Дело № 2а - 483/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июня 2018 года город Торжок
Торжокский городской суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Морозовой И. С.
при секретаре судебного заседания Кукушкиной Е. С.,
с участием представителя процессуального административного истца – помощника Торжокского межрайонного прокурора Лебедева К. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Торжокского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации к администрации муниципального образования Торжокский район о признании бездействия в части непринятия мер по разработке, утверждению и согласованию перечня организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, должны отбывать обязательные работы, в период с 08 мая 2013 года по 19 июня 2018 года включительно незаконным,
у с т а н о в и л:
Торжокский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования Торжокский район о признании бездействия в части непринятия мер по разработке, утверждению и согласованию перечня организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, должны отбывать обязательные работы, незаконным.
Определением Торжокского городского суда Тверской области от 28 июня 2018 года производство по административному делу по административному иску в части обязания административного ответчика в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать, согласовать и утвердить перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, должны отбывать обязательные работы, прекращено в связи с отказом административного истца от административного иска.
В обоснование административного искового заявления указано следующее.
Торжокской межрайонной прокуратурой при осуществлении надзора установлено, что в деятельности администрации муниципального образования Торжокский район требования действующего законодательства, регламентирующего порядок приведения в исполнение административного наказания в виде обязательных работ, не соблюдаются.
В соответствии с частью 1 статьи 3.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обязательные работы как вид административного наказания заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей, о чем выносится соответствующее постановление.
Согласно частью 1 статьи 31.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении приводится в исполнение уполномоченными на то органом, должностным лицом в порядке, установленном Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства Российской Федерации.
Исходя из части 1 статьи 32.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление судьи о назначении обязательных работ исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном федеральным законодательством.
Ссылаясь на положения части 1 статьи 109.2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229 – ФЗ «Об исполнительном производстве», часть 2 статьи 32.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прокурор указывает, что виды обязательных работ и перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, определяются органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Торжокским межрайонным прокурором установлено, что в муниципальном образовании Торжокский район Тверской области отсутствовал актуальный, утвержденный и согласованный в установленном законом порядке перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, должны отбывать обязательные работы.
По мнению Торжокского межрайонного прокурора, изложенное препятствует надлежащему исполнению административного наказания данного вида, в том числе в районе места жительства лиц, которым назначено такое наказание.
Определением Торжокского городского суда от 20 июня 2018 года к участию в деле в качестве материального административного истца привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов России по Тверской области.
В судебном заседании представитель процессуального административного истца – помощник Торжокского межрайонного прокурора Лебедев К. А. уточнил исковые требования, просил признать бездействие администрации муниципального образования Торжокский район в части непринятия мер по разработке, утверждению и согласованию перечня организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, должны отбывать обязательные работы, в период с 08 мая 2013 года по 19 июня 2018 года включительно незаконным.
Административный материальный истец – Управление Федеральной службы я ФССП России по Тверской области, будучи надлежаще извещённым о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание представителя не направило, не известив суд об уважительности причин неявки в судебное заседание.
Административный ответчик – администрация муниципального образования Торжокский район, будучи надлежаще извещённой о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание представителя не направила, представив возражения в письменной форме, в которых указано на исполнение обязанности по утверждению перечня организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, должны отбывать обязательные работы, в связи с чем просила в удовлетворении требований отказать.
Участвующие в деле лица извещены путем публичного размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на официальном сайте Торжокского городского суда в сети «Интернет»: torzhoksky.twr.sudrf.ru.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства, поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.О наличии в производстве Торжокского городского суда Тверской области настоящего дела участвующие в нем лица извещались судом надлежащим образом, таким образом, судом в полном объеме была обеспечена возможность реализации прав указанных лиц, предусмотренных статьёй 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь положениями статьи 150, части 6 статьи 226 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, явка которых обязательной не признавалась.
Заслушав представителя процессуального административного истца, исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии со статьёй 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено следующее.
28 апреля 2018 года помощником Торжокского межрайонного прокурора Лебедевым К. А. был составлен акт проверки, из которого следует, что в муниципальном образовании Торжокский район Тверской области отсутствует актуальный, утверждённый и согласованный в установленном законом порядке перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, должны отбывать обязательные работы.
03 мая 2018 года в адрес администрации муниципального образования Торжокский район Тверской области направлено представление об устранении нарушений законодательства, регламентирующего порядок приведения в исполнение административного наказания в виде обязательных работ.
В ответ на представление прокуратуры администрацией Торжокского района 11 мая 2018 года был направлен ответ о том, что органами прокуратуры в администрации Торжокского района документы, регламентирующие порядок приведения в исполнение административного наказания в виде обязательных работ, не запрашивались. Распоряжением администрации Торжокского района № 2-р от 09 января 2018 года (в редакции распоряжения № 29-р от 01 февраля 2018 года) определены места отбывания уголовных наказаний в виде исправительных и обязательных работ.
Как следует из части 1 статьи 109.2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229 – ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнение судебным приставом-исполнителем исполнительного документа об отбывании обязательных работ заключается в направлении должника в организацию, включенную в перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, и осуществлении контроля за выполнением должником таких работ. При этом исполнение исполнительного документа об отбывании обязательных работ производится судебным приставом-исполнителем по месту жительства должника (часть 2).
Указанная норма введена Федеральным законом № 49-ФЗ от 05 апреля 2013 года, который вступил в силу по истечении 30 дней после официального опубликования.
Федеральный закон опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 08 апреля 2013 года № 14 (ст. 1657), следовательно, вступил в силу 08 мая 2013 года.
Частью 2 статьи 32.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закреплено, что виды обязательных работ и перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, определяются органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Судом установлено, что Постановлением Главы администрации района № 392 от 19 июня 2018 года утверждён Перечень учреждений (организаций) Торжокского района, являющихся местами отбывания административного наказания в виде обязательных работ, и виды обязательных работ.
Принимая во внимание изложенное, в судебном заседании достоверно установлено, что в муниципальном образовании Торжокский район в период времени с 08 мая 2013 года по 19 июня 2018 года не был разработан, утверждён и согласован перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, должны отбывать обязательные работы.
Неисполнение органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей могло привести к невозможности исполнения административного наказания в виде обязательных работ.
Частью 1 статьи 39 КАС РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, административное исковое заявление подано Торжокским межрайонным прокурором в защиту интересов Российской Федерации, заявлено прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему пунктом 4 статьи 27 и пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», частью 1 статьи 39 КАС РФ.
Исходя из системного толкования вышеприведенных положений законодательства и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление Торжокского межрайонного прокурора подлежит удовлетворению, ибо в период с 08 мая 2013 года по 19 июня 2018 года имело место подлежащее признанию незаконным бездействие администрации Торжокского района в части непринятия мер по разработке, утверждению и согласованию перечня организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, должны отбывать обязательные работы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление Торжокского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования Торжокский район в части непринятия мер по разработке, утверждению и согласованию перечня организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, должны отбывать обязательные работы, в период с 08 мая 2013 года по 19 июня 2018 года включительно незаконным.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Торжокский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме посредством подачи апелляционных жалобы или представления.
Председательствующий И. С. Морозова
Решение в окончательной форме принято 03 июля 2018 года.
Председательствующий И. С. Морозова