Дело № 2а-483/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ковылкино 17 сентября 2020г.
Судья Ковылкинского районного суда Республики Мордовия Зорина С.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Ковылкинского межрайонного прокурора Республики Мордовия в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информационного материала, размещенного на сайте в сети «Интернет», запрещенным к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Ковылкинский межрайонный прокурор Республики Мордовия обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с заявлением о признании информационного материала запрещенным к распространению.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной Ковылкинской межрайонной прокуратурой Республики Мордовия проверки и осуществления мониторинга сайтов в сети «Интернет» выявлен сайт с URL-адресом: http://www.spycams.ru, на котором размещена информация с предложением услуг по продаже специальных средств для негласного получения информации – микрокамеры, беспроводные wi-fi камеры, микродиктафоны и другие технические средства, посредством «Интернет-магазина».
Информация, содержащаяся на указанной Интернет-странице, находится в свободном доступе для неограниченного круга лиц, содержит сведения о незаконных способах продажи специальных технических средств для негласного получения информации, в отсутствии предусмотренных нормами действующего законодательства разрешительных документов.
Распространение указанной информации нарушает права неопределенного круга лиц, противоречит целям и задачам действующего законодательства, подрывает основы конституционного строя, нарушает права и законные интересы Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006г. №149 – ФЗ, информацией признаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
В силу части 1 статьи 10 вышеназванного закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 03.04.1995 №40-ФЗ « О федеральной службе безопасности» направления деятельности органов федеральной службы безопасности определяются федеральным законодательством.
Указом Президента РФ от 11.08.2003г №960 « Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» установлено, что основными задачами ФСБ России являются организация в пределах своих полномочий во взаимодействии с федеральными органами государственной власти борьбы с незаконным оборотом специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (п.8 Указа).
Также для решения основных задач ФСБ России осуществляет и организует в соответствии с федеральным законодательством лицензирование отдельных видов деятельности (п.п.22 п.9 Указа).
Статьей 20.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.
Указанная информация находится в свободном доступе и побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.
Анализ информации, содержащейся на карте, не позволяет установить его создателя или правообладателя, равно как и наличие лицензии на данный вид деятельности
Учитывая, что размещение вышеуказанной информации в сети «Интернет» является публичным, поскольку способствует доступу к ним неопределенного широкого круга лиц, нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, побуждающей приобретать запрещенные к использованию специальные технические средства для негласного получения информации микрокамер, беспроводных wi-fi камер, микродиктофонов и других технических средств, фактически способствует совершению противоправных действий, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
Основывая свои требования на Федеральном законе от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», просит признать информационные материалы, размещенные на сайте в сети «Интернет» с URL-адресом http://www.spycams.ru запрещенными к распространению на территории Российской Федерации.
Копию решения вступившего в законную силу, направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (ФИО1 проезд, д.7, стр.2, <...>), для включения указателя страницы сайта в сети «Интернет» http://www.spycams.ru в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС Российской Федерации) административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 292 КАС Российской Федерации в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства.
В части 7 статьи 150 КАС Российской Федерации указано, что если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса.
На основании указанных норм дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства без ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частью 1 и частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно части 5 статьи 15 вышеуказанного Федерального закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 9 вышеуказанного Федерального закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу пункта 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ основанием для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (часть 3 статьи 1 КАС Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, проведенным прокуратурой Ковылкинского района Республики Мордовия мониторингом Интернет - ресурсов обнаружен сайт с URL-адресом http://www.spycams.ru, на котором размещена информация с предложением услуг по продаже специальных средств для негласного получения информации – микрокамеры, беспроводные wi-fi камеры, микродиктофоны и другие технические средства, посредством «Интернет-магазина».
В соответствии со статьёй 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр). В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Деятельность по разработке, производству и приобретения в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями подлежит лицензированию в порядке, определенном постановлением Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 N 287 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации".
Лицензирование деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, осуществляется Федеральной службой безопасности Российской Федерации (пункт 2).
Согласно пункту 3 Порядка лицензируемую деятельность составляют следующие работы и услуги: разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения и регистрации акустической информации; разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного визуального наблюдения и документирования; разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного прослушивания телефонных переговоров; разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного перехвата и регистрации информации с технических каналов связи; разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного контроля почтовых отправлений; разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного исследования предметов и документов; разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов; разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного контроля за перемещением транспортных средств и других объектов; разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств ее хранения, обработки и передачи; разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласной идентификации личности.
Указанная информация находится в свободном доступе и побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность (ст.20.23 КоАП РФ, ст.138.1 УК РФ).
Информация содержит сведения о незаконных способах продажи специальных технических средств для негласного получения информации микрокамер, беспроводных wi-fi камер, микродиктофонов и других технических средств, посредством «Интернет-магазина» в отсутствии предусмотренных нормами действующего законодательства разрешительных документов.
Таким образом, прокурором обоснованно указано, что распространение указанной выше информации нарушает права неопределенного круга лиц, противоречит целям и задачам действующего законодательства, подрывает основы конституционного строя, нарушает права и законные интересы других лиц, обороны страны и безопасности государства.
Вход на сайт свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурсов сайтов не требуется. Ознакомиться с содержанием сайтов и скопировать материал в электронном виде может любой интернет – пользователь. Указатели страниц указанного сайта, в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, отсутствует.
Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Учитывая, что информация носит противоправный характер, нарушить права неопределенного круга лиц, доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства Российской Федерации следует информацию, размещенную на сайте с URL-адресом http://www.spycams.ru признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В целях ограничения доступа к указанному сайту в сети «Интернет», содержащему запрещенную информацию, необходимо внести данный сайт в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
В силу пункта 2 части 5 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ, основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Полномочия по созданию, формированию и ведению «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101.
На момент рассмотрения дела указатель сайта с URL-адресом: http://www. spycams.ru, на котором размещена вышеуказанная информация, в едином реестре отсутствует.
Признание тех или иных информационных материалов запрещенными для распространения, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством.
По делам о признании информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети "Интернет", запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети "Интернет" запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети "Интернет", запрещенной.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым заявленные административные исковые требования Ковылкинского межрайонного прокурора района Республики Мордовия удовлетворить.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных административным истцом требований и по указанным им основаниям,
руководствуясь статьями 175-180, 265.5, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Ковылкинского межрайонного прокурора Республики Мордовия в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информационного материала, размещенного на сайте в сети «Интернет», запрещенным к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.
Признать информационные материалы, размещенные на странице сайта в сети «Интернет» с URL-адресом http://www.spycams.ru, запрещенными к распространению на территории Российской Федерации.
Копию решения направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <...>, г. Саранск, <...>), для включения указанного выше Интернет-адреса в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия через Ковылкинский районный суд Республики Мордовия в срок, не превышающий 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Ковылкинского районного суда
Республики Мордовия С.А.Зорина
Дело № 2а-483/2020