ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-481/20 от 12.10.2020 Саргатского районного суда (Омская область)

№2а-481/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

рп Саргатское 12 октября 2020 года

Саргатский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Павловой Л.Р.

при секретаре Троян И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Саргатского района Омской области в интересах муниципального образования к администрации Верблюженского сельского поселения Саргатского муниципального района Омской области о признании незаконными бездействий по принятию мер по назначению контрактного управляющего в сфере закупок, соответствующего квалификационным требованиям, обязании устранить нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Саргатского района Омской области обратился в Саргатский суд с вышеуказанным административным иском к администрации Верблюженского сельского поселения Саргатского муниципального района Омской области в связи с выявлением в ходе прокурорской проверки нарушений законодательства в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в деятельности органа местного самоуправления.

Согласно части 2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с п.1 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Федеральный закон № 44-ФЗ).

Согласно ст. 6 Федерального закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В соответствии с п.п. 6, 7 п. 1 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки

Муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

Согласно п.1,2 ст. 9 Федерального закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Заказчики, специализированные организации принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст.38 Федерального закона № 44-ФЗ в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий) (п. 2 ст. 38 Федерального закона № 44-ФЗ).

Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (п. 6 ст. 38 Федерального закона № 44-ФЗ).

По результатам проведенной проверки установлено, что распоряжением главы администрации от 27.08.2019 № 17 назначен контрактный управляющий администрации Верблюженского сельского поселения - ФИО1. Однако, в ходе проверки установлено, что у контрактного управляющего не имеется высшего образования или дополнительного профессионального образования в сфере закупок.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района в адрес главы Верблюженского сельского поселения 16.06.2020 было внесено представление об устранении соответствующих нарушений закона.

Из предоставленного ответа администрацией сельского поселения на представление следовало, что указанные нарушения будут устранены. По результатам проведенной контрольной проверки 18.09.2020 следует, что выявленные нарушения до настоящего момента не устранены, в администрации Верблюженского сельского поселения контрактный управляющий, отвечающий квалификационным требованиям до настоящего времени не назначен, по причине отсутствия в бюджете поселения денежных средств на обучение.

Таким образом, администрацией Верблюженского сельского поселения нарушаются требования ст. 9 и ст. 38 Федерального закона № 44-ФЗ, закрепляющие в качестве основных принципов контрактной системы в сфере закупок принцип профессионализма заказчика, а также требования п. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Просит признать незаконным бездействие администрации Верблюженского сельского поселения Саргатского муниципального района по принятию мер по назначению контрактного управляющего в сфере закупок, соответствующего квалификационным требованиям, обязании устранить нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В судебном заседании представитель административного истца - ст. помощник прокурора Федорова Н.Г. заявленные требования поддержала в полном объеме и по указанным основаниям. Просила их удовлетворить, не возражала против установления административному ответчику срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, 01 декабря 2020 года.

Представитель административного ответчика - администрации Верблюженского сельского поселения Саргатского муниципального района Омской области - глава поселения ФИО1 в судебном заседании не присутствовал, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил в суд соответствующее заявление, в котором просит суд рассмотреть административное дело в его отсутствие, исковые требования прокурора признал в полном объеме. Просит установить административному ответчику срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, 01 декабря 2020 года.

Суд принимает признание иска административным ответчиком, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В соответствии с ч.3 ст.227 КАСРФ суд, принимая во внимание характер допущенных административным ответчиком нарушений, считает целесообразным, учитывая временные затраты, установить срок для исполнения им данного решения - до 01 декабря 2020 г.

В силу ч.4 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст.157, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования административного искового заявления прокурора Саргатского района Омской области к администрации Верблюженского сельского поселения Саргатского муниципального района Омской области удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным бездействие администрации Верблюженского сельского поселения Саргатского муниципального района по принятию мер по назначению контрактного управляющего в сфере закупок, соответствующего квалификационным требованиям.

Обязать администрацию Верблюженского сельского поселения Саргатского муниципального района Омской области устранить нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в срок до 01 декабря 2020 года.

Об исполнении данного решения сообщить административному истцу и в суд в течение 10 дней со дня истечения указанного срока.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Саргатский районный суд Омской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме - 12 октября 2020 года.

Председательствующий Л.Р.Павлова