ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-482/19 от 31.12.9999 Колыванского районного суда (Новосибирская область)

Дело

УИД:

Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

<адрес> районный суд <адрес> в составе:

Председательствующего судьи О.В. Никулиной

При секретаре О.В. Самойличенко

С участием пом. прокурора М.В. Рупп

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации <адрес> сельсовета <адрес>, выразившегося в непринятии мер по постановке на кадастровый учет земельного участка, на котором расположено общественное кладбище на территории <адрес> сельсовета, а также по регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на данный земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> в ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения администрацией <адрес> сельсовета <адрес> требований законодательства при организации похоронного дела и оказании услуг по погребению умерших.

Пунктом 22 части 1 статьи 14 и части 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения сельского поселения.

В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в <адрес>» за сельскими поселениями <адрес> закреплены вопросы местного значения, предусмотренные, в том числе пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Аналогичное положение закреплено в п. 21 ч. 1 ст. 5 Устава Вьюнского сельсовета <адрес>.

В соответствии с ст. 25 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Согласно положениям ст. 26 Федерального Закона РФ № 8-ФЗ финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального Закона РФ № 8-ФЗ места погребения могут быть: по принадлежности - государственные, муниципальные; по обычаям - общественные, вероисповедальные, воинские; по историческому и культурному значению - историко-мемориальные.

На основании ст. 4 Федерального Закона РФ № 8-ФЗ местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стен скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

Согласно ст. 18 Федерального Закона РФ № 8-ФЗ общественные кладбища предназначены - для погребения умерших, с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с п. 5 ст. 16 настоящего Федерального закона.

На основании п.п. 4 и 5 ст. 16 Федерального Закона РФ № 8-ФЗ предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления.

Размер земельного участка кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.

Из смысла ст.ст. 16-17 Федерального Закона РФ № 8-ФЗ следует, что кладбище должно располагаться на земельном участке, предназначенном для его размещения. Размер данного участка не должен превышать сорока гектаров и учитывать количество жителей, проживающих на конкретной территории. Места захоронения должны отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к их содержанию.

Осуществлять полномочия по содержанию кладбищ надлежащим образом не представляется возможным без определения границ той территории, на которой размещено кладбище путем межевания и постановки на кадастровый учет земельного участка. Уклоняясь от межевания, постановки на кадастровый учет, оформления прав на земельный участок и предоставляя места захоронения при отсутствии права распоряжаться данными землями, администрация поселения нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.

В силу п. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Согласно ст. 39.9 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно: 1) органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Не допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указанным в настоящей статье лицам на других правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования, если иное не предусмотрено статьями 39.10 и 39.20 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 2 ст. 3.3. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Ранее по фактам выявленных нарушений прокурором района главе <адрес> сельсовета <адрес>ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о землепользовании, о погребении и похоронном деле.

Согласно ответу главы муниципального образования <адрес> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ год запланировано оформить в муниципальную собственность два кладбища в <адрес>. Остальные 4 кладбища (д. <адрес>) будут оформляться по мере поступления денежных средств.

Согласно информации и.о. главы муниципального образования <адрес> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ на территории сельсовета имеется 6 кладбищ, земельные участки на которых они расположены на кадастровый учет не поставлены, право собственности на них не зарегистрировано.

В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» осуществление кадастрового учета осуществляется, в том числе, в связи с образованием объекта недвижимости.

Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ постановка на учет объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.

Исходя из смысла ч. 7 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи.

Деятельность в местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения.

Согласно п. 3 и 4 ст. 17 Федерального Закона РФ № 8-ФЗ для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социальногигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11), утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ 1 г. N 84, устанавливают гигиенические требования к содержанию кладбищ.

На территории Вьюнского сельсовета имеется 6 общественных кладбищ, в отношении которых администрацией Вьюнского сельсовета до настоящего времени не принято мер по межеванию, постановке на кадастровый учет, регистрации права постоянного (бессрочного) пользования в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Не приведение территории кладбища в соответствии с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета и его регистрации в установленном законом порядке, приводит к обезличиванию территории данного кладбища, отсутствию его на кадастровом учете, отсутствию права администрации сельского поселения по владению и пользованию территорией данных кладбищ, а при осуществлении захоронений умерших - нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду. Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.

В связи с этим прокурор обращается в суд в интересах неопределенного круга лиц.

Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В судебном заседании представитель административного истца прокурор Рупп М.В. поддержала заявленные требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика – <адрес> сельсовета <адрес>ФИО в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть указанное дело в свое отсутствие. Указала, что заявленные требования признает в полном объеме.

Исследовав представленные доказательства, суд находит требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Установлено, что за сельскими поселениями <адрес> закреплены вопросы местного значения, предусмотренные, в том числе пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

На территории Вьюнского сельсовета имеется 6 кладбищ, земельные участки на которых они расположены на кадастровый учет не поставлены, право собственности на них не зарегистрировано.

Согласно ответу главы муниципального образования Вьюнского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ год запланировано оформить в муниципальную собственность два кладбища в <адрес>. Остальные 4 кладбища (д. <адрес>) будут оформляться по мере поступления денежных средств.

В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» осуществление кадастрового учета осуществляется, в том числе, в связи с образованием объекта недвижимости.

Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ постановка на учет объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.

Исходя из смысла ч. 7 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи.

Деятельность в местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения.

Согласно п. 3 и 4 ст. 17 Федерального Закона РФ № 8-ФЗ для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социальногигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11), утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ 1 г. N 84, устанавливают гигиенические требования к содержанию кладбищ.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

Не приведение территории кладбища в соответствии с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета и его регистрации в установленном законом порядке, приводит к обезличиванию территории данного кладбища, отсутствию его на кадастровом учете, отсутствию права администрации сельского поселения по владению и пользованию территорией данных кладбищ, а при осуществлении захоронений умерших - нарушению санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду. Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.

В соответствии с ч. 3 ст. 46 Кодекса административного судопроизводства РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Признание административным ответчиком представителем <адрес> сельсовета <адрес> административного иска не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, суд, руководствуясь ч. 5 ст. 46 Кодекса административного судопроизводства РФ, принимает признание иска и приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований в полном объеме.

Срок, указанный в требовании по устранению нарушений, суд находит разумным и достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации <адрес> сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены общественные кладбища на территории Вьюнского сельсовета, а также по регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на данные земельные участки.

Обязать администрацию Вьюнского сельсовета <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ:

- поставить на кадастровый учет и оформить право постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельных участков, расположенных под общественными кладбищами в с. <адрес>ю 18000 кв.м. (50 м по трассе Колывань-Новотроицк), с. <адрес>ю 18000 кв.м. (с правой стороны от трассы <адрес>), д. <адрес>ю 16000 кв.м., д. <адрес>ю 27000 кв.м., д. <адрес>ю 11000 кв.м., <адрес>, площадью 15000 кв.м.

Административное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: О.В. Никулина

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ