ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-480/2021 от 18.05.2021 Елецкого городского суда (Липецкая область)

Дело № 2а-480/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 мая 2021 года город Елец Липецкой области

Елецкий городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего Стрельцова С.Н.,

при секретаре Мисриевой А.В.,

с участием:

ответчика – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МИФНС России №7 по Липецкой области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам,

У С Т А Н О В И Л:

МИФНС России №7 по Липецкой области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1, указывая, что ответчик состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика транспортного налога. В 2016 году в собственности ответчика находились: легковой автомобиль марки «ВАЗ-217030» государственный регистрационный номер №*** легковой автомобиль марки «ФОЛЬКСВАГЕН-ШАРАН» государственный регистрационный номер №*** грузовой автомобиль марки «АВИА-21Р» государственный регистрационный номер №*** За 2016 год ответчику исчислен транспортный налог в общем размере 2595 рублей. С учетом произведенных оплат окончательная сумма транспортного налога за 2016 год, подлежащая уплате ответчиком составила 700 рублей. Ответчику были направлены налоговые уведомление и требование об уплате налога, которые ответчик добровольно не исполнил. За несвоевременную уплату налогов начислена пеня в размере 15,66 рублей. Налоговый орган обращался к мировому судье с требованием о взыскании с ответчика недоимки по транспортному налогу. 16.09.2020 мировым судье был выдан судебный приказ, но в связи с поступившими возражениями ответчика судебный приказ был отменен 28.09.2020. Просила взыскать с ФИО1 недоимку по транспортному налогу за 2016 год и пени в общем размере 715,66 рублей.

Представитель МИФНС России № 7 по Липецкой области в судебное заседание не явился. Истец надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела. От истца поступило заявление, в котором он поддержал исковые требования в полном объеме. Дело просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании иск не признал. Объяснил, что у него не имеется задолженности по транспортному налогу за 2016 год. Ежегодно начиная с 2012 года по настоящее время он на основании налоговых уведомления истца, содержащих расчет транспортного налога, своевременно и в полном объеме уплачивал транспортный налог. На основании изложенного просил отказать истцу в удовлетворении иска.

Суд с учетом мнения ответчика счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.

Изучив доводы истца, заслушав объяснения ответчика, исследовав и оценив письменные доказательства, суд находит иск МИФНС России №7 по Липецкой области не подлежащим удовлетворению.

Статья 57 Конституции РФ предусматривает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

Статьей 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога физическим лицом в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Частями 2, 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлены сроки на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, а также в порядке искового производства.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней (статьи 72, 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

Статьей 52 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налогов, указанных в пункте 3 статьи 13, пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, налоговым органом учитываются имеющиеся у налогоплательщика на дату формирования налогового уведомления суммы излишне уплаченных таких налогов и (или) пеней по таким налогам путем уменьшения суммы указанных налогов, подлежащих уплате, последовательно начиная с меньшей суммы, если до наступления такой даты налоговым органом не получено заявление налогоплательщика о зачете (возврате) указанных сумм излишне уплаченных налогов. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации.

На основании статьи 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со статьей 101.4 настоящего Кодекса. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В силу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ, Законом Липецкой области от 25 ноября 2002 года № 20-ОЗ «О транспортном налоге в Липецкой области» транспортный налог является региональным налогом, обязательным к уплате, налогоплательщики обязаны в установленные Законом сроки и размере произвести уплату транспортного налога.

Согласно абзацу 1 статьи 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса РФ).

Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 360 Налогового кодекса РФ).

Согласно статье 361 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах: автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 2,5; свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно - 3,5; свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно – 5; свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно – 7,5. Налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 6 Закона Липецкой области от 25 ноября 2002 года № 20-ОЗ «О транспортном налоге в Липецкой области» налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну вместимости транспортного средства или единицу транспортного средства в размерах согласно приложению к настоящему Закону.

Согласно Приложению к указанному Закону (в редакции, действовавшей на момент исчисления и уплаты налога) применительно к данному делу установлены следующие ставки транспортного налога:

- автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 15 рублей;

- грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 20 рублей.

Согласно пункту 1 статьи 363 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент начисления налога) уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В судебном заседании установлено, что с 2012 года по настоящее время, в том числе, в 2016 году в собственности ФИО1 находились:

- легковой автомобиль марки «ВАЗ-217030» государственный регистрационный номер №*** с мощностью двигателя 98 лошадиных сил;

- легковой автомобиль марки «ФОЛЬКСВАГЕН-ШАРАН» государственный регистрационный номер №*** с мощностью двигателя 90 лошадиных сил;

- грузовой автомобиль марки «АВИА-21Р» государственный регистрационный номер №*** с мощностью двигателя 64 лошадиных сил.

В 2013 году МИФНС России №7 произвело начисление транспортного налога на автомобили ответчика за 2012 год в размере 2382,48 рублей по сроку уплаты 05.11.2013 и направило ответчику налоговые уведомление и требование.

ФИО2 уплатил транспортный налог за 2012 год в размере 2382,48 рублей 30.09.2013.

В 2014 году МИФНС России №7 произвело начисление транспортного налога на автомобили ответчика за 2013 год в размере 2875 рублей по сроку уплаты 05.11.2014 и направило ответчику налоговые уведомление и требование.

ФИО2 уплатил транспортный налог за 2013 год в размере 2857 рублей 30.10.2014.

В 2015 году МИФНС России №7 произвело начисление транспортного налога на автомобили ответчика за 2014 год в размере 2875 рублей по сроку уплаты 01.10.2015 и направило ответчику налоговые уведомление и требование.

ФИО2 уплатил транспортный налог за 2014 год в размере 2857 рублей 30.09.2015.

В 2016 году МИФНС России №7 произвело начисление транспортного налога на автомобили ответчика за 2015 год в размере 1615 рублей по сроку уплаты 01.12.2016 и направило ответчику налоговые уведомление и требование.

ФИО2 уплатил транспортный налог за 2015 год в полном размере 2857 рублей 30.09.2015.

В 2017 году МИФНС России №7 произвело начисление транспортного налога на автомобили ответчика за 2016 год в размере 2595 рублей по сроку уплаты 01.12.2017 и направило ответчику налоговые уведомление и требование.

ФИО2 уплатил транспортный налог за 2016 год в размере 2595 рублей 24.11.2017.

В 2018 году МИФНС России №7 произвело начисление транспортного налога на автомобили (в том числе на приобретенный в 2017 году автомобиль марки «Мицубиси АSX 1,6” государственный регистрационный знак №***) ответчика за 2017 год в размере 5325 рублей по сроку уплаты 01.10.2017 и направило ответчику налоговые уведомление и требование.

ФИО2 уплатил транспортный налог за 2017 год в размере 5325 рублей 24.11.2018.

В сентябре 2020 года истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ответчика задолженности по налогам. 16.09.2020 мировой судья судебного участка №4 г. Ельца вынес судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам. В связи с поступившим возражениями ответчика 28.09.2020 мировой судья вынес определение об отмене судебного приказа.

25.02.2020 МИФНС России №7 подало в суд данный иск.

Указанные обстоятельства никем не оспаривались, подтверждаются расшифровкой задолженности ответчика по налогам, определением судьи от 28.09.2020, налоговыми уведомлением и требованием, извещениями, реестрами направленной корреспонденции, расчетом сумм пени, сведениями об имуществе налогоплательщика, справкой ОМВД России по г. Ельцу, чеками-ордерами об оплате транспортного налога за 2012-2018 годы, письменными объяснениями истца.

Проанализировав приведенные нормы и установленные по делу обстоятельства, суд пришел к следующим выводам.

По смыслу приведенных норм применительно к данному делу исчисление транспортного налога для физических лиц производится налоговым органом.

Уплата транспортного налога производится физическим лицом, являющимся собственником транспортных средств, на основании представленных налоговым органом налоговых требований и уведомлений в установленный законом срок.

Как следует из доказательств, представленных ответчиком в ходе рассмотрения дела, ФИО1 в полном объеме и в установленные законом сроки оплачивал транспортный налог в 2012-2018 годах, в том числе и за 2016 год, на основании представленных истцом налоговых уведомлений и требований, исчисленных в соответствии с действующим законодательством.

В связи с изложенным суд находит недоказанным факт наличия у ФИО1 задолженности по транспортному налогу в размере 700 рублей за 2016 год.

Суд считает, что поскольку ответчик в полном объеме и в установленные законом сроки производил оплату транспортного налога в 2012-2018 годах, в том числе и за 2016 год, на основании представленных истцом налоговых уведомлений и требований, исчисленных в соответствии с действующим законодательством, то правовых оснований для удовлетворения исковых требований МИФНС России №7 по Липецкой области не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Липецкой области в удовлетворении административного иска ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Стрельцов С.Н.

В окончательной форме решение изготовлено 24 мая 2021 года.