ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4835/13-2017Г от 18.10.2017 Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область)

Дело № 2а-4835/13-2017г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд города Курска в составе:

председательствующего – судьи: Авериновой А.Д.,

при секретаре: Закалюжной Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Рыльского района Курской области в интересах РФ и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области о признании информации, размещенной на сайте, запрещенной к распространению на территории РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Рыльского района Курской области обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области. При этом указав, что в рамках проведения по заданию прокуратуры Курской области проверки исполнения законодательства в сфере выявления и пресечения деятельности по ввозу на территории РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в отношении которых установлены запреты и ограничения, проведен мониторинг информационно-коммуникационной сети Интернет, в ходе которого выявлены сайты <адрес>/ на которых размещена информация о продаже различных видов сыров, произведенных в Испании, с подробным описанием реализуемой продукции, а также способов ее оплаты и доставки; вход на указанные сайты свободный, ознакомиться с содержанием указанных страниц и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь; информация на этих сайтах распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Указанные страницы не включены в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Установить собственников (владельца) указанной страницы в ходе проверки не представилось возможным, ввиду того, что указанный на официальном сайте номер телефона предназначен исключительно для общения по вопросам разъяснения порядка получения товара и его оплаты, а возможность идентифицировать собственника телефонного номера исключена. В разделе «контакты» данных о собственнике (владельце) не имеется. Доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством РФ должен быть закрыт, поскольку размещение публичной оферты на сайтах в сети Интернет способствует незаконному ввозу на территорию РФ запрещенных продуктов питания и реализации через Интернет-магазин указанной продукции, что является незаконным и противоречит национальным интересам государства. Просит признать информацию о реализации на территории Российской Федерации сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в отношении которых установлены запреты и ограничения, размещенную в сети Интернет на электронных страницах сайтов: <адрес> информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Рыльского района Курской области Смородский С.Л. поддержал заявленные требования по изложенным в административном иске основаниям и просил их удовлетворить.

Представитель Управлению Федеральной службы в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом. Предоставил ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав помощника прокурора Рыльского района Курской области, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Статьей 39 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц пли интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Аналогичные нормы содержаться и в п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 федерального закона от 17января1992года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения. Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: 1) информацию, свободно распространяемую; 2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; 4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Статьей 15 указанного Федерального закона предусмотрено, что на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2006 №281-ФЗ «О специальных экономических мерах» специальные экономические меры применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан, а также в соответствии с резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.

Согласно ч. 1 - 4 ст. 3 указанного Федерального закона специальные экономические меры носят временный характер и применяются независимо от других мер, направленных на защиту интересов Российской Федерации, обеспечение безопасности Российской Федерации, а также на защиту прав и свобод ее граждан. К специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и (или) возложение обязанности совершения указанных действий и иные ограничения. Такие меры могут быть направлены на: приостановление реализации всех или части программ в области экономической, технической помощи, а также программ в области военно­технического сотрудничества; запрещение финансовых операций или установление ограничений на их осуществление; запрещение внешнеэкономических операций или установление ограничений на их осуществление; прекращение или приостановление действия международных торговых договоров и иных международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей; изменение вывозных и (или) ввозных таможенных пошлин; запрещение или ограничение захода в порты Российской Федерации судов и использования воздушного пространства Российской Федерации или отдельных его районов; установление ограничений на осуществление туристской деятельности; запрещение или отказ от участия в международных научных и научно­технических программах и проектах, научных и научно-технических программах и проектах иностранного государства. Реализация специальных экономических мер обязательна для органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также для находящихся под юрисдикцией Российской Федерации организаций и физических лиц. Ответственность должностных лиц за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, связанных с реализацией специальных экономических мер, определяется федеральными законами.

Частями 1 и 3 указанного Федерального закона определено, что решение о применении специальных экономических мер в отношении конкретных: иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и о сроке, в течение которого данные специальные экономические меры будут применяться, принимается Президентом Российской Федерации на основе предложений Совета Безопасности Российской Федерации с обязательным незамедлительным информированием Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о таком решении.

Правительство Российской Федерации на основании решения Президента Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливает перечень конкретных действий, на совершение которых вводится запрет совершения и (или) в отношении которых вводится обязанность совершения, и иных ограничений. В случае, если реализация специальных экономических мер требует решения Центрального банка Российской Федерации, то запрет совершения и (или) обязанность совершения действий и иные ограничения устанавливаются Центральным банком Российской Федерации во взаимодействии с Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 5 срок применения специальных экономических мер устанавливается Президентом Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» (далее - Указ № 560) органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что в течение одного года со дня вступления в силу Указа № 560 запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.

В силу Указа Президента Российской Федерации от 29.06.2016 №305 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» (далее - Указ № 320) действие отдельных специальных экономических мер, предусмотренных п. 1 Указа № 560, продлено с 6 августа 2016 г. по 31 декабря 2017 г.

Указом Президента Российской Федерации от 30.06.2017 №293 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» (далее - Указ № 320) действие отдельных специальных экономических мер, предусмотренных п. 1 Указа № 560, и продленных указами Президента Российской Федерации от 24.06.2015 № 320 и от 29.06.2016 № 305, продлено с 1 января по 31 декабря 2018 г.

Постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 №778 (ред. от 04.07.2017) «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560, от 24 июня 2015 г. № 320, от 29 июня 2016 г. №305 и от 30 июня 2017 г. №293» введен по 31 декабря 2018 г. запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн, по перечню согласно приложению.

В Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия и которые до ДД.ММ.ГГГГ (включительно) запрещены к ввозу в Российскую Федерацию входят пищевые или готовые продукты, изготовленные по технологиям производства сыра и содержащие 1,5 мас.% или более молочного жира.

Странами происхождения сыров, предложенных к реализации вышеуказанными Интернет-магазинами, являются страны Евросоюза – Испания.

Судом установлено, что прокуратурой Рыльского района Курской области в рамках проведения по заданию прокуратуры Курской области проверки исполнения законодательства в сфере выявления и пресечения деятельности по ввозу на территории РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в отношении которых установлены запреты и ограничения, проведен мониторинг информационно-коммуникационной сети Интернет, в ходе которого выявлены сайты <адрес> с заголовком «Добро пожаловать в продукты Испании Онлайн», на сайте <адрес> с заголовком «Поставщик деликатесов из Испании» размещена информация о продаже различных видов сыров, произведенных в Испании; на указанных страницах сети «Интернет» изложено подробное описание реализуемой продукции, а также способов ее оплаты и доставки; вход на указанные сайты свободный, ознакомиться с содержанием указанных страниц и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь; информация на этих сайтах распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Интернет-страницы сайты <адрес> с заголовком «Добро пожаловать в продукты Испании Онлайн», на сайте <адрес> с заголовком «Поставщик деликатесов из Испании» не включены в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Установить собственников (владельца) указанных страниц в ходе проверки не представилось возможным, ввиду того, что указанные на официальном сайте номера телефонов предназначены исключительно для общения по вопросам разъяснения порядка получения товара и его оплаты, а возможность идентифицировать собственника телефонных номеров исключена. В разделе «контакты» данных о собственнике (владельце) не имеется. Доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством РФ должен быть закрыт, поскольку размещение публичной оферты на сайтах в сети Интернет способствует незаконному ввозу на территорию РФ запрещенных продуктов питания и реализации через Интернет-магазин указанной продукции, что является незаконным и противоречит национальным интересам государства.

Указанный факт подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ со скриншотами.

Согласно ст. 14.2 КоАП РФ незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, влечет административную ответственность.

Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт, поскольку размещение публичной оферты на сайтах в сети Интернет способствует незаконному ввозу на территорию РФ запрещенных продуктов питания и реализации через Интернет-магазин указанной продукции, что является незаконным и противоречит национальным интересам государства. Распространение информации о продаже санкционных продуктов противоречит целям и задачам государства в сфере политического регулирования правоотношений со странами Евросоюза. Признание информации о реализации на территории Российской Федерации сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в отношении которых установлены запреты и ограничения, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, направлено на защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц и необходимо для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В силу п.2 ч.5 ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основаниями для включения в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с п.п. 2 и 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно - телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещен», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, создание, формирование и ведение указанного единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Поскольку распространение указанной информации противоречит целям задачам действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.

Кроме этого, распространение указанной информации нарушает права неопределенного круга лиц, противоречит целям и задачам действующего законодательства и подрывает основы конституционного строя, нарушает права и законные интересы Российской Федерации.

Таким образом, распространение информации о продаже санкционных продуктов противоречит целям и задачам государства в сфере политического регулирования правоотношений со странами Евросоюза, размещение публичной оферты на сайтах в сети Интернет способствует незаконному ввозу на территорию РФ запрещенных продуктов питания и реализации через Интернет-магазин указанной продукции, что является незаконным и противоречит национальным интересам государства.

Учитывая вышеприведенные правовые нормы и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление прокурора Рыльского района Курской области подлежит удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск удовлетворить.

Признать информацию о реализации на территории Российской Федерации сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в отношении которых установлены запреты и ограничения, размещенную в сети Интернет на электронных страницах сайтов: <адрес> информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение месяца со дня его вынесения с окончательной форме.

Судья: