ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-47/2021 от 11.01.2021 Галичского районного суда (Костромская область)

Дело № 2а-47/2021

УИД 44RS0006-01-2020-001233-90

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 января 2021 г. Галичский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Лыткиной А.Н.,

с участием помощника Галичского межрайонного прокурора Воронина Д.В.,

при секретаре Сухаревой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Галичского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц о признании информации, размещённой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах, расположенных по адресам: https://last-pirat.ru, https://netblack.ru, https://ru-dok.ru, информацией, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации,

установил:

Галичский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском в порядке ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц о признании информации, размещённой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах, расположенных по адресам: https://last-pirat.ru, https://netblack.ru, https://ru-dok.ru, информацией, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.

В обоснование указал, что Галичской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации.

В ходе мониторинга, осуществленного 03.12.2020 с персонального компьютера с возможностью выхода в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» в здании Галичской межрайонной прокуратуры, расположенном по адресу: <адрес> выявлены Интернет-сайты по указанным выше адресам, на которых реализуются фальшивые денежные купюры.

На момент проверки данные указатели страниц в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», отсутствуют (http://eais.rkn.gov.ru).

Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» информационно-телекоммуникационная связь - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч.5 ст.15 данного Федерального закона).

В силу ст.9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ч.1 ст.15.1 названного Федерального закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет».

Как следует из ч.2 указанной правовой нормы, в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч.5 ст.15.1 Федерального закона № 149-ФЗ).

Ч.6 ст.10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно ст.4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

В соответствии с п.2 ст.75 Конституции Российской Федерации, ст.27 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек.

Исходя из ст.ст.4,29 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России. Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону.

Изготовление в целях сбыта поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте, а равно хранение, перевозка в целях сбыта и сбыт заведомо поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте является преступлением, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.186 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Поддельные наличные деньги подлежат изъятию из оборота и уничтожению. В качестве дополнительной меры борьбы с изготовлением фальшивых денег Банком России установлен особый порядок работы с сомнительными банкнотами и монетами.

Так, Раздел VI Положения о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 24 апреля 2008 г. № 318-П, посвящён организации работы с сомнительными, неплатежеспособными и имеющими признаки подделки денежными знаками Банка России.

О выявленных поддельных купюрах в соответствии с этим Положением кассовые работники ставят в известность о данном факте и сдают выявленные поддельные купюры в территориальный орган внутренних дел.

Определяя общественную опасность преступлений, предусмотренных ст.186 УК РФ, Верховный Суд Российской Федерации в п.1 Постановления Пленума от 28.04.1994 № 2 «О судебной практике по делам об изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг» указал, что изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных денег или ценных бумаг приобретает повышенную общественную опасность в условиях становления рыночной экономики, подрывая устойчивость отечественной валюты и затрудняя регулирование денежного обращения. Ежегодно в Российской Федерации регистрируется около 40-50 тыс. таких преступлений.

Он (прокурор) считает, что изготовление поддельных денег или их сбыт, нарушает государственное регулирование денежного обращения, регламентируемое пропорцией между находящимися в обращении товарной и денежной массами, создает излишнее количество денег, не обеспеченных товарной массой, подрывает устойчивость экономики.

При изложенных обстоятельствах он (прокурор), действуя в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, просил суд признать информацию, размещённую в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на страницах сайтов, расположенных по адресам: https://last-pirat.ru, https://netblack.ru, https://ru-dok.ru, информацией, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации. Решение просит обратить к немедленному исполнению путём направления его копии в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области для включения сведений в отношении этих Интернет-сайтов в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В судебном заседании помощник Галичского межрайонного прокурора Воронин Д.В. представил суду заявление Галичского межрайоного прокурора Крюкова А.Ф. об изменении предмета административного иска. Прокурор в указанном заявлении просил признать информацией, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации, информацию, размещённую в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте, расположенном по адресу: http://dark-way.ru. Решение также просил обратить к немедленному исполнению путём направления его копии в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области для включения сведений в отношении этих Интернет-сайтов в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Изменение предмета административного иска мотивировано тем, что в ходе мониторинга, осуществлённого 11.01.2020, установлено, что доступ на Интернет-сайт https://netblack.ru ограничен по решениям Кетовского районного суда Курганской области от 26.11.2020 № М-1725/2020, Гайского городского суда Оренбургской области от 15.12.2020 № 2а-1072/2020; на Интернет-сайт https://ru-dok.ru - решениям Центрального районного суда города Читы Забайкальского края от 10.11.2020 № 2а-6435/2020, Кетовского районного суда Курганской области от 26.11.2020 № М-1725/2020, Северодвинского городского суда Архангельской области от 27.11.2020 № 2а-5389/2020, Кольчугинского городского суда Владимирской области от 08.12.2020 № 2а-863/2020, Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 11.12.2020 № 2а-389/2020, Красноглинского районного суда города Самары от 14.12.2020 № 2а-2767/2020.

Интернет-сайт https://last-pirat.ru включён в Единый реестр по решениям Пучежского районного суда Ивановской области от 14.12.2020 № 2а-558/2020, Гайского городского суда Оренбургской области от 15.12.2020 № 2а-1072/2020. Однако при переходе н данный Интернет-сайт открывается не включённый в Единый реестр Интернет-сайт http://dark-way.ru, на котором размещена информация о продаже фальшивых денежных купюр. Доступ к этому сайту свободный, не требует предварительной регистрации и пароля. Ознакомиться с содержанием указанного сайта и заказать фальшивые денежные купюры может любой Интернет-пользователь. Информация на данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования - не ограничен.

Прокурор Воронин Д.В. в ходе рассмотрения дела поддержал уточнённые требования по основаниям, изложенным в административном иске.

Административный ответчик по делу не установлен.

Представитель Управления Роскомнадзора по Костромской области, привлечённого к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явился.

И.о. руководителя Управления Роскомнадзора по Костромской области ФИО1 в отзыве от29.12.2020 № 6514-02/44 относительно заявленных Галичским межрайонным прокурором административных исковых требований просил рассмотреть дело без участия представителя Управления. При этом указал, что на момент составления отзыва Интернет-сайт https://last-pirat.ru включён в Единый реестр по решениям Пучежского районного суда Ивановской области от 14.12.2020 № 2а-558/2020, Гайского городского суда Оренбургской области от 15.12.2020 № 2а-1072/2020. Однако при переходе н данный Интернет-сайт открывается не включённый в Единый реестр Интернет-сайт http://dark-way.ru, на котором размещена информация о продаже фальшивых денежных купюр.

Доступ на Интернет-сайты https://netblack.ru и https://ru-dok.ru ограничен по решениям ряда районных судов.

Управление не обладает информацией о наименованиях и местах нахождения собственников (владельцев) сайтов. Такие данные могут предоставить регистраторы доменных имен. Информация о лице, предоставляющем услуги по регистрации доменного имени сайта в сети «Интернет», является общедоступной. Если указанные сведения скрыты регистратором домена (настройки приватности), зарегистрированы у иностранного регистратора домена или представленные данные некорректны, необходимо проведение оперативно-розыскных мероприятий. Управление не наделено полномочиями на проведение такого рода мероприятий.

Выслушав прокурора Воронина Д.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст.29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова, а также свобода массовой информации.

На основании п.2 ст.3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается, в том числе на принципе установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.

Согласно ч.1 ст.5 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Ч.1 ст.9 названного Федерального закона установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Как следует из ст.10 этого Федерального закона, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. При этом запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч.5 ст.15 данного Федерального закона).

В силу ст.15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее реестр) (ч.1 статьи).

В реестр включаются:

1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч.2 статьи)

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.3 статьи).

Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, помимо прочего, решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п.2 ч.5 статьи).

В соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228, полномочия по созданию, формированию и ведению единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» отнесены к компетенции Роскомнадзора.

Согласно ст.4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Ч.1 ст.75 Конституции Российской Федерации установлено, что денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

Статьёй 27 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» предусмотрено, что официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек.

Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» в ст.1 даёт понятие валюты Российской Федерации - денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки.

Исходя из ст.29 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России.

Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону.

На основании ст.265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещённой указываются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Копии решения суда направляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, иным лицам, участвующим в деле, в порядке, установленном статьёй 182 настоящего Кодекса.

Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещённой подлежит немедленному исполнению.

Из материалов дела усматривается, что Галичской межрайонной прокуратурой в рамках проведения проверки соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации осуществлён мониторинг сети «Интернет».

В ходе мониторинга, проведённого 11.01.2021 с рабочего компьютера с возможностью выхода в сеть «Интернет» в здании Галичской межрайонной прокуратуры, расположенном по адресу: <адрес>, выявлены Интернет-сайт по адресу: http://dark-way.ru, на котором размещена информация о реализации фальшивых денежных купюр.

Суд установил, что указанный Интернет-сайт находится в открытом доступе, предварительная регистрация пользователей на сайте для получения информации не требуется, ознакомиться с содержанием данного информационного сайта и скопировать материалы в электронном варианте может любой Интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.

На момент проверки адрес сайта, на котором размещена рассматриваемая информация, в «Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», отсутствует.

Суд считает, что названная информация носит противоправный характер, поскольку частью 1 статьи 186 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за изготовление в целях сбыта поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте, а равно хранение, перевозка в целях сбыта и сбыт заведомо поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте.

По мнению суда, сведения, размещённые на данном Интернет-сайте, нарушают государственное регулирование денежного обращения, регламентируемое пропорцией между находящимися в обращении товарной и денежной массами, создает излишнее количество денег, не обеспеченных товарной массой, подрывают устойчивость экономики и доверие граждан к национальной валюте.

Таким образом, поскольку на Интернет-сайте http://dark-way.ru, размещена информация об изготовлении и реализации поддельных денежных купюр, за распространение которой предусмотрена уголовная ответственность, во исполнение действующего законодательства данная информация должна быть признана запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.

При изложенных обстоятельствах уточнённые административные исковые требования, заявленные Галичским межрайонным прокурором, подлежат удовлетворению.

На основании ст.ст.3,5,9,10,15,15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», руководствуясь ст.ст.180, 265.5 КАС РФ,

решил:

Административный иск Галичского межрайонного прокурора, заявленный в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, удовлетворить.

Признать информацию, размещённую в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте, расположенном по адресу: http://dark-way.ru, информацией, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.

Решение суда обратить к немедленному исполнению путём направления его копии в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области (156010, <...>) для включения сведений в отношении Интернет-сайта http://dark-way.ru в Единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Галичский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья А.Н.Лыткина

Мотивированное решение

изготовлено 21.01.2021.

Судья А.Н.Лыткина