№ 2а-47/2018
Решение
Именем Российской Федерации
04 апреля 2018 года с. имени Полины Осипенко
Суд района имени Полины Осипенко Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Табакове Е.А.,
при секретаре Ботникове А.В.,
с участием административного истца – старшего помощника прокурора района имени Полины Осипенко Хабаровского края ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора района имени Полины Осипенко Хабаровского края к Администрации Херпучинского сельского поселения муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края о признании бездействия незаконным и понуждении совершить действия,
установил:
Прокурор района имени Полины Осипенко Хабаровского края обратился в суд района имени Полины Осипенко Хабаровского края с административным иском, в котором, просил:
- признать незаконным бездействие администрации Херпучинского сельского поселения Хабаровского края, выразившееся в неисполнении обязанности по направлению в нотариальную палату Хабаровского края сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном Министерством юстиции РФ;
- обязать администрацию Херпучинского сельского поселения Хабаровского края, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить в нотариальную палату Хабаровского края сведения об удостоверении или отмене завещания или доверенности в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном Министерством юстиции РФ за 2017 год.
Свои доводы обосновал следующим -
Прокуратурой района имени Полины Осипенко была проведена проверка соблюдения администрацией Херпучинского сельского поселения Хабаровского края законодательства о нотариате, входе которой были выявлены нарушения закона.
Административный истец - старший помощник прокурора района имени Полины Осипенко Хабаровского края ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по указанным в административном иске основаниям.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещались надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявляли. В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Заслушав административного истца, изучив материалы дела, суд приходит следующему.
В соответствии с ч. 6 ст. 44 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и ч.1 ст.37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом РФ 11.02.1993 № 4462-1, органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса.
Соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района имеют право совершать следующие нотариальные действия для лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в данных населенных пунктах: удостоверять завещания; удостоверять доверенности; принимать меры по охране наследственного имущества и в случае необходимости управлению им; свидетельствовать верность копий документов и выписок из них; свидетельствовать подлинность подписи на документах; удостоверяют сведения о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; удостоверяют факт нахождения гражданина в живых; удостоверять тождественность собственноручной подписи инвалида по зрению, проживающего на территории соответствующего поселения или муниципального района, с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи; удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте; удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии; удостоверяют время предъявления документов; удостоверяют равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе; удостоверяют равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу.
Согласно ч. 3 ст. 37 Основ нотариата, сведения об удостоверении или отмене завещания или доверенности должны быть направлены органом, в котором работает должностное лицо, удостоверившее завещание или доверенность, в нотариальную палату соответствующего субъекта Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном федеральным органом юстиции, в течение пяти рабочих дней со дня совершения нотариального действия для внесения таких сведений в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата. Нотариальная палата вносит такие сведения в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата в течение двух рабочих дней со дня их поступления.
Порядок направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации вышеуказанных сведений установлен Приказом Минюста России от 29.06.2015 № 156.
В 2017 года должностными лицами администрации сельского поселения удостоверено 175 доверенностей и 3 завещания, однако, сведения об удостоверении или отмене завещания или доверенности нотариальную палату края в соответствии с вышеуказанным алгоритмом действий по передаче сведений по совершенным нотариальным действиям главами поселений и специально уполномоченными должностными лицами, не направлялись.
Таким образом, требования действующего законодательства грубо нарушены, что препятствует ведению единого реестра доверенностей и завещаний, возможности их проверки со стороны граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Пунктом 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» определено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Поскольку прокурор освобожден от уплаты госпошлины при подаче административного искового заявления (п.п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ), а административный ответчик освобождены от её уплаты на основании п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, - государственная пошлина по настоящему делу не взыскивается.
Руководствуясь ст.ст. 157, 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора района имени Полины Осипенко Хабаровского края удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Херпучинского сельского поселения Хабаровского края, выразившееся в неисполнении обязанности по направлению в нотариальную палату Хабаровского края сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном Министерством юстиции РФ.
Обязать администрацию Херпучинского сельского поселения Хабаровского края, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить в нотариальную палату Хабаровского края сведения об удостоверении или отмене завещания или доверенности в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном Министерством юстиции РФ за 2017 год.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровском краевом суде в течение одного месяца со дня его вынесения с подачей апелляционной жалобы через суд района имени Полины Осипенко Хабаровского края.
Судья Табаков Е.А.