ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4801/17 от 12.10.2017 Волжского городского суда (Волгоградская область)

Дело № 2а-4801/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Волжский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Добраш Т.В.

при секретаре Вышловой О.В.,

с участием прокурора Бояринцева Р.В.,

а также с участием представителя административного истца Мантровой Е.Е., представителей административного ответчика администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области Черемушниковой О.В., Ганюшкиной С.Г., представителя заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области Лосевской Е.В.,

12 октября 2017 года в г.Волжском Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Первушиной С.Б. к администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области о признании не действующим в части постановление №... от "."..г., возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

ИП Первушина С.Б. обратилась в суд с административным иском к администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области о признании не действующим в части постановление №... от "."..г., возложении обязанности устранить допущенные нарушения. В обоснование предъявленного административного иска указывает, что постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от "."..г.№... утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области. Согласно подпункту 70 приложения к данному постановлению, площадь, принадлежащего истцу, нестационарного торгового объекта (павильона), распложенного по адресу: <адрес>, указана 40 кв.м. Однако, фактически площадь торгового павильона по проспекту <адрес> в городе Волжском составляет 88,05 кв.м. Считает, что редакция подпункта 70 приложения к постановлению администрации городского округа- город Волжский от "."..г.№... в части указания размера площади нестационарного торгового объекта нарушает её права в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем просит признать недействующим указанный подпункт приложения к постановлению администрации городского округа-город Волжский, Волгоградской области в части указания размера площади нестационарного торгового объекта распложенного по адресу: <адрес> - 40 кв.м., обязав ответчика указать в подпункте 70 приложения к оспариваемому постановлению размер площади объекта - 88,05 кв.м.

Административный истец ИП Первушина С.Б. в судебное заседание не явилась, ослушании дела извещена надлежащим образом.

Представитель административного истца Мантрова Е.Е. в судебном заседании доводы и требования административного иска поддержала в полном объеме.

Представители административного ответчика администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области Черемушникова О.В., Ганюшкина С.Г. в судебном заседании требования ИП Первушиной С.Б. не признали по основаниям, изложенным в письменном возражении на административное исковое заявление, просили в удовлетворении административного иска оказать.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области Лосевская Е.В. в судебном заседании заявленные ИП Первушиной С.Б. требования поддержала, указав, что в данном случае ограничиваются права индивидуальных предпринимателей, что не соответствует п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которому недопустимо необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам. Кроме того, указала, что препятствие выражается в том, что уменьшение площади торгового объекта влечет уменьшение количества товаров, которые можно продавать, что в свою очередь, приведет к уменьшению выручки индивидуального предпринимателя от продажи товаров.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении административного иска отказать, исследовав письменные доказательства, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В судебном заседании установлено, что Первушина С.Б. является индивидуальным предпринимателем, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от "."..г..

Как следует из договора купли-продажи от "."..г., Первушина С.Б. приобрела нестационарный торговый объект - остановочный комплекс с торговым павильоном площадью и теневым навесом для ожидания транспорта площадью, расположенный по адресу: <адрес>

"."..г. между Первушиной С.Б. и комитетом земельных ресурсов администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области заключен договор аренды земельного участка №...аз, площадью 194,0 кв.м с кадастровым номером №... расположенного по адресу: <адрес> вид разрешенного использования: земли под объектами торговли (под остановочный комплекс с торговым павильоном площадью 88,95 кв.м. и теневым навесом для ожидания транспорта площадью 36,01 кв.м.).

Согласно п. 3.1 договора срок действия договора установлен с "."..г. по "."..г..

Постановлением администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области от 28.12.2012 № 8533 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа- город Волжский Волгоградской области на срок с "."..г. до "."..г., где в пункте 82 приложения к данному постановлению площадь, занимаемая нестационарным торговым объектов, расположенным по адресу: <адрес> составляет 194 кв.м. (л.д. 60-62).

Согласно постановлению администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области от "."..г.№... утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа-город Волжский Волгоградской области в новой редакции на срок с момента вступления данного постановления в законную силу до "."..г., где в пункте 91 приложения к данному постановлению площадь, занимаемая нестационарным торговым объектов, расположенным по адресу: <адрес> составляет 194 кв.м. (л.д. 63-65).

Решением Волжской городской Думы Волгоградской обл. от 26.12.2014 N 128-ВГД принято Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области.

Согласно п. 15 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов (статья 17 Федерального закона N 131-ФЗ).

Вопросы предоставления мест под размещение объектов нестационарной торговли согласно п. 1 ст. 39.36 ЗК РФ регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный Закон N 381-ФЗ), законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены Законом N 381-ФЗ.

Порядок и условия размещения объектов нестационарной торговли устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ).

Как следует из ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Таким образом, утверждение названной схемы является условием размещения нестационарных объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории муниципального образования.

Схема размещения нестационарных торговых объектов издается органом местного самоуправления в установленном порядке, подлежит официальному обнародованию, содержит предписания субъектам торговой деятельности относительно ассортимента товаров, типов и площади возводимых торговых объектов и по предмету регулирования затрагивает как права лиц, поименованных в схеме, так и права иных субъектов предпринимательской деятельности, имеющих намерение осуществлять данную деятельность на территории муниципального образования, круг которых не определен.

Исходя из ч. 6 ст. 10 Закона № 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно, как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Согласно определению Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2015 № 225-0 часть 6 статьи 10 Закона № 381-ФЗ не может рассматриваться как исключающее необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении (изменении) схемы размещения нестационарных торговых объектов баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования, а потому органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена прямая обязанность включения ранее существовавших мест размещения нестационарных объектов во вновь утверждаемую схему.

В соответствии с постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области №... от "."..г. утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области на срок с "."..г. до "."..г..

Решением Волжской городской Думы Волгоградской обл. от 25.12.2015 N 234-ВГД внесены изменения в решение Волжской городской Думы от 26.12.2014 N 128-ВГД «О принятии Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области»

Разработка проекта схемы, размещение его на официальном сайте администрации г. Волжского, рассмотрение проекта на заседании коллегиального органа и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом г. Волжского.

В соответствии со ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Указанное положение также содержится и в п. 7 ст. 33 Устава города Волжского.

Согласно ч. 5 ст. 10 Федерального закона N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Постановление администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от "."..г.№... «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области» и решение Волжской городской Думы Волгоградской обл. от 25.12.2015 N 234-ВГД были опубликованы в газете «Волжский муниципальный вестник» №... от "."..г., являющейся официальным печатным средством массовой информации администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области.

Соответственно, оспариваемое постановление было доведено администрацией до всеобщего сведения.

Администрацией городского округа- город Волжский "."..г. ИП Первушиной С.Б. был направлен ответ на обращение административного истца о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: <адрес> согласно которому оснований для предоставления в аренду без проведения торгов указанного земельного участка не имеется.

"."..г. ИП Первушина СБ. обратилась в администрацию городского округа -город Волжский Волгоградской области с заявлением о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов в части увеличения площади торгового объекта до 194 кв.м.,, расположенного по адресу: <адрес>.

Письмом комитета земельных ресурсов администрации городского округа -город Волжский Волгоградской области от "."..г. N 13/6099 истцу было отказано во внесении изменений в Схему в части площади объекта - остановочного комплекса с торговым павильоном и теневым навесом для ожидания транспорта, расположенным по адресу: <адрес>,. Отказ Администрация обоснован тем, что "в соответствии с п. 1 приложения 2 к "Положению о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области", утвержденного решением Волжской Городской Думы Волгоградской области от 26 декабря 2014 г. N 128-ВГД, площадь павильона в составе остановки общественного транспорта не может превышать 40 кв. м".

Судом установлено, что площадь спорного нестационарного торгового объекта установлена с учетом требований Городского Положения «Правила землепользования и застройки городского округа - город Волжский Волгоградской области» от 15.10.2009 № 480-ВГД, касающихся формирования архитектурно-градостроительного облика города.

В силу п. 7.5.1. Правил землепользования и застройки формирование архитектурно-градостроительного облика городского округа - город Волжский осуществляется в зоне особого регулирования градостроительной деятельности городского округа - город Волжский. Границы данной зоны определяются вдоль красных линий пр. Ленина и улиц: Оломоуцкая, Энгельса, Александрова, Мира согласно карте зоны особого регулирования градостроительной деятельности (введен решением Волжской городской Думы Волгоградской обл. от "."..г.№...-ВГД).

В соответствии с пунктом 7.6.1. Правил объекты, земельные участки которые попали в зону особого регулирования градостроительной деятельности, формируют систему городских центров. Территория центров предназначена для прогулок, отдыха, развлечений горожан и должна отличаться от других территорий особым эстетическим содержанием. Архитектурно-градостроительный облик объекта в целом должен отражать внутреннее функциональное наполнение и вызывать у потребителя положительные эмоции (введен решением Волжской городской Думы Волгоградской обл. от "."..г.№...-ВГД).

Согласно п. 2.6. Приложения № 2 к Положению о порядке размещения нестационарных торговых объектов торговых объектов на территории городского округа -город Волжский Волгоградской области (утв. Решением Волжской городской Думы Волгоградской обл. от "."..г.№...-ВГД), нестационарные торговые объекты должны обеспечить свободное движение пешеходов и доступ потребителей к объектам торговли, в том числе обеспечение безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и иных маломобильных групп населения, а также беспрепятственного подъезда специализированного транспорта при чрезвычайных ситуациях.

Более того, решением Арбитражного суда Волгоградской области от "."..г. по делу №... ИП Первушиной С.Б. отказано в удовлетворении требований о признании незаконным решения администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от "."..г.№... об отказе внесения изменений в схему расположения нестационарных торговых объектов, утвержденную постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от "."..г. N 3856, изложенное в письме комитета земельных ресурсов Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области по поручению главы городского округа -город Волжский Волгоградской области от "."..г. N 13/6099 по изменению площади фактически занимаемого нестационарного торгового объекта (павильона), расположенного по адресу: <адрес> о признании незаконными действий Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области по указанию площади павильона "40,0 кв. м" (вместо 88,05 кв. м), расположенного по адресу: город Волжский Волгоградской <адрес> принадлежащего Первушиной СБ., включенного в схему расположения нестационарных торговых объектов, утвержденную постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от "."..г. N 3856, под номером по порядку 70, (номер места 15); об обязании Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Первушиной СБ., путем изменения площади нестационарного торгового объекта павильона с теневым навесом для остановки общественного транспорта вместо "40,0 кв. м" указать "88,05 кв. м", расположенного по адресу: <адрес> включенного в схему расположения нестационарных торговых объектов, утвержденную постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от "."..г. N 3856, под номером по порядку 70, (номер места 15).

К доводам представителя заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области о том, что оспариваемый нормативно-правовой акт органа местного самоуправления противоречит положениям Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку создает необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, суд относится критически. Довод заинтересованного лица о том, в результате уменьшения площади торгового павильона уменьшится товарооборот предпринимателя и прибыль от осуществления торговой деятельности, какими-либо объективными данными не подтвержден, основан лишь на предположениях, что не может служить основанием для признания нормативно-правого акта создающим препятствие к осуществлению предпринимательской деятельности.

На основании вышеизложенного, оспариваемый подпункт 70 Приложения к постановлению администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области №... от "."..г. «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области» в части указания площади торгового объекта по адресу: Волгоградская <адрес> равной 40,0 кв.м, является законным.

При таких обстоятельствах, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных ИП Первушиной С.Б. требований.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Индивидуальному предпринимателю Первушиной С.Б. в удовлетворении административного иска к администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области о признании не действующим в части постановление №... от "."..г., возложении обязанности устранить допущенные нарушения отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Т.В.Добраш

Справка: мотивированный текст решения изготовлен 17 октября 2017 года.

Судья Т.В.Добраш