по делу № 2а – 4828/2016 01 декабря 2016 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Дубовской Е.Г.,
при секретаре Сидоровой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области Гатчинский отдел о признании отказа в производстве государственной регистрации права собственности и об обязании произвести государственную регистрацию перехода права собственности, о взыскании судебных расходов
установил:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (Гатчинский отдел), в котором просил:
- признать незаконным отказ от ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером № с погребом по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между ФИО1 и З.В.П.;
- обязать осуществить государственную регистрацию права собственности на указанное выше имущество;
- о взыскании государственной пошлины, уплаченной при обращении с иском в суд.
В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что ДД.ММ.ГГГГ им в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (Гатчинский отдел) было подано заявление о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером № с погребом по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между ФИО1 и З.В.П., и приложены соответствующие документы. Регистрация перехода права была приостановлена, по тем основаниям, что не представлена квитанция по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей за переход права собственности на погреб, а ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации было отказано. Полагая отказ в регистрации перехода права собственности по этим основаниям незаконным, обратился с настоящим иском в суд.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении, поскольку считает, что подпункт 24 ст.333.33 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) определяющий величину государственной пошлины зав регистрацию права собственности на созданные объекты недвижимого имущества на земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, входит в состав исключений, указанных п подпункте 22 ст.333.33 НК РФ, а потому требование об уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей, вместо уплаченных им 350 рублей, является незаконным.
Представитель ответчика в судебном заседании, не признавая требования административного ответчика, указал, что за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства уплачивается государственная пошлина в размере 350 рублей в соответствии с п.п24 п.1 ст.333.33 НК РФ, и применяется только при первоначальной государственной регистрации права собственности. В случае государственной регистрации права собственности на ранее созданный и зарегистрированный в установленный законом порядке объект недвижимого имущества, находящийся на земельном участке, предназначенном для указанных в пп.24 п.1 ст.333.33 НК РФ целей, государственная пошлина уплачивается в размере, установленном пп.22 п.1 ст.333.33 НК РФ, то есть в сумме 2000 рублей, именно по этим основаниям и было отказано в государственной регистрации перехода права собственности.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1 на праве собственности принадлежат земельный участков с погребом, расположенные по адресу: <адрес> Документы-основания регистрации права: декларация об объекте недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ и договор купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9,10,16-32).
ДД.ММ.ГГГГ в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области Гатчинский отдел через МФЦ обратились ФИО1 и З.В.П. с заявлением о государственной регистрации права собственности, к которому были приложены: договор дарения земельного участка с погребом, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 (даритель) и З.В.П. (одаряемая) в отношении земельного участка с погребом, расположенные по адресу: <адрес>. В связи с отсутствием документов, подтверждающих уплату государственной пошлины за регистрацию перехода прав собственности на погреб, ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по ЛО Гатчинский отдел было принято решение о приостановлении государственной регистрации на срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7,33-37).
ДД.ММ.ГГГГ на государственную регистрацию был дополнительно представлен чек подтверждающий уплату государственной пошлины в сумме 350 рублей (л.д.11)
Решением Управления Росреестра по ЛО Гатчинский отдел от ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации перехода права собственности было отказано ввиду непредставления документа, подтверждающего уплату государственной пошлины в полной мере за переход права собственности на погреб (л.д.8,40-42).
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация носит публичный характер: государство в лице регистрирующего органа (государственного регистратора) проверяет законность действий субъектов гражданского оборота и, только убедившись в этом, регистрирует их права.
Осуществляемый таким образом со стороны государства контроль за совершением сделок с недвижимым имуществом должен обеспечить и защитить права и законные интересы граждан, юридических лиц и публичных образований, как следствие, снизить риски на рынке недвижимости, создать дополнительные гарантии безопасности для участников рынка недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (пункт 2).
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы.
В силу статьи 11 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 19 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Все документы, необходимые для государственной регистрации прав, предоставляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником (за исключением актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления) и после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю (пункты 1, 5 ст. 18 указанного Закона).
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним согласно части 1 статьи 17 названного Закона являются также договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения.
В силу пункта 4 статьи 16 названного Закона документ об уплате государственной пошлины предъявляется вместе с заявлением о государственной регистрации прав и другими представленными для государственной регистрации прав документами.
Размеры государственной пошлины за совершение регистрационных действий установлены пунктом 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно подпункту 22 пункта 1 названной статьи за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество государственная пошлина уплачивается физическими лицами в размере 2 000 рублей.
Пунктом 7 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ предусмотрено, что каждая запись о праве, его ограничении (обременении) и сделке с объектом недвижимости идентифицируется номером регистрации и государственный регистратор производит действия, предусмотренные статьей 13 указанного Федерального закона в отношении каждого из участников долевой собственности на объект недвижимого имущества, независимо от факта их совместного (одновременного) обращения.
В силу подпункта 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23 - 26, 28 - 31, 61 и 80.1 настоящего пункта для физических лиц - 2 000 рублей.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества - государственная пошлина уплачивается в размере 350 рублей.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указал на необоснованность взимания с него государственной пошлины в размере 2000 рублей, полагая, что уплате подлежала государственная пошлина в сумме 350 рублей.
Проанализировав установленные обстоятельства, руководствуясь приведенными положениями статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о правомерности взимания государственной пошлины в размере 2 000 рублей за совершение государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером с расположенным на нем погребом по адресу: <адрес> При этом суд исходил из того, что в данном случае истец и З.В.П. обратились не за регистрацией права собственности как вновь созданный объект недвижимости, а за регистрацией перехода права собственности, а размер государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности, в данном случае уплачивается каждым физическим лицом в размере 2 000 рублей.
Поскольку истцу отказано в удовлетворении исковых требований, то оснований для взыскания в его пользу понесенных судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 290 КАС РФ, суд
решил:
ФИО1 в удовлетворении административного искового заявления к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области Гатчинский отдел о признании отказа в производстве государственной регистрации права собственности и об обязании произвести государственную регистрацию перехода права собственности, о взыскании судебных расходов отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 05 декабря 2016 года.
Судья: