Дело № 2а-480/2021
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Рыльск 22 октября 2021 года
Рыльский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Костина А.А.,
с участием помощника прокурора Рыльского района Курской области Смородского С.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Варфлусевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Рыльского района Курской области в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации Ивановского сельсовета Рыльского района Курской области о признании незаконным бездействия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Рыльского района Курской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Администрации Ивановского сельсовета Рыльского района Курской области, в котором просит: признать незаконным бездействие Администрации Ивановского сельсовета Рыльского района Курской области, выразившееся в непринятии мер по размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» -http://admivanovsky.ru информации, предусмотренной п. 1 ч. 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», п.п. 12-14, 16, 18-20 Общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 № 1680, а также обязать администрацию Ивановского сельсовета Рыльского района Курской области разместить на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://admivanovsky.ru информацию, предусмотренную п. 1 ч. 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», п.п. 12-14, 16, 18-20 Общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 № 1680, а именно: информацию о реализации мероприятий по профилактике нарушений, программы профилактики нарушений за 2019-2020 годы, а также перечни нормативных актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, и их тексты в актуальной редакции для муниципального жилищного контроля и муниципального контроля в области торговой деятельности, в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Рыльского района в рамках систематического надзора проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления в Администрации Ивановского сельсовета Рыльского района, расположенной по адресу: <...>., в результате которой установлено, что Администрацией Ивановского сельсовета Рыльского района информация о деятельности органа местного самоуправления размещается на официальном сайте в сети «Интернет» - http:// admivanovsky.ru. Вместе с тем, в нарушение п.19 ч.1 ст.14, ч.3 ст.14, п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ, п.4 ч.1 ст.4 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», ст. 6 Федерального закона № 8-ФЗ, п. 1 ч. 2 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», п.п. 12-14, 16, 18-20 Общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 № 1680, по состоянию на 29.09.2021 на официальном сайте Администрации Ивановского сельсовета Рыльского района информация о реализации мероприятий по профилактике нарушений, программы профилактики нарушений за 2019-2020 годы, не размещена, кроме того отсутствуют перечни нормативных актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, и их тексты в актуальной редакции для муниципального жилищного контроля и муниципального контроля в области торговой деятельности. Таким образом, Администрация Ивановского сельсовета Рыльского района Курской области, имея соответствующие полномочия, мер к размещению на официальном сайте органа муниципального контроля информации в соответствии с законодательством Российской Федерации до настоящего времени не приняла, тем самым допустила незаконное бездействие, что противоречит принципу открытости и доступности информации о деятельности органов местного самоуправления, свидетельствует о формальном подходе к реализации предусмотренных законом полномочий, что влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления.
В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Рыльского района Курской области Смородский С.Л. административные исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика - Администрации Ивановского сельсовета Рыльского района Курской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте слушания извещен своевременно, надлежащим образом, представил суду заявление, в котором указано на полное признание административных исковых требований.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Частью 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право свободно получать информацию любым законным способом.
На основании ч.1 ст.17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Как следует из п.19 ч.1 ст.14, ч.3 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами отнесены к вопросам местного значения сельского поселения.
В силу положений п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Вместе с тем, 30.12.2020 года между Администрацией Рыльского района и Администрацией Ивановского сельсовета заключено соглашение № 4 «О передаче органами местного самоуправления муниципального района «Рыльский район» Курской области осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения органам местного самоуправления муниципального образования «Ивановский сельсовет» Рыльского района Курской области», согласно п.п. 2.1.2, 2.1.2.12 которого Муниципальный район передает, а Поселение принимает и обязуется осуществлять следующую часть полномочий Муниципального района по решению вопросов местного значения, а именно по решению вопроса местного значения: «Обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством»: осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно п.4 ч.1 ст.4 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее по тексту – Федеральный закон № 8-ФЗ) одним из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является принцип открытости и доступности информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Статьей 6 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ установлено, что одним из способов обеспечения органом местного самоуправления доступа к информации о своей деятельности является размещение указанной информации в сети Интернет.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона № 8-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.
Подпунктом «а» пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона № 8-ФЗ установлено, что информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит, в том числе нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании части 2 статьи 13 Федерального закона № 8-ФЗ государственные органы, органы местного самоуправления наряду с информацией, указанной в части 1 названной статьи и относящейся к их деятельности, могут размещать в сети «Интернет» иную информацию о своей деятельности с учетом требований настоящего Федерального закона.Согласно положениям ч. 1, п.п. 1, 3 ч. 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.
В целях профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обеспечивают размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» для каждого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов; обеспечивают регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора), муниципального контроля и размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений.
В силу пунктов 12, 13, 14, 16, 18, 19, 20 Общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 года № 1680, на официальном сайте органа государственного контроля (надзора), а при наличии технической возможности - на официальном сайте органа муниципального контроля в сети «Интернет» создается отдельный раздел (подраздел), содержащий информацию о реализации мероприятий по профилактике нарушений, программы профилактики нарушений. Органы государственного контроля (надзора) вправе организовать в указанном разделе (подразделе) подписку для заинтересованных лиц на рассылку электронных сообщений с информацией о реализации мероприятий по профилактике нарушений, программы профилактики нарушений.
Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля составляют, размещают на официальном сайте в сети «Интернет» и поддерживают в актуальном состоянии перечни нормативных правовых актов, а также обеспечивают их своевременную актуализацию.
Для каждого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля составляется отдельный перечень нормативных правовых актов.
Перечни нормативных правовых актов составляются в табличной форме с указанием в отдельных графах таблицы следующей информации: а) наименование, реквизиты нормативного правового акта, иного документа (с указанием наименования и реквизитов нормативного правового акта, его статьи, части или иной структурной единицы, которыми установлена обязательность соблюдения такого иного документа); б) указание на конкретные статьи, части или иные структурные единицы нормативного правового акта, иного документа, содержащие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами; в) описание круга лиц, и (или) видов деятельности, и (или) перечня объектов, в отношении которых применяются обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами.
Перечень нормативных правовых актов размещается на официальном сайте органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в сети «Интернет» в формате, обеспечивающем поиск по указанному перечню и его копирование, вместе с текстами (ссылками на тексты) нормативных правовых актов, иных документов или их отдельных частей и поддерживается в актуальном состоянии (с указанием даты последней актуализации).
Размещение текстов нормативных правовых актов производится путем указания в перечне нормативных правовых актов ссылки на текст нормативного правового акта, иного документа, размещенных на официальном интернет-портале правовой информации (pravo.gov.ru), а в случае отсутствия на указанном портале текста нормативного правового акта, иного документа - путем указания ссылки на текст нормативного правового акта, иного документа, размещенного на официальном сайте органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Поддержание перечня нормативных правовых актов в актуальном состоянии обеспечивается внесением в него необходимых изменений в связи со вступлением в силу, признанием утратившими силу или изменением нормативных правовых актов, иных документов.
Постановлением Администрации Ивановского сельсовета Рыльского района от 12.04.2019 № 53 утверждена Программа профилактики правонарушений, осуществляемая органом муниципального контроля – Администрацией Ивановского сельсовета Рыльского района в 2019 году.
Постановлением Администрации Ивановского сельсовета Рыльского района от 28.01.2020 № 19 утверждена Программа профилактики правонарушений, осуществляемая органом муниципального контроля – Администрацией Ивановского сельсовета Рыльского района в 2020 году.
Решением Собрания депутатов Ивановского сельсовета Рыльского района от 28.11.2016 № 246 утвержден перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, на территории муниципального образования «Ивановский сельсовет» Рыльского района Курской области, согласно которому Администрация Ивановского сельсовета Рыльского района осуществляет следующие виды муниципального контроля: муниципальный жилищный контроль, муниципальный контроль за соблюдением правил благоустройства и муниципальный контроль в области торговой деятельности.
Из материалов дела следует, что Администрацией Ивановского сельсовета Рыльского района информация о деятельности органа местного самоуправления размещается на официальном сайте в сети «Интернет» - http:// admivanovsky.ru.
Вместе с тем, в нарушение п.19 ч.1 ст.14, ч.3 ст.14, п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ, п.4 ч.1 ст.4 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», ст. 6 Федерального закона № 8-ФЗ, п. 1 ч. 2 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», п.п. 12-14, 16, 18-20 Общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 № 1680, по состоянию на 29.09.2021 на официальном сайте Администрации Ивановского сельсовета Рыльского района информация о реализации мероприятий по профилактике нарушений, программы профилактики нарушений за 2019-2020 годы, не размещена, кроме того отсутствуют перечни нормативных актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, и их тексты в актуальной редакции для муниципального жилищного контроля и муниципального контроля в области торговой деятельности.
Данные обстоятельства подтверждаются: справкой помощника прокурора Рыльского района Курской области Харитоновой Э.Н. от 29.09.2021 с фототаблицей, соглашением № 4 о передаче органами местного самоуправления МР «Рыльский район» Курской области осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения органами местного самоуправления МО «Ивановский сельсовет» Рыльского района Курской области от 30.12.2020; постановлениями Администрации Ивановского сельсовета Рыльского района Курской области № 53 от 12.04.2019 и № 19 от 28.01.2020 «Об утверждении Программы профилактики правонарушений, осуществляемой органом муниципального контроля – Администрацией Ивановского сельсовета Рыльского района в 2019 и 2020 г.г.», программами профилактики правонарушений, осуществляемой органом муниципального контроля – Администрацией Ивановского сельсовета Рыльского района в 2019 и 2020 г.г., перечнем видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, на территории МО «Ивановский сельсовет» Рыльского района Курской области.
Таким образом, Администрация Ивановского сельсовета Рыльского района Курской области, имея соответствующие полномочия, мер к размещению на официальном сайте органа муниципального контроля информации в соответствии с законодательством Российской Федерации до настоящего времени не приняла, тем самым допустила незаконное бездействие.
При таких обстоятельствах, суд находит обоснованными доводы прокурора о том, что невыполнение Администрацией Ивановского сельсовета Рыльского района Курской области вышеуказанных требований закона в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля противоречит принципу открытости и доступности информации о деятельности органов местного самоуправления, свидетельствует о формальном подходе к реализации предусмотренных законом полномочий, что влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления, в связи с чем, административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск прокурора Рыльского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ивановского сельсовета Рыльского района Курской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Ивановского сельсовета Рыльского района Курской области, выразившееся в непринятии мер по размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» -http://admivanovsky.ru информации, предусмотренной п. 1 ч. 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», п.п. 12-14, 16, 18-20 Общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 № 1680.
Обязать Администрацию Ивановского сельсовета Рыльского района Курской области разместить на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://admivanovsky.ru информацию, предусмотренную п. 1 ч. 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», п.п. 12-14, 16, 18-20 Общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 № 1680, а именно: информацию о реализации мероприятий по профилактике нарушений, программы профилактики нарушений за 2019-2020 годы, а также перечни нормативных актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, и их тексты в актуальной редакции для муниципального жилищного контроля и муниципального контроля в области торговой деятельности, в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Рыльский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме – 27.10.2021.
Председательствующий судья: подпись