ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4835/19 от 25.09.2019 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2а-4835/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Йошкар-Ола 25 сентября 2019 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Нечаевой Т.Ю.,

при секретаре судебных заседаний Богомоловой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Новоторъяльского района Республики Марий Эл, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Роскомнадзора по Республике Марий Эл о признании информации, размещенной на Интернет-странице, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Новоторъяльского района Республики Марий Эл в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд административным исковым заявлением к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Роскомнадзора по Республике Марий Эл, в котором просит признать информацию о продаже документов об образовании, иных документов, выдаваемых образовательными организациями, размещенную на Интернет-странице <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории РФ.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Новоторъяльского района Республики Марий Эл в ходе осуществления надзорной деятельности выявлена Интернет-страница <данные изъяты>, на которой размещена информация о возможности приобретения документов об образовании (дипломов, аттестатов), иных документов, выдаваемых образовательными организациями (справка об обучении, справка-вызов на сессию, академическая справка, архивная справка, справка в военкомат). Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данной Интернет-страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет – пользователь. Информация на Интернет-странице распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют. По информации ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ» владелец вышеназванного сайта не установлен.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представители ответчика и заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по РМЭ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили письменный отзыв, в котором изложено ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц в соответствии со ст. 150 КАС РФ.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Количество лиц, права которых нарушаются в результате распространения запрещенной информации, не является постоянным, и в силу различных причин меняется, в связи с чем, конкретные лица не могут быть определены, следовательно, исковое заявление предъявлено в интересах неопределенного круга лиц.

Федеральным законом от 30.03.1995 № 37-ФЗ Российская Федерация ратифицировала Устав и Конвенцию Международного союза электросвязи, подписанную в Женеве 22.12.1992.

Осуществление связи с помощью интернета и других телекоммуникационных сетей подпадает под определение электросвязи, данное в Уставе Международного союза электросвязи, согласно пункту 1012 которого электросвязь - это любая передача, излучение или прием знаков, сигналов письменного текста, изображений и звуков или сообщений любого рода по проводной, радио, - оптической или другим электромагнитным системам.

Устав Международного союза связи предусматривает, что государство вправе прервать любую частную электросвязь, которая могла бы представлять угрозу безопасности государства или противоречить его законам, общественному порядку или правилам приличия.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации.

Согласно п.6 ст. 10 вышеназванного Федерального закона на территории Российской Федерации запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Судом установлено, что в ходе осуществления надзорной деятельности прокуратурой Новоторъяльского района Республики Марий Эл выявлена Интернет-страница <данные изъяты>, на которой размещена информация о возможности приобретения документов об образовании (дипломов, аттестатов), иных документов, выдаваемых образовательными организациями (справка об обучении, справка-вызов на сессию, академическая справка, архивная справка, справка в военкомат). Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данной Интернет-страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет – пользователь. Информация распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.

Согласно сообщению ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ» от 22.08.2019 г. № 7593 ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ» не обладает информацией о данных Администратора доменного имени <данные изъяты>, а также иной информацией о данном доменном имени. Таким образом, владелец вышеназванного интернет-сайта не установлен.

За подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков ст.327 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность.

Доступ к сайтам свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, пользователи могут беспрепятственно ознакомиться с содержанием размещенной на сайтах информации.

Поскольку интернет-ресурс <данные изъяты>, содержит сведения, пропагандирующие такие противоправные действия, являющиеся элементами коррупционного поведения, как подделка дипломов и аттестатов учебных заведений, в дальнейшем и их использование, требование прокурора о признании информации, размещенной на вышеуказанном сайте информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, подлежит удовлетворению.

В соответствии с п.3 и п.5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в инфомационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационой сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года №1101 формирование и ведение Единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором связи.

Основанием для включения в Единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также – сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является, в том числе – решения Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

На момент проверки указанный сайт действует и не внесен в Единый реестр в результате чего, запрещенная информация свободно распространяется, чем нарушаются интересы РФ и неопределенного круга лиц.

Согласно ст.9 Закона о защите информации ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч.1 ст. 15.1 Закона о защите информации в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Реестр).

Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 (2018), утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018, в отношении видов информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, указанных в п.1 ч.5 ст.15.1 Закона о защите информации, решения о включении в Реестр сведений, позволяющих определить (идентифицировать) сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.

Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим иную распространяемую посредством сети «Интернет» информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, распространение которой в Российской Федераций запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и. гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 КАС РФ).

Производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I-III, VI-VIII данного кодекса. Поскольку федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи(Роскомнадзор), подлежит привлечению к участию в рассмотрении соответствующих административных дел в качестве административного ответчика по месту нахождения Роскомнадзора или его территориального органа(ст.19,22 КАС РФ).

Внесение в единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с п.9 Правил, утвержденных положениями Постановления Правительства РФ от 26 октября 2012 года№1101, в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.

Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Новоторъяльского района Республики Марий Эл, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать информацию о продаже документов об образовании, иных документов, выдаваемых образовательными организациями, размещенную на Интернет-странице <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.Ю. Нечаева

В окончательной форме решение принято 27 сентября 2019 года.