ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-47/2017 от 22.02.2017 35-ого гарнизонного военного суда (г. П-Камчатский) (Камчатский край)

<...>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 февраля 2017 года город Петропавловск-Камчатский

35 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - судьи Абдулхалимова И.А., при секретаре судебного заседания Замиховской А.В., с участием представителя административного истца Макарьева В.Ф. и представителя административного ответчика Мосиенко С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-47/2017 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части ФИО2 об оспаривании действий начальника 3 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в принятии на учёт лиц, нуждающихся в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений,

установил:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия начальника 3 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - начальник 3 отдела), связанные с отказом в принятии его с членами семьи на учёт лиц, нуждающихся в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищная субсидия), обязав названное должностное лицо вынести решение о принятии его на указанный учёт.

Обосновывая заявленные требования, административный истец в своём заявлении указал, что он проходил военную службу по контракту в войсковой части , его выслуга составляет более 20 лет в календарном исчислении, и он уволен с военной службы по состоянию здоровья. 23 августа 2016 года им посредством почтовой связи в жилищный орган направлен комплект документов о принятии его на упомянутый учёт. Однако 22 сентября того же года им получено сообщение начальника 3 отдела, в котором названное должностное лицо требует от него представить дополнительные документы - справку из военного учебного заведения о необеспечении его жильём и правоустанавливающие документы на занимаемое им служебное жилое помещение. Посредством почтовой связи 27 сентября 2017 года им было сообщено о том, что справка о необеспечении его военным учебным заведением жилым помещением им при получении служебного жилья ранее была сдана в ФГКУ «261 отделение морской инженерной службы Министерства обороны Российской Федерации» (далее - 261 ОМИС), а правоустанавливающие документы на служебное жилое помещение у него отсутствуют. В этой связи, анализируя действующее законодательство, в частности ч. 4 ст. 52 ЖК РФ, считает, что им надлежащим образом исполнена обязанность по представлению в жилищный орган необходимых документов, в связи с чем у начальника 3 отдела не имелось оснований для вынесения решения об отказе в принятии его на жилищный учёт. Считает, что необходимым и достаточным основанием для принятия его на названный учёт является перемена им места жительства в связи с увольнением с военной службы.

Извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного административный истец в суд не прибыл, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

Представитель административного истца поддержал требования своего доверителя по приведённым в исковом заявлении основаниям, при этом пояснил, что справка о необеспечении ФИО2 жилым помещением сдана в 261 ОМИС, который, как и 3 отдел, является органом Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем жилищный орган сам может истребовать необходимый ему документ, тогда как представление такой справки соответствующей инструкцией не предусмотрено. Документы на служебное жильё у его доверителя отсутствуют, поскольку оно не оформлено надлежащим образом.

Представитель административного ответчика заявленные требования не признал и просил отказать в их удовлетворении, при этом пояснил, что в соответствии с действующим жилищным законодательством военнослужащим с заявлением о принятии его на учёт должны быть представлены документы, подтверждающие его право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Поскольку административный истец окончил военное учебное заведение, военнослужащим которого он являлся в период обучения в нём, то от него потребовали предоставления справки о необеспечении его жилым помещением этим учебным заведением. В обоснование правомерности такого требования его доверителя сослался на п. 2 Инструкции о предоставлении военнослужащим служебных жилых помещений, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280, и Директиву того же министра от 4 июня 2010 года № 205-2-373. Поскольку административный истец обеспечен служебным жилым помещением, в целях предотвращения двойного (сверхнормативного) обеспечения жильём от него потребовали предоставить правоустанавливающие документы на занимаемое им служебное жилое помещение. Также пояснил, что жилищный орган не обязан, а вправе истребовать документы, необходимые ему для постановки военнослужащего на жилищный учёт.

Выслушав объяснения сторон и исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с копиями выписки из послужного списка, выписок из приказов командира войсковой части , а также справок командира войсковой части административный истец проходил военную службу по контракту в войсковой части , его выслуга превышает 20 лет в календарном исчислении, семья состоит из четырёх человек, уволен он с военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе, то есть по основанию, предусмотренному п. «б» ч. 3 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», и с 12 ноября 2016 года исключён из списков личного состава воинской части.

Согласно копиям заявления и почтового конверта в жилищный орган ДД.ММ.ГГГГ (вх. ) поступило заявление административного истца с просьбой о принятии его со всеми членами семьи на учёт лиц, нуждающихся в предоставлении жилищной субсидии и приложением определённых документов.

Из копии сообщения начальника 3 отдела от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что названное должностное лицо просит административного истца представить справку из училища о необеспечении его жильём, копии правоустанавливающих документов на занимаемое им служебное жилое помещение, поквартирной карточки и финансового лицевого счёта.

Как видно из копий заявления административного истца от ДД.ММ.ГГГГ, он сообщает начальнику 3 отдела о том, что справка из названного учебного заведения о необеспечении его жилым помещением им ранее была сдана в 261 ОМИС и у него отсутствуют документы на занимаемое им служебное жилое помещение.

Как следует из выписки из послужного списка, административный истец с июля 1996 года по июнь 2001 года являлся курсантом училища

Как усматривается из копий выписки из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части и списка распределения жилых помещений по той же воинской части от ДД.ММ.ГГГГ, административному истцу предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в котором он и проживает, что, в свою очередь, усматривается из копии его рапорта от ДД.ММ.ГГГГ и рассматриваемого административного искового заявления.

В соответствии с копией сообщения начальника 3 отдела от ДД.ММ.ГГГГ названное должностное лицо повторно просит административного истца представить упомянутые выше документы. При этом сообщает об изложенном командиру воинской части.

Согласно копиям решения начальника 3 отдела от ДД.ММ.ГГГГ и сообщения от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу с членами его семьи отказано в принятии на жилищный учёт на основании п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, то есть в связи с не представлением предусмотренных ч. 4 ст. 52 того же Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, - справки из училища о необеспечении его жильём, копий правоустанавливающих документов на занимаемое им служебное жилое помещение, поквартирной карточки и финансового лицевого счёта.

В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, а определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Как установлено ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (далее - Закон), государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.

На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, в том числе обеспечиваются военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей.

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Закона.

При этом военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Как предусмотрено п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, в том числе признаются граждане не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Как определено ч. 4. ст. 52 ЖК РФ, с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учёт, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учёт, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам.

Органом, осуществляющим принятие на учёт, самостоятельно запрашиваются документы, необходимые для принятия гражданина на учёт, в органах и организациях, в распоряжении которых находятся данные документы в соответствии с действующим законодательством, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280 утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма» (далее - Инструкция).

В силу п. 1 Инструкции для получения жилого помещения по договору социального найма военнослужащие подают заявление, к которому прикладываются: а) копии документов, удостоверяющих личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов); в) копии свидетельств о заключении (расторжении) брака; д) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащих и членов их семей за последние пять лет до подачи заявления; ж) копии документов о праве на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации; и) сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи.

Обязанность по предоставлению иных документов названной Инструкцией не установлено.

Аналогичные требования установлены и Инструкцией о порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512.

При этом в силу того же пункта Инструкции, в случае если по результатам принятых военнослужащим мер документы, указанные в пп. «д» п. 1, не могут быть получены, военнослужащие представляют документы, свидетельствующие о невозможности их получения. Военнослужащие вправе представлять другие документы, подтверждающие их право на признание нуждающимися в жилых помещениях.

Как закреплено в п. 5 Инструкции, решения о принятии военнослужащих на учёт или об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов, указанных в п. 1 Инструкции. Если военнослужащим предоставлены не все документы, указанные в п. 1 Инструкции, уполномоченный орган направляет военнослужащему уведомление с предложением предоставить недостающие документы. В случае если военнослужащим в тридцатидневный срок со дня получения указанного уведомления не предоставлены недостающие документы, уполномоченный орган выносит решение об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что административный истец в целях признания его нуждающимся в предоставлении жилищной субсидии в установленном законом порядке обратился в жилищный орган с заявлением, с приложением к нему необходимых документов. В удовлетворении такого заявления административного истца было отказано в связи с непредставлением им справки о необеспечении жилым помещением по предыдущему месту военной службы, а также правоустанавливающих и иных документов на занимаемое им служебное жилое помещение.

Вместе с тем предъявление начальником 3 отдела требования о предоставлении административным истцом названных документов в качестве условия принятия его на соответствующий учёт является неправомерным, поскольку Инструкция не возлагает на заявителей обязанность по предоставлению в жилищный орган упомянутой справки.

Обязанность по предоставлению справки о сдаче служебного жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением) по прежнему месту военной службы (в том числе жилого помещения маневренного фонда или в общежитии) установлена лишь п. 2 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280. При этом согласно п. 3 этой же Инструкции служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим и членам их семей лишь после сдачи предоставленных по прежнему месту военной службы служебных жилых помещений.

Аналогичное положение было предусмотрено и п. 27 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года № 80, действовавшей на момент обеспечения административного истца служебным жильём.

Как установлено в судебном заседании, административному истцу в сентябре 2006 года было предоставлено служебное жилое помещение, при получении которого им в жилищный орган - 261 ОМИС была сдана справка из упомянутого выше учебного заведения о необеспечении его жилым помещением, сдача которой была условием предоставления ему служебного жилого помещения в городе Петропавловске-Камчатском.

Таким образом, предъявление начальником 3 отдела требования о предоставлении административным истцом названной справки в качестве условия принятия его на соответствующий учёт является неправомерным, поскольку Инструкция не возлагает на заявителей обязанность по предоставлению в жилищный орган упомянутой справки.

Нормативные документы, на которые ссылается представитель административного ответчика, также не устанавливают обязанности по представлению указанной справки при принятии на жилищный учёт, в связи с чем его довод о необходимости применения аналогии закона, является несостоятельным. При этом исхожу из недопустимости установления для граждан обязанностей, прямо не предусмотренных действующим законодательством.

Довод представителя административного ответчика о том, что обязанность административного истца по представлению справки о необеспеченности жилым помещением предусмотрена ч. 14 ст. 15 Закона и п. 17 Инструкции, является несостоятельной, так как названные нормы предусматривают обязанность по представлению в жилищный орган документов о сдаче жилых помещений федеральному государственному органу, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, лишь при получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства.

Незаконным является и требование начальника 3 отдела о необходимости представления административным истцом копии правоустанавливающих документов на занимаемое им служебное жилое помещение, поквартирной карточки и финансового лицевого счёта, поскольку непредставление последним этих документов не препятствует принятию его на жилищный учёт, поскольку в материалах жилищного дела имеются достаточные документы, свидетельствующие о предоставлении истцу служебного жилого помещения, тогда как иные документы у него отсутствуют, как и отсутствует объективная возможность по их представлению в 3 отдел, о чём им поставлен в известность жилищный орган.

Поскольку по смыслу абз. 12 ч. 1 ст. 15 Закона признание военнослужащих нуждающимися в получении жилых помещений должно осуществляться в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, отсутствие справки о сдаче жилого помещения, а также документов на занимаемое служебное жилое помещение, не может служить основанием для отказа в признании военнослужащего нуждающимся в предоставлении жилищной субсидии, если таковые объективно не могут быть представлены административным истцом по не зависящим от него причинам, но имеются другие данные, свидетельствующие о его нуждаемости в получении жилья.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Из материалов дела не усматривается, что административный истец является нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, равно, как и членом семьи таких граждан.

При таких обстоятельствах действия должностного лица, связанные с отказом в принятии административного истца с членами его семьи на учёт лиц, нуждающихся в предоставлении жилищной субсидии, являются незаконными.

Вместе с тем суд не вправе возложить на административного ответчика обязанность вынести решение о принятии административного истца с членами его семьи на указанный учёт, поскольку исходя из требований ст. 227 КАС РФ и принципа разделения властей, закрепленного в ст. 10 Конституции Российской Федерации, согласно которому суды не вправе вмешиваться в полномочия Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющего исполнительную власть Российской Федерации, и предписывать ему совершать те или иные действия, принимать какие-либо решения. В этой связи военный суд полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность по повторному рассмотрению заявления административного истца о принятии его и членов его семьи на учёт лиц, нуждающихся в обеспечении жильём в форме предоставления жилищной субсидии, исходя из сформулированной в настоящем решении правовой позиции.

В этой связи в удовлетворении требования административного истца о возложении на начальника 3 отдела обязанности вынести решение о принятии его и членов его семьи на названный учёт удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 и 227 КАС РФ,

решил:

Административное исковое заявление ФИО2 об оспаривании действий начальника 3 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в принятии его на учёт лиц, нуждающихся в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений, - удовлетворить частично.

Признать незаконными действия начальника 3 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанные с отказом в принятии ФИО2 и членов его семьи на учёт лиц, нуждающихся в обеспечении жильём в форме предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений.

Обязать начальника 3 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации повторно рассмотреть заявление ФИО2 о принятии его и членов его семьи на учёт лиц, нуждающихся в обеспечении жильём в форме предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений.

В удовлетворении требования ФИО2 о возложении на начальника 3 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обязанности вынести решение о принятии его и членов его семьи на учёт лиц, нуждающихся в обеспечении жильём в форме предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тихоокеанский флотский военный суд через 35 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

<...>

Судья 35 гарнизонного военного суда И.А. Абдулхалимов

Секретарь судебного заседания А.В. Замиховская