ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4815/20 от 24.11.2020 Свердловского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 2а- 4815 /2020

24RS0046-01-2020-004572-93

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего - судьи Прохоровой Л.Н.,

при секретаре М.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МИФНС России по <адрес> к К. о взыскании обязательных платежей,

УСТАНОВИЛ:

МИФНС России по <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит взыскать с К. задолженность: по пени за неуплату страховых взносов на ОМС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС в сумме 1,09 руб.; по пени за неуплату страховых взносов на ОПС в фиксированном размере в ПфРФ на выплату страховой пенсии в сумме 5,60 руб.; по пени за неуплату налога, взымаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в сумме 5210,90 руб.; по пени за неуплату налога на землю с физических лиц в сумме 7008,47 руб.

Административный истец в зал суда не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав это в административном иске.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно положениям Федерального закона от 03.07.2016г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», начиная с ДД.ММ.ГГГГ, на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов.

В силу с п.1 ст. 23, и п.1 ст. 45 НК РФ устанавливается обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Из материала дела усматривается, что К. состояла на учете в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя с 02.03.2007г. до 29.06.2017г.

Налоговым органом К. направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 26.06.2019г. с имеющеюся задолженностью: по пени за неуплату страховых взносов на ОМС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС в сумме 1,09 руб.; по пени за неуплату страховых взносов на ОПС в фиксированном размере в ПфРФ на выплату страховой пенсии в сумме 5,60 руб.; по пени за неуплату налога, взымаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в сумме 5210,90 руб.; по пени за неуплату налога на землю с физических лиц в сумме 7008,47 руб., установлен срок исполнения до 17.09.2019г.

Поскольку задолженность уплачена не была, налоговый орган обратился за ее взысканием в судебном порядке к мировому судье судебного участка в <адрес>.

Впоследствии, после отмены по заявлению К. судебного приказа определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ, налоговый орган предъявил требования о взыскании пеней в порядке административного искового производства.

В обоснование заявленных требований налоговый орган в материалы дела представил учетные данные, копию налоговой декларации, расчет пеней, копию требования по состоянию на 26.06.2019г.

Судом установлено, что из требования об уплате налога не усматриваются сведения об основаниях взимания пени, начисленных на момент направления требования, в требовании не указан период начисления пени, требование не содержат даты, с которой начинается исчисление пени. Иных доказательств указанных обстоятельств не представлено.

Таким образом, неясность требования налогового органа лишает налогоплательщика возможности установить законность начисления пени, что нарушает его права и законные интересы.

В силу пунктов 2 и 5 части 1, части 2 статьи 287 КАС РФ по административному делу о взыскании обязательных платежей и санкций на административного истца возлагается обязанность представить доказательства, подтверждающие размер денежной суммы, составляющей платеж либо санкцию, и ее расчет.

Согласно части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд, в том числе, выясняет, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Пунктом 3 статьи 3 НК Российской Федерации установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными.

Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Исходя из неоднократно высказанной правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной, в том числе в Постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ N 20-П, ДД.ММ.ГГГГ-П, неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства.

Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-О-П следует, что обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Согласно пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.

Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов и иных обязательных платежей, то есть представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налогов и иных сборов.

Таким образом, обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате обязательных платежей. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания обязательных платежей и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.

Учитывая, что доказательств взыскания недоимки по страховым взносам и налогу, на основании которых налоговый орган начислил соответствующие пени не представлено. Сам по себе факт указания в требовании налогового органа недоимки не является безусловным обстоятельством, свидетельствующим об обоснованности ее начисления.

Доказательства принудительного взыскания недоимки по обязательным платежам либо ее добровольной оплаты с нарушением установленного законом срока, административным истцом в дело представлены не были, что исключает возможность взыскания с административного ответчика пени в заявленном размере.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об утрате административным истцом права на взыскание с административного ответчика пени, начисленных на недоимку по страховым взносам.

Согласно части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Поскольку требования административного иска оставлены без удовлетворения, оснований для взыскания с административного ответчика государственной пошлины не имеется.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.197 РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления МИФНС России по <адрес> к К. о взыскании обязательных платежей – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с 04 декабря 2020 года.

Председательствующий судья Прохорова Л.Н.