ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4836/2016 от 04.08.2016 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Красноярск 04 августа 2016 года

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Жуль А.В.,

с участием старшего помощника прокурора г. Красноярска Волкова И.А.,

представителей административного ответчика Администрации г. Красноярска Васильевой Е.Ю. и Поповой Г.В.,

при секретаре Олиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Красноярска к Администрации г. Красноярска об оспаривании нормативного правового акта,

Установил:

Прокурор г. Красноярска обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, с учетом уточнений просит признать недействующим Положение о порядке размещения временных сооружений на территории г. Красноярска, утвержденное постановлением администрации г. Красноярска от 28.11.2014 года № 809 (далее Положение), с момента вступления решения суда в законную силу.

Требования иска мотивированы тем, что оспариваемое Положение принято ответчиком с превышением полномочий, так как в соответствии со ст.39.34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) порядок размещения временных сооружений определен Правилами выдачи разрешения на использование земель и земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 года № 1244 и вступившими в силу с 01.03.2015 года.

Кроме того, порядок размещения временных сооружений, установленный Положением, противоречит порядку, регламентированному земельным законодательством.

Так, в соответствии с абз.4 п.3, абз.1 п.8 Положения, размещение временных сооружений осуществляется по результатам торгов, в форме аукциона.

Однако, ч.2 ст.39.33 ЗК РФ предусмотрено, что использование земель или земельных участков в целях строительства временных сооружений осуществляется без предоставления участка на основании разрешения уполномоченного органа. Установление платы за такое использование участка законодательством не предусмотрено.

Кроме того, Положение противоречит требованиям гражданского законодательства, которым не предусмотрен такой вид договора, как продажа права на размещение временных сооружений, а нормативно-правовые акты органов местного самоуправления не могут являться источниками гражданского права.

В нарушение требований ч.3 ст.39.33 ЗК РФ Положением не предусмотрено формирование земельного участка и постановка его на кадастровый учет, а также обязательное отражение в договорах на право размещение временных сооружений кадастровых номеров земельных участков, либо характерных точек существующего земельного участка.

Статьей 39.33 ЗК РФ установлено, что виды временных сооружений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Однако, в нарушение ст.39.33 ЗК РФ, с превышением полномочий ответчиком, в Положении установлены виды временных сооружений, на размещение которых проводятся торги.

Кроме того, порядок и условия размещения временных сооружений, виды которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 года № 1300, установлены постановлением Правительства Красноярского края от 15.12.2015 года № 677-п, однако Положением, с превышением ответчиком полномочий, установлен иной порядок и условия размещения временных сооружений.

В части установления порядка размещения нестационарных торговых объектов, путем продажи права на размещение такого вида временного сооружения, Положение противоречит ст.39.36 ЗК РФ, Федеральному закону от 28.12.2009 года № 381-ФЗ, Приказу министерства промышленности и торговли Красноярского края от 27.11.2013 № 05-95, в связи с тем, что право на установление данного порядка не предоставлялось органам местного самоуправления.

Требования оспариваемого Положения существенно отличаются от установленных ЗК РФ, предусматривают внесение дополнительной платы за размещение временных сооружений, иной состав предоставляемых заявителем документов, невозможность определения точного места размещения земельного участка, где планируется размещение временного сооружения.

Указанные дополнительные требования нарушают права неопределенного круга лиц, имеющих намерение реализовать свое право на осуществление коммерческой и иной деятельности, с использованием временных сооружений, приводит к возникновению споров о праве пользования земельными участками, возложению на указанных лиц дополнительного финансового бремени.

Прокурором города на Положение был принесен протест, однако ответчиком он был отклонен, в связи с чем, прокурор обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Прокурор, в судебном заседании требования административного искового заявления поддержал, по основаниям изложенным в нем.

Представители административного ответчика в судебном заседании просили отказать в удовлетворении требований административного искового заявления, так как Положением регулируется порядок размещения временных сооружений, виды которых не включены в ст.39.33 ЗК РФ и постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 года № 1300. Кроме того, порядок размещения нестационарных торговых объектов не урегулирован ни на федеральном, ни на региональном уровне, следовательно Администрация г. Красноярска правомочно установила данный порядок на территории г. Красноярска. Запрета органам местного самоуправления на установление такого порядка законодательством не предусмотрено.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд считает, что требования административного искового заявления удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям.

В соответствии с ч.3. ст.208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции.

Согласно ч.8. ст.213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Так, в судебном заседании установлено, что постановлением Администрации города Красноярска от 28.11.2014 года № 809 утверждено Положение о порядке размещения временных сооружений на территории г. Красноярска. Первоначальный текст данного постановления опубликован в издании «Городские новости» № 186 от 03.12.2014 года.

В дальнейшем в данное постановление вносились изменения 21.10.2015 года, 28.12.2015 года, 05.07.2016 года, 01.08.2016 года (на момент принятия решения не опубликовано).

Данным Положением установлен порядок размещения временных сооружений, в том числе нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории г. Красноярска (п.1).

В соответствии с п.3 Положения, размещение временных сооружений на территории города Красноярска, за исключением нестационарных торговых объектов, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой размещения временных сооружений на территории города Красноярска.

Размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска.

Размещение временных сооружений на территории города осуществляется по результатам торгов, за исключением временных сооружений, размещение которых осуществляется в ином порядке, установленном настоящим Положением.

Размещение временных сооружений на земельных участках, предоставленных на праве пользования, праве аренды, ином вещном праве, осуществляется без проведения аукционов.

Пунктом 4 установлены виды временных сооружений, в отношении порядка размещения которых действует данное Положение.

Согласно п.8 Положения, продажа права на размещение временного сооружения осуществляется путем проведения аукционов, в том числе аукционов в электронной форме, за исключением временных сооружений, указанных в подпунктах 8, 27 пункта 4 настоящего Положения, для лиц, имеющих льготы на внеочередное предоставление вблизи места жительства права на размещение временного сооружения в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Размещение временных сооружений, указанных в подпунктах 7, 12, 22, 24, 25, 27, 30, 31 пункта 4 настоящего Положения, осуществляется без проведения аукциона.

Договор на размещение временных сооружений, указанных в подпунктах 1, 15, 17, 18, 19, 21, 26, 28, 29, 32, 33 пункта 4 настоящего Положения, заключается без проведения аукциона с государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, центрами исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Договор на размещение временного сооружения, указанного в подпункте 25 пункта 4 настоящего Положения, заключается Уполномоченным органом с владельцем (лицом, обладающим правом пользования) объекта общественного питания, к которому примыкает летняя веранда, на основании заявления с приложением документов, подтверждающих право владения и (или) пользования стационарным объектом общественного питания, адреса стационарного объекта общественного питания.

Размещение временных сооружений, указанных в подпункте 11 пункта 4 настоящего Положения, в целях обустройства организуемых администрацией города мест расширенных продаж для реализации гражданами сельскохозяйственной продукции, выращенной на приусадебных, дачных, садовых земельных участках, произведенной в личных подсобных хозяйствах, а также изделий народных художественных промыслов осуществляется без проведения торгов.

Размещение временных сооружений в случаях предоставления компенсационных мест при досрочном расторжении договора по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 2 пункта 20 настоящего Положения, осуществляется без проведения торгов.

На федеральном уровне вопрос использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута регулируется главой V.6. ЗК РФ.

Так, в соответствии со ст.39.33 ЗК РФ, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях:

1) проведение инженерных изысканий;

2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта;

3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;

4) осуществление геологического изучения недр;

5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда (п.1).

Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа (п.2).

В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка (п.3).

Указанное в пункте 2 настоящей статьи разрешение уполномоченного органа не дает лицу, в отношении которого оно принято, право на строительство или реконструкцию объектов капитального строительства (п.4).

Из анализа указанных норм права следует, что на основании разрешения уполномоченного органа осуществляется использование земель (земельных участков) только в целях указанных в пп.1-5 п.1 ст.39.33 ЗК РФ, в отношении использования земель (земельных участков) в иных целях данный разрешительный порядок не применяется.

Довод прокурора о том, что разрешительный порядок должен применяться для использования земель (земельных участков) используемых в целях размещения всех временных сооружений согласно пп.3 п.1 ст.39.33 ЗК РФ, суд считает несостоятельным, основанным на неверном толковании норм права, так как данным подпунктом предусмотрено строительство временных или вспомогательных сооружений используемых только в целях обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения. В отношении временных сооружений используемых в иных целях, данный подпункт применению не подлежит.

Следовательно являются необоснованными доводы прокурора об утверждении ответчиком Положения с превышением полномочий, в нарушении требований закрепленных ст.39.34 ЗК РФ и Правилах выдачи разрешения на использование земель и земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 года № 1244, вступивших в силу с 01.03.2015 года, так как в отношении земель (земельных участков) используемых в целях не предусмотренных пп.1-5 п.1 ст.39.33 ЗК РФ разрешительный порядок не применяется.

Учитывая, что федеральным и региональным законодательством не предусмотрен порядок использования земель (земельных участков) в целях размещения временных сооружений не предусмотренных пп.1-5 п.1 ст.39.33 ЗК РФ, то ответчиком правомерно принято оспариваемое Положение предусматривающее использование земель (земельных участков) на платной основе, по результатам проведения торгов. Действующим законодательством использование такого порядка не запрещено.

Доводы прокурора о нарушении ответчиком при принятии Положения п. 3 ст.39.33 ЗК РФ, так как Положением не предусмотрено формирование земельного участка и постановка его на кадастровый учет, а также обязательное отражение в договорах на право размещение временных сооружений кадастровых номеров земельных участков, либо характерных точек существующего земельного участка, суд считает необоснованными, так как разрешительный порядок не предусмотрен для использования земель (земельных участков) в целях размещения временных сооружений не предусмотренных пп.1-5 п.1 ст.39.33 ЗК РФ.

В соответствии с пп.6 п.1 ст.39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута при размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п.3 ст.39.36 ЗК РФ, размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (п.1).

Установка и эксплуатация рекламных конструкций на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются на основании договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (п.2).

ВидыВиды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (п.3).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 года № 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.

Во исполнение п.3 ст.39.36 ЗК РФ постановлением Правительства Красноярского края от 15.12.2015 N 677-п утверждены «Порядок и условия размещения объектов, виды которых утверждены постановлением Правительства Российской Федерации, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов".

Однако, в оспариваемом Положении (с учетом изменений внесенных в процессе рассмотрения дела) указаны иные виды объектов, которые не предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 года № 1300, а следовательно в отношении них не применяются порядок и условия размещения объектов утвержденные постановлением Правительства Красноярского края от 15.12.2015 N 677-п.

В связи с чем, доводы прокурора о том, что ответчиком в нарушение положений ст.39.33 ЗК РФ, п.3 ст.39.36 ЗК РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 года № 1300, постановления Правительства Красноярского края от 15.12.2015 N 677-п, с превышением полномочий принято оспариваемое Положение, а также то, что порядок размещения временных сооружений, установленный Положением, противоречит порядку регламентированному земельным законодательством, являются несостоятельными.

Также, являются несостоятельными доводы прокурора о том, что в части установления порядка размещения нестационарных торговых объектов, путем продажи права на размещение такого вида временного сооружения, Положение противоречит ст.39.36 ЗК РФ, Федеральному закону от 28.12.2009 года № 381-ФЗ, Приказу министерства промышленности и торговли Красноярского края от 27.11.2013 № 05-95, в связи с тем, что право на установление данного порядка не предоставлялось органам местного самоуправления, так как федеральным и региональным законодательством данный порядок не установлен, также данное законодательство не содержит запрета на установление указанного порядка органами местного самоуправления.

Кроме того, учитывая, что оспариваемым Положением предусмотрено размещение временных сооружений по результатам торгов, что подразумевает под собой платный характер предоставления данного права, а действующим федеральными и региональным законодательством это не запрещено, то суд считает несостоятельными доводы прокурора в части противоречия оспариваемого Положения требования гражданского законодательства, с учетом закрепленного ст.1 ЗК РФ принципа платности использования земельного участка.

Также, в судебном заседании установлено, что оспариваемое Положение Администрацией г. Красноярска принято в пределах предоставленных полномочий.

Так, согласно пп.3 п.1 ст.7. Устава города Красноярска (принят Решением Красноярского городского Совета от 24.12.1997 N В-62) (ред. от 13.11.2015) (Зарегистрировано в ГУ Минюста России по Сибирскому федеральному округу 25.11.2005 N RU243080002005001) к вопросам городского значения относится, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города.

Администрация города, в установленном настоящим Уставом и другими правовыми актами города порядке распоряжается и управляет имуществом, находящимся в городской собственности (п.1 ст.45 Устава г. Красноярска).

Реализуя указанные в пункте 1 настоящей статьи полномочия, администрация города осуществляет нормотворческую, распорядительную и исполнительную деятельность (п.1 ст.45 Устава г. Красноярска).

Согласно п.1 ст.58 Устава г. Красноярска, в пределах полномочий Главы города и администрации города, установленных федеральными законами, законами края, настоящим Уставом, решениями городского Совета, издаются соответственно постановления и распоряжения администрации города, подписываемые Главой города, а также распоряжения администрации города, подписываемые заместителями Главы города.

Таким образом, учитывая, что в ходе судебного заседания нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга оспариваемым Положением не установлено, оспариваемое Положение принято Администрацией г. Красноярска в пределах предоставленных ей полномочий, в виде распоряжения, процедура принятия оспариваемого Положения и правила введения его в действие не нарушены, оспариваемое Положение соответствует федеральному и региональному законодательству Российской Федерации, то суд считает, что в удовлетворении требований административного искового заявления следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 215 КАС РФ, суд

Решил:

В удовлетворении требований административного искового заявления прокурора г. Красноярска о признании недействующим Положения о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска, утвержденного постановлением Администрации г. Красноярска от 28.11.2014 года № 809 - отказать.

Обязать Администрацию г. Красноярска опубликовать сообщение о данном судебном решении, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в издании «Городские новости».

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца, со дня вынесения мотивировочной части, через Центральный районный суд г. Красноярска.

Председательствующий подпись А.В. Жуль

Верно:

Судья А.В. Жуль