ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-481/21 от 19.01.2021 Сарапульского городского суда (Удмуртская Республика)

Дело № 2а-481/21

18RS0023-01-2020-003486-64

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 января 2021 года г. Сарапул

Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Голубева В.Ю.,

при секретаре Кузнецовой Н.В.

с участием

административного истца прокурора Нуретдинова Р.Н.

представителя административного ответчика Администрации г.Сарапула – ФИО1 (по доверенности)

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г.Сарапула в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Сарапула о признании бездействия незаконным,

установил:

Прокурор г.Сарапула в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации г.Сарапула. Заявленные требования мотивированы тем, что проверкой, проведенной прокуратурой г.Сарапула выявлено неисполнение Администрацией г.Сарапула полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Постановлением Администрации г.Сарапулу от 31.03.2020 № 635 утвержден документ планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования «Город Сарапул» (далее – Документ). Раздел I Документа содержит перечень муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Сарапула, состоящий из 18 позиций. Также он определяет, что все муниципальные маршруты регулярных перевозок являются муниципальными маршрутами регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (раздел III). В соответствии с принятым решением Администрация города в порядке статьей 21-24 Закона № 220-ФЗ провела открытый конкурс на право на получение свидетельства об осуществлении перевозок. Вместе с тем, в нарушении ч.1 ст.14 Закона № 220-ФЗ муниципальные маршруты для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам органом местного самоуправления не установлены. Муниципальный контракт в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений Закона № 220-ФЗ Администрацией г.Сарапула не заключен, его заключение не планируется, меры в данном направлении не принимаются.

Согласно ч.1 ст. 17 Закона № 220-ФЗ наряду с указанными в ч.1 ст.14 Федерального закона маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы местного самоуправления вправе устанавливать муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. По смыслу данной нормы маршруты регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам могут устанавливаться в дополнение к маршрутам, осуществляющим перевозки по регулируемым тарифам. Более того, исходя из требований действующего законодательства, обеспечение надлежащего транспортного обслуживания, а также доступности транспортных услуг для населения является первостепенной задачей уполномоченного органа. Установление регулярных перевозок во внутри муниципальном сообщении по регулируемым тарифам обеспечивает доступность транспортных услуг для населения, в том числе посредством предоставления пассажирам всех льгот на проезд, предусмотренных законом. Напротив, наличие в городе лишь муниципальных маршрутов регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам ставит под угрозу стабильность транспортного обеспечения населения, поскольку отсутствие муниципального контракта с перевозчиком позволяет ему в любой момент данную деятельность прекратить, что нарушает права неопределенного круга лиц на транспортную доступность. Также возможность резкого и значительно увеличения стоимости проезда в общественном транспорте создает угрозу нарушения законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку размер платы за проезд перевозчиком устанавливается самостоятельно.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит: признать бездействие Администрации г.Сарапула, выразившееся в непринятии мер по организации на территории муниципального образования «Город Сарапул» регулярных перевозок по регулируемым тарифам; обязать Администрацию г.Сарапула организовать на территории муниципального образования «Город Сарапул» регулярные перевозки по регулируемым тарифам путем установления муниципальных маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам и заключения в указанных целях муниципального контракта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В судебном заседании прокурор Нуретдинов Р.Н. административное исковое заявление поддержал, привел доводы, аналогичные изложенным в иске.

Представитель административного ответчика Администрации г.Сарапула ФИО2 в судебном заседании с требованиям не согласилась, суду пояснила, что регулярные перевозки могут осуществляться как по регулируемым тарифам, так и по нерегулируемым тарифам. Изменение видов перевозок может быть по всем видам маршрутов. Перевозчики тарифы не увеличивают. Контракт не является гарантией осуществления перевозок, его можно в любой момент расторгнуть. Льготы сохранены, перевозчики могут отказаться от льгот, как по регулируемым тарифам, так и по нерегулируемым. Перевозки по нерегулируемым тарифами не нарушают права граждан. Прокуратура своими требованиями вмешивается в деятельность Администрации, поскольку организация транспортного обслуживания – это полномочия органов местного самоуправления.

Суд, выслушав пояснения административного истца и административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, постановлением Администрации г.Сарапула от 31.03.2020 года № 635 был утвержден документ планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования «Город Сарапул».

Из Документа планирования регулярных перевозок города Сарапула, являющегося Приложением к постановлению Администрации г.Сарапул от 31.03.2020 г. № 635, следует, что Раздел I содержит перечень муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Сарапула, состоящий из 18 позиций, также он определяет, что все муниципальные маршруты регулярных перевозок являются муниципальными маршрутами регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (раздел III).

Постановлением Администрации г.Сарапула от 29 июля 2020 года № 1605 Управлению ЖКХ Администрации г.Сарапула поручено провести открытый конкурс на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории муниципального образования «Город Сарапул», утверждена конкурсная документация.

Как следует из письма Администрации г.Сарапула № 01-39/8659 от 14.12.2020 года, направленному прокурору г.Сарапула, Администрацией г.Сарапула не заключен муниципальный контракт на выполнение юридическим лицо, индивидуальным предпринимателем работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по муниципальным маршрутам города Сарапула по регулируемым тарифам. Заключение данного контракта не планируется.

В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского поселения.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно пунктам 16, 17, 18 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вид регулярных перевозок - регулярные перевозки по регулируемым тарифам или регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам; регулярные перевозки по регулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке; регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком;

На основании части 1 статьи 11 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения.

В силу частей 1, 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" наряду с указанными в части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления вправе устанавливать смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Таким образом, из смысла приведенных положений статьей 14 и 17 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что основным видом регулярных перевозок являются регулярные перевозки по регулируемым тарифам, поскольку именно это вид регулярных перевозок способствует достижению целей обеспечения доступности транспортных услуг для населения.

При этом регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам могут осуществляться наряду с регулярными перевозками по регулируемым тарифам, то есть лишь в дополнение к ним, а не вместо них.

Указанные нормы закона не предоставляют органам местного самоуправления право самостоятельного выбора вида регулярных перевозок, а содержат императивную норму, предписывающую организацию регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Вместе с тем, организация регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам является, в свою очередь, именно правом органов местного самоуправления.

При этом Администрацией г.Сарапула транспортное обслуживание населения муниципального образования посредством установления муниципальных маршрутов для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам администрацией не организовано, что ставит под угрозу стабильность транспортного обеспечения населения и нарушает права неопределенного круга лиц на транспортную доступность.

Указанное бездействие фактически свидетельствует о неисполнении Администрацией г.Сарапула возложенных на нее задач по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

При изложенных обстоятельствах требования прокурора г.Сарапула суд находит основанными на законе и подлежащими удовлетворению.

В силу частей 9, 10 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

В случае указания в решении по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) на необходимость его опубликования оно должно быть опубликовано в установленный судом срок в указанном судом печатном издании, а при отсутствии указания на такое издание в официальном печатном издании органа, организации, должностного лица. Если невозможно опубликовать решение суда в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, это решение должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания. Если официальное печатное издание прекратило свою деятельность, решение суда публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица.

В силу пункта 4 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться указание на необходимость опубликования решения суда в определенном официальном печатном издании в установленный судом срок.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

решил:

Административное исковое заявление прокурора г.Сарапула в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Сарапула о признании бездействия незаконным удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации г.Сарапула, выразившееся в непринятии мер по организации на территории муниципального образования «Город Сарапул» регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Обязать Администрацию г.Сарапула в срок до 01 июня 2021 года организовать на территории муниципального образования «Город Сарапул» регулярные перевозки по регулируемым тарифам путем установления муниципальных маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам и заключения в указанных целях муниципального контракта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Обязать Администрацию г.Сарапула сообщить об исполнении настоящего решения в Сарапульский городской суд УР и прокурору г.Сарапула в срок до 10 июня 2021 года.

Обязать Администрацию г.Сарапула опубликовать настоящее решение суда в газете «Красное Прикамье» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 02 февраля 2021 года

Судья В.Ю.Голубев