ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-481/20 от 21.05.2020 Воткинского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело № 2а-481/2020

№***

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 мая 2020 года г. Воткинск

Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Караневич Е.В.,

при секретаре Агафоновой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике к Местному общественному фонду «Развитие Гражданского Общества» г. Воткинск о ликвидации некоммерческой организации и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Истец Управление Министерства юстиции РФ по УР обратилось в суд с иском к Местному общественному фонду «Развитие Гражданского Общества» г. Воткинск о ликвидации некоммерческой организации и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц, мотивируя свои требования следующим.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13.1, пунктом 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ), подпунктами 63, 65 пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26 (далее - Положение об Управлении), Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее - Управление) наделено полномочиями по принятию решений о государственной регистрации некоммерческих организаций и осуществлению контроля за их деятельностью.

Местный общественный фонд «Развитие Гражданского Общества» г. Воткинск (далее - Организация) был создан по решению семи физических лиц 05.10.2013. Решение о государственной регистрации Организации при ее создании было принято Управлением 24.12.2013. Сведения об Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) Управлением Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике 09.01.2014 за основным государственным регистрационным номером №*** В своей деятельности Организация руководствуется уставом, утвержденным 05.10.2013. Согласно сведениям ЕГРЮЛ адрес (место нахождения) Организации: <*****> Должностными лицами, действующими без доверенности от имени Организации, в соответствии с пунктами 6.3.3, 6.4.3 устава являются Директор и Заместитель Директора. Согласно сведениям ЕГРЮЛ Директором является ФИО12, Заместителем Директора является ФИО13.

Организация была зарегистрирована в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в организационно-правовой форме «общественный фонд». С момента вступления в силу изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ), внесенных Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», общественные фонды по своей организационно-правовой форме были отнесены к фондам (подпункт 7 пункта 3 статьи 50 ГК РФ). Правовое положение фондов регулируется Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ).

В результате реализации контрольных полномочий Управлением были установлены факты неоднократного неисполнения Организацией требований пунктов 3, 3.1, 7 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ.

Согласно пункту 3 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, обязаны представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - отчеты по формам № №***, № №***). Формы указанных Документов утверждены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» (ранее формы утверждены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций»).

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган:

- заявление, подтверждающее их соответствие указанному пункту;

- информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности.

Сведения, обязанность по предоставлению которых установлена пунктами 3, 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, некоммерческая организация в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» представляет в уполномоченный орган ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В нарушение пунктов 3, 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ Организацией до настоящего времени не представлены в Управление предусмотренные указанными нормами отчетные сведения, а именно: отчеты по формам № №***, №*** за 2017-2018 годы либо заявления о соответствии Организации в 2017-2018 годах требованиям пункта 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ и информация о продолжении деятельности.

Управлением Организации вынесены письменные предупреждения (предписания) от 23.10.2018 №***, от 11.10.2019 №*** с требованием представить отчетные сведения. Предупреждения (предписания) Организацией были получены, однако выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.

За невыполнение предупреждения (предписания) Управления об устранении нарушений от 23.10.2018 №*** Организация была привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Организация признана виновной в совершении административного правонарушения, ей назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей (постановление по делу об административном правонарушении от 13.02.2019 №***). Назначенный штраф Организацией до настоящего времени не уплачен, что является также нарушением законодательства Российской Федерации, а именно части 1 статьи 31.2 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Статьей 33 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что в случае нарушения Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, Федеральным законом № 7-ФЗ и другими федеральными законами. В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Согласно пункту 10 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации является неоднократное непредставление данной некоммерческой организацией сведений, предусмотренных статьей 32 Федерального закона № 7-ФЗ.

Право Управления на обращение в суд с данным заявлением предусмотрено пунктом 1.1 статьи 18 Федерального закона № 7-ФЗ, подпунктом «д» пункта 10 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 № 705, и подпунктом 74 пункта 6 Положения об Управлении.

Учитывая неоднократные нарушения Организацией законодательства Российской Федерации, не устраненные на протяжении длительного периода времени, несмотря на вынесенные письменные предупреждения и привлечение ее к административной ответственности, руководствуясь подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ, пунктом 1.1 статьи 18, пунктом 10 статьи 32 Федерального закона № 7- ФЗ, статьями 19, 125, 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Представитель административного истца Управления Министерства юстиции РФ по УР, будучи извещен о дне, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил суду заявление, в котором дело просит рассмотреть в его отсутствие.

Административный ответчик – представитель Местный общественный фонд «Развитие Гражданского Общества» г. Воткинск, извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, в деле имеется почтовый конверт с отметкой Почты России «Истек срок хранения».

Представитель заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Удмуртской Республике, извещен о времени и месте судебного заседания, о чем в материалах дела имеется расписка, в суд не явился.

В соответствие с ч. 4 ст. 263, 150 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, исследовав материалы дела, считает установленными следующие обстоятельства, имеющие значение для дела:

- 05.10.2013 г. согласно протокола №*** учредительного собрания Местного общественного фонда «Развитие Гражданского общества» г. Воткинск принято решение: Председателем учредительного собрания избрать ФИО3, секретарем учредительного собрания избрать ФИО4. Было принято решение: создать Местный общественный фонд «Развитие Гражданского общества» г. Воткинск. Было принято решение: утвердить Устав Местного общественного фонда «Развитие Гражданского общества» г. Воткинск. Принято решение: избрать в состав Правления: ФИО5 – председателем Правления, ФИО3 – членом Правления, ФИО6 – членом Правления. Принято решение: избрать Директором Местного общественного фонда «Развитие Гражданского общества» г. Воткинск – ФИО5. Принято решение: избрать Заместителя директора Местного общественного фонда «Развитие Гражданского общества» г. Воткинск – ФИО3. Принято решение: избрать ревизором Местного общественного фонда «Развитие Гражданского общества» г. Воткинск – ФИО4. Принято решение: сформировать Попечительский совет Местного общественного фонда «Развитие Гражданского общества» г. Воткинск в следующем составе: ФИО7, ФИО8, ФИО9.

- согласно п. 1.1 Устава Местный общественный фонд «Развитие Гражданского Общества» г. Воткинск (далее по тексту – Фонд), является некоммерческой организацией, учрежденной гражданами на основе добровольных имущественных взносов, преследующей социальные, благотворительные и культурные цели в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О неккомерческих организациях». Организационно – правовая форма – общественный фонд. Фонд является юридическим лицом, не имеющим в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли. Фонд учрежден физическими лицами – гражданами РФ. Согласно п. 1.5. Фонд имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом в соответствии с действующим законодательством, может от своего имени приобретать и осуществлять свои имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Согласно п. 1.6. Фонд приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации в установленном законом порядке. Фонд имеет собственный баланс, круглую печать со своим полным наименованием, угловой штамп, расчетный, валютный и иные счета, действует на принципах полной хозяйственной самостоятельности. Имущество, переданное Фонду его учредителям, является собственностью Фонда. Учредители и участники не отвечают по обязательствам Фонда, а Фонд не отвечает по обязательствам учредителей и участников.

- согласно свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации от 15.01.2014 года, Местный общественный фонд «Развитие Гражданского общества» г. Воткинск, зарегистрировано, в Единый государственный реестр юридических лиц 24.12.2013 года внесена запись за основным государственным регистрационным номером (ГРН) №***

- согласно выписке из ЕГРЮЛ от 22.11.2019 года и от 27.01.2020 года Местный общественный фонд «Развитие Гражданского Общества» г. Воткинск является действующим юридическим лицом, присвоен ОГРН №***

- 13.02.2019 года постановлением мирового судьи судебного участка №2 г. ФИО1 Местный общественный фонд «Развитие Гражданского общества» г. Воткинск признана виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 руб. Постановление вступило в законную силу 12.03.2019 года;

- согласно предупреждению (предписания) №*** от 11.10.2019 г. Местный общественный фонд «Развитие Гражданского общества» г. Воткинск предупреждено о недопустимости в деятельности Организации нарушения законодательства РФ;

- согласно справке от 22.11.2019 года, исполняющей обязанности начальника отдела по обеспечению деятельности Управления – главного бухгалтера – административного истца, в период с 01.01.2017 года по настоящее время от Местного общественного фонда «Развитие Гражданского общества» г. Воткинск, ОГРН №***, отчетных сведений, предусмотренных пунктами 3 (3.1) статьи 32 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (отчетов по формам № №***, №*** либо заявлений, подтверждающих соответствие Организации положениям пункта 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и информации о продолжении деятельности, за 2016 – 2018 годы не поступало.

Указанные обстоятельства установлены материалами гражданского дела и сторонами не оспорены.

Судом установлено, что 24 декабря 2013 года Местный общественный фонд «Развитие Гражданского общества» г. Воткинск (сокращенное наименование – МОФ «РГО» г. Воткинск) поставлена на учет Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Удмуртской Республике за основным государственным регистрационным номером: №*** о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

В соответствие с п. 3 части 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Согласно подпунктам 63, 65 пункта 6, пункт 9, раздела III Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. N 26, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее - Управление) наделено полномочиями по принятию решений о государственной регистрации некоммерческих организаций, по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, а также по обращению в суд с заявлениями о ликвидации некоммерческих организаций.

В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (формы № ОН0001, ОН0002).

Согласно пункту 3.1. статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г.№ 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» установлено, что сведения, предусмотренные пунктами 3 и 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, предоставляются не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В соответствии с пунктом 7 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

Согласно пункту 10 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 32 Федерального закона № 7-ФЗ, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что административным ответчиком в адрес административного истца не представлены отчеты по формам № №***, №*** за 2016 - 2018 годы, либо заявления о соответствии организации в 2016-2018 годах требованиям п. 3.1 ст. 32 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, и информации о продолжении деятельности, данное обстоятельство осталось не оспоренным и административным ответчиком.

Судом установлено и то, что административным истцом в адрес Местного общественного фонда «Развитие Гражданского общества» г. Воткинск неоднократно выносились письменные предупреждения о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации: от 23 октября 2018 г. №***, от 11 октября 2019 г. №***. Предупреждение от 23 октября 2018 г. №***, предупреждение от 11 октября 2019 г. №*** были получено сотрудником Местного общественного фонда «Развитие Гражданского общества» г. Воткинск 29.12.2018 г. секретарем Тульцевой, предупреждение от 11 октября 2019 г. №*** были получено сотрудником Местного общественного фонда «Развитие Гражданского общества» г. Воткинск ФИО4. Однако, несмотря на получение предупреждения от административного истца, допущенные нарушения Местным общественным фондом «Развитие Гражданского общества» г. Воткинск в установленный срок устранены не были.

Постановлением мирового судьи судебного участка №2 г. ФИО1 от 13 февраля 2019 по делу №*** Местный общественный фонд «Развитие Гражданского общества» г. Воткинск признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 руб.. Постановление вступило в законную силу 19.03.2019 года.

Согласно части 1 статьи 62 КАС Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Административный ответчик - Местный общественный фонд «Развитие Гражданского общества» г. Воткинск не представил необходимые сведения и документы для государственной регистрации изменений относительно места нахождения постоянно действующего руководящего органа. До настоящего времени нарушения указанной организацией не устранены.

Согласно пунктам 3 и 10 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

При указанных обстоятельствах суд полагает, что требования административного истца подлежат удовлетворению и Местный общественный фонд «Развитие Гражданского общества» г. Воткинск подлежит ликвидации, сведения о нем подлежат исключению из ЕГРЮЛ.

Согласно части 1 статьи 114 КАС Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Поскольку на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу административного искового заявления, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с административного ответчика в доход бюджета МО «город Воткинск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 руб..

На основании выше изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административный иск Управления Министерства юстиции Российской административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике к Местному общественному фонду «Развитие Гражданского общества» г. Воткинск о ликвидации некоммерческой организации и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц, удовлетворить в полном объеме.

Ликвидировать Местный общественный фонд «Развитие Гражданского общества» г. Воткинск ОГРН №***, и исключить сведения о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

Взыскать с Местного общественного фонда «Развитие Гражданского общества» г. Воткинск в бюджет МО «город Воткинск» государственную пошлину в размере 6 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 28 мая 2020 г.

Судья Е.В. Караневич