ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-483/20 от 17.06.2020 Хасынского районного суда (Магаданская область)

Дело № 2а-483/2020

49RS0008-01-2020-000539-98

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Усть-Омчуг 17 июня 2020 года

Хасынский районный суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Горбачевой С.Д.,

при секретаре Токаревой Г.М.,

с участием представителя административного истца генерального директора ЗАО «Маяк» Качерова А.Н.,

представителя административного ответчика администрации Тенькинского городского округа Магаданской области Хорошун О.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

старшего помощника прокурора Тенькинского района Магаданской области Галимьяновой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Хасынского районного суда Магаданской области в пос. Усть-Омчуг Тенькинского района Магаданской области административное дело по административному исковому заявлению Закрытого акционерного общества «Маяк» к администрации Тенькинского городского округа Магаданской области об оспаривании в части нормативных правовых актов органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

ЗАО «Маяк» обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации Тенькинского городского округа <адрес> об оспаривании в части нормативных правовых актов органа местного самоуправления.

В обоснование заявленных требований указано, что в соответствии с договором аренды земель для несельскохозяйственных нужд от ДД.ММ.ГГГГ в пользовании ЗАО «Маяк» находится земельный участок площадью 10240 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования - под производственную базу.

Пунктом 7.2. приложения к постановлению администрации Тенькинского района Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ, распространяющим свое действие на правоотношения, возникшие и сохраняющиеся на ДД.ММ.ГГГГ, для субъектов, арендующих земельные участки в кадастровых кварталах , для расчета арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории Тенькинского района, корректирующий коэффициент (Кк) установлен 0,5.

В дальнейшем пунктом 7.2. приложения к постановлению администрации Тенькинского городского округа Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ-па, распространяющим свое действие на правоотношения, возникшие и сохраняющиеся на ДД.ММ.ГГГГ, для субъектов, арендующих земельные участки в кадастровых кварталах , для расчета арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории Тенькинского района, корректирующий коэффициент (Кк) установлен 1,0.

Полагает, что, учитывая, что корректирующий коэффициент, при неизменных иных составляющих формулы определения ставки арендной платы за землю, является повышающим фактором арендной платы в два раза (повышение на 100 % по отношению к предыдущему нормативно-правовому акту), постановление принято в нарушение п. 4 Порядка определения размера арендной платы за пользование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области № 121-пп от 19.02.2015 года «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за пользование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», п. 3 Порядка определения корректирующих коэффициентов при расчете размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и расположенных на территории Тенькинского района, утвержденного постановлением главы Тенькинского района № 78 от 17.06.2009 года «Об установлении порядка определения корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена», п. 8 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ № 582 от 16.07.2009 года «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», в соответствии с которыми размеры корректирующих коэффициентов должны рассчитываться путем применения коэффициента инфляции, утвержденного действующим законодательством РФ.

Полагает, что поскольку коэффициент инфляции за 2015 года составил 12,91, соответственно корректирующий коэффициент в 2016 года мог быть максимально повышен не более чем на 12,91 %, в то время как по факту повышение составило 100 %, что привело к необоснованному и незаконному повышению стоимости арендной платы за землю более чем в 1,7 раз.

Пунктом 7.2. приложения к постановлению администрации Тенькинского городского округа Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ, распространяющим свое действие на правоотношения, возникшие и сохраняющиеся на ДД.ММ.ГГГГ, для субъектов, арендующих земельные участки в кадастровых кварталах , для расчета арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории Тенькинского района, корректирующий коэффициент (Кк) установлен 2,6.

Полагает, что поскольку коэффициент инфляции за 2016 год составил 5,38, соответственно корректирующий коэффициент на 2017 год мог быть максимально повышен не более чем на 5,38 %, в то время как по факту он был повышен по сравнению с предыдущим периодом на 30 %, а учитывая незаконность повышения за предыдущий период на 77,5 %, незаконное повышение корректирующего коэффициента составило уже 520 % к уровню 2016 года и привело к необоснованному и незаконному повышению стоимости арендной платы за землю более чем в 5 раз за два года. Суммированный уровень инфляции при этом за период с 2015-2016 годы составил 18,29, соответственно, и повышение корректирующего коэффициента за указанный период на законных основаниях могло составить 118,29 %, но никак не 520 %.

Далее пунктом 7.2. приложения к постановлению администрации Тенькинского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, распространяющим свое действие на правоотношения, возникшие и сохраняющиеся на ДД.ММ.ГГГГ, для субъектов, арендующих земельные участки в кадастровых кварталах , для расчета арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории Тенькинского района, корректирующей коэффициент (Кк) установлен 2,9.

Полагает, что поскольку коэффициент инфляции за 2017 год составил 2,52, соответственно корректирующий коэффициент на 2018 год мог быть максимально повышен не более чем на 2,52 %, в то время как по факту он был повышен по сравнению с предыдущим периодом на 11,54 %, а учитывая незаконность повышения за предыдущие периоды, незаконное повышение корректирующего коэффициента составило уже 580 % к уровню 2016 года и привело к необоснованному и незаконному повышению стоимости арендной платы за землю без малого в 6 раз за три года. Суммированный уровень инфляции при этом за период с 2015-2017 годы составил 20,81, соответственно и повышение корректирующего коэффициента за указанный период на законных основаниях могло составить 120,81 %, но никак не 580 %.

Далее пунктом 7.2. приложения к Постановлению администрации Тенькинского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ распространяющим свое действие на правоотношения, возникшие и сохраняющиеся на ДД.ММ.ГГГГ, для субъектов, арендующих земельные участки в кадастровых кварталах , для расчета арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории Тенькинского района, корректирующей коэффициент (Кк) установлен 2,0.

Коэффициент инфляции за 2018 год составил 4,27. Суммированный уровень инфляции при этом за период с 2015-2018 годы составил 25,08, соответственно и повышение корректирующего коэффициента за указанный период на законных основаниях могло составить 125,8 %, но никак не 580 %.

Далее пунктом 7.2. приложения к постановлению администрации Тенькинского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ распространяющим свое действие на правоотношения, возникшие и сохраняющиеся на ДД.ММ.ГГГГ, для субъектов, арендующих земельные участки в кадастровых кварталах 49:06:030001; , для расчета арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории Тенькинского района, корректирующей коэффициент (Кк) установлен 2,0.

Коэффициент инфляции за 2019 год составил 3,05. Суммированный уровень инфляции при этом за период с 2015-2019 годы составил 28,13, соответственно и повышение корректирующего коэффициента за указанный период на законных основаниях могло составить 128,13 %, но никак не 580 %.

На протяжении ряда лет арендная плата за землю выросла с 13271 руб. 04 коп. до 103841 руб. 76 коп. в год, то есть увеличилась на 782,47 % (почти в 8 раз), в то время как коэффициент инфляции в Российской Федерации за период с 2007 года по 2019 год включительно составил 110,35.

Указанное увеличение арендной платы произошло в результате перечисленных нарушений, как законодательства Российской Федерации, региональных законов и иных нормативных актов, так и муниципальных правовых актов.

Принятием и применением оспариваемых постановлений административный ответчик причинил и продолжает причинять административному истцу вред в виде одностороннего необоснованного увеличения арендной платы за арендуемый земельный участок, при этом на административного истца незаконно возложена обязанность уплаты указанной арендной платы в многократно завышенном размере.

Также административный истец указал, что в отношении ЗАО <данные изъяты> в настоящее время продолжают применяться прекратившие свое действие постановления администрации Тенькинского городского округа Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, а также действующее постановление администрации Тенькинского городского округа Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается решением Арбитражного суда Магаданской области от 18.07.2019 года, которым с ЗАО <данные изъяты> взыскана задолженность по арендной плате по договору аренды земель для несельскохозяйственных нужд от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, расчет которой произведен на основании оспариваемых нормативно-правовых актов, применяемых в спорный период. Таким образом, оспариваемые нормативно-правовые акты продолжают применяться к правоотношениям, установленным решением Арбитражного суда Магаданской области вплоть до его исполнения в полном объеме, в том числе в настоящее время.

На основании вышеизложенного административный истец просил суд признать недействующими со дня их принятия:

- пункт 7.2. приложения № 1 к постановлению администрации Тенькинского городского округа Магаданской области от 26.04.2016 года № 239-па «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена» в части «… для которых значение Кк х 1,0»;

- пункт 7.2. приложения № 1 к постановлению администрации Тенькинского городского округа Магаданской области от 19.12.2016 года № 606-па «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности» в части «… для которых значение Кк х 2,6»;

- пункт 7.2. приложения № 1 к постановлению администрации Тенькинского городского округа Магаданской области от 04.09.2017 года № 308-па «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности» в части «… для которых значение Кк х 2,9»;

- пункт 7.2. приложения № 1 к постановлению администрации Тенькинского городского округа Магаданской области от 30.11.2018 года № 303-па «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности» в части «… для которых значение Кк х 2,0»;

- пункт 7.2. приложения № 1 к постановлению администрации Тенькинского городского округа Магаданской области от 27.12.2019 года № 388-па «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности» в части «… для которых значение Кк х 2,0».

В судебном заседании представитель административного истца генеральный директор ЗАО <данные изъяты> Качеров А.Н. на заявленных административных исковых требованиях настаивал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика в судебном заседании против заявленных требований возражал по изложенным в отзыве основаниям.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение старшего помощника прокурора Тенькинского района Магаданской области, полагавшей, что отсутствуют основания к удовлетворению заявленных административных исковых требований, исследовав и оценив в совокупности письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Оспаривание нормативного правового акта, а также акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства РФ. Такое оспаривание производится посредством подачи административного искового заявления о признании недействующим нормативного правового акта, как не соответствующего федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и в связи с этим не подлежащим применению для регулирования тех или иных общественных отношений, а также посредством подачи административного искового заявления о признании недействующим акта, обладающего нормативными свойствами, как не соответствующего по своему содержанию действительному смыслу разъясняемых нормативных положений.

Последствием признания судом нормативного правового акта, а также акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части.

В силу положений ч. 6 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Согласно ч. 11 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства РФ утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с положениями ч. 7 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства РФ, в полном объеме.

В силу положений ч. 8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 2 и 3 ч. 8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства РФ, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 9 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Согласно ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п.п. 5, 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 50 от 25.12.2018 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (п. 3 ч. 1 ст. 128, ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ).

При рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца. Вместе с тем в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (ч. 2 ст. 194, п. 1 ч. 8, ч. 11 ст. 213, п. 1 ч. 2 ст. 214 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Как следует из разъяснений, содержащихся в п.п. 28-30, 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 50 от 25.12.2018 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" при проверке соблюдения компетенции органом, принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения. Если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими. При проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. Выясняя вопрос о соблюдении правил введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, необходимо проверять, соблюден ли порядок его государственной регистрации (если государственная регистрация данного акта предусмотрена законодательством), опубликования и вступления в силу.

Если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Поскольку согласно части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в полном объеме, оспариваемый акт или его часть подлежат проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в административном исковом заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.

Пунктом 1 постановления администрации Тенькинского городского округа Магаданской области № 239-па от 26.04.2016 года «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена» установлен для расчета арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории Тенькинского городского округа по которым арендная плата устанавливается в соответствии с п. 4 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 19.02.2015 года № 121-пп с изменениями от 11.04.2015 года № 257-пп, корректирующий коэффициент (Кк) по видам функционального использования земель населенных пунктов согласно приложению № 1.

Согласно п. 4 настоящее постановление вступает в силу с момента его подписания, распространяет свое действие на правоотношения, возникшие и сохраняющиеся на 01.01.2016 года, подлежит официальному опубликованию (обнародованию).

В соответствии с п. 7.2 Приложения № 1 к постановлению администрации Тенькинского городского округа Магаданской области № 239-па от 25.04.2016 года для субъектов, арендующих земельные участки в кадастровых кварталах для расчета арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории Тенькинского района, значение корректирующего коэффициента (Кк) установлено как 1,0.

Постановление администрации Тенькинского городского округа Магаданской области № 239-па от 26.04.2016 года «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена» опубликовано в газете «Тенька» за № 19 от 06.05.2016 года.

Пунктом 1 постановления администрации Тенькинского городского округа Магаданской области № 606-па от 19.12.2016 года «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности» установлен с 01.01.2017 года для расчета арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности, расположенными на территории Тенькинского городского округа по которым арендная плата устанавливается в соответствии с п. 4 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 19.02.2015 года № 121-пп с изменениями от 11.04.2015 года № 257-пп, корректирующий коэффициент (Кк) по видам функционального использования земель населенных пунктов согласно приложению № 1.

Пунктом 3 постановлено считать с 01.01.2017 года утратившим силу постановление администрации Тенькинского городского округа Магаданской области № 239-па от 26.04.2016 года «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена».

Согласно п. 4 настоящее постановление вступает в силу с момента его подписания, распространяет свое действие на правоотношения, возникшие и сохраняющиеся на 01.01.2017 года, подлежит обязательной публикации в газете «Тенька».

В соответствии с п. 7.2 Приложения № 1 к постановлению администрации Тенькинского городского округа Магаданской области № 606-па от 19.12.2016 года для субъектов, арендующих земельные участки в кадастровых кварталах , для расчета арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности, расположенными на территории Тенькинского района, значение корректирующего коэффициента (Кк) установлено как 2,6.

Постановление администрации Тенькинского городского округа Магаданской области № 606-па от 19.12.2016 года «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности» опубликовано в газете «Тенька» за № 52 от 23.12.2016 года.

Пунктом 1 постановления администрации Тенькинского городского округа Магаданской области № 308-па от 04.09.2017 года «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности» установлен с 01.01.2018 года для расчета арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности, расположенными на территории Тенькинского городского округа по которым арендная плата устанавливается в соответствии с п. 4 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 19.02.2015 года № 121-пп с изменениями от 11.04.2015 года № 257-пп, корректирующий коэффициент (Кк) по видам функционального использования земель населенных пунктов согласно приложению № 1.

Пунктом 3 постановлено считать с 01.01.2018 года утратившим силу постановление администрации Тенькинского городского округа Магаданской области № 606-па от 19.12.2016 года «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности».

Согласно п. 4 настоящее постановление подлежит официальному опубликованию (обнародованию), вступает в силу после официального опубликования (обнародования) и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие и сохраняющиеся на 01.01.2018 года.

В соответствии с п. 7.2 Приложения № 1 к постановлению администрации Тенькинского городского округа Магаданской области № 308-па от 04.09.2017 года для субъектов, арендующих земельные участки в кадастровых кварталах , для расчета арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности, расположенными на территории Тенькинского района, значение корректирующего коэффициента (Кк) установлено как 2,9.

Постановление администрации Тенькинского городского округа Магаданской области № 308-па от 04.09.2017 года «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности» опубликовано в газете «Тенька» за № 35 от 08.09.2017 года.

Пунктом 1 постановления администрации Тенькинского городского округа Магаданской области № 303-па от 30.11.2018 года «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности» установлен с 01.01.2019 года для расчета арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности, расположенными на территории Тенькинского городского округа по которым арендная плата устанавливается в соответствии с п. 4 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 19.02.2015 года № 121-пп с изменениями от 11.04.2015 года № 257-пп, корректирующий коэффициент (Кк) по видам функционального использования земель населенных пунктов согласно приложению № 1.

Пунктом 3 постановлено считать с 01.01.2019 года утратившим силу постановление администрации Тенькинского городского округа Магаданской области № 308-па от 04.09.2017 года «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности».

Согласно п. 4 настоящее постановление вступает в силу с момента его подписания, распространяет свое действие на правоотношения, возникшие и сохраняющиеся на 01.01.2019 года, подлежит обязательной публикации в газете «Тенька».

В соответствии с п. 7.2 Приложения № 1 к постановлению администрации Тенькинского городского округа Магаданской области № 303-па от 30.11.2018 года для субъектов, арендующих земельные участки в кадастровых кварталах , для расчета арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности, расположенными на территории Тенькинского района, значение корректирующего коэффициента (Кк) установлено как 2,0.

Постановление администрации Тенькинского городского округа Магаданской области № 303-па от 30.11.2018 года «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности» опубликовано в газете «Тенька» за №№ 48-49 от 07.12.2018 года.

Пунктом 1 постановления администрации Тенькинского городского округа Магаданской области № 388-па от 27.12.2019 года «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности» установлен с 01.01.2020 года для расчета арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности, расположенными на территории Тенькинского городского округа по которым арендная плата устанавливается в соответствии с п. 4 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 19.02.2015 года № 121-пп с изменениями от 11.04.2015 года № 257-пп, корректирующий коэффициент (Кк) по видам функционального использования земель населенных пунктов согласно приложению № 1.

В силу п. 3 постановлено считать с 01.01.2020 года утратившим силу постановление администрации Тенькинского городского округа Магаданской области № 303-па от 30.11.2018 года «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности».

Согласно п. 4 настоящее постановление вступает в силу с момента его подписания, распространяет свое действие на правоотношения, возникшие и сохраняющиеся на 01.01.2020 года, подлежит обязательной публикации в газете «Тенька».

В соответствии с п. 7.3 Приложения № 1 к постановлению администрации Тенькинского городского округа Магаданской области № 303-па от 30.11.2018 года для субъектов, арендующих земельные участки в кадастровых кварталах , для расчета арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности, расположенными на территории Тенькинского района, значение корректирующего коэффициента (Кк) установлено как 2,0.

Постановление администрации Тенькинского городского округа Магаданской области № 388-па от 27.12.2019 года «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности» опубликовано в газете «Тенька» за № 52 от 27.12.2019 года.

Административным истцом оспариваются как несоответствующие содержанию нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, положения вышеуказанных нормативных правовых актов в части, устанавливающей значение корректирующего коэффициента для субъектов, арендующих земельные участки в кадастровых кварталах , применяемого для расчета арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности, расположенными на территории Тенькинского района.

В ходе рассмотрения дела установлено, что на основании договора аренды земель для несельскохозяйственных нужд № 808 от 15.10.2007 года, заключенного между администрацией Тенькинского района (арендодатель) и ЗАО <данные изъяты> (арендатор) в пользование ЗАО <данные изъяты> на условиях аренды передан земельный участок площадью 10240 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования - под производственную базу.

В силу положений п. 2.2 договора аренды арендатор принял на себя обязательства вносить арендную плату за пользование участком в размере 13271 руб. 04 коп. согласно прилагаемому к договору Расчету арендной платы (приложение № 4). Размер арендной платы может быть пересмотрен арендодателем в одностороннем порядке в соответствии с федеральными законами, в связи с решениями администрации Тенькинского района, Тенькинского районного собрания представителей, а также централизованно устанавливающими оценочные зоны, размер нормативной цены земли (кадастровую стоимость земельного участка), базовые ставки арендной платы и льготы (уменьшения арендной платы или полного освобождения от нее) с письменным извещением арендатора.

Поскольку оспариваемыми положениями постановлений администрации Тенькинского городского округа Магаданской области установлен размер корректирующего коэффициента, применяемого при исчислении размера арендной платы по вышеуказанному договору аренды, оспариваемые нормативные правовые акты, в том числе и утратившие силу, были применены в отношении административного истца и затрагивают его права и законные интересы.

Согласно п. 1 ст. 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Статьей 1 ФЗ «Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» № 184-ФЗ от 06.10.1999 года установлено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащим им полномочий.

Согласно ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

В силу положения п.п. 1, 3 ст. 39.7 Земельного кодекса РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:

1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось сторонами, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом местного самоуправления в пределах компетенции по вопросам местного значения с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, а также официального опубликования, и по этим основаниям административным истцом не оспариваются.

Как следует из содержания административного искового заявления, оспариваемые нормативные правовые акты, по мнению истца, приняты в нарушение п. 4 Порядка определения размера арендной платы за пользование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области № 121-пп от 19.02.2015 года «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за пользование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», п. 3 Порядка определения корректирующих коэффициентов при расчете размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и расположенных на территории Тенькинского района, утвержденного постановлением главы Тенькинского района № 78 от 17.06.2009 года «Об установлении порядка определения корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена», п. 8 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ № 582 от 16.07.2009 года «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», в соответствии с которыми размеры корректирующих коэффициентов должны рассчитываться путем применения коэффициента инфляции, утвержденного действующим законодательством РФ, то есть противоречат содержанию нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.

Проверяя соответствие содержания оспариваемых постановлений администрации Тенькинского городского округа Магаданской области нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.

В силу положений п. 8 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, при заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленный в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.

В соответствии с п. 3 ст. 39.7 Земельного кодекса РФ, а также в силу действующих до 1 марта 2015 г. положений п. 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ и п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В силу данного разграничения компетенции органов государственной власти и местного самоуправления Правительство Российской Федерации уполномочено устанавливать порядок определения размера арендной платы лишь в отношении земель, находящихся в федеральной собственности.

Следовательно, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 582 Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.

Действие вышеуказанных Правил не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты в части установления значения корректирующего коэффициента для расчета арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности, не могут быть признаны недействительными ввиду несоответствия их содержанию п. 8 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.

Вместе с тем в силу п. 1 ст. 39.7 Земельного кодекса РФ принципы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, должны утверждаться Правительством Российской Федерации.

Таким образом, постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 582 в части установления Основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

К числу таких принципов относятся: принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке; принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя; принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.

Соблюдением указанных принципов является достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы и иных показателей, применяемых для определения арендной платы.

Применительно к рассматриваемому делу такими ставками и показателями являются коэффициенты, применяемые к базовой величине - кадастровой стоимости земельного участка.

На территории Магаданской области применяется Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденный постановлением Правительства Магаданской области № 121-пп от 19.02.2015 года.

В силу положений п. 3 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, арендная плата за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, рассчитывается от кадастровой стоимости земельного участка по формуле: А (величина годовой арендной платы, в рублях) = В (кадастровая стоимость земельного участка, в рублях) х С (процент от кадастровой стоимости земельного участка по видам разрешенного использования земельных участков) х Кк (корректирующий коэффициент).

В соответствии с п. 4 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, корректирующий коэффициент для расчета арендной платы за использование земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, и порядок его определения устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Магаданской области в соответствии с основными принципами определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными постановлением Правительства РФ № 582 от 16.07.2009 года «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

Корректирующие коэффициенты в спорный период в определены оспариваемыми постановлениями администрации Тенькинского городского округа Магаданской области.

Оснований для признания оспариваемых положений постановлений администрации Тенькинского городского округа Магаданской области, устанавливающих значение корректирующего коэффициента, не соответствующими Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными постановлением Правительства РФ № 582 от 16.07.2009 года, не имеется.

Вышеизложенное позволяет суду прийти к выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты не противоречат положениям постановления Правительства РФ № 582 от 16.07.2009 года «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», а также положениям постановления Правительства Магаданской области № 121-пп от 19.02.2015 года «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».

Несоответствие оспариваемых административным истцом положений нормативных правовых актов содержанию иных нормативных правовых актов, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу, не выявлено.

При этом доводы представителя административного истца о несоответствии оспариваемых нормативных правовых актов положениям постановления главы Тенькинского района № 78 от 17.06.2009 года «Об утверждении порядка определения корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена», которое, по его мнению, является базовым нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу и в соответствии с которым должно быть определено значение корректирующих коэффициентов, рассчитанных путем применения коэффициента инфляции, признаются судом несостоятельными, поскольку как следует из п. 1 Порядка определения корректирующих коэффициентов при расчете размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и расположенных на территории Тенькинского района, утвержденного вышеуказанным постановлением главы Тенькинского района, порядок разработан на основании п. 2.3 постановления администрации Магаданской области № 384-па от 09.11.2007 года «Об утверждении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», которое с 01.03.2015 года утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Магаданской области № 121-пп от 19.02.2015 года «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена». Применение утратившего с 01.03.2015 года силу нормативного правового акта - постановления Магаданской области № 384-па от 09.11.2007 года, так же как и принятого в его развитие постановления главы Тенькинского района № 78 от 17.06.2009 года не является обоснованным. При этом, наличие в оспариваемых нормативных правовых актах ссылки на принятие нормативного правового акта на основании постановления главы Тенькинского района № 78 от 17.06.2009 года не может служить самостоятельным основанием для признания оспариваемых нормативных правовых актов недействительными.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что оспариваемые административным истцом нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий органа, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, а также соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем административные исковые требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Закрытого акционерного общества «Маяк» к администрации Тенькинского городского округа Магаданской области об оспаривании в части нормативных правовых актов органа местного самоуправления - отказать.

В апелляционном порядке решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Магаданский областной суд через Хасынский районный суд Магаданской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Установить дату составления мотивированного решения 26 июня 2020 года.

Судья подпись С.Д. Горбачева