о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора <адрес> обратился с вышеуказанным административным иском в суд, мотивируя тем, что прокуратурой района осуществлен надзор за соблюдением прав граждан в период отопительного сезона 2020-2021 годов, в результате которого установлено, что запас топлива на котельных муниципального унитарного предприятия «Городской ремонтно-эксплуатационный центр» (далее МУП «ГРЭЦ») не отвечает установленным законодательством нормативам, что создает угрозу массового нарушения прав граждан, срыва отопительного сезона 2020-20201 годов. ДД.ММ.ГГГГ администрацией городского поселения «Хилокское» принято распоряжение о передаче МУП «ГРЭЦ» муниципального имущества.Согласно Перечню имущества, передаваемого МУП «ГРЭЦ» переданы здание котельной МБДОУ детский сад (<адрес>), МБОУ СОШ (<адрес>), МБОУ СОШ (<адрес>), инженерное оборудование, наружные тепловые сети. МУП «ГРЭЦ» приняло на себя обязательства по организации осуществления производства. Передачи и распределения тепловой энергии, горячего водоснабжения населению, социально-значимым объектам, при этом несет ответственность за допущенное нарушение требований технических регламентов, иных обязательных требований.

Из объяснения директора МУП «ГРЭЦ»ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что МУП «ГРЭЦ»оказывает услуги теплоснабжения и водоснабжения эксплуатирует 3 котельных в <адрес>, в частности: котельные МБОУ СОШ , , детского сада <адрес>, отапливает многоквартирные дома по адресу: <адрес> и 22, школы , , детский сад , аптеку (филиал центральной аптеки ). По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ запас угля на котельных составляет 10 тонн, расход угля 2,598 тонн в сутки, то есть имеется запас на 3 суток.Заключенного договора на поставку топлива не имеется.

Ссылаясь на ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ; 184-ФЗ «О техническом регулировании», п. 4.1.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ, п.п.2,3, 20 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, утвержденного Приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ, указал, что поставка топлива на котельные <адрес>, эксплуатируемые МУП «ГРЭЦ» осуществляется автомобильным транспортом, в ходе проверки установлено, что неснижаемый нормативный запас топлива на 7 суток МУП «ГРЭЦ» не обеспечен, что существенно нарушает права и законные интересы на теплоснабжение неопределенного круга лиц. Данное обстоятельство влечет за собой нарушение права потребителей, учащихся МБОУ СОШ и , воспитанников детского сада <адрес>, жителей многоквартирных домов по адресу: <адрес> и 22. Просит суд, обязать МУП «ГРЭЦ» обеспечить 7-суточный неснижаемый нормативный запас топлива на котельных: МБДОУ детский сад по адресу: <адрес>; МБОУ СОШ по адресу: <адрес>; МБОУ СОШ по адресу: <адрес> в течение всего отопительного сезона 2020-2021 годов. В случае удовлетворения исковых требований решение суда обратить к немедленному исполнению.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора района Тищенко ОВ исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика МУП «ГРЭЦ»и.о.директораБЕВ, действующая на основании прав по должности, в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора не согласна, пояснила, что на день рассмотрения дела на котельных, обслуживаемых МУП «ГРЭЦ» имеется запас топлива, поддерживается. Потребление угля в сентябре 2020 года составило 417,48 тонн, вывезено по Договору поставки угля 300,0 тонн. Кроме того, в сентябре уголь брали в долг у ООО «ГРЭЦ». Источником финансирование предприятия является отплата услуг водоснабжения и теплоснабжения. Из этих средств осуществляется выплата заработной платы работникам предприятия, налоги, закупка топлива – угля и т.п. В декабре с предприятием должны начать расчёты по предоставленным услугам. Имеются Договоры на поставку топлива с ООО «Ресурс» поставляется Буртуйский уголь, а также заключен договор с ИП «Курсупов» на вывоз угля. В октябре месяца было проплачено за 100 тонн угля – 190000 рублей, в ноябре проплачено 380000 рублей за 200 тонн угля, всего 300 тонн..

Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования – Администрация городского поселения «Хилокское», Администрация муниципального района «Хилокский район» будучи извещенным о дате рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили. Данное обстоятельство не может помешать рассмотрению дела в отсутствие неявившихся лиц.В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дела в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ) обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов отнесено кобщим принципами организации отношений в сфере теплоснабжения.

В соответствии с п.1,4,5,6,7ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду; согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.

В соответствии с п. 5 ст. 20 ФЗ "О теплоснабжении" проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.

Согласно подп. "в" п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.

В соответствии с пп. 11 ст. 2 ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Согласно п. 4.1.1, п. 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.

Согласно п. 3 Порядка, ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе,вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме «выживания» сминимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодногомесяца года.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 года N 103, в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должно быть проверено в отношении данных организаций наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии.

Приказом Минэнерго России от 10 августа 2012 года N 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) (далее - Порядок), который устанавливает правила расчета нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и основные требования к нормированию запасов топлива (уголь, мазут, торф, дизельное топливо, печное топливо) при производстве тепловой энергии организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.

Согласно пункту 2 Порядка норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива и нормативного эксплуатационного запаса топлива.

В соответствии с пунктами 2, 3, 4, 10, 11, 12Порядка определения нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 10 августа 2012 г. N 377, норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).

Согласно п. 20 вышеуказанного Порядка, количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ, определяется в зависимости от вида топлива и способа его доставки в соответствии с таблицей 1.Так, для твердого топлива, доставленного автомобильным транспортом, установлен 7 суточный запас.

Как установлено судом и следует из материалов дела, МУП «ГРЭЦ»является теплоснабжающей организацией на территории муниципального образования "<адрес>". Основным и дополнительным видом его деятельности является производство, распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными.(л.д.13-17).

Таким образом, обязанность обеспечить бесперебойное теплоснабжение объектов, расположенных на территории муниципального образования, возложена на ответчика.

На основании Распоряжения Главы городского поселения «Хилокское» от ДД.ММ.ГГГГ, Муниципальному унитарному предприятию «ГРЭЦ» передано муниципальное имущество городского поселения «Хилокское»: здание котельной детского сада , инженерное оборудование и наружные тепловые сети по адресу: <адрес> ул., ФИО2, 10; здание котельной школы , инженерное оборудование, тепловые сети по адресу: <адрес>; здание котельной школы , инженерное оборудование и тепловые сети по адресу: <адрес>. (л.д.5-7).

Согласно п.4.3 Устава МУП «ГРЭЦ» предприятие осуществляет деятельность по оказанию услуг отопления, водоснабжения и др.

В соответствии с распоряжением главы муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ отопительный период на территории <адрес> начат с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно объяснению директора МУП «ГРЭЦ» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, нормативный запас угля на дату дачи объяснения не сформирован в полном объеме ввиду финансовых затруднений, не поступили выпадающие доходы ввиду отсутствия финансовых средств в бюджет края. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор с ООО «Маяк» на поставку угля с ДД.ММ.ГГГГ с разреза «Тигнинский».ДД.ММ.ГГГГ было привезено примерно 40 тонн угля, что соответствует 2-х суточному запасу топлива. (л.д.11).

ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора района ЛАД вынесено в адрес директора МУП «ГРЭЦ» предостережение о недопустимости нарушения требований законодательства в сфере теплоснабжения населения.(л.д.9-10).

Согласно сведениям о наличии топлива на территории муниципального района «Хилокский район» на 13.10.2020 года у МУП «ГРЭЦ» имеется остаток угля 3,402 тонн, то есть запас угля на 1 сутки. По состоянию на 14.10.2020 года остаток угля на исход дня составил 8 тонн, то есть запас угля составил з-х суточный запас. (л.д. 12, 12 обортная сторона).

Из объяснения директора МУП «ГРЭЦ» ФИО1, данное им прокурору района 14.10.2020 года, следует что по состоянию на 14.10.2020 года нормативный запас угля составляет 10 тонн, расход угля 2,598 тонн в сутки. То есть запас топлива на 3 суток. Нормативный запас топлива не сформирован ввиду финансовых затруднений, не поступили выпадающие доходы ввиду отсутствия средств в бюджете края. Договора на поставку угля не имеется, так как ООО «Маяк» отказывается заклюбчать Договор без условия предоплаты. В настоящее время ведутся переговоры по заключению договора Поставка угля осуществляется автомобильным транспортом. Уголь в настоящее время берется в долг у ООО «ГРЫЦ». На 13 октября 2020 года запас угля составлял 1 сутки, привезли 7 тонн угля.

01 сентября 2020 года между МУП «ГРЭЦ»и ООО «Ресурс» заключен Договор № 7на поставку угля на условиях самовывоза. Согласно условиям Договора, Поставщик передает Покупателю бурый уголь 3БР в количестве 200,00 тонн на 370000 руб.. Поставка угля осуществляется путем самовывоза от поставщика с угольного разреза «Буртуйский», расположенного в 18 км от с. Бада. Передача угля осуществляется после его оплаты по 1005 предоплате безналичным расчетом. Договор заключен до 31.12.2020 года. 01 октября 2020 года заключено дополнительное соглашение к Договору № 7 от 01.09.2020 года, согласно которому количество передаваемого по 1005 предоплате угля составляет 200,00 тонн на сумму 380000 рублей.

Вывоз угля МУП «ГРЭЦ» от поставщика осуществляется транспортными средства ИП ФИО2 на основании Договора оказания автотранспортных услуг № 2 от 20 декабря 2011 года.

Согласно ответу и.о.директораМУП «ГРЭЦ» ФИО3 от 04.12.2020 года на котельных МБДОУ детский сад № 1; МБОУ ООШ № 12; МБОУ СОШ № 13 обеспечен 7-10 суточный запас неснижаемый запас топлива.

Согласно сведениям о наличии топлива на территории муниципального района 2Хилокский район» по состоянию на 10.12.2020 года остаток угля на исход дня у МУП «ГРЭЦ» составляет 44,99 тонн, количество суток: 8.

Из вышеприведенных правовых норм следует, что создание нормативных запасов топлива является обязательным для теплоснабжающей организации и для обеспечения надежного теплоснабжения потребителей.

Нестабильность финансового состояния организации, неснижаемого нормативного запаса топлива может привести к дестабилизации производственной деятельности организации и повлиять на качество и надежность оказываемых потребителям услуг.

В судебном заседании установлено, что на день рассмотрения дела договор на поставку топлива с условием 100% предоплаты заключен до 31.12.2020 года. Иного Договора на поставку топлива на весь период отопительного сезона не представлен. Также установлено, что у предприятия имеется не стабильное финансовое положение, поскольку из объяснения представителя ответчика следует, что источником финансирования предприятия является отплата услуг водоснабжения и теплоснабжения, за которые имеются задолженности,что напрямую влияет на своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную, а также на оказания коммунальной услуги в виде теплоснабжения в холодные месяцы года. Таким образом,, ответчиком надлежащим образом не выполняются требования закона о обеспечении неснижаемого 7-ти суточного нормативного запаса топлива на обслуживаемых ответчиком котельных в отопительный период.

При таких обстоятельствах исковые требования заместителя прокурора подлежат удовлетворению.

Что касается заявления прокурора об обращении решения к немедленному исполнению, то в силу ст. 210 ГПК РФ по общим правилам решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.

В силу ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Таким образом, если суд не устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, не обращает решение суда к немедленному исполнению, решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу согласно ст.210 ГПК РФ.

Согласно ст. 211 ГПК РФ немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о: взыскании алиментов; выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев; восстановлении на работе; включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума.

В соответствии со ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Принимая во внимание, что заявленные прокурором исковые требования не отнесены к категории дел предусмотренных ст.211 ГПК РФ решения по которым подлежит немедленному исполнению, а также учитывая, что отопительный сезон осуществляется в обычном режиме, при отсутствии доказательств о наличии особых обстоятельств, которые могут привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным, суд приходит к выводу, что не имеется оснований для обращении решения к немедленному исполнению и отступлений от норм предусмотренных ст.210 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора Хилокского района Забайкальского края удовлетворить.

Обязать Муниципальное унитарноепредприятие «Городской ремонтно-эксплуатационный центр» обеспечить в течение всего отопительного периода 2020-2021 годов 7-суточный неснижаемый нормативный запас топлива на котельных: МБОУ детский сад по адресу: <адрес>; МБОУ ООШ по адресу: <адрес>; МБОУ СОШ по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Хилокский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Е.М.Алтынникова

В окончательной форме решение принято 11 января 2021 года.