Дело № 2а-480/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Цукерман С.Ю.,
при секретаре Новгородовой Е.В.,
с участием процессуального истца старшего помощника Шилкинского межрайонного прокурора ФИО4,
представителя административного ответчика ФИО5, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на один год,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Шилкинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «<адрес>» об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что в ходе проверки исполнения законодательства при распоряжении муниципальной собственностью, законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве в деятельности администрации муниципального района «<адрес>» установлено, что муниципальному району «<адрес>» принадлежат объекты теплоснабжения и водоотведения, срок эксплуатации которых превышает 5 лет. Объекты теплоснабжения и водоотведения муниципального района «<адрес>» являются муниципальной собственностью. На основании договора безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального района «<адрес>» передала во временное владение и пользование администрации сельского поселения «Ононское». Администрация сельского поселения «Ононское» передала указанное имущество по договору ссуды от ДД.ММ.ГГГГ в безвозмездное пользование ООО «Коммунальник» (АО «Забайкальская топливно-энергетическая компания»), объекты коммунальной инфраструктуры для оказания коммунальных услуг по предоставлению тепловой энергии, горячему и холодному водоснабжению потребителям сельского поселения «Ононское». Вместе с тем, предметом договора ссуды являются объекты коммунальной инфраструктуры, принадлежащие публично-правовому образованию, в отношении которых законодателем установлен определенный порядок передачи в пользование. С учетом требований закона объекты должны передаваться администрацией только по концессионному соглашению, соответственно, договор заключен с нарушением требований действующего законодательства. В отношении государственных и муниципальных систем теплоснабжения, имеющих значительный период эксплуатации (более 5 лет), установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования – по концессионным соглашениям, который призван обеспечивать более широкие по сравнению с арендой возможности реализации инвестиционных программ в сфере ЖКХ на основе государственно-частного партнерства. Основной целью передачи муниципального имущества по концессионным соглашениям является обеспечение эффективности использования муниципального имущества, а также его сохранность. Коммунальные услуги в виде водоотведения жителям <адрес>, а также организациям социального назначения предоставляются с использованием сетей водоотведения, которые введены в эксплуатацию более 5 лет назад. С учетом того, что дата ввода в эксплуатацию объектов превышает 5 лет, передача данных объектов в силу вышеприведенных норм закона должна осуществляться путем проведения конкурсных процедур с целью заключения концессионного соглашения. Вопреки требованиям закона, конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов муниципального имущественного котельного комплекса на территории сельского поселения «Ононское» не объявлен, конкурсная документация не утверждена. Указанное создает угрозу нецелевого и неэффективного использования объектов коммунальной инфраструктуры, а также ограничивает конкуренцию и ущемляет интересы других хозяйствующих субъектов, что является недопустимым. Неисполнение указанных требований нарушает права неопределенного круга лиц, постоянно и временно проживающих на территории сельского поселения «Ононское», пользующихся объектами, переданными по договору аренды. Просит обязать ответчика обеспечить передачу права пользования объектами теплоснабжения и водоснабжения сельского поселения «Ононское» в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», а именно, разработать конкурсную документацию и провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения теплоснабжения и водоснабжения отношении объектов водоотведения сельского поселения «Ононское».
В судебном заседании помощник прокурора ФИО4 требования поддержал по основаниям, при этом уточнил требования иска, что разработать конкурсную документацию в соответствии со ст.23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения и водоснабжения, расположенных на территории сельского поселения «Ононское» в течении 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного ответчика ФИО5, в судебном заседании административное исковое заявление заместителя Шилкинского межрайонного прокурора признал, указав, что последствия признания иска ему разъяснены и понятны.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1,2 ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования: самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование юридическим лицам в соответствии с федеральными законами.
Как установлено с ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФЭ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На основании ч.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, прямо установленных в названном Законе.
В силу ч.5 ст.17.1 Закона о защите конкуренции установлено, что порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом. Согласно п.11 ч.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается). Во исполнение ст. 17.1 Закона о защите конкуренции приказом Федеральной антимонопольной службы России от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее - Правила №).
В соответствии с п.3.1 Правил № заключение договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, централизованных - систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее объекты теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения), осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса с учетом положений, предусмотренных статьей 28.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон| о теплоснабжении), статьей 41.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).
В силу со ст.28.1 Закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только, по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты. Осуществление полномочий по организации в границах поселения теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты. В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввод в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставлений в соответствии – с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передававаемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» регулирует (далее - Закон о концессионных соглашениях).
Согласно п.5,6 ст. 5 Федерального закона, от ДД.ММ.ГГГГ № ЮЗ-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» со дня официального опубликования указанного закона (ДД.ММ.ГГГГ) и до ДД.ММ.ГГГГ допускалась передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, по договору аренды данных объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.
С учетом приведенных норм, указанные в договоре объекты должны передаваться администрацией только по концессионному соглашению, соответственно договор заключен с нарушением требований действующего законодательства.
В соответствии с ч.1 ст.3 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Объектами концессионного соглашения в силу п.11 ч.1 ст.4 Закона о концессионных соглашениях являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или): водоотведения, отдельные объекты таких систем; переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социально-бытового назначения.
В соответствии со ст.13, 21 Закона № 115-ФЗ в целях эффективного использования объектов теплоснабжения, в том числе централизованной системы горячего водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, заключается концессионное соглашение путем проведения конкурса на право заключения такого соглашения с размещением информации и протоколов конкурсной комиссии на официальном сайте в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет».
В силу указанных положений в отношении государственных и муниципальных систем теплоснабжения, имеющих значительный период эксплуатации (более 5 лет), установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования - по концессионным соглашениям, который призван обеспечивать более широкие по сравнению с арендой возможности реализации инвестиционных программ в сфере ЖКХ на основе государственно-частного партнерства.
Таким образом, основной целью передачи муниципального имущества по концессионным соглашениям является обеспечение эффективности использования муниципального имущества, а также его сохранность.
Как следует из ответа главы сельского поселения «Ононское» от ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокурора сети водоотведения находятся в муниципальной собственности муниципального района «<адрес>», переданы на обслуживание по договору аренды АО «ЗабТЭК».
Согласно договору безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального района «<адрес>» передала в безвозмездное пользование администрации сельского поселения «Ононское» комплекс муниципального имущества объектов водоотведения и теплоснабжения, указанные в приложении № к настоящему договору, для его содержания, обслуживания и эксплуатации (п.2.1 договора). Данный договор заключен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В приложении № к договору от ДД.ММ.ГГГГ приведен перечень передаваемых объектов водоотведения. К иску также приложен акт приема-передачи данного имущества между сторонами от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно договору безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ администрация сельского поселения «Ононское» передала в безвозмездное пользование ООО «Коммунальник» комплекс муниципального имущества объектов теплоснабжения, водоотведения сельского поселения «Ононское», указанные в приложении № к настоящему договору, для его содержания, обслуживания и эксплуатации (п.1.1 договора). Данный договор заключен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и пролонгируется до момента заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоотведения и очистных сооружений городского поселения «Первомайское» (п.3.2 договора).
В приложении № к договору от ДД.ММ.ГГГГ приведен перечень передаваемых объектов водоотведения. К иску также приложен акт приема-передачи данного имущества между сторонами от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения дела концессионное соглашение на объекты коммунальной инфраструктуры ответчиком не заключено, что нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку передача объектов жилищно-коммунального хозяйства без проведения конкурсных процедур может привести к нарушениям подачи коммунальных ресурсов водоснабжения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора.
Руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление заместителя Шилкинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «<адрес>» об обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «<адрес>» обеспечить передачу права пользования объектами теплоснабжения и водоснабжения, находящимися в муниципальной собственности «<адрес>» в соответствии с требованиями закона, а именно разработать конкурсную документацию в соответствии со ст.23 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения и водоснабжения, расположенных на территории сельского поселения «Ононское» в течении 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы, представления через Шилкинский районный суд.
Мотивированное решение суда составлено 15.04.2022.
Судья С.Ю. Цукерман