ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4809/2016 от 09.01.2017 Ленинскогого районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

9 января 2017 года

Ленинский районный суд г. Пензы

в составе председательствующего судьи Богатова О.В.,

при секретаре Шурыгиной Е.Б.,

с участием прокурора Бойко О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе административное дело по иску ФИО1 к Администрации г. Пензы о признании постановления Номер от Дата года «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной улицами Мира, Ленинградская, Попова, Окружная» не действующим в части утверждения красных линий,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с вышеназванным административным иском, указав, что ему на основании договора купли - продажи недвижимого имущества от Дата принадлежит на праве собственности земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения павильона - кафе, кадастровый номер Номер , площадью 208 кв.м. по адресу: г. Адрес На данном земельном участке расположено основное здание площадью 160,4 кв.м., кадастровый номер Номер а также принадлежащие ему на праве собственности четыре вспомогательных здания: склад площадью 54,2 кв.м., кадастровый номер Номер ; склад площадью 12,8 кв.м., кадастровый номер Номер ; склад площадью 10,3 кв.м., кадастровый номер Номер ; склад площадью 18,8 кв.м., кадастровый номер Номер .

Администрация г. Пензы, посчитав, что имеет место факт самовольного строительства, обратилась в Арбитражный суд Пензенской области с иском к нему о сносе самовольной постройки. В качестве основания иска заявлено о нахождении зданий за красной линией утвержденной постановлением администрации г. Пензы Номер от Дата . После судебного заседания он ознакомился с вышеуказанным постановлением и приложениями к нему. Установить факт расположения земельного участка административного истца в пределах красных линий по ул. Адрес в г. Пензе из общедоступных источников не представилось возможным по причине очень крупного масштаба разбивочного чертежа красных линий, и невозможностью определения на нем границ земельных участков. По его мнению, оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются его права и законные интересы на владение пользование и распоряжение земельным участком, а также на возведение на данном земельном участке объекта капитального строительства – зданий. Нарушаются также положения ст. 209 ГК РФ, ст. ст. 40, 43 Земельного Кодекса РФ, ст. ст. 1, 2, 45, 46, 51 Градостроительного Кодекса РФ, положения Устава г. Пензы. Так, размещение нормативного правового акта в информационной сети «Интернет» не является его официальным опубликованием (а только дополнительным источником), следовательно, ссылка Администрации г. Пензы на возможности получения какой - либо информации с сайта Администрации г. Пензы, является неправомерной. Публикация оспариваемого постановления в газете не позволяет получить сведения об утвержденном данным постановлением плане красных линий, т.к. текст и графическое изображение (на которое указывает административный ответчик как на план красных линий) полностью нечитаемые, следовательно, административным ответчиком не соблюден порядок опубликования. На момент утверждения проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной улицами Адрес (Постановление Номер от Дата ), административный ответчик располагал информацией о его зарегистрированном праве собственности на земельный участок, и/либо мог получить ее в Росреестре как на земельный участок, так и на объект недвижимого имущества. В данном случае план красных линий не опубликован, не доведен до сведения граждан, граждане лишены возможности официально с ним ознакомиться, следовательно, административным истцом нарушены вышеуказанные нормативные правовые акты, имеющие большую юридическую силу.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. ст. 10, 11 - 13 ГК РФ, гл. 21 КАС РФ, просит признать оспариваемый нормативный правовой акт Администрации г. Пензы (Постановление администрации г. Пензы Номер от Дата ) не действующим в части утверждения красных линий (содержатся в плане красных линий - приложение к постановлению), проходящих по его земельному участку, как не соответствующий нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в частности Градостроительному кодексу РФ, Гражданском Кодексу РФ и Уставу города Пензы.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсу4тствие.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, пояснив обстоятельства, изложенные в иске.

Представитель административного ответчика Администрации г. Пензы по доверенности ФИО3 в судебном заседании административный иск не признала. Пояснила, что оспариваемый административным истцом акт принят органом местного самоуправления в соответствии с предоставленными ему полномочиями. В данном случае решение о подготовке проекта планировки ограниченной улицами Адрес принято по предложению ООО «Ф». Постановлением администрации г. Пензы от Дата Номер принято решение о подготовке проекта планировки, ограниченной улицами Адрес . Постановлением Администрации г.Пензы от Дата Номер установлено, что Порядок назначения по проектам планировки территорий и межевания территорий определяется Положением «О публичных слушаниях в городе Пензе», утвержденных решением Пензенской городской Думы от Дата Номер . Дата в адрес главы г.Пензы поступило письмо с просьбой о возможности проведения публичных слушаний. Распоряжением Главы города Пензы от Дата Номер определена дата проведения публичных слушаний Дата , назначен состав оргкомитета, также определена дата первого заседания оргкомитета от Дата . В целях доведения до сведения жителей города Пензы рассматриваемого вопроса информация о дате, месте и времени проведения публичных слушаний была опубликована в выпуске газеты «Муниципальные ведомости» от Дата Номер ). Публичные слушания по вопросу утверждения проекта планировки Центрального планировочного района проведены Дата . После проведения публичных слушаний подготовлены заключение и протокол, при этом, заключение было опубликовано Дата в газете «Муниципальные ведомости» Номер (171). Решение об утверждении документации по планировке территории принимается главой администрации г. Пензы в форме постановления. Постановление Номер от Дата «Об утверждении проекта планировки ограниченной улицами Адрес было опубликовано в газете «Муниципальные ведомости» №Номер ) от Дата , и размешено на официальном сайте администрации города Пензы в информационно - телекомуникационной сети «Интернет». Таким образом, при принятии и утверждении проекта планировки ограниченной улицами Адрес соблюдена процедура принятия данного нормативного акта.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что административный иск удовлетворению не подлежит, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что истцу ФИО1 на основании договора купли-продажи от Дата года принадлежит на праве собственности земельный участок категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения павильона - кафе, кадастровый номер Номер , площадью 208 кв.м., расположенный по адресу: г. Адрес .

На данном земельном участке расположено основное здание площадью 160,4 кв.м., кадастровый номер Номер , а также принадлежащие ФИО1 на праве собственности четыре вспомогательных здания: склад площадью 54,2 кв.м., кадастровый номер Номер ; склад площадью 12,8 кв.м., кадастровый номер Номер ; склад площадью 10,3 кв.м., кадастровый номер Номер склад площадью 18,8 кв.м., кадастровый номер Номер .

Постановлением администрации г. Пензы от Номер года Дата «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной улицами Адрес » постановлено: утвердить проект планировки и проект межевания территории, ограниченно улицами Адрес . В течение семи дней с момента выхода настоящего постановления опубликовать его в средствах массовой информации и разместить на официальном сайте администрации г. Пензы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Как следует из искового заявления и пояснений представителя истца в судебном заседании, с оспариваемым постановлением администрации г. Пензы Номер от Дата и приложениями к нему ФИО1 ознакомился в ходе рассмотрения в Арбитражном суде Пензенской области дела Номер по иску администрации г. Пензы к ИП ФИО1 о сносе самовольной постройки.

Предъявляя исковые требования, истец ФИО1 считает, что администрацией г. Пензы не соблюдены форма и порядок опубликования оспариваемого постановления, процедура проведения публичных слушаний, в связи с чем, нарушены его права и законные интересы.

Согласно ст. 46 Конституции РФ:

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Анализ материалов дела, представленных сторонами доказательств приводят суд к выводу о необоснованности исковых требований. Вывод суда основан на следующем.

Согласно ст. 45 ч. 10 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единых государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон е особыми условиями использования территорий, а также с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа.

В силу ч. 13 ст. 45 Кодекса особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения, органа местного самоуправления городского округа, устанавливаются статьей 46 настоящего Кодекса.

Пунктом 20 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения относится утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

Статьей 5.1 Устава города Пензы установлено, что систему муниципальных правовых актов г. Пензы образуют, в том числе, постановления Главы города Пензы по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Уставом в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами, и постановления администрации города по вопросам местного значения и вопросам, связанных с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами пензенской области, а также распоряжениями администрации г. Пензы по вопросам организации работы местной организации.

В силу положений ст. 42 и 43 Градостроительного кодекса РФ красные линии являются обязательным элементом документации по планировке территории, утверждаемой органами местного самоуправления в порядке ст. ст. 45, 46 данного Кодекса.

Вышеуказанное свидетельствует о том, что оспариваемый нормативно-правовой акт – постановление Администрации г. Пензы от Дата Номер принят органом местного самоуправления в соответствии с предоставленными ему полномочиями.

В соответствии с пунктом 3.10 постановления Администрации г. Пензы от Дата Номер «Об утверждении порядка подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органа местного самоуправления» решение об утверждении документации по планировке территории принимается Главой администрации г. Пензы в форме постановления.

Согласно п. 2.1 указанного постановления решение о подготовке документации по планировке территории принимается с учетом имеющейся градостроительной документации на соответствующую территорию в следующих случаях:

- по инициативе органов местного самоуправления города Пензы;

- на основании предложений физических и юридических лиц, за исключением случаев, когда подготовка документации по планировке территории осуществляется лицами, указанными в части 8.1 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ.

Пунктами 2.4, 2.5 вышеуказанного постановления установлено, что решение о подготовке документации принимается главой администрации г. Пензы в форме постановления. Решением о подготовке документации подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещению на официальном сайте администрации г. Пензы.

Как установлено в судебном заседании, решение о подготовке проекта планировки, ограниченной улицами Адрес , принято по предложению ООО «Фирма Велес».

Постановлением администрации г. Пензы от Дата года Номер принято решение о подготовке проекта планировки ограничений улицами Адрес

В соответствии со ст. 46 Градостроительного кодекса РФ:

7. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.

8. При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения.

14. Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

Постановлением администрации г. Пензы от Дата года Номер установлено, что порядок назначения и проведения публичных слушаний по проектам планировки территорий и межевания территорий определяется Положением «О публичных слушаниях в городе Пензе», утвержденных решением Пензенской городской Думы от Дата года Номер

Данным положением установлено, что публичные слушания по проектам планировки проводит оргкомитет.

Оргкомитет назначается решением Пензенской городской Думы либо распоряжением Главы администрации г. Пензы не позднее за два рабочих дня до первого заседания оргкомитета в составе не менее 5 человек и не более 11 человек. В состав оргкомитета могут включаться депутаты, представители администрации г. Пензы по согласованию с Главой администрации г. Пензы, представители Пензенской городской Думы по согласованию с Главой города Пензы, а также представителя общественности.

Установлено, что Дата года в адрес главы г. Пензы поступило письмо с просьбой о возможности проведения публичных слушаний, что подтверждается материалами дела.

Распоряжением Главы города Пензы от Дата года Номер определена дата проведения публичных слушаний – Дата года, назначен состав оргкомитета, а также определена дата первого заседания оргкомитета –Дата года.

Оргкомитет назначает из лиц, входящих в оргкомитет, ведущего публичных слушаний. Определяет место и время проведения публичных слушаний, а также возможность доступа жителей города Пензы, представителей органов местного самоуправления города Пензы. Оргкомитет организует ведение протокола на публичных слушаниях, не позднее чем за 30 дней до дня проведения публичных слушаний оповещает жителей города Пензы о дате времени и месте проведения публичный слушаний, доводит до сведения жителей проект муниципального правового акта, также информирует жителей о местонахождении оргкомитета, номере телефона и иных необходимых сведений; оповещение может производиться либо через опубликование сведений в средствах массовой информации, либо через обнародование указанных выше сведений путем вывешивания объявлений в общественных местах, на досках объявлений и т.п.

В данном случае в целях доведения до сведения жителей города Пензы рассматриваемого вопроса информация о дате, месте и времени проведения публичных слушаний была опубликована в выпуске газеты «Муниципальные ведомости» от Дата Номер ). Таким образом, жители г. Пензы были оповещены о проведении публичных слушаний по вопросы рассмотрения проекта планировки, ограниченной улицами Адрес , с указанием даты, времени и места проведения публичных слушаний.

В соответствии со ст. 6.1 Положения участниками публичных слушаний по проекту планировки территорий и проекту межевания территорий являются жители города Пензы, проживающие на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанных территориях, а также иные заинтересованные лица, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.

Публичные слушания по проекту планировки территорий и проекту межевания территорий проводятся в срок не менее одного месяца и не более трех месяцев со дня оповещения жителей города Пензы о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний.

Заключения о результатах публичных слушаний подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов города Пензы, иной официальной информации, и размещаются на официальном caйте города Пензы в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет".

Публичные слушания по вопросу утверждения проекта планировки Центрального планировочного района проведены Дата года.

После проведения публичных слушаний подготовлены заключение и протокол, при этом, заключение было опубликовано Дата года в газете «Муниципальные ведомости» Номер

Согласно пунктам 3.9-3.11 Постановления администрации г. Пензы Номер от Дата года Глава администрации г. Пензы с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территорий и проекту межевания территорий принимает одно из следующих решений:

а) об утверждении документации по планировке территории;

б) об отклонении документации по планировке территории и о направлении ее на доработку с учетом протокола и заключения.

Решение об утверждении документации по планировке территории принимается главой администрации города Пензы в форме постановления.

Согласно ст. 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Ст. 5.2. Устава г. Пензы:

1. Муниципальные правовые акты вступают в силу со дня их подписания, если иное не определено в самом акте.

Решения Пензенской городской Думы о налогах и сборах вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу на следующий день после их официального опубликования (обнародования).

Решения Пензенской городской Думы о бюджете города Пензы, о внесении изменений в решение о бюджете города Пензы вступают в силу в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

2. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Иные муниципальные правовые акты подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в случаях, предусмотренных федеральными законами, решениями Пензенской городской Думы или самим муниципальным правовым актом.

3. Муниципальные правовые акты, подлежащие официальному опубликованию (обнародованию), должны быть опубликованы (обнародованы) не позднее 20 дней со дня их принятия (издания), если иное не установлено федеральными законами, настоящим Уставом либо самим муниципальным правовым актом.

4. Официальным опубликованием (обнародованием) муниципальных правовых актов является публикация их полного текста в печатном средстве массовой информации, определенном каждым органом местного самоуправления для официального опубликования муниципальных правовых актов в соответствии с действующим законодательством.

5. Муниципальные правовые акты направляются для официального опубликования (обнародования) органами местного самоуправления и должностными лицами, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт в печатное средство массовой информации.

Как установлено в судебном заседании, постановление Номер от Дата «Об утверждении проекта планировки ограниченной улицами Адрес » было опубликовано в газете «Муниципальные ведомости» Номер ) от Дата , и размешено на официальном сайте администрации города Пензы в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет».

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.

Таким образом, по мнению суда, при принятии и утверждении проекта планировки, ограниченной улицами Мира, Ленинградская, Попова, Окружная в г. Пензе, ответчиком была соблюдена процедура принятия данного нормативного акта.

К доводам административного истца о том, что из сети «Интернет» не представилось возможным установить факт расположения земельного участка, принадлежащего ФИО1, в пределах красных линий по улицам Ленинградская – Мира, в связи с крупным масштабом разбивочного чертежа красных линий и невозможностью определения на нем границ земельного участка истца, суд относится критически, поскольку действующее законодательство не содержит общеобязательных требований к масштабу, в котором должны опубликовываться нормативные правовые акты, включая графические приложения к ним.

В связи с этим утверждения стороны истца о том, что в сети «Интернет», где был опубликован оспариваемый акт, чертеж красных линий не поддается прочтению, не свидетельствует о нарушении процедуры опубликования этого акта.

Ссылка истца на то, что на момент принятия проекта планировки администрации г. Пензы располагала информацией о зарегистрированном праве собственности ФИО1 на земельный участок, и могла получить информацию из Росреестра как о земельном участке, так и объекте на нем находящихся, не свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления, поскольку при разработке проекта планировки действующим законодательством на орган местного самоуправления не возложена обязанность запрашивать сведения о собственниках земельных участков, входящих в территорию, на которую разрабатывается проект планировки.

Проанализировав изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах предоставленных законом и Уставом полномочий, подписан надлежащим уполномоченным лицом, с соблюдением формы, процедуры принятия, правил введения в действие, в том числе порядка опубликования.

По мнению суда, не нарушает оспариваемое постановление и права и законные интересы ФИО1 Доводы истца о нарушении его прав собственника основаны лишь на предположениях, и не подтверждены материалами дела.

В силу ст. 215 ч. 2 п. 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Таким образом, суд не находит законных оснований для удовлетворения искового заявления ФИО1 о признании оспариваемого постановления не действующим в части, поскольку оно вынесено уполномоченным лицом, в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с нормами закона, и кроме того, в судебном заседании не нашел своего подтверждения факт нарушения каких-либо прав и законных интересов истца. В связи с изложенным, административный иск ФИО1 подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 174-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск ФИО1 к Администрации г. Пензы о признании постановления Номер от Дата года «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной улицами Адрес » не действующим в части утверждения красных линий оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 16 января 2017 года.

Судья О.В.Богатов