ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-481/20 от 03.01.2020 Первомайского районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 2а-481/2020

43RS0003-01-2020-000087-26

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 февраля 2020 года г. Киров

Первомайский районный суд г. Кирова в составе

председательствующего судьи Маловой Н.Л.,

при секретаре Лобастове А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Марутина Александра Владимировича к ФКУ "Военный комиссариат Кировской области" об обжаловании решения о производстве удержания полученной суммы районного коэффициента к пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Марутин А.В. обратился с административным иском к ФКУ "Военный комиссариат Кировской области" о признании незаконным бездействия, в обосновании требований указано, что с {Дата} состоит на воинском учете в военном комиссариате {Адрес}ов Кировской области, структуры ФКУ «Военный комиссариат Кировской области». Пенсия за выслугу лет прекращена выплачиваться ответчиком с {Дата}. Из документа ответчика от {Дата}{Номер}. истцу стали известны сведения о том, что в связи с тем, что он несвоевременно сообщил в военный комиссариат о своем убытии из {Адрес} Кировской области, пенсия выплачивалась с применением районного коэффициента 1,15 с {Дата} по {Дата}, в результате чего последним незаконно получена сумма за указанный период в размере 9 520,22 руб. С {Дата} имел право передвижения по территории России и выезда за пределы России без уведомления военного комиссариата на срок до 6 месяцев, то есть до {Дата}, а сообщить в военный комиссариат о возвращении в течение двух недель с момента прибытия в РФ. Ответчик имел бы право прекратить выплату районного коэффициента к пенсии с {Дата}, при условии отсутствия сообщения истца в военный комиссариат по месту воинского учета о прибытии и после проведения разбирательства по данному факту. Ответчик не подтвердил документально источник сведений по факту своевременного не сообщения в военный комиссариат о своем убытии из {Адрес} Кировской области; отсутствие истца в период с {Дата} по {Дата} по месту регистрации в России; право ответчика собирать сведения о личной жизни истца; решение от {Дата} о производстве удержаний с истца незаконно полученной суммы в размере 9 520,22 руб. Просит признать незаконным действия ответчика о производстве удержания незаконно полученной истцом суммы районного коэффициента за период с {Дата} по {Дата} в размере 9520,22 руб., указанные в документе от {Дата}{Номер}/кз-44391пр.(исп.222 ) (л.д.4-5).

В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна.

Представитель истца извещен о судебном заседании.

Представитель ФКУ «Военный комиссариат Кировской области» Филимонова С.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, представила отзыв на исковое заявление.

В качестве административного ответчика пор делу привлечено должностное лицо.

Административный ответчик начальник центра социального обеспечения военного комиссариата Кировской области Нерознак В.Н.возражает по иску.

Выслушав представителей административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно статьи 8 Федерального закона от {Дата} № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пенсия за выслугу лет уволенным военнослужащим назначается пенсионными органами Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации от {Дата}{Номер} «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон от {Дата}{Номер}).

Судом установлено, что с {Дата} Марутин А.В. состоял на пенсионном обеспечении в военном комиссариате Кировской области, где ему была назначена пенсия, которая выплачена по {Дата} включительно.

До прибытия в {Адрес} он состоял на пенсионном учёте и являлся получателем пенсии в военном комиссариате {Адрес}.

Согласно заявления о назначении пенсии им указан адрес проживания и регистрации: {Адрес}{Адрес}(л.д.32).

В подтверждение намерений постоянного проживания на территории {Адрес} Кировской области по вышеуказанному адресу им представлено заявление от {Дата}, в котором он просит выплачивать ему пенсию с районным коэффициентом (л.д.34).

После проверки представленных документов военному пенсионеру с {Дата} была назначена пенсия с учётом районного коэффициента 1,15.

Из военного комиссариата Богородского и {Адрес}ов Кировской области поступили донесения от {Дата} (л.д.35), {Дата} (л.д.36), {Дата} (л.д.37) о том, что военный пенсионер по месту регистрации не проживает, на телефонные звонки не отвечает, со слов соседей в пгт. Богородское приезжал всего два раза, первый раз - для того, чтобы прописаться, второй раз для оформления документов на пенсию, о своём убытии не сообщал. У ответчика имеются другие донесения от {Дата}, {Дата}, {Дата} об отсутствии военного пенсионера по месту регистрации (л.д.38-40).

В связи с тем, что лицо на территории {Адрес} Кировской области не проживает, выплата районного коэффициента была прекращена с {Дата}, о чём по адресу места его регистрации в пгт. Богородское {Дата} было направлено соответствующее письмо, в котором также сообщалось о возможности приостановления выплаты пенсии (л.д.41).

{Дата} были направлены запросы в Республику Казахстан в адрес начальника ОВД {Адрес} и начальника Департамента внутренних дел {Адрес} с целью уточнения фактического места жительства военного пенсионера и принятия решения о законности выплаты районного коэффициента и дальнейшей выплаты пенсии (л.д.42-43).

Из полученных {Дата} и {Дата} ответов заместителя начальника ОВД {Адрес} и начальника МПС ОВД {Адрес} Республики Казахстан, а также объяснительных военного пенсионера, приложенных к данным ответам (л.д.44-48), выяснилось, что пенсионер с января 2018 года находится на территории Республики Казахстан и проживает по адресу: {Адрес}.

С {Дата} выплата пенсии истцу была приостановлена, а затем прекращена на основании решений военного комиссариата Кировской области (л.д.49-52). Сообщения о приостановлении и прекращении выплаты пенсии истцу были направлены {Дата} по адресу в пгт. Богородское и {Дата} по адресу в Республику Казахстан соответственно.

Согласно свидетельства об удостоверении факта нахождения в живых, подтверждающие постоянное проживание военного пенсионера в {Адрес} с 2010 года(л.д.55-57).

Как указывает административный ответчик, военный комиссариат {Адрес} неоднократно направлял письма в адрес истца о необходимости постановки на пенсионный учёт и получения пенсии по месту фактического проживания в {Адрес} (л.д.58-59).

В своём заявлении о назначении пенсии в январе 2018 года и в заявлении-обязательстве получателя пенсии военный пенсионер обязался в течение трёх дней сообщать в военный комиссариат о наступлении обстоятельств, уменьшающих размер пенсии, обо всех изменениях, влияющих на размер выплачиваемой пенсии, либо лишающих права на дальнейшее получение пенсии, а переполученные по его вине суммы, возвратить.

Данная обязанность военным пенсионером не была выполнена, в результате чего им незаконно получена сумма районного коэффициента за период с {Дата} по {Дата} в размере 9.520,22 руб.

Административным ответчиком {Дата} было принято решение о производстве удержания незаконно полученной суммы районного коэффициента из пенсии административного истца в размере 20% (л.д.67-68), о чём по его адресу в Республику Казахстан {Дата} направлено соответствующее сообщение.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона от {Дата}{Номер} пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьёй 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Статьёй 50 Закона от {Дата}{Номер} определено, что работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 данного Закона, и их семей осуществляется, в частности, Министерством обороны Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.

Так, пунктом 5 статьи 26 Федерального закона от {Дата} № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрена обязанность пенсионера извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии...., в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от {Дата} № 51-ФЗ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Частью 12 статьи 56 Закона от {Дата}{Номер} предусмотрено, что лица, указанные в статье 1 Закона, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причинённый ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Закона от {Дата}{Номер} сумма пенсии или пособия, излишне выплаченная пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны, может удерживаться из пенсии на основании решения соответствующего пенсионного органа ежемесячно в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся к выплате пенсии, сверх удержаний по другим основаниям. Во всех случаях обращения взыскания на пенсию за пенсионером сохраняется не менее 50 процентов причитающейся ему пенсии.

На основании «Положения о военных комиссариатах», утверждённого Указом Президента Российской Федерации от {Дата}{Номер}, реализация прав граждан, уволенных с военной службы, на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, осуществляется военными комиссариатами субъектов Российской Федерации, которые являются территориальными пенсионными органами Министерства обороны Российской Федерации.

Обязанности извещать пенсионный орган в течение 3-х дней с момента наступления соответствующих обстоятельств, граждане, состоящие на воинском учёте, в соответствии со статьёй 10 Федерального закона от {Дата} № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», обязаны явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учёта при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту

Доводы истца о том, что он может не извещать административного ответчика о своём убытии в другую область (регион) на срок до 6 месяцев, в том числе за пределы территории Российской Федерации, суд считает несостоятельными, так истец отсутствовал на территории {Адрес} более полутора лет с февраля 2018 года по сентябрь 2019 года.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Иск Марутина Александра Владимировича оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г. Кирова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Л.Малова

Решение в окончательной форме изготовлено {Дата}

Судья Н.Л. Малова