ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4830/2021 от 28.09.2021 Промышленного районного суда г. Самары (Самарская область)

<данные изъяты>

№ 2а-4830/2021

УИД 63RS0045-01-2021-006178-92

Решение

Именем Российской Федерации

Промышленный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего Бадьевой Н.Ю.,

при секретаре Корячкиной И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4830/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России по <адрес> к ФИО1 о взыскании страховых взносов и налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец – Межрайонная ИФНС России по <адрес> обратился в суд с вышеуказанными требованиями к административному ответчику, в обоснование своих требований указал, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ состояла на налоговом учете в ИФНС России по <адрес> (в настоящее время Межрайонная ИФНС России по <адрес>), как плательщик налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, а также страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Согласно материалам дела, у налогоплательщика числится задолженность по данному виду налога и страховым взносам в общей сумме 32 646,81 руб. В связи с этим, административный истец просил взыскать с ФИО1 недоимку по налогу, взимаемому по патентной системе налогообложения, за 2019г. в сумме 4 000 руб. и пени в сумме 7,73 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019г. в сумме 8 445,42 руб., пени в сумме 14,25 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019г. в сумме 23 670,37 руб., пени в сумме 69,04 руб., обязанность по уплате государственной пошлины возложить на административного ответчика.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть в его отсутствие.

В судебное заседание административный ответчик ФИО2 не явилась, извещена надлежащим образом по месту регистрации. Возражений на административный иск и заявления о рассмотрении дела в ее отсутствие суду не представила.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в силу ст. 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (ст. 48 НК РФ).

По общему правилу, установленному абз.1 п. 2 ст. 48 НК РФ, взыскание налога, сбора, пеней, штрафов (в случае их неуплаты или неполной уплаты) с налогоплательщика - физического лица в судебном порядке производится по заявлению налогового органа, поданного в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

На основании пункта 1 статьи 346.43 НК РФ вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях субъектов Российской Федерации патентная система налогообложения в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных пунктом 2 статьи 346.43 Кодекса.

Согласно подпунктам 15, 16, 38, 59 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса патентная система налогообложения может применяться индивидуальными предпринимателями в отношении услуг по обучению населения на курсах и по репетиторству, дополнительному образованию детей и взрослых.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.44 НК РФ налогоплательщиками признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения в порядке, установленном главой 26.5 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 346.45 Кодекса документом, удостоверяющим право на применение патентной системы налогообложения, является патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого законом субъекта Российской Федерации введена патентная система налогообложения.

Патент выдается индивидуальному предпринимателю налоговым органом по месту постановки индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения.

Патентная система налогообложения предусматривает уплату налога, который обозначается как налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения (пункт 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации), с одновременным освобождением налогоплательщика от уплаты налогов на доходы и имущество физических лиц, а также налога на добавленную стоимость (за отдельными исключениями). При этом налогоплательщики, применяющие патентную систему налогообложения, уплачивают иные налоги и исполняют обязанности налоговых агентов.

Индивидуальный предприниматель, планирующий осуществлять предпринимательскую деятельность на основе патента в субъекте Российской Федерации, заблаговременно направляет в уполномоченный налоговый орган заявление установленной формы, по результатам рассмотрения которого налоговый орган выдает или направляет индивидуальному предпринимателю патент или уведомление об отказе в выдаче патента (пункты 2 и 3 статьи 346.45 Налогового кодекса Российской Федерации). При этом размер налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, исчисляется налоговым органом, исходя из сообщенных налогоплательщиком сведений о виде предпринимательской деятельности, количестве наемных работников, используемых транспортных средств, обособленных объектов, и указывается в патенте.

Согласно пункту 1 статьи 346.51 НК РФ налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налоговая база определяется как денежное выражение объекта налогообложения - потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется патентная система налогообложения (статья 346.47, пункт 1 статьи 346.48 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу ст. 346.51 НК РФ налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

В случае получения индивидуальным предпринимателем патента на срок менее календарного года налог рассчитывается путем деления размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода на количество дней в этом календарном году и умножения полученного результата на налоговую ставку и количество дней срока, на который выдан патент.

В случае прекращения предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется патентная система налогообложения, до истечения срока действия патента сумма налога пересчитывается путем деления размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода на количество дней в этом календарном году и умножения полученного результата на налоговую ставку и количество дней, в течение которых индивидуальным предпринимателем применялась патентная система налогообложения.

В силу ст. 346.50 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.

В силу пунктов 7 и 8 статьи 346.43, статьи 346.47 НК РФ к полномочиям субъектов Российской Федерации относится принятие нормативных правовых актов, устанавливающих размер потенциально возможного к получению годового дохода индивидуального предпринимателя по соответствующим видам предпринимательской деятельности (объекта налогообложения) в установленных названными нормами Налогового кодекса Российской Федерации пределах.

Осуществляя правовое регулирование в данной сфере, субъекты Российской Федерации с соблюдением установленных пунктов 8 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации условий вправе: дифференцировать виды предпринимательской деятельности, указанные в пункте 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации; устанавливать дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам, в отношении которых применяется патентная система налогообложения; устанавливать размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в зависимости от средней численности наемных работников, количества транспортных средств, количества обособленных объектов (площадей); увеличивать максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.

Патентная система налогообложения, предусмотренная вышеуказанной главой НК РФ, на территории <адрес> введена <адрес> от 27.11.212г. -ГД «О патентной системе налогообложения на территории <адрес>».

Пунктом 15 статьи 1 указанного Закона предусмотрена возможность применения данной системы налогообложения при осуществлении предпринимательской деятельности в области услуги в сфере дошкольного образования и дополнительного образования детей и взрослых.

В соответствии со ст. <адрес> от 27.11.212г. -ГД «О патентной системе налогообложения на территории <адрес>» для осуществления деятельности в сфере образования дополнительного для детей и взрослых установлен следующий размер потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода по видам предпринимательской деятельности, осуществляемым на территории городского округа <адрес> – 204 000 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

организации;

индивидуальные предприниматели;

физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

В соответствии со статьями 23, 45 НК РФ для плательщиков страховых взносов установлена обязанность по своевременной и в полном объеме уплате страховых взносов.

Согласно пункта 2 статьи 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно пункту 5 статьи 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.

Согласно частям 1 и 3 статьи 431 НК РФ в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.

В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов (пункт 5 статьи 432 НК РФ).

Из дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 была внесена в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, при этом, избрав патентную систему налогообложения для уплаты налога на доходы физических лиц.

Из дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ. налоговым органом в адрес административного ответчика направлено требование об уплате налога, взимаемого в связи с патентной системой налогообложения, в сумме 4 000 руб. и пени в сумме 7,73 руб. со сроком исполнения требования до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 8).

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 выставлено требование о выплате страховых взносов за 2019г. в сумме 28 555,79 руб. и пени в сумме 83,29 руб. со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 12).

Требования в добровольном порядке не исполнены, что явилось основанием подачи в мировой суд заявления на выдачу судебного приказа на взыскание недоимки с должника.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. мировым судьей судебного участка <адрес> судебного района <адрес> вынесен судебный приказ №2а-900/2021 по заявлению ИФНС России по <адрес> (в настоящее время Межрайонная ИФНС России по <адрес>) о взыскании с ФИО1 недоимки по налогу (л.д. 7).

Вместе с тем, 13.04.2021г. мировым судьей судебного участка <адрес> судебного района <адрес> было вынесено определение об отмене вышеуказанного судебного приказа, поскольку поступили возражения должника относительно исполнения судебного приказа.

Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения налогового органа в суд с административным иском о взыскании с административного ответчика недоимки по транспортному налогу.

Проверяя своевременность обращения налогового органа с административным исковым заявлением о взыскании налоговой недоимки, суд учитывает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 6.1 НК РФ сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

С учетом срока исполнения требования об уплате недоимки, взимаемой по патентному налогообложению за 2019г., в срок до ДД.ММ.ГГГГ., и требования с требованием о выплате недоимки по страховым взносам со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ., с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с ФИО1 недоимки налоговый орган должен был обратиться к мировому судье в срок до ДД.ММ.ГГГГ. (по требованию ) либо в срок до ДД.ММ.ГГГГ. (по требованию ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 6.1 НК РФ сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (пункт 2 указанной нормы). Пунктом 5 названной нормы Закона закреплено, что срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.

Согласно ч. 3 ст. 92 КАС РФ течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.

В соответствии со ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленным настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Суд полагает, что налоговым органом пропущен предусмотренный законом срок для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа по каждому из вышеуказанных требований, поскольку с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился к мировому судье лишь 06.04.2021г.

Согласно ч. 3 ст. 92 КАС РФ течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.

Согласно ч.1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленным настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Суд полагает, что налоговый орган имел возможность обратиться в суд в установленный законом 6-месячный срок со дня истечения срока исполнения требования по каждому из требований, бесспорных доказательств уважительности причин пропуска срока административным истцом в соответствии со ст. 95 КАС РФ не представлено, а ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления налоговым органом не заявлено, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании недоимки по страховым взносам и налогу, взимаемому по патентной системе налогообложения, не имеется.

Более того, рассматривая по существу требования налогового органа о взыскании недоимки за 2019г., суд учитывает, что административным истцом суду не представлено доказательств того, что налоговым органом соблюдена обязательная процедура принудительного взыскания с административного ответчика транспортного налога за 2019г., поскольку с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с должника недоимки по налогам за 2019г. налоговый орган не обращался, указав в заявлении о выдаче судебного приказа о том, что недоимка, по поводу которой налоговый орган обратился к мировому судье, образовалась в 2018г. (л.д. 32).

Указанное обстоятельство также свидетельствует об отсутствии у налогового права на взыскание в судебном порядке недоимки за 2019г., поскольку административным истцом не соблюдена обязательная, предусмотренная законом процедура принудительного взыскания недоимки.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования налогового органа к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам и налогу, взимаемому в связи с избранием патентной системы налогообложения, за 2019г. не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России по <адрес> к ФИО1 о взыскании страховых взносов и налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения ( отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через <адрес> районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 12 октября 2021г.

Председательствующий: <данные изъяты> Н.Ю.Бадьева

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>