ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4837/2022 от 25.08.2022 Ангарского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

25 августа 2022 года г. Ангарск

Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Черных А.В., при секретаре Подольской А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4837/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС №21 по Иркутской области к Губановой Галине Павловне о взыскании обязательных платежей,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная Инспекция ФНС №21 по Иркутской области обратилась в суд с иском к Губановой Г.П. о взыскании обязательных платежей, в его обоснование указав, что в 2015 году Губанова Г.П. получила доход от продажи квартиры, которой она владела менее 3-х лет. Согласно декларации и камеральной налоговой проверки налоговая база с учетом владения доли и вычета в размере 1000000 руб. составила 75000 руб., следовательно, Губанова Г.П. является плательщиком НДФЛ в соответствии со ст.227 НК РФ, Губанова Г.П. представила в налоговый орган декларацию по НДФЛ за 2015 год, в которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 9750,00 руб. (75000*13%). Сумма НДФЛ за 2015 год ответчиком в срок, установленный законом, не уплачена, в связи с чем налоговым органом получен судебный приказ а-1789/2018 от **. На основании данного приказа НДФЛ взыскан в период с ** по **. В порядке ст.75 НК РФ налоговым органом начислены пени за неуплату НДФЛ за 2015 год в размере 2226,10 с ** по **. В адрес ответчика направлено требование , требование . Кроме того, Губанова Г.П. решением от ** привлечена к ответственности за несвоевременное предоставление налоговой декларации в виде штрафа в размере 732,00 руб., в адрес ответчика направлено требование от **. Указанные требования направлены в адрес ответчика по почте. Документы, подтверждающие направление указанных требований в адрес Губановой Г.П. у налогового органа отсутствуют в связи с истечением срока хранения документации. Поскольку в установленный в требования срок штраф и пени ответчиком не уплачены, Инспекцией в адрес мирового судьи направлено заявление о выдаче судебного приказа. Мировым судьей 32 судебного участка г.Ангарска и Ангарского района выдан судебный приказ о взыскании с ответчика задолженности по обязательным платежам, который отменен определением мирового судьи от **. Административный истец просит взыскать с Губановой Г.П. пени за неуплату НДФЛ за 2015 год в размере 2226,10 руб., штраф в размере 732,00 руб.

Представитель административного истца Межрайонной инспекции ФНС №21 по Иркутской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, заявлений и ходатайств суду не представлено.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, заявлений и ходатайств суду не представил.

Изучив материалы дела, материалы приказного производства, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Поскольку основанием для наложения санкции является не налоговое требование об уплате санкции, а решение налогового органа о ее наложении, следовательно, проверка законности оснований и порядка наложения налоговой санкции является не только правом, но и обязанностью суда.

Из материалов дела установлено, что решением заместителя начальника ИФНС России по г.Ангарску от ** Губанова Г.П. привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст.119 ч.1 НК РФ за не предоставление декларации по НДФЛ за 2015 год в установленный законом срок, назначено наказание в виде штрафа в размере 732,00 руб. Решение принято в отсутствие Губановой Г.П. на основании акта налоговой проверки от **. Доказательства направления в адрес Губановой Г.П. акта налоговой проверки от **, извещения о дате рассмотрения результатов камеральной налоговой проверки административным истцом не представлены.

Налоговым органом сформировано требование от ** об уплате штрафа в размере 732 руб. со сроком исполнения до **.

Кроме того, из материалов дела установлено, что Губановой Г.П. в налоговый орган представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2015 год, согласно которой сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, составила 9750,00 руб. Налоговым органом сформировано требование от ** об уплате НДФЛ за 2015 год со сроком исполнения до **. НДФЛ за 2015 год уплачен Губановой Г.П. в период с ** по **.

В связи с неуплатой НДФЛ за 2015 год в установленный законом срок налоговым органом в адрес Губановой Г.П. направлено требование от ** со сроком исполнения до **. Поскольку НДФЛ за 2015 год в установленный в требовании срок ответчиком уплачен не был, по заявлению налогового органа мировым судьей 32 судебного участка ... и ... выдан судебный приказ /32 о взыскании с Губановой Г.П. НДФЛ за 2015 год в размере 9750,00 руб. Судебный приказ в установленном законом порядке не отменен, вступил в законную силу.

В связи с неуплатой Губановой Г.П. НДФЛ за 2015 год в установленный законом срок, Инспекцией начислены пени в размере 2115,36 руб. за период с ** по **, пени в размере 110,74 руб. за период с ** по **, налоговым органом сформировано требование от ** об уплате пени по НДФЛ в размере 2115,36 руб. со сроком исполнения до **, требование от ** об уплате пени по НДФЛ в размере 110,74 руб. со сроком исполнения до **.

Доказательства направления в адрес Губановой Г.П. требования от **, требования от **, требования от ** административным истцом не представлены. В материалах приказного производства а-3694/2021 указанные доказательства также отсутствуют.

Поскольку в установленный в требованиях срок ответчиком штраф не уплачен, налоговый орган обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.

Мировым судьей 32 судебного участка г.Ангарска и Ангарского района Иркутской области от ** выдан судебный приказ о взыскании с Губановой Г.П. штрафа в размере 732,00 руб., пени по НДФЛ за 2015 год 2226,10 руб.

Определением мирового судьи от ** указанный судебный приказ отменен в связи с подачей должником возражений относительно его исполнения.

В соответствии с абзацем 3, 4 пункта 1 статьи 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения в заявлением о взыскании), заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Согласно п.2 ст.48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Поскольку в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате штрафа от ** размер недоимки не превысил 3000 руб., следовательно, шестимесячный срок, предусмотренный ст.48 НК РФ, надлежит исчислять со дня истечения указанного трех летнего срока, а именно с ** (09.08.2018+3 года+6 месяцев = **).

При обращении к мировому судье с заявлением о взыскании налоговым органом срок пропущен не был, поскольку с указанным заявлением Инспекция обратилась **.

Проверяя срок обращения налоговой инспекции в суд общей юрисдикции, суд приходит к следующему.

Согласно пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Начало течения срока определено законодателем именно днем вынесения определения об отмене судебного приказа (**), следовательно, на день подачи настоящего административного иска ** срок обращения в суд с административным иском не пропущен.

Вместе с тем, разрешая требования налогового органа о взыскании с ответчика Губановой Г.П. штрафа, пени по НДФЛ за 2015 год суд приходит к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения. Выводы суда основаны на следующем.

В соответствии со ст.100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 настоящего Кодекса.

В силу требований ст.104.1 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение. Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте (п.1).

В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению налоговых санкций (п.2).

Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки (п.4).

Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение одного месяца со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений (п.5).

По истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение (п.6).

Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица (п.7).

При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства.

По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение в срок, предусмотренный пунктом 6 настоящей статьи: 1) о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение; 2) об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (п.8).

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено указанное решение, вправе обжаловать это решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган, а также указываются наименование органа, место его нахождения, другие необходимые сведения (п.9).

На основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение) этому лицу налоговым органом, выявившим соответствующее правонарушение, направляется требование об уплате (о перечислении) налога (сбора, страховых взносов), пеней и штрафа в порядке и сроки, которые установлены статьями 58, 60, 69 и 70 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п.10).

Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения (п.12).

Из анализа указанных норм закона следует, что нарушение существенных условий процедуры рассмотрения дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

По смыслу положений, установленных статье 101.4 Налогового кодекса РФ, соблюдение проверяющими норм, закрепленных Налоговым Кодексом РФ, направлено на обеспечение прав и законных интересов налогоплательщица, гарантированных ему при проведении в отношении него мероприятий налогового контроля и оформлении их результатов.

Таким образом, законодатель связывает возможность рассмотрения дел о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях исключительно с надлежащим извещением налогоплательщика о таком рассмотрении.

Для исключения случаев уклонения налогоплательщика от участия в рассмотрении материалов налоговой проверки, одновременно с вручением акта проверки должно вручаться уведомление о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки. В случае, если налогоплательщик уклоняется от получения акта и уведомления, указанный факт должен быть зафиксирован в акте воспрепятствования действиям должностного лица налогового органа.

Вместе с тем, административным ответчиком не представлены доказательства надлежащего извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения акта налоговой проверки. Кроме того, административным истцом не представлены доказательства, подтверждающие направление (вручение) ответчику акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях, а также принятого по результатам рассмотрения акта решения о привлечении Губановой Г.П. к ответственности за совершение правонарушений.

В приказном производстве № доказательства надлежащего извещения Губановой Г.П. о времени и месте рассмотрения актов об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях, также отсутствуют.

Таким образом, Губанова Г.П., не будучи извещенной о времени и месте рассмотрения дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях, была лишен возможности ознакомиться с материалами дела, участвовать в процессе рассмотрения актов лично и (или) через своего представителя, давать свои объяснения, возражения относительно привлечения к ответственности.

Кроме того, не направив ответчику копию решения о привлечении его к ответственности за совершение налоговых правонарушений, налоговый орган лишил его возможности в случае несогласия оспорить данные решения в установленном законом порядке.

Поскольку несоблюдение должностными лицами налоговых органов процедуры рассмотрения дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях, предусмотренной ст.101.4 НК РФ, является обстоятельством, исключающим привлечение лица к налоговой ответственности, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований удовлетворения требований административного иска о взыскании с Губановой Г.П. штрафа в размере 732,00 руб.

В соответствии с пунктом 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Из содержания вышеприведенной нормы закона следует, что налоговый орган имеет право обратиться с иском о взыскании недоимки по налогу в том случае, если соблюдена процедура направления налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В силу части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Как следует из материалов дела, налоговым органом сформировано требование от ** об уплате пени по НДФЛ за 2015 год в размере 2115,36 руб., требования от ** об уплате штрафа в размере 732,00 руб., требование от ** об уплате пени по НДФЛ за 2015 год в размере 110,74 руб.

Вместе с тем, доказательства, подтверждающие направление в адрес налогоплательщика указанных требований, административным истцом не представлены. При этом, доказательства направления в адрес налогоплательщика данных требований не были представлены Инспекцией и при обращении с заявлением о выдаче судебного приказа.

Учитывая, что требование об уплате пени по НДФЛ за 2015 год, штрафа в адрес налогоплательщика Губановой Г.П, налоговым органом не направлялись, налоговый орган не имел права перейти к процедуре принудительного взыскания указанных налогов, следовательно, требования административного иска удовлетворению не подлежат в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 - 294 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции ФНС №21 по Иркутской области к Губановой Галине Павловне о взыскании штрафа в размере 732,00 руб., пени за неуплату НДФЛ за 2015 год в размере 2226,10 руб. отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья А.В.Черных

Мотивированное решение изготовлено 31.08.2022.