ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4803/18 от 04.07.2019 Октябрьского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 июля 2019 года г. Иркутск

Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Матвиенко О.А., при секретаре Шмыревой Н.А., с участием административного истца Малышкина А.Ю., представителя административного истца Куликова С.А., допущенного судом к участию в деле в порядке ч.5 ст. 57 КАС РФ, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-749/2019 по административному исковому заявлению Малышкина Андрея Юрьевича к Федеральному агентству воздушного транспорта Министерства транспорта РФ (Росавиация), Министерству транспорта Российской Федерации о признании незаконным и отмене приказа Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта РФ (Росавиация) -П от Дата в части аннулирования свидетельства коммерческого пилота от Дата, выданного Малышкину А.Ю.,

установил:

В обоснование административного искового заявления, с учетом уточнений, указано, что Дата на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (Росавиация) в разделе «Деятельность - Лётная эксплуатация - Авиационный персонал» был размещен приказ «Об аннулировании свидетельств авиационного персонала» от Дата-П.

Приказом -П за указание недостоверных сведений, представленных для выдачи свидетельства авиационного персонала, было аннулировано, в том числе свидетельство коммерческого пилота от Дата, выданное Малышкину А.Ю.

Полагает, что приказ -П не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права и законные интересы административного истца по следующим основаниям.

Между Малышкиным А.Ю. (заказчик) и ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» (исполнитель) был заключен договор возмездного оказания услуг по организации обучения от Дата-кп, в соответствии с которым заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство оказать возмездные услуги по организации обучения заказчика до уровня пилота коммерческой авиации.

В целях обучения исполнитель имеет право привлекать на договорной основе лицензированные учебные заведения, допущенные и включенные в общий цикл профессиональной подготовки (переквалификации), а именно: ФГБОУ «Южно-Уральский государственный университет» и ФГОУДО «Уральский учебно-тренировочный центр ГА» (п. 2.1 договора от Дата-кп).

В соответствии с п. 2.2 договора от Дата-кп Малышкин А.Ю. был направлен в ФГБОУ «Южно-Уральский государственный университет» в целях прохождения обучения по программе «Подготовка пилотов коммерческой авиации».

Перед прохождением обучения Малышкину А.Ю. были предоставлены следующие документы, подтверждающие право образовательного учреждения на проведение обучения по вышеуказанной программе:

1) бессрочная лицензия от Дата (регистрационный ) на право ведения образовательной деятельности, выданная Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки;

2) свидетельство о государственной аккредитации от Дата, выданное Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, и действительное до Дата;

3) свидетельство (сертификат) , удостоверяющее, что авиационный учебный центр ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» соответствует требованиям Воздушного законодательства Российской Федерации и изданным в соответствии с ним нормативным актам, регламентирующим деятельность гражданской авиации в отношении выдачи настоящего свидетельства, и способен осуществлять ведение образовательной деятельности по направлениям (специальностям), приведенным в приложении к настоящему свидетельству. Дата вступления в силу Дата, действительно по Дата;

4) комплексный курс подготовки пилотов коммерческой авиации на самолетах Р 2002 и Р 2006, утвержденный ВРИО начальника Управления летной эксплуатации ФАВТ (Росавиация) по согласованию с ректором ФГБОУ ВПО ЮУрГУ (НИУ) и начальником АУЦ ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа»;

5) программа подготовки пилотов коммерческой авиации (на самолетах: однодвигательный Р-2002, многодвигательный Р-2006Т), утвержденная начальником управления летной эксплуатации ФАВТ по согласованию с ректором ФГБОУ ВПО ЮУрГУ (НИУ).

Малышкин А.Ю. проходил обучение в соответствии с программой, утвержденной Росавиацией. Обучение административный истец прошел успешно, что подтверждается выданным ему свидетельством коммерческого пилота III И и диплом о профессиональной подготовке А-ПП (Регистрационный ).

После прохождения обучения он получил право на ведение профессиональной деятельности в сфере «Летной эксплуатации летательных аппаратов» по программе «Подготовка пилотов коммерческой авиации».

В период с Дата по Дата Малышкин А.Ю. обучался в Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «С7 Тренинг» по программе «Курс подготовки для выпускников учебных заведений гражданской авиации и кандидатов для переподготовки на другие (новые) типы воздушных судов (ВС) ГА, оснащенные дисплейной (цифровой) индикацией, не имевшие опыта эксплуатации ВС аналогичного типа Ан-148», о чем выдано удостоверение .

В период с Дата по Дата Малышкин А.Ю. обучался в Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «С7 Тренинг» по программе «Курс переподготовки членов лётных экипажей на ВС Ан-148», о чем выдано удостоверение .

Правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от Дата (далее - Правила ).

Согласно п. 3 Правил свидетельства выдаются Росавиацией лицам, прошедшим подготовку по программам подготовки, утвержденным в соответствии со статьей 54 Воздушного кодекса Российской Федерации, и проверку соответствия их знаний, навыков, опыта, возраста и состояния здоровья требованиям федеральных авиационных правил.

Поскольку Малышкин А.Ю. прошел подготовку по программам, утвержденным Росавиацией, и соответствующую проверку по Правилам , Росавиация выдала ему свидетельство коммерческого пилота от Дата с квалификационной отметкой «Самолет Ан-148 второй пилот, L-410 UVP-E20 второй пилот».

Позднее в связи с внесением изменений квалификационных отметок Росавиация выдала новое свидетельство коммерческого пилота от Дата с квалификационной отметкой «Самолет Ан-148 второй пилот, L-410 UVP-E20 второй пилот, полеты по правилам полетов по приборам - самолет».

Приказом Восточно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации от Дата/к подтверждено, что Малышкин А.Ю. допущен к самостоятельным полетам в качестве второго пилота на ВС АН-148 (п. 7.1 приказа); в связи с внесением изменений квалификационных отметок Малышкину А.Ю. заменено свидетельство коммерческого пилота нового образца (п. 15 приказа).

Малышкин А.Ю. успешно прошел обучение в соответствии с программой, утвержденной Росавиацией, успешно сдал все зачеты и экзамены, осуществил определенное количество налета на воздушных судах.

При проверке представленных документов, на момент выдачи свидетельства коммерческого пилота от Дата неполнота представленных документов, их несоответствие Правилам , недостоверность сведений в представленных документах установлены Росавиацией не были (п. 14, 15, 17 Правил ). То есть все сведения, представленные в отношения Малышкина А.Ю. при получении свидетельства коммерческого пилота, являлись достоверными, полными и объективными. В противном случае в выдаче свидетельства коммерческого пилота Росавиация отказала бы на основании п. 17 Правил .

Правовое положение Росавиации, в том числе полномочия данного органа исполнительной власти, определено Положением о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от Дата (далее - Положение ).

Полномочия Росавиации закреплены в разделе II Положения , среди которых значится выдача свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, допускаемым к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна (п. 5.4.2 Положения ).

Правом на аннулирование свидетельств авиационного персонала Росавиация не наделена. Следовательно, оспариваемый приказ издан с превышением полномочий административного ответчика.

Пункт 8 Правил , на который имеется ссылка в оспариваемом приказе, самостоятельного правового значения не имеет, поскольку не определяет конкретный орган, имеющий право аннулировать соответствующее свидетельство.

Фактическая невозможность осуществления деятельности в сфере летной эксплуатации летательных аппаратов (ввиду аннулирования свидетельства коммерческого пилота), будет являться основанием для прекращения трудового договора, заключенного между Малышкиным А.Ю. и АО «Авиакомпания «Ангара» (п. 13 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, издание оспариваемого приказа лишает Малышкина А.Ю. права осуществлять трудовую функцию в качестве второго пилота, предусмотренную трудовым договором.

Кроме того, между Малышкиным А.Ю. и АО «Авиакомпания «Ангара» был заключен договор о прохождении обучения в дополнение к трудовому договору от Дата, в соответствии с которым работодатель обязуется направить работника на обучение, а работник обязуется пройти обучение и проработать в организации 5 (пять) лет после его окончания.

Стоимость обучения составила ........ Обучение пройдено Малышкиным А.Ю. в период с Дата по Дата. То есть на сегодняшний день, после окончания обучения административный истец проработал в организации лишь 2 года и 5 месяцев.

В случае прекращения трудового договора, Малышкин А.Ю. обязан будет возместить работодателю затраты, понесенные последним на обучение пропорционально фактически не отработанному времени.

Однако в оспариваемом приказе -П «Об аннулировании свидетельств авиационного персонала» от Дата не отражено, какие именно недостоверные сведения были представлены Малышкиным А.Ю. для выдачи свидетельства коммерческого пилота. Данный факт подтверждает произвольный характер оспариваемого приказа и свидетельствует о его незаконности.

Малышкин А.Ю. имеет высшее профессиональное образование и квалификацию инженера по специальности «Самолето- и вертолетостроение» (диплом Иркутского государственного технического университета ВСВ 1310660 выдан Дата). В этом же году на основании приказа руководителя Роспрома административному истцу присуждена квалификация ведущего инженера по летным испытаниям воздушных судов, что подтверждается свидетельством ведущего инженера по летным испытаниям воздушных судов серии I-В . В 2012 году Малышкин А.Ю. закончил учебно-тренировочный центр по курсу первоначальной подготовки пилотов-любителей, а также по курсу переподготовки пилотов-любителей на самолет Р2002, о чем выданы соответствующие свидетельства и .

В этом же году уполномоченным органом исполнительной власти в области гражданской авиации административному истцу выдано свидетельство пилота- любителя серии PPL , дающее право Малышкину А.Ю. выполнять полеты на самолете Р-2002 по воздушному пространству Российской Федерации. Таким образом, Малышкин А.Ю., будучи специалистом, входящим в состав летного экипажа гражданской авиации, имея высшее профессиональное образование, получил дополнительное профессиональное образование, освоив программу профессиональной переподготовки «Подготовка пилотов коммерческой авиации», которая дает право на ведение профессиональной деятельности в сфере летной эксплуатации летательных аппаратов. Подготовка административного истца осуществлена по Программе подготовки пилотов коммерческой авиации (на самолетах: однодвигательный Р- 2002, многодвигательный Р-2006Т), утвержденной начальником управления летной эксплуатации Федеральным агентством воздушного транспорта по согласованию с ректором ФГБОУ ВПО ЮУрГУ (НИУ).

С точки зрения закона об образовании, программа подготовки пилотов коммерческой авиации, по которой проходил обучение Малышкин А.Ю., сертифицирована Федеральным агентством воздушного транспорта именно в качестве дополнительной профессиональной образовательной программы.

ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» прошло обязательную сертификацию в 2011 году, что подтверждается свидетельством (сертификатом) . Указанный сертификат вступил в силу Дата и действовал по Дата, то есть в течение всего срока обучения Малышкина А.Ю. Летная подготовка Малышкина А.Ю. надлежащим образом и в необходимом объеме была проведена данным авиационным учебным центром.

Непосредственно теоретическую подготовку административный истец проходил в ФГБОУ «Южно-Уральский государственный университет», имеющего бессрочную лицензию от Дата (регистрационный ) на право ведения образовательной деятельности. Несомненно, административный ответчик располагал сведениями о том, что Малышкин А.Ю. проходил обучение (теоретическая часть) в ФГБОУ «Южно-Уральский государственный университет» и стажировку (летная подготовка) в ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа». Во-первых, закон не запрещал проходить обучение и стажировку в двух учебных заведениях. Поэтому в договоре возмездного оказания услуг по организации обучения от 23.05.2012 -кп, заключенного между Малышкиным А.Ю. и ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа», прямо содержалось условие о привлечении на договорной основе лицензированного учебного заведения - ФГБОУ «Южно- Уральский государственный университет». Во-вторых, правомерность такой схемы обучения подтверждается Заключениями, утвержденными начальником Управления летной эксплуатации Дата и заместителем руководителя Росавиации Дата и Дата.

Просит суд признать незаконным и отменить приказ Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (Росавиация) от Дата-П «Об аннулировании свидетельств авиационного персонала» в части аннулирования свидетельства коммерческого пилота от Дата, выданного Малышкину Андрею Юрьевичу, Дата года рождения.

В судебном заседании административный истец Малышкин А.Ю.. его представитель Куликов С.А., допущенный судом к участию в деле в порядке ч.5 ст. 57 КАС РФ, поддержали заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта РФ (Росавиация) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, ранее представил письменные возражения, в которых отражена правовая позиция по делу, просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель административного ответчика Министерства транспорта РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя, представил отзыв на административное исковое заявление, в котором отражена правовая позиция по делу.

Представители заинтересованных лиц ФГ"АОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)», ПАО «Авиакомпания «Ангара» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны, ранее представили отзывы на административное исковое заявление, в которых отразили правовую позицию по делу.

Представитель заинтересованного лица Министерства образования и науки Адрес в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель заинтересованных лиц ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа». Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки не известны.

Суд, рассматривает дело в отсутствие неявившихся административных ответчиков, заинтересованных лиц в порядке, предусмотренном ч. 6 ст. 226 КАС РФ.

Выслушав доводы административного истца, представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного производства Российской Федерации гражданин (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 указанной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Право на безопасность охраняется Конституцией Российской Федерации, относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, являясь одним из инструментов защиты высших ценностей, признание, соблюдение и защита которых составляют обязанность государства (ст.ст. 2, 37, 55, 72).

Реализация государственной системы управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов обеспечивается в Российской Федерации в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации (п. 1 ст. 24.1 Воздушного кодекса РФ).

Целью государственного надзора в области гражданской авиации является обеспечение безопасности полетов воздушных судов, авиационной безопасности и качества выполняемых в гражданской авиации работ и оказываемых услуг. Основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органов государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации об авиационном происшествии или инциденте, о фактах нарушений обязательных требований, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо влекут причинение такого вреда (п. 1, подп. 2 п. 6 ст. 28 Воздушного кодекса РФ).

К авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации (п. 1 ст. 52 Воздушного кодекса РФ).

Пилоты включены в Перечень специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации (утв. приказом Министерства транспорта РФ от Дата), входящих в состав летного экипажа гражданской авиации:

Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Порядок подготовки членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов, диспетчеров управления воздушным движением устанавливается федеральными авиационными правилами (п.п. 2, 4, 5 ст. 54 Воздушного кодекса РФ).

Воздушный кодекс Российской Федерации (ВК РФ) устанавливает, что образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц требованиям федеральных авиационных правил (п. 3 ст. 8 ВК РФ).

В силу ст. 53 ВК РФ к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов, по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства (п. 1).

Правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение указанных в п. 1 настоящей статьи свидетельств, требованиям федеральных авиационных правил, включающих в себя требования к подготовке авиационного персонала гражданской авиации для обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности и использования технических средств и оборудования, указанных в п. 10 ст. 37 настоящего Кодекса, а также правила выдачи указанных свидетельств устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1.1).

Государственный контроль за деятельностью авиационного персонала осуществляется уполномоченным органом в области гражданской авиации, уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, уполномоченным органом в области обороны или уполномоченным органом в области оборонной промышленности (п. 2).

Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами (ч. 2 ст. 54 ВК РФ).

Приказом Федеральной авиационной службы России от Дата утверждены и введены в действие с Дата Федеральные авиационные правила «Сертификация авиационных учебных центров» (далее – ФАП-23), (которые действовали до Дата, то есть на момент обучения административного истца) устанавливают порядок взаимоотношений специально уполномоченных органов в области гражданской авиации (в данном случае - Росавиация) с авиационными учебными центрами при проведении работ по сертификации авиационных учебных центров. Указанные Правила распространяются на образовательные учреждения всех организационно-правовых форм собственности (государственные учреждения, предприятия, курсы, структурные подразделения и т.д.), осуществляющие образовательный процесс в системе дополнительного профессионального образования, а также определяют порядок проведения сертификации авиационных учебных центров. Они являются обязательными для соблюдения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также юридическими лицами и гражданами.

Сертификация авиационного учебного центра (АУЦ) - установление соответствия организации, содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям настоящих ФАП.

Сертификат АУЦ - официальный документ установленного образца, выдаваемый уполномоченным государственным органом, подтверждающий соответствие организации, содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям настоящих Федеральных авиационных правил (п. 2 разд. 1 ФАП-23).

Пункт 3 статьи 8 ВК РФ и п. 5.11 разд. 3 ФАП-23 содержат прямой запрет осуществлять обучение специалистов авиационного персонала АУЦ, не имеющим выданного в соответствии с ФАП-23 сертификата АУЦ.

Таким образом, осуществлять обучение специалистов авиационного персонала гражданской авиации (пилотов) вправе только та образовательная организация, которая имеет сертификат АУЦ и проводит обучение по программам подготовки, утвержденным Росавиацией (п. 4 ст. 54 ВК РФ) и внесенным в сертификат АУЦ.

Из материалов дела судом установлено, что Малышкин А.Ю. работает в АО «Авиакомпания «Ангара» в должности второго пилота Ан-148-100 с Дата по настоящее время, что подтверждается справкой от Дата, выданной АО «Авиакомпания «Ангара», копией трудовой книжки.

Малышкин А.Ю. имеет высшее образование по специальности «Самолето- и вертолетостроение», присвоена квалификация «инженер», на основании решения Государственной аттестационной комиссии от Дата, что подтверждается дипломом ВСВ , выданным Иркутским государственным техническим университетом Дата.

Дата Федеральным агентством по промышленности Малышкину А.Ю. выдано свидетельство ведущего инженера полетным испытаниям воздушных судов, серии I-В .

В период с Дата по Дата Малышкин А.Ю. обучался на курсах первоначальной подготовки пилотов-любителей, по окончании которых выдано свидетельство от Дата.

В период с Дата по Дата Малышкин А.Ю. обучался на курсах переподготовки пилотов-любителей на самолет Р 2002, но окончании которых выдано свидетельство от Дата. а также свидетельство пилота-любителя PPL . выданное Дата Уральским МТУ Росавиации.

Дата Малышкиным А.Ю. заключен договор -кп возмездного оказания услуг по организации обучения с ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» до уровня пилота коммерческой авиации. По условиям договора ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» в целях обучения Малышкина А.Ю. имеет право привлекать на договорной основе лицензированные учебные заведения, допущенные и включенные в общий цикл профессиональной переподготовки (переквалификации), а именно ФГБОУ «ЮУрГА (НИУ)».

Дата между ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» и ФГБОУ «ЮУрГА (НИУ)» заключен договор , в соответствии с которым ФГБОУ «ЮУрГА (НИУ)» принимает на себя обязательства по организации и проведению учебной и производственных практик на воздушных судах типов Р-2002, Р-2006 в целях завершения курса подготовки пилотов коммерческой авиации.

На основании вышеуказанных договоров, Малышкиным А.Ю. в период с Дата по Дата пройдена профессиональная переподготовка по программе «Подготовка пилотов коммерческой авиации». Решением аттестационной комиссии от Дата Малышкин А.Ю. получил право на ведение профессиональной деятельности в сфере «Летной эксплуатации летательных аппаратов», что подтверждается дипломом о профессиональной переподготовке с регистрационным номером 80-102-14, выданным Федеральный государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» (национального исследовательский университет).

На основании представления ВКК ФАВТ (Росавиация) Дата Малышкину А.Ю. выдано Федеральной авиационной службой России свидетельство пилота коммерческой авиации III П .

Согласно справке о налёте, выданной АО «Авиационная компания «Ангара», общий налет Малышкина А.Ю. на воздушных судах на Дата составляет 2 184 час. 27 мин.

В период с Дата по Дата Малышкин А.Ю. обучался в АНОО «С 7 Тренинг» по программе «Курс подготовки для выпускников учебных заведений гражданского авиации и кандидатов для переподготовки на другие (новые) типы воздушных судов (ВС) ГА, оснащенные дисплейной (цифровой) индикацией, не имевшей опыта эксплуатации ВС аналогичного типа Ан-148», о чем Автономной некоммерческой образовательной организацией «С 7 Тренинг» Министерства транспорта Российской Федерации выдано свидетельство № М15Р085-03.

Дата между ЗАО «Авиакомпания «Ангара» и Малышкиным А.Ю. заключен договор о прохождении обучения в дополнение к трудовому договору № Л», регистрационный от Дата, в соответствии с которым работодатель с согласия работника, обязался направить работника и организовать прохождение им первоначальной подготовки летного состава самолета Ан-148-100 в АНОО «С7 Тренинг», а работник обязался пройти обучении.

В период с Дата по Дата Малышкин А.Ю., обучался в АНОО «С 7 Тренинг» по программе «Курс переподготовки членов летных экипажей на ВС Ан-148» о чем Автономной некоммерческой образовательной организацией «С 7 Тренинг» Министерства транспорта Российской Федерации выдано свидетельство № М15Р100-03.

Как следует из летной книжки Малышкин А.Ю. Дата проходил проверку техники пилотирования и навигационных процедур на допуск к выполнению полетов по приборам и допуск к выполнению самостоятельных полетов в качестве второго пилота на ВС Ан-148.

В отношении Малышкина А.Ю. – второго пилота ВС Ан-148 ЗАО «Авиакомпания «Ангара», на основании приказа Восточно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта /к от Дата, принято решение о замене свидетельства линейного пилота старого образца на свидетельство линейного пилота нового образца в связи с внесением изменений в квалификационных отметок.

Дата Малышкину А.Ю. выдано свидетельство коммерческого пилота III .

Дата в Росавиацию поступило письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в котором сообщалось, что в ходе проведенной проверки установлено, что вскрыты факты обучения ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)» 64 студентов, в том числе административного истца, по программе подготовки пилотов коммерческой авиации без сертификата авиационного учебного центра, выданного Росавиацией.

Дата руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Министерства Транспорта Российской Федерации (Росавиация) Нерадько А.В. издан приказ -П, согласно которому на основании п.п.5.4.2 и 9.9 Положения Федеральным агентством воздушного транспорта, утверждённого постановлением Правительства РФ от Дата, п.8 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицами из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных постановлением Правительства РФ от Дата, за указание недостоверных сведений, представленных для выдачи свидетельств авиационного персонала, аннулировано свидетельство коммерческого пилота III от Дата, выданное Малышкину А.Ю., дата рождения - Дата.

Росавиацией был направлен запрос в Министерство образования и науки Челябинской области о предоставлении сведений о наличии лицензии на образовательную деятельность у ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа».

Согласно ответу Министерства образования и науки Челябинской области от Дата, лицензия на образовательную деятельность Министерством образования и науки Челябинской области не выдавалась. Вместе с тем, бессрочная лицензия на осуществление образовательной деятельности от Дата была выдана НОУ «Учебно-Тренировочный центр «ЧелАвиа» на право реализации программ дополнительного профессионального образования (повышение квалификации и профессиональной переподготовки). В настоящее время НОУ «Учебно-Тренировочный центр «ЧелАвиа» имеет наименование ЧПОУ «Челябинское летное училище гражданской авиации».

Правилами проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата, установлено, что свидетельства выдаются Федеральным агентством воздушного транспорта лицам, прошедшим подготовку по программам подготовки, утверждённым в соответствии со ст.54 Воздушного кодекса РФ, и проверку соответствия их знаний, навыков, опыта, возраста и состояния здоровья требованиям федеральных авиационных правил (пункт 3).

Пунктом 8 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полётов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата, установлено, что для получения свидетельства в орган по выдаче свидетельств подаётся представление образовательной организации или организации, осуществляющей обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, работодателя кандидатов на получение свидетельств (представление) или заявление на выдачу свидетельства кандидата на получение свидетельства.

Распоряжением Правительства РФ от Дата-р к ведению Росавиации отнесены следующие государственные образовательные учреждения: ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (институт), Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)", г. Ульяновск, ФГОУ СПО «Бугурусланское летное училище гражданской авиации имени Е.П.Ф.», ФГОУ СПО «Краснокутское летное училище гражданской авиации», ФГОУ СПО «Сасовское имени Героя Советского Союза Тарана Г.А. летное училище гражданской авиации».

В соответствии с пунктом 1.2 Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации» (далее - Правила), утвержденных приказом Министерства Транспорта Российской Федерации от Дата, коммерческий пилот относится к лицам авиационного персонала. Выполнение функций члена экипажа воздушных судов, специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудника по обеспечению полетов гражданской авиации осуществляется лицом, который удовлетворяет требованиям данного приказа и имеет действующее свидетельство с соответствующими квалификационными отметками (пункт 1.3 указанных Правил).

В разделах IV и VI Правил содержатся требования, предъявляемые к обладателю свидетельства коммерческого пилота.

В соответствии с пп. «а», «б» п. 4.3 указанных Правил обладатель свидетельства коммерческого пилота с квалификационной отметкой о виде воздушного судна "самолет" должен иметь налет на самолете не менее 200 ч или 150 ч в ходе прохождения курса подготовки по утвержденной программе в качестве пилота самолета, в который засчитывается не более 10 ч налета на тренажере; должен пройти летную подготовку на самолетах с двойным управлением под руководством пилота-инструктора, в ходе которой он получает опыт эксплуатации воздушных судов в следующих областях.

Таким образом, положениями Федеральных авиационных правил предусмотрено, что для получения свидетельства коммерческого пилота установлена обязанность кандидата пройти курс профессиональной подготовки по утвержденной программе.

До принятия и вступления в силу Воздушного кодекса РФ, устанавливающего правовые основания использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области гражданской авиации, и до принятия приказа Министерства Транспорта РФ от Дата, Приказом Министерства гражданской авиации СССР от Дата утверждены «Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР (НПП ГА )» (документ введен в действие с Дата, утратил силу Дата).

Главой III ФАП -23 установлено, что все АУЦ, осуществляющие свою деятельность в гражданской авиации, проходят в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации в обязательном порядке сертификацию в сроки, установленные настоящим ФАП (пункт 1.2).

К задачам процесса сертификации авиационных учебных центров относятся установление соответствия настоящим ФАП; обеспечение соответствия качества и организации профессиональной подготовки авиационного персонала международным требованиям; защита прав потребителей услуг от снижения уровня по обучению в АУЦ (заказчиков и обучаемых) при несоблюдении соответствующих требований к качеству профессиональной подготовки авиационного персонала; упорядочение сети и структуры профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации авиационного персонала отрасли.

По результатам сертификации составляется заключение о возможностях выполнять заявленные виды деятельности, являющееся основой для выдачи (аннулирования) сертификата АУЦ. Заключение подписывается членами рабочей сертификационной комиссии, назначаемой руководителем Органа по сертификации АУЦ.

В случае невыполнения условий осуществления образовательного процесса, приводящих к нарушению АУЦ требований настоящих ФАП и (или) контрольных нормативов и показателей, зафиксированных в сертификате, Орган по сертификации АУЦ может приостановить действие или изъять сертификат у АУЦ (пункт 5.7 ФАП).

Из содержания приведенных выше норм ФАП следует, что орган по сертификации вправе приостановить действие сертификата в случае выявления в АУЦ нарушений требований федеральных авиационных правил, указывающих на осуществление авиационным учебным центром образовательной деятельности не в полном соответствии с законодательством и при несоблюдении соответствующих требований к качеству профессиональной подготовки авиационного персонала.

В силу Федерального закона от Дата № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии и в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Из свидетельства , выданного Малышкину А.Ю. ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» Дата, видно, что Малышкин А.Ю. с Дата по Дата обучался на курсах подготовки коммерческих пилотов, выдано заключение о том, что Малышкина А.Ю. следует считать закончившим авиационный учебный центр ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» по курсу подготовки коммерческих пилотов на ВС Р-2002, Р-2006.

Согласно диплому серии А-ПП , регистрационный ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ (НИУ)» о профессиональной переподготовке Малышкин А.Ю. в период с Дата по Дата прошел профессиональную переподготовку по программе «Подготовка пилотов коммерческой авиации» в объеме 1060 академических часов. Из текста приложения к диплому ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ (НИУ)» следует, что Малышкин А.Ю. прошёл стажировку на воздушных судах Р2002, Р2006 в АУЦ ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа».

До выдачи Малышкину А.Ю. свидетельства пилота коммерческой авиации -Дата Малышкин А.Ю. имел свидетельство пилота-любителя PPL , выданное Дата Уральским МТУ Росавиации.

В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие первоначальное обучение Малышкина А.Ю. как специалиста авиационного персонала гражданской авиации, в частности, как пилота гражданской авиации. Малышкин А.Ю. имеет высшее образование по специальности «Самолето- и вертолетостроение», квалификацию «инженер», при этом Иркутский государственный технический университет обучение авиационного персонала гражданской авиации не осуществляет, сведения о том. что Малышкин А.Ю. прошел обучение по программе подготовки пилотов коммерческой авиации в одном из образовательных учреждений гражданской авиации Российской Федерации, перечисленных в пункте 2 распоряжения Федерального агентства воздушного транспорта от Дата№ аю-241-р, материалы дела не содержат.

Таким образом, у административного истца отсутствовала соответствующая специальная подготовка, необходимая для получения свидетельства пилота коммерческой авиации.

Согласно письма от Дата Министерства образования Челябинской области лицензия на осуществление образовательной деятельности ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» не выдавалась. Следовательно, ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» на период прохождения Малышкиным А.Ю. профессиональной подготовки не имело документа, выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, подтверждающего его соответствие требованиям федеральных авиационных правил, что не соответствует пункту 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации и не могло осуществлять подготовку специалистов авиационного персонала и реализовывать дополнительную профессиональную образовательную программу в форме стажировки.

ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ (НИУ)» сертификацию как образовательная организация, осуществляющая обучение авиационного персонала в порядке, предусмотренном статьями 8 ВК РФ и ФАП-23, не проходило. Наличие у ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ (НИУ)» лицензии на ведение образовательной деятельности не подменяет и не заменяет собой обязательность соблюдения требований воздушного законодательства в случае, если образовательная организация осуществляет подготовку специалистов авиационного персонала (пилотов).

Таким образом, в представленных для получения Малышкиным А.Ю. свидетельства авиационного персонала документах, а именно в копии диплома ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ (НИУ)» (серии А-ПП , регистрационный ) содержатся недостоверные сведения.

Согласно п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии с ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Оценивая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что административным ответчиком доказан факт представления Малышкиным А.Ю. недостоверных сведений для выдачи свидетельств авиационного персонала.

В связи с чем, суд полагает, что административные исковые требования Малышкина А.Ю. о признании незаконным и отмене приказа Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта РФ (Росавиация) -П от Дата в части аннулирования свидетельства коммерческого пилота от Дата, выданного Малышкину А.Ю. не подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.2 ч.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности, соблюдены ли сроки обращения в суд.

В силу ч.1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Оспариваемый приказ Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта РФ (Росавиации) вынесен Дата. Административное исковое заявление подано в суд Дата, таким образом, установленный ч.1 ст.219 КАС РФ процессуальный срок для обращения в суд административным истцом не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175 – 180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Малышкина Андрея Юрьевича к Федеральному агентству воздушного транспорта Министерства транспорта РФ (Росавиация), Министерству транспорта Российской Федерации о признании незаконным и отмене приказа Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта РФ (Росавиация) -П от Дата в части аннулирования свидетельства коммерческого пилота от Дата, выданного Малышкину А.Ю. – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда Дата.

Судья О.А. Матвиенко