ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-47/20 от 26.02.2020 Махачкалинского гарнизонного военного суда (Республика Дагестан)

Решение

Именем Российской Федерации

26 февраля 2020 г. г. Махачкала

Махачкалинский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Белкина А.В., при секретаре судебного заседания Исаеве А.И., с участием административного истца ФИО1, его представителя ФИО2, представителя административного ответчика - командира войсковой части ФИО3-А.А., административного ответчика – начальника отделения (территориальное г.Махачкала) Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации ФИО4, изаинтересованного лица - начальника 6 отделения (финансово расчетный пункт) Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания» ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-47/2020 по административному исковому заявлению представителя административного истца ФИО2, поданному винтересах военнослужащего войсковой части <данные изъяты> ФИО1, об оспаривании действий командира войсковой части и начальника отделения (территориальное г.Махачкала) Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с невыплатой денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения,

установил:

ФИО1 обратился в суд через своего представителя К.Е.АБ. с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия командира войсковой части , связанные сневыплатой денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в период с 1 января по 31 декабря 2019 г., обязав вышеуказанное должностное лицо издать приказ о выплате оспариваемой компенсации и направить его в Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания» (далее – ФКУ «УФО МО РФ по РСО-Алания») для внесения в базу данных ПИРО «Алушта».

В судебном заседании ФИО1 через своего представителя были заявлены уточнения ранее поданных административных исковых требований, сучетом которых он просит признать незаконными:

- действия командира войсковой части , связанные с невыплатой денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в период с 1 апреля по31 декабря 2019 г., обязав вышеуказанное должностное лицо издать приказ овыплате оспариваемой компенсации и направить его в ФКУ«УФО МО РФ по РСО-Алания» для внесения в базу данных ПИРО «Алушта»;

- действия начальника отделения (территориальное г.Махачкала) Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – отделение ФГКУ «ЮРУЖО»), связанные с представлением в ФКУ «УФО МО РФ по РСО-Алания» сведений об отказе ФИО1 от предлагаемого ему служебного жилого помещения, обязав вышеуказанного начальника представить вФКУ «УФО МО РФ по РСО-Алания» сведения без указания информации об отказе административным истцом от предлагаемого ему служебного жилого помещения.

В судебном заседании административный истец и его представитель, каждый вотдельности, поддержали заявленные требования и доводы, изложенные вадминистративном исковом заявлении и уточнениях к нему, пояснив, что командир войсковой части необоснованно отказал в выплате денежной компенсации занаем (поднаем) жилого помещения в период с 1 апреля по 31 декабря 2019 г., поскольку предлагаемое начальником отделения ФГКУ «ЮРУЖО» ФИО1 служебное жилое помещение было в неудовлетворительном состоянии, о чем свидетельствовали пятна на полу, висящие на стене и потолке электропровода, атакже отсутствие мебели, в связи с чем являлось непригодным для проживания.

Кроме того представитель административного истца ФИО2 также пояснила, что по вышеуказанным основаниям начальник отделения ФГКУ«ЮРУЖО» необоснованно направила в ФКУ «УФО МО РФ по РСО-Алания» сведения об отказе ФИО1 от предлагаемого ему служебного жилого помещения, которые послужили основанием для невыплаты последнему денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения с 1 апреля 2019 г.

Представитель административного ответчика – командира войсковой части ФИО3-А.А. требования не признала и просила суд отказать вихудовлетворении, пояснив, что командир войсковой части 63354 обоснованно издал приказ о выплате административному истцу денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в период с 1 января по 31 марта 2019 г., поскольку ФИО1 утрачено основание ее получения в связи с отказом последним вмарте 2019 года от предложенного служебного жилого помещения.

Административный ответчик – начальник отделения ФГКУ «ЮРУЖО» ФИО4 также не признала заявленные требования и просила суд отказать вих удовлетворении, пояснив, что административный истец в марте 2019 года отказался от предложенного служебного жилого помещения в общежитии по адресу: Республика Дагестан, <адрес>, которое соответствовало установленным нормам и являлось пригодным для проживания, при этом иной свободный жилищный фонд на момент распределения отсутствовал, всвязи с чем ею была направлена в ФКУ «УФО МО РФ по РСО-Алания» информация об отказе ФИО1 от предлагаемого ему служебного жилого помещения. ФИО4 также пояснила, что после отказа административного истца вышеуказанное служебное жилое помещение было распределено в феврале 2020 года другому военнослужащему войсковой части , который проживает внем по настоящее время.

Заинтересованное лицо - начальник 6 отделения (финансово расчетный пункт) ФКУ «УФО МО РФ поРСО-Алания» ФИО5 просил суд отказать вудовлетворении заявленных требований, пояснив, что командир войсковой части 63354 обоснованно издал приказ о выплате административному истцу денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в период с 1 января по 31 марта 2019 г. в связи с утратой ФИО1 основания ееполучения, поскольку последний в марте 2019 года отказался от предложенного служебного жилого помещения, которое установленным порядком не было признано межведомственной комиссией непригодным для проживания.

Неявка в судебное заседание представителей заинтересованных лиц – руководителя Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» ФИО6 и начальника Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания» ФИО7 надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в силу ч. 6 ст. 226 КАСРФ не является препятствием крассмотрению и разрешению административного дела.

В своих возражениях представитель заинтересованного лица - начальника ФКУ «УФО МО РФ поРСО-Алания» ФИО8 просила отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку командир войсковой части обоснованно прекратил выплату компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в связи сутратой ФИО1 основания ее получения, поскольку последний в марте 2019 года отказался от предложенного служебного жилого помещения, которое установленным порядком не было признано межведомственной комиссией, созданной органом местного самоуправления, непригодным для проживания.

Выслушав объяснения административного истца, его представителя, представителя административного ответчика и административного ответчика, а также заинтересованного лица, исследовав обстоятельства дела, суд находит административное исковое заявление неподлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что административный истец с 2009 года проходит военную службу в войсковой части .

Решением жилищной комиссии от 25 января 2013 г. (уведомление № 75) административный истец и члены его семьи <данные изъяты>) признаны нуждающимися в служебном жилом помещении с 20 ноября 2012 г.

За время прохождения военной службы в войсковой части жилое помещение ФИО1 не предоставлялось, жилых помещений всобственности по месту прохождения военной службы административный истец ичлены его семьи не имеют.

Согласно договору найма жилого помещения от 28 декабря 2018 г. административный истец и члены его семьи в период с 1 января по31 декабря 2019 г. проживали по адресу: Республика Дагестан, <адрес> оплачивая ежемесячно 17000 рублей.

28 декабря 2018 г. ФИО1 был подан рапорт командиру войсковой части о выплате ему оспариваемой компенсации с приложением документов, подтверждающих право на ее получение.

Из сообщения о предлагаемом жилом помещении в общежитии от 20 марта 2019 г. № ЮРУЖО-10/44-19 и корешка № 2 к нему следует, что ФИО1 28марта 2019 г. отказался от предложенного служебного жилого помещения вобщежитии, расположенном по адресу: Республика Дагестан, г. <адрес>, указав о невозможности проживания в общежитии, несоответствии предлагаемого помещения установленной площади, отсутствии ремонта, наличии трещин, фанерного пола, висящей электропроводки, а также отсутствии оборудованной дворовой территории для детей.

Согласно сообщению начальника отделения ФГКУ «ЮРУЖО» от 8 апреля 2019 г. № 184/10/685 и приложенной к нему информации, в адрес ФКУ «УФО МО РФ по РСО-Алания» представлены сведения об отказе ФИО1 отпредлагаемого ему служебного жилого помещения.

При этом из акта соответствия технического состояния квартиры от 12 марта 2019 г. № 12 и справки от 12 марта 2019 г. № 32 следует, что гражданином <данные изъяты>.С., ранее проживающим в жилом помещении, расположенном по адресу: Республика Дагестан, <адрес> (ранее Герейавлак), д. 39, кв. 12, общей площадью 55,3 кв.м. и жилой площадью 33,4 кв.м. в период с ноября 2017 года по март 2019 года, сдано последним в эксплуатирующую организацию ФГБУ«ЦЖКУ» МО РФ в удовлетворительном состоянии.

Кроме того согласно акту технического состояния служебного жилого помещения от 13 февраля 2020 г., выданному этой же эксплуатирующей организацией, вышеуказанное служебное жилое помещение пригодно к заселению, аиз акта КЭС войсковой части от 28 января 2020 г. следует, что в этом жежилом помещении требуется капитальный ремонт.

Вместе с тем из ответа первого заместителя главы администрации городского округа «город Буйнакск» ФИО9 от 21 февраля 2020 г. № 353 следует, что межведомственной комиссией жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Дагестан, г.<адрес>, <адрес> не обследовалось напредмет пригодности для проживания, поскольку не поступало каких-либо обращений заинтересованных лиц.

В соответствии с выпиской из приказа командира войсковой части от24января 2020 г. № 153 ФИО1 выплачена денежная компенсация занаем (поднаем) жилого помещения в период с 1 января по 31 марта 2019 г.

Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями административного истца ФИО1 в части отсутствия объектов недвижимости, выпиской изприказа командира войсковой части от 2 июня 2009 г. № 121 о назначении на должность, решением жилищной комиссии от 25 января 2013 г. (уведомление №75) о признании административного истца и членов его семьи (жена, сын и дочь) нуждающимися в служебном жилом помещении, договором найма жилого помещения от 28 декабря 2018 г., рапортом ФИО1 от 28 декабря 2018 г. овыплате ему денежной компенсации за наем жилого помещения, сообщением опредлагаемом жилом помещении в общежитии от 20 марта 2019 г. № ЮРУЖО-10/44-19 и корешка № 2 кнему об отказе ФИО1 от предложенного служебного жилого помещения, сообщением начальника отделения ФГКУ«ЮРУЖО» от 8 апреля 2019 г. № 184/10/685 и приложенной к нему информации о представлении сведений об отказе ФИО1 от предлагаемого служебного жилого помещения, актом соответствия технического состояния квартиры от 12 марта 2019 г. № 12 и справкой от 12 марта 2019 г. № 32 о сдаче предыдущим жильцом жилого помещения в удовлетворительном состоянии, актом технического состояния служебного жилого помещения от 13 февраля 2020 г. опригодности жилого помещения к заселению, актом КЭС войсковой части от28 января 2020 г. о необходимости проведения капитального ремонта, ответом первого заместителя главы администрации городского округа «город Буйнакск» ФИО9 от 21 февраля 2020 г. № 353 онерассмотрении межведомственной комиссией вопроса пригодности жилого помещения.

Свидетель <данные изъяты> А.Е. показал, что в январе 2020 года ему предлагалось служебное жилое помещение в общежитии, расположенное по адресу: Республика Дагестан, г. <адрес><адрес> которое находилось в неудовлетворительном состоянии, о чем свидетельствовали пятна наполу, висящий на стене и потолке электропровод (не в кабельканале), посторонние запахи, в связи с чем являлось непригодным для проживания.

Кроме того этот же свидетель показал, что вышеуказанное жилое помещение не является проходным, имеет двери и окна, общий санузел, который оборудован унитазом со смывным бачком и ванной, а также умывальником.

При принятии решения, а также обосновывая вывод об отказе вудовлетворении административного иска, суд руководствуется следующими нормативными правовыми актами.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей дополучения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих – граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Как установлено в п. 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909, денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели, выплачивается военнослужащим в случае невозможности их обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 8 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 г. № 303, выплата денежной компенсации прекращается на основании приказа командира воинской части с первого числа месяца, следующего за месяцем, вкотором военнослужащие или члены семей погибших (умерших) военнослужащих утратили основания для получения денежной компенсации, в том числе по причине предоставления военнослужащим жилого помещения специализированного жилищного фонда по месту прохождения военной службы или в близлежащем населенном пункте.

Как установлено судом, 28 марта 2019 г. ФИО1 на состав семьи четыре человека распределено служебное жилое помещение в общежитии вг.Буйнакске общей площадью 55,3 кв.м. и жилой площадью 33,4 кв.м., от которого административный истец отказался, ссылаясь на его неудовлетворительное состояние.

В связи с отказом от представленного служебного жилого помещения приказом командира воинской части 63354 административному истцу выплачена денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения в период с 1 января по 31 марта 2019 г.

Кроме того в п. 1 ст. 104 ЖК РФ предусмотрено, что служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры.

Согласно ст. 105 и 106 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях и жилые помещения маневренного фонда предоставляются размером не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека.

Несмотря на неуказание в ЖК РФ размера предоставляемых служебных жилых помещений, пригодных для временного проживания, с учетом назначения жилых помещений специализированного жилищного фонда, объединенных общим признаком – предназначением для временного, до получения жилых помещений поустановленным законодательством нормам по договорам социального найма или всобственность, проживания, то и размер предоставляемого жилого помещения специализированного жилищного фонда должен определяться из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека.

Таким образом, жилищный орган вправе предложить военнослужащему дополучения им жилого помещения по установленным нормам служебное жилое помещение, пригодное для временного проживания, ниже нормы предоставления, поскольку правовые акты не содержат требований о предоставлении указанных помещений не ниже норм предоставления.

При этом служебное жилое помещение, пригодное для временного проживания, должно соответствовать требованиям ч. 2 ст. 15 ЖК РФ. Предоставление служебных жилых помещений, пригодных для временного проживания, жилых помещений маневренного фонда или общежитий является мерой временного размещения военнослужащих до предоставления служебного жилья поустановленным нормам. Военнослужащие, обеспеченные служебным жильем непо нормам, должны считаться обеспеченными временно, а потому оставаться вочереди нуждающихся в жилых помещениях до получения жилья поустановленным нормам.

На основании изложенного суд признает несостоятельными доводы административного истца об отказе от получения жилого помещения, несоответствующего нормам предоставления площади жилого помещения, поскольку они, с учетом вышеизложенного, основаны на ошибочном толковании норм права.

При этом представленный акт технического состояния, составленный КЭС воинской части, не может быть признан судом надлежащим документом, подтверждающим непригодность жилья для проживания на основании следующего.

Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006г. № 47, утвердившим Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно п. 2 Положения его действие распространяется на находящиеся вэксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Пунктом 7 Положения предусмотрено, что признание помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

При этом в случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации или многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, в состав комиссии с правом решающего голоса включается представитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества.

Судом также установлено, что межведомственной комиссией, созданной органом местного самоуправления, жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Дагестан, г. <адрес> обследовалось напредмет непригодности для проживания, поскольку не поступало каких-либо обращений заинтересованных лиц, что свидетельствует об отсутствии соответствующего акта межведомственной комиссии, созданной органом местного самоуправления, о признании предложенного административному истцу жилого помещения непригодным для проживания.

По этим же основаниям суд критически оценивает доводы административного истца о неудовлетворительном состоянии жилого помещения, а также показания свидетеля <данные изъяты>., поскольку они опровергаются обстоятельствами, установленными в судебном заседании, подтверждающими, что предложенная ФИО1 комната в общежитии могла быть использована для временного проживания, поскольку не признавалась установленным порядком непригодной для проживания.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что административный истец правомерно включен начальником отделения ФГКУ«ЮРУЖО» в списки военнослужащих, отказавшихся от предложенных служебных жилых помещений, а командиром войсковой части обосновано издан приказ о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в период с 1 января по 31 марта 2019 г.

При этом суд также учитывает, что согласно договору найма жилого помещения от 13 февраля 2020 г. предложенная ФИО1 комната вобщежитии, расположенная по адресу: Республика Дагестан, г. <адрес>, <адрес> распределена другому военнослужащему войсковой части а с рапортами о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в период с апреля по декабрь 2019 года административный истец к командиру войсковой части не обращался.

Таким образом, оснований для выплаты административному истцу денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения после отказа от получения предоставленного ему служебного жилого помещения не имелось.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства суд приходит к выводу
об отказе в удовлетворении требований о признании незаконными действий начальника отделения ФГКУ «ЮРУЖО», связанных с представлением вФКУ«УФОМО РФ по РСО-Алания» сведений об отказе ФИО1 отпредлагаемого ему служебного жилого помещения, а также о возложении наданное должностное лицо обязанности представить вФКУ «УФО МО РФ по РСО-Алания» сведения без указания информации об отказе административным истцом отпредлагаемого ему служебного жилого помещения

Поскольку судом установлено, что в части вышеуказанных требований права ФИО1 не нарушены, а данная информация послужила основанием для прекращения выплаты оспариваемой денежной компенсации, то суд также отказывает административному истцу в удовлетворении требований о признании незаконными действий командира войсковой части , связанных с невыплатой денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в период с 1 апреля по31 декабря 2019 г., а также о возложении на данное должностное лицо обязанности по изданию приказа о выплате данной компенсации и направлении его в ФКУ«УФО МО РФ поРСО-Алания» для внесения в базу данных ПИРО «Алушта».

Так как административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, тов соответствии с ч. 1 ст. 103 и ч. 1 ст. 111 КАС РФ судебные расходы по делу следует отнести на счет административного истца.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 и 227 КАС Российской Федерации, военный суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1, поданного через своего представителя К.Е.АБ., отказать.

Судебные расходы по делу отнести на счет административного истца.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Южного окружного военного суда через Махачкалинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия вокончательной форме.

Председательствующий А.В. Белкин