Дело №2а-481/2021
УИД 75RS0016-01-2021-000791-30
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Могоча 12 ноября 2021 года
Могочинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Солонина С.В.,
при секретаре – Красильниковой Т.И.,
с участием административного истца - представителя Могочинской межрайонной прокуроры Федоткина Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Могочинского межрайонного прокурора Забайкальского края в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального района «Тунгиро - Олёкминский район» о признании незаконным бездействия, понуждении к действию,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ прокурор Могочинского района Забайкальского края обратился в Могочинский районный суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального района «Тунгиро - Олёкминский район» Забайкальского края о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определённых действий. Требования мотивированы тем, что Могочинской межрайонной прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства о профилактике правонарушений в Администрации муниципального района «Тунгиро - Олёкминский район» установлено следующее.
В мае 2021 года на территории муниципального района «Тунгиро - Олёкминский район» отсутствовала действующая муниципальная программа в сфере профилактики преступлений и правонарушений, в том числе направленная на борьбу с незаконным оборотом алкогольной и иной спиртосодержащей продукции, снижения употребления алкоголя среди населения.
В этой связи, межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы муниципального района «Тунгиро - Олёкминский район» внесено представление об устранении нарушений закона с требованием разработать и принять муниципальную программу в сфере профилактики преступлений и правонарушений. Представление рассмотрено, удовлетворено, по результатам разработана муниципальная программа «Профилактика правонарушений в муниципальном районе «Тунгиро-Олёкминский район» на 2022-2024 годы», утвержденная постановлением Администрации муниципального района «Тунгиро - Олёкминский район» от ДД.ММ.ГГГГ№.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации муниципального района «Тунгиро - Олёкминский район» направлено требование № о предоставлении информации о причинах отсутствия финансирования вышеуказанной муниципальной программы и о том, планируется ли финансирование данной программы и соответственно внесение в нее изменений в 2021 и последующих годах. В ответ на требование Администрации муниципального района «Тунгиро - Олёкминский район»предоставлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ№, из которого следует, что бюджетными средствами программа профилактики обеспечена не будет, поскольку мероприятия программы финансирования не требуют.
При этом, администрацией муниципального района «Тунгиро - Олёкминский район» реализация полномочий в сфере профилактики преступлений и правонарушений не отвечает складывающейся тенденции к росту категории преступлений имущественного характера, преступлений совершенных несовершеннолетними. При сохранении показателей преступлений, совершенных в состоянии опьянения, вызванного употреблением алкоголя, бюджетные средства на достижение целей по снижению числа совершенных преступлений и правонарушений не выделяются, что может способствовать в дальнейшем росту криминогенной обстановки на территории района.
Просят признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Тунгиро - Олёкминский район» по обеспечению финансирования муниципальной программы «Профилактика правонарушений в муниципальном районе «Тунгиро - Олёкминский район» на 2022-2024 годы», утвержденной постановлением Администрации муниципального района «Тунгиро-Олекминский район» от ДД.ММ.ГГГГ№. Обязать Администрацию муниципального района «Тунгиро - Олёкминский район» обеспечить финансирование муниципальной программы «Профилактика правонарушений в муниципальном районе «Тунгиро-Олёкминский район» на 2022-2024 годы», утвержденной постановлением Администрации муниципального района «Тунгиро - Олёкминский район» от ДД.ММ.ГГГГ№.
В судебном заседании представитель административного истца исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал.
Представитель ответчика администрацию муниципального района «Тунгиро - Олёкминский район» в судебном заседании не прибыли уведомлены о времени и месте судебного заседания.
В соответствии со ст.150 КАС РФ препятствий для рассмотрения дела в отсутствие лица уведомлённых о времени и месте судебного заседания надлежащим образом не имеется.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.46 (ч.ч.1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Исходя из положений ч.2 ст.227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района имеют право на осуществление мероприятий в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных Федеральным законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».
На основании п. 2 ст. 2 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ профилактика правонарушений - совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения.
В силу положений ст. 5 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» органы местного самоуправления являются субъектами профилактики правонарушений.
В соответствии со п. 3 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ реализация основных направлений профилактики правонарушений осуществляется, в том числе, посредством разработки государственных и муниципальных программ в сфере профилактики правонарушений.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ установлено, что субъекты профилактики правонарушений при осуществлении профилактики правонарушений обязаны:
1) соблюдать законодательство Российской Федерации о профилактике правонарушений, законы и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы профилактики правонарушений;
2) соблюдать права и законные интересы граждан и организаций;
3) соблюдать конфиденциальность полученной при осуществлении профилактики правонарушений информации, если ее распространение ограничено законодательством Российской Федерации;
4) исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 29 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ функционирование системы профилактики правонарушений осуществляется на основе государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ в сфере профилактики правонарушений. Финансирование расходов субъектов профилактики правонарушений, связанных с реализацией государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ в сфере профилактики правонарушений, осуществляется за счет и в пределах средств, выделенных соответствующим субъектам профилактики правонарушений.
В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» муниципальная программа - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования.
Согласно ст. 6 Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования относятся: разработка, рассмотрение, утверждение (одобрение) и реализация документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления; мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования, утвержденных (одобренных) органами местного самоуправления.
В соответствии с п.п. 1, 10 ст. 7 Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ организация и функционирование системы стратегического планирования основываются на принципах единства и целостности, разграничения полномочий, преемственности и непрерывности, сбалансированности системы стратегического планирования, результативности и эффективности стратегического планирования, ответственности участников стратегического планирования, прозрачности (открытости) стратегического планирования, реалистичности, ресурсной обеспеченности, измеряемости целей, соответствия показателей целям и программно-целевом принципе.
Принцип ресурсной обеспеченности означает, что при разработке и утверждении (одобрении) документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках планирования и программирования, должны быть определены источники финансового и иного ресурсного обеспечения мероприятий, предусмотренных этими документами, в пределах ограничений, определяемых документами стратегического планирования, разрабатываемыми в рамках прогнозирования.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы муниципального района «Тунгиро-Олекминский район» внесено представление об устранении нарушений закона с требованием разработать и принять муниципальную программу в сфере профилактики преступлений и правонарушений (л.д.8-10).
Представление рассмотрено, удовлетворено (л.д.11), по результатам разработана муниципальная программа «Профилактика правонарушений в муниципальном районе «Тунгиро-Олёкминский район» на 2022-2024 годы», утвержденная постановлением Администрации муниципального района «Тунгиро-Олекминский район» от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.12-25).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации муниципального района «Тунгиро-Олекминский район» направлено требование № о предоставлении информации о причинах отсутствия финансирования вышеуказанной муниципальной программы и о том, планируется ли финансирование данной программы и соответственно внесение в нее изменений в 2021 и последующих годах (л.д.26).
В ответ на требование, и.о. главы муниципального района «Тунгиро-Олекминский район» предоставлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ№, из которого следует, что бюджетными средствами программа профилактики обеспечена не будет, поскольку мероприятия программы финансирования не требуют (л.д.27).
Из устава муниципального района «Тунгиро-Олёкминский район» следует, что согласно п.п.7 п.1 ст.8 к вопросам местного значения муниципального района «Тунгиро-Олёкминский район» относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Согласно п.п.12 п.1 ст.9 Устава органы местного самоуправления муниципального района «Тунгиро-Олёкминский район» имеют право на осуществление мероприятий в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных ФЗ «об основах системы профилактики правонарушений в РФ».
Из муниципальной программы «профилактики правонарушений в муниципальном районе» Могочинский район на 2022 - 2024 г. следует, что для исполнения программы предусмотрено финансирование.
Суд считает, что отсутствие со стороны администрации муниципального района «Тунгиро-Олёкминский район» финансирования соответствующих программных мероприятий свидетельствует о неэффективном выполнении профилактических мероприятий, требования законодательства в сфере профилактики правонарушений в полной мере, что не будет соответствовать задачам и целям программы профилактики правонарушений в муниципальном районе «Тунгиро-Олекминский район».
В нарушении ч.2 ст.62 и ч.11 ст.226 КАС РФ административный ответчик не предоставил доказательств, что нарушения указанные в иске устранены на данный момент.
Судом установлено и не опровергнуто административным ответчиком, что имеется бездействия ответчика, которые выразились в отсутствии обеспечения финансирования муниципальной программы в сфере профилактики правонарушений, что нарушает интересы государства и общества по укреплению правопорядка, способствует снижению уровня общественной и личной безопасности граждан.
В связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении требований и возложении на ответчика обязанности по устранению выявленных нарушений.
Прокурор и органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.176, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административный иск Могочинского межрайонного прокурора Забайкальского края в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального района «Тунгиро - Олёкминский район» о признании незаконным бездействия, понуждении к действию – удовлетворить полностью.
Признать бездействие администрации муниципального района «Тунгиро - Олёкминский район» Забайкальского края выразившееся в непринятии мер по обеспечению финансирования муниципальной программы «Профилактика правонарушений в муниципальном районе «Тунгиро - Олёкминский район» на 2022-2024 годы», утвержденной постановлением Администрации муниципального района «Тунгиро - Олекминский район» от ДД.ММ.ГГГГ№ – незаконным.
Обязать администрацию муниципального района «Тунгиро - Олёкминский район» обеспечить финансирование муниципальной программы «Профилактика правонарушений в муниципальном районе «Тунгиро - Олёкминский район» на 2022-2024 годы», утвержденной постановлением Администрации муниципального района «Тунгиро - Олёкминский район» от ДД.ММ.ГГГГ№.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда через Могочинский районный суд, апелляционная жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 12 ноября 2021 г.
Председательствующий
судья С.В. Солонин