ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4801/18 от 27.06.2019 Октябрьского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

27 июня 2019 года Адрес

Октябрьский районный суд Адрес в составе: председательствующего судьи Матвиенко О.А., при секретаре ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-747/2019 по административному иску ФИО2 к Федеральному агентству воздушного транспорта Министерства транспорта РФ (Росавиация), Министерству транспорта РФ о признании незаконным и отмене приказа Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта РФ (Росавиация) -П от Дата в части аннулирования свидетельств пилота коммерческой авиации III П от Дата, линейного пилота от Дата, выданных ФИО2, взыскании расходов по оплате госпошлины,

установил:

В обоснование административного искового заявления, с учетом дополнений, указано, что Дата на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта РФ (Росавиация) в разделе «Деятельность - Лётная эксплуатация - Авиационный персонал» был размещен приказ Федерального агентства воздушного транспорта Российской Федерации (Росавиация) -П от Дата «Об аннулировании свидетельств авиационного персонала».

Указанный приказ издан на основании подпунктов 5.4.2 и 9.9 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от Дата, пункта 8 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от Дата. Основанием для издания приказа послужило - указание недостоверных сведений, представленных для выдачи свидетельств авиационного персонала.

В числе прочих были аннулированы свидетельства пилота коммерческой авиации ШП от Дата, линейного пилота от Дата, выданные ФИО2, Дата года рождения, «за указание недостоверных сведений, представленных для выдачи свидетельств авиационного персонала» с внесением соответствующей отметки в Федеральную государственную информационную систему «Реестр выданных свидетельств авиационного персонала».

Административный истец считает данный приказ незаконным, необоснованным и противоречащим законодательству, поскольку он лично каких-либо действий, связанных с указанием недостоверных сведений не совершал, все представленные для получения свидетельства авиационного персонала документы соответствовали предъявляемым к ним требованиям.

В настоящее время ФИО2 работает в ПАО «ФИО3 «Сибирь» вторым пилотом ВС А-319/320/321, лётный директорат Адрес.

ФИО2 имеет дипломы о высшем образовании:

- Иркутского государственного технического университета ВСВ 1311983, выданный Дата по квалификации инженер, специальности «техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей»;

- Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации , выданный Дата по квалификации бакалавр, направление Дата «Аэронавигация».

Дата он заключил договор возмездного оказания услуг с обществом с ограниченной ответственностью «ФИО3 «ЧелАвиа» , согласно которому с Дата по Дата проходил очное обучение в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» (Национальный исследовательский университет) по программе дополнительного профессионального образования «Программа подготовки пилотов коммерческой авиации из пилотов-любителей (на самолетах: однодвигательный Р-2002, многодвигательный Р- 2006Т).

В соответствии с договором -ДО от Дата, заключённым между заказчиком - ООО «ФИО3 «ЧелАвиа» и исполнителем – ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ (НИУ)», он проходил обучение по программе дополнительного образования «Лётная эксплуатация летательных аппаратов».

По окончании учебы получен диплом ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ (НИУ)» №ПП-3 о том, что ФИО2 в период Дата по Дата прошел профессиональную переподготовку по программе «Подготовка пилотов коммерческой авиации из пилотов-любителей» в объеме 504 аудиторных часа.

Диплом предоставляет право на ведение профессиональной деятельности в сфере летной эксплуатации летательных аппаратов.

В приложении к настоящему диплому указано, что он прошел профессиональную переподготовку по программе «Подготовка пилотов коммерческой авиации из пилотов-любителей» с прохождением лётной стажировки в АУЦООО «ФИО3 «ЧелАвиа».

АУЦ ООО «ФИО3 «ЧелАвиа» осуществлял обучение на основании Свидетельства (Сертификата) , выданного Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиация) от Дата.

Весь процесс его обучения в АУЦ ООО «ФИО3 «ЧелАвиа» осуществлялся фактически и на основании вышеуказанных документов, которые до окончания срока действия не отзывались, а образовательная деятельность АУЦ ООО «ФИО3 «ЧелАвиа» не прекращалась (не прекращена).

До обучения в АУЦ ООО «ФИО3 «ЧелАвиа» ФИО2 были предоставлены данные о его образовании, опыте работы и состоянии здоровья, которые соответствуют действительности, и отвечают требованиям, предъявляемым к кандидатам на обучение.

На основании представленных документов об окончании обучения Высшей квалификационной комиссией ФАВТ МГ РФ ему было выдано свидетельство пилота коммерческой авиации III П от Дата.

Высшая квалификационная комиссия ФАВГ (Росавиация), считая, что он полностью соответствует всем предъявляемым квалификационным требованиям, Дата выдала ему свидетельство пилота коммерческой авиации Ш-П .

Дата после обучения в ФГУП «Восточно-Сибирский учебно-тренировочный центр» он был принят на работу пилотом переводом по организации ЗАО «ФИО3 «Ангара».

Дата допущен к полётам на ВС Ан-26, Ан-26-100 вторым пилотом-стажёром.

Дата допущен к самостоятельным полётам вторым лотом ВС Ан-26, Ан-26-100.

Дата принят на работу в должности пилота отдельной авиационной эскадрильи Адрес в ОАО «ФИО3 «Сибирь».

Дата переведён в отдельную авиационную эскадрилью (Адрес) на должность второго пилота ВС А-319/320/321.

Дата Западно-Сибирское межрегиональное транспортное управление воздушного транспорта ФАВТ выдало ему свидетельство линейного пилота согласно требованиям Постановления правительства РФ от Дата.

За время работы им были получены письменные благодарности от руководства ФИО3 «Сибирь».

Его налет в должности пилота составляет более 3 500 часов, он много раз успешно прошел курсы периодической профессиональной подготовки (повышения квалификации) на указанных типах ВС, успешно проходит квалификационные проверки. Имеет четвёртый (рабочий) уровень знания английского языка по шкале ИКАО.

В решении, принятом административным ответчиком - ФАВТ (Росавиация), приказом Федерального агентства воздушного транспорта Российской Федерации (Росавиация) -П от Дата «Об аннулировании свидетельств авиационного персонала» в части аннулирования свидетельств пилота коммерческой авиации Ш П от Дата, линейного пилота от Дата, выданных ФИО2 указано, что свидетельства аннулированы «за указание недостоверных сведений, представленных для выдачи свидетельства авиационного персонала».

Какие сведения являются недостоверными и кем они и в какой орган были предоставлены, из обжалуемого Приказа -П не явствует.

ФИО2 при заключении договора на обучение предоставил исполнителю все имеющиеся и требуемые для данного вида обучения документы.

Считает, что у административного ответчика отсутствует право на аннулирование свидетельств специалистов авиационного персонала гражданской авиации. Указанное право не представлено административному ответчику действующим законодательством РФ.

Считает ссылку административного ответчика на п. 8 Постановления Правительства РФ от Дата необоснованной, т.к. в нем ни о каких ранее выданных свидетельств указаний нет. Кроме того Постановление Правительства РФ от Дата вступило в силу в марте 2014 г., после того как административный истец получил свидетельство пилота коммерческой авиации.

Обучение авиационного персонала производилось исключительно организациями, имеющими сертификат АУЦ.

Административный истец проходил обучение по Программе подготовки пилотов коммерческой авиации из пилотов - любителей.

Указанная программа была согласованна Ректором ФГБОУ «Южно- Уральский государственный университет» и утверждена начальником управления летной эксплуатации ФАВТ МТ РФ Дата.

Истец заключил договор на переподготовку с АУЦ «ООО «ФИО3 ЧелАвиа» Дата

Дата между ООО «ФИО3 «ЧелАвиа» и ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» был заключен договор . В соответствии с п. 1.1 договора от Дата ООО «ФИО3 «ЧелАвиа» поручило ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» обязательство по организации и проведению учебной и производственной практик, именуемых «летная практика» студентов на воздушных суднах типов Р-2002, Р-2006 в целях завершения курса подготовки пилотов коммерческой авиации.

Объем теоретической подготовки в соответствии с удостоверением от Дата составил 504 часа, объем практической - летной подготовки 158 часов 29 минут.

ООО «ФИО3 «ЧелАвиа» имеет Свидетельство (сертификат) выданное Дата, срок действия до Дата.

Право ООО «ФИО3 «ЧелАвиа» на проведение подготовки авиационного персонала, помимо Свидетельства № 192 подтверждается -Заключением о соответствии заявленных данных ООО «ФИО3 «ЧелАвиа» требованиям ФАП - 23 на внесение дополнительных видов подготовки в сертификат от Дата, утвержденного Заместителем руководителя Федерального агентства воздушного транспорта ФИО6

В п. 4.4 Заключения от Дата предусмотрено, что «Теоретическое обучение слушателей производится по учебной программе ФГОУ «Южно- Уральского государственного университета» (лицензия от Дата) АУЦ ООО «ФИО3 «ЧелАвиа» осуществляет летную практику студентов по программам утвержденным УЛЭ Росавиации».

В разделе Выводы - Заключения от Дата сделан вывод о том, что по результатам проверки соответствия заявленных данных ООО «ФИО3 «ЧелАвиа» требованиям ФАП - 23 комиссия сделала вывод, что учебный центр соответствует сертификационным требованиям и требованиям законодательства РФ, относящимся в сфере деятельности, приведенной в приложение к настоящему заключению и способен осуществлять подготовку специалистов соответствующего уровня, согласно перечню должностей авиационного персонала гражданской авиации.

Выдаче Заключения от Дата предшествовала Служебная записка Руководителю Федерального агентства воздушного транспорта ФИО7 от Дата, в соответствии с которой ФГОУ «Южно-Уральский государственный университет» рекомендовал Росавиацией для осуществления подготовки специалистов.

Таким образом, ООО «ФИО3 «ЧелАвиа» и ФГОУ «Южно-Уральский государственный университет» обладали полномочиями по подготовке специалистов.

Административный истец просит суд признать незаконным и отменить приказ Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) от Дата-П «Об аннулировании свидетельств авиационного персонала» в части аннулирования свидетельства пилота коммерческой авиации III П от Дата, линейного пилота от Дата, выданных ФИО2, Дата года рождения, взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере ........

Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта РФ (Росавиация) в судебное заседание не явился, надлежащим образом судом извещен о дате, времени и месте судебного заседания, причины неявки суду не сообщил. Ранее в судебном заседании представил письменные возражения, в которых административные исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении.

Представитель административного ответчика Министерства транспорта РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.

Представители заинтересованных лиц ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)», ПАО «ФИО3 «Сибирь» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны, представили отзывы на административное исковое заявление, в которых отразили правовую позицию по делу.

Представитель заинтересованного лица Министерства образования и науки Адрес в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель заинтересованных лиц ООО «ФИО3 ЧелАвиа», Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили.

Суд, рассматривает дело в отсутствие неявившихся административного истца, административных ответчиков, заинтересованных лиц в порядке, предусмотренном ч. 6 ст. 226 КАС РФ.

Исследовав письменные материалы дела, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного производства Российской Федерации гражданин (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 указанной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Право на безопасность охраняется Конституцией Российской Федерации, относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, являясь одним из инструментов защиты высших ценностей, признание, соблюдение и защита которых составляют обязанность государства (ст.ст. 2, 37, 55, 72).

Реализация государственной системы управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов обеспечивается в Российской Федерации в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации (п. 1 ст. 24.1 Воздушного кодекса РФ).

Целью государственного надзора в области гражданской авиации является обеспечение безопасности полетов воздушных судов, авиационной безопасности и качества выполняемых в гражданской авиации работ и оказываемых услуг. Основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органов государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации об авиационном происшествии или инциденте, о фактах нарушений обязательных требований, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо влекут причинение такого вреда (п. 1, подп. 2 п. 6 ст. 28 Воздушного кодекса РФ).

К авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации (п. 1 ст. 52 Воздушного кодекса РФ).

Пилоты включены в Перечень специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации (утв. приказом Министерства транспорта РФ от Дата), входящих в состав летного экипажа гражданской авиации:

Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Порядок подготовки членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов, диспетчеров управления воздушным движением устанавливается федеральными авиационными правилами (п.п. 2, 4, 5 ст. 54 Воздушного кодекса РФ).

Воздушный кодекс Российской Федерации (ВК РФ) устанавливает, что образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц требованиям федеральных авиационных правил (п. 3 ст. 8 ВК РФ).

В силу ст. 53 ВК РФ к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов, по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства (п. 1).

Правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение указанных в п. 1 настоящей статьи свидетельств, требованиям федеральных авиационных правил, включающих в себя требования к подготовке авиационного персонала гражданской авиации для обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности и использования технических средств и оборудования, указанных в п. 10 ст. 37 настоящего Кодекса, а также правила выдачи указанных свидетельств устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1.1).

Государственный контроль за деятельностью авиационного персонала осуществляется уполномоченным органом в области гражданской авиации, уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, уполномоченным органом в области обороны или уполномоченным органом в области оборонной промышленности (п. 2).

Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами (ч. 2 ст. 54 ВК РФ).

Приказом Федеральной авиационной службы России от Дата утверждены и введены в действие с Дата Федеральные авиационные правила «Сертификация авиационных учебных центров» (далее – ФАП-23), (которые действовали до Дата, то есть на момент обучения административного истца) устанавливают порядок взаимоотношений специально уполномоченных органов в области гражданской авиации (в данном случае - Росавиация) с авиационными учебными центрами при проведении работ по сертификации авиационных учебных центров. Указанные Правила распространяются на образовательные учреждения всех организационно-правовых форм собственности (государственные учреждения, предприятия, курсы, структурные подразделения и т.д.), осуществляющие образовательный процесс в системе дополнительного профессионального образования, а также определяют порядок проведения сертификации авиационных учебных центров. Они являются обязательными для соблюдения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также юридическими лицами и гражданами.

Сертификация авиационного учебного центра (АУЦ) - установление соответствия организации, содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям настоящих ФАП.

Сертификат АУЦ - официальный документ установленного образца, выдаваемый уполномоченным государственным органом, подтверждающий соответствие организации, содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям настоящих Федеральных авиационных правил (п. 2 разд. 1 ФАП-23).

Пункт 3 статьи 8 ВК РФ и п. 5.11 разд. 3 ФАП-23 содержат прямой запрет осуществлять обучение специалистов авиационного персонала АУЦ, не имеющим выданного в соответствии с ФАП-23 сертификата АУЦ.

Таким образом, осуществлять обучение специалистов авиационного персонала гражданской авиации (пилотов) вправе только та образовательная организация, которая имеет сертификат АУЦ и проводит обучение по программам подготовки, утвержденным Росавиацией (п. 4 ст. 54 ВК РФ) и внесенным в сертификат АУЦ.

Согласно Приказу Федеральной авиационной службы России от Дата «О введении в действие федеральных авиационных правил «Сертификация авиационных учебных центров», действовавшему на момент прохождения ФИО2 обучения в ООО «ФИО3 «ЧелАвиа» авиационным учебным центром признавалось образовательное учреждение дополнительного образования, имеющее сертификат и лицензию установленной формы, осуществляющее профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации авиационного персонала в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Федеральными авиационными правилами.

Из материалов дела судом установлено, что ФИО2 с Дата был принят на работу пилотом в ЗАО «ФИО3 «Ангара». Дата был принят на работу в ОАО «ФИО3 «Сибирь». Дата переведён в отдельную авиационную эскадрилью (Адрес) на должность второго пилота ВС А-319/320/321. Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются сведениями трудовой книжки.

ФИО2 в 1998 г. окончил Иркутский авиационный технический колледж гражданской авиации по специальности техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей, присвоена квалификация авиационного техника-механика, что подтверждается дипломом с отличием ГТ 1 от Дата.

ФИО2 имеет высшее образование по специальности «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей», присвоена квалификация «инженер», на основании решения Государственной аттестационной комиссии от Дата, что подтверждается дипломом ВСВ , выданным Иркутским государственным техническим университетом Дата.

ФИО2 в период со Дата по Дата прошел обучение в ЧОУ ДО взрослых АУЦ «Авиатор» (Лицензия МОиН РТ серия РО , Сертификат АУЦ ) по программе «Первоначальная подготовка пилотов на легкие воздушные суда» в объеме 218 часов, по окончании которого выдано свидетельство пилота-любителя .

Дата между ФИО2 и ООО «ФИО3 «ЧелАвиа» был заключен договор возмездного оказания услуг, по условиям которого ООО «ФИО3 «ЧелАвиа» обязалась оказать услуги по организации обучения административного истца до уровня пилота коммерческой авиации.

Согласно п. 6.2 договора, в целях обучения ООО «ФИО3 «ЧелАвиа» имеет право привлекать на договорной основе лицензированные учебные заведения, допущенные и включенные в общий цикл профессиональной переподготовки (переквалификации). ООО «ФИО3 «ЧелАвиа» направляет заказчика в учебные организации в целях прохождения им соответствующего цикла обучения.

Дата между ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный Университет (Национальный исследовательский Университет)» и ООО «ФИО3 «ЧелАвиа» был заключен договор, по условиям которого ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный Университет (Национальный исследовательский Университет)» принимает на себя обязательство по организации и проведению учебной и производственных практик студентов ФГБОУВПО «ЮУрГУ (НИУ)» на воздушных судах типов Р2002, Р-2006 в целях завершения курса подготовки пилотов коммерческой авиации.

В период с Дата по Дата административный истец прошел профессиональную переподготовку в ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный Университет (Национальный исследовательский Университет)» по программе «Подготовка пилотов коммерческой авиации из пилотов-любителей», выдан диплом с правом на ведение профессиональной деятельности в сфере летной эксплуатации летательных аппаратов.

Решением аттестационной комиссии от ДатаФИО2 получил право на ведение профессиональной деятельности в сфере «Летной эксплуатации летательных аппаратов», что подтверждается дипломом о профессиональной переподготовке с регистрационным номером 80.102.04, выданным Федеральный государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» (национального исследовательский университет). Согласно справке ФГБОУВПО «ЮУрГУ (НИУ)» от Дата, ранее выданный диплом о профессиональной переподготовке по образовательной программе дополнительного профессионального образования «подготовка пилотов коммерческой авиации из пилотов-любителей» государственного образца, был изъят у ФИО2 и заменен на диплом о профессиональной переподготовке установленного образца на основании приказа ректора от Дата, на основании Федерального закона от Дата №293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» в части государственной аккредитации программ дополнительного профессионального образования.

ФИО2 выдано удостоверение о том, что он Дата поступил в авиационный учебный центр ООО «ФИО3 «ЧелАвиа» и Дата окончил полный курс авиационного учебного центра ООО «ФИО3 «ЧелАвиа» по программе: «Программа подготовки пилотов коммерческой авиации из пилотов-любителей». Объем теоретической подготовки в соответствии с удостоверением от Дата составил 504 часа, объем практической - летной подготовки 158 часов 29 минут.

Дата Федеральной авиационной службой России ФИО2 выдано свидетельство пилота коммерческой авиации III П .

Решением Государственной экзаменационной комиссии ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» от ДатаФИО2 выдан диплом бакалавра по направлению подготовки «Аэронавигация» за .

На основании представления ПАО «ФИО3 «Сибирь» ДатаФИО2 выдано свидетельство линейного пилота III .

Дата в Росавиацию поступило письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в котором сообщалось, что в ходе проведенной проверки установлено, что вскрыты факты обучения ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)» 64 студентов, в том числе административного истца, по программе подготовки пилотов коммерческой авиации без сертификата авиационного учебного центра, выданного Росавиацией.

Дата руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Министерства Транспорта Российской Федерации (Росавиация) ФИО7 издан приказ -П, согласно которому на основании п.п.5.4.2 и 9.9 Положения Федеральным агентством воздушного транспорта, утверждённого постановлением Правительства РФ от Дата, п.8 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицами из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных постановлением Правительства РФ от Дата, за указание недостоверных сведений, представленных для выдачи свидетельств авиационного персонала, аннулированы свидетельство пилота коммерческой авиации III П от Дата, свидетельство линейного пилота от Дата, выданные ФИО2.

Согласно приказу ПАО «ФИО3 «Сибирь» от Дата, второй пилот ВС А-319/320/321 ФИО2 отстранен от полетов.

Росавиацией был направлен запрос в Министерство образования и науки Адрес о предоставлении сведений о наличии лицензии на образовательную деятельность у ООО «ФИО3 «ЧелАвиа».

Согласно ответу Министерства образования и науки Адрес от Дата, лицензия на образовательную деятельность Министерством образования и науки Адрес не выдавалась. Вместе с тем, бессрочная лицензия на осуществление образовательной деятельности от Дата была выдана НОУ «Учебно-Тренировочный центр «ЧелАвиа» на право реализации программ дополнительного профессионального образования (повышение квалификации и профессиональной переподготовки). В настоящее время НОУ «Учебно-Тренировочный центр «ЧелАвиа» имеет наименование ЧПОУ «Челябинское летное училище гражданской авиации».

Правилами проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата, установлено, что свидетельства выдаются Федеральным агентством воздушного транспорта лицам, прошедшим подготовку по программам подготовки, утверждённым в соответствии со ст.54 Воздушного кодекса РФ, и проверку соответствия их знаний, навыков, опыта, возраста и состояния здоровья требованиям федеральных авиационных правил (пункт 3).

Пунктом 8 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полётов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата, установлено, что для получения свидетельства в орган по выдаче свидетельств подаётся представление образовательной организации или организации, осуществляющей обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, работодателя кандидатов на получение свидетельств (представление) или заявление на выдачу свидетельства кандидата на получение свидетельства.

В соответствии с пунктом 1.2 Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации» (далее - Правила), утвержденных приказом Министерства Транспорта Российской Федерации от Дата, коммерческий пилот относится к лицам авиационного персонала. Выполнение функций члена экипажа воздушных судов, специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудника по обеспечению полетов гражданской авиации осуществляется лицом, который удовлетворяет требованиям данного приказа и имеет действующее свидетельство с соответствующими квалификационными отметками (пункт 1.3 указанных Правил).

В разделах IV и VI Правил содержатся требования, предъявляемые к обладателю свидетельства коммерческого пилота.

В соответствии с пп. «а», «б» п. 4.3 указанных Правил обладатель свидетельства коммерческого пилота с квалификационной отметкой о виде воздушного судна "самолет" должен иметь налет на самолете не менее 200 ч или 150 ч в ходе прохождения курса подготовки по утвержденной программе в качестве пилота самолета, в который засчитывается не более 10 ч налета на тренажере; должен пройти летную подготовку на самолетах с двойным управлением под руководством пилота-инструктора, в ходе которой он получает опыт эксплуатации воздушных судов в следующих областях.

Таким образом, положениями Федеральных авиационных правил предусмотрено, что для получения свидетельства коммерческого пилота установлена обязанность кандидата пройти курс профессиональной подготовки по утвержденной программе.

До принятия и вступления в силу Воздушного кодекса РФ, устанавливающего правовые основания использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области гражданской авиации, и до принятия приказа Министерства Транспорта РФ от Дата, Приказом Министерства гражданской авиации СССР от Дата утверждены «Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР (НПП ГА )» (документ введен в действие с Дата, утратил силу Дата).

Главой III ФАП -23 установлено, что все АУЦ, осуществляющие свою деятельность в гражданской авиации, проходят в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации в обязательном порядке сертификацию в сроки, установленные настоящим ФАП (пункт 1.2).

К задачам процесса сертификации авиационных учебных центров относятся установление соответствия настоящим ФАП; обеспечение соответствия качества и организации профессиональной подготовки авиационного персонала международным требованиям; защита прав потребителей услуг от снижения уровня по обучению в АУЦ (заказчиков и обучаемых) при несоблюдении соответствующих требований к качеству профессиональной подготовки авиационного персонала; упорядочение сети и структуры профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации авиационного персонала отрасли.

По результатам сертификации составляется заключение о возможностях выполнять заявленные виды деятельности, являющееся основой для выдачи (аннулирования) сертификата АУЦ. Заключение подписывается членами рабочей сертификационной комиссии, назначаемой руководителем Органа по сертификации АУЦ.

В силу Федерального закона от Дата № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии и в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

В соответствии с частью 4 статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации. Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Пунктом Дата Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата, к полномочиям Федерального агентства воздушного транспорта отнесено утверждение программ подготовки специалистов, согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации.

Правилами проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденными установлением Правительства Российской Федерации от Дата, установлено, что свидетельства выдаются Федеральным агентством воздушного транспорта лицам, прошедшим подготовку по программам подготовки, утвержденным в соответствии со статьей 54 Воздушного кодекса Российской Федерации, и проверку соответствия их знаний, навыков, опыта, возраста и состояния здоровья требованиям федеральных авиационных травил (пункт 3). Указание недостоверных сведений и (или) использование подложного документа в представленных документах влекут за собой аннулирование свидетельства, выданного на основе таких сведений и документа. Достоверность данных в заявлении на выдачу свидетельства и прилагаемых к нему документах, предусмотренных пунктом 9 Правил, обеспечивается лицом, заверяющим представленные документы (пункт 8).

В силу пунктов 5, 7, 8 Федеральных авиационных правил, утвержденных приказом Минтранса России от Дата, запрещается осуществлять обучение специалистов авиационного персонала авиационным учебным центром, не имеющим сертификата АУЦ, в нарушение ограничений, указанных в сертификате АУЦ, или в нарушение требований федеральных авиационных правил

Сертификаты АУЦ выдаются центральным аппаратом Федерального агентства воздушного транспорта и территориальными органами Федерального агентства воздушного транспорта и действуют бессрочно, за исключением случаев приостановления действия или аннулирования их центральным аппаратом или территориальным органом названного федерального ведомства.

Из анализа приведенных норм следует, что свидетельство пилота выдается лицам, прошедшим полный курс обучения в летных учебных заведениях гражданской авиации. При этом документ о наличии соответствующей профессиональной подготовки (переподготовки) должен быть выдан не любым учебным заведением, а образовательной организацией соответствующей установленным авиационным правилам требованиям, а именно, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности и соответствующий сертификат.

В ходе судебного разбирательства установлено, что для получения административным истцом свидетельства авиационного персонала в государственный орган была представлена копия диплома ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ (НИУ)» о прохождении ФИО8 в период с Дата по Дата профессиональной переподготовки по программе «Подготовка пилотов коммерческой авиации из пилотов-любителей» со стажировкой в АУЦ ФИО3 «ЧелАвиа» (серия ПП-3 , регистрационный ).

Согласно письма от Дата Министерства образования Адрес лицензия на осуществление образовательной деятельности ООО «ФИО3 «ЧелАвиа» не выдавалась. Следовательно, ООО «ФИО3 «ЧелАвиа» на период прохождения ФИО8 профессиональной переподготовки не имело документа, выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, подтверждающего его соответствие требованиям федеральных авиационных правил, что не соответствует пункту 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации и не могло осуществлять подготовку специалистов авиационного персонала и реализовывать дополнительную профессиональную образовательную программу.

ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ (НИУ)» сертификацию как образовательная организация, осуществляющая обучение авиационного персонала в порядке, предусмотренном статьями 8 ВК РФ и ФАП-23, не проходило. Следовательно, отсутствует предусмотренное законодательством подтверждение способности ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ (НИУ)» осуществлять надлежащую профессиональную подготовку авиационного персонала по утверждённым уполномоченным органам программам. При этом, наличие у ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ (НИУ)» лицензии на ведение образовательной деятельности не подменяет и не заменяет собой обязательность соблюдения требований воздушного законодательства в случае, если образовательная организация осуществляет подготовку специалистов авиационного персонала (пилотов).

Таким образом, ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ (НИУ)» не могло и не должно было осуществлять обучение специалистов авиационного персонала. Тот факт, что согласно приложению к указанному диплому административный истец во время обучения в ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ (НИУ)» прошел стажировку в АУЦ ООО «ФИО3 «ЧелАвиа» на воздушных судах Р2002, Р2006, не подменяет собой обязанность лица пройти полный цикл обучения в сертифицированном авиационном учебном центре (пункт 3.2.3 раздела I ФАП-23).

Таким образом, в представленных для получения ФИО8 свидетельства авиационного персонала документах, а именно в копии диплома ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ (НИУ)» (серия ПП-3 , регистрационный ) содержатся недостоверные сведения, под которыми понимаются в данном случае отсутствие у образовательных учреждений полномочий на выдачу административному истцу документов об обучении авиационного персонала.

Согласно п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии с ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Оценивая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что административным ответчиком доказан факт предоставления ФИО8 недостоверных сведений для выдачи свидетельств авиационного персонала.

В связи с чем, суд полагает что требования ФИО2 о признании незаконным и отмене приказа Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) от Дата-П «Об аннулировании свидетельств авиационного персонала» в части аннулирования свидетельства пилота коммерческой авиации III П от Дата, линейного пилота от Дата, выданных ФИО2, Дата года рождения не подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.2 ч.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности, соблюдены ли сроки обращения в суд.

В силу ч.1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Оспариваемый приказ Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта РФ (Росавиации) вынесен Дата. Административное исковое заявление подано в суд Дата, таким образом, установленный ч.1 ст.219 КАС РФ процессуальный срок для обращения в суд административным истцом не пропущен.

Рассматривая требование административного истца о взыскании с административного ответчика судебных расходов, суд находит его не подлежащим удовлетворению, так как в удовлетворении основного требования отказано.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО2 к Федеральному агентству воздушного транспорта Министерства транспорта РФ (Росавиация), Министерству транспорта РФ о признании незаконным и отмене приказа Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) от Дата-П «Об аннулировании свидетельств авиационного персонала» в части аннулирования свидетельства пилота коммерческой авиации III П от Дата, линейного пилота от Дата, выданных ФИО2, Дата года рождения, взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере ........ - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд Адрес в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда Дата.

Судья: О.А. Матвиенко