ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-483/2015 от 29.12.2015 Приаргунского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2а-483/2015

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

29 декабря 2015 года

Судья Приаргунского районного суда Забайкальского края Помигуев В.В., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению прокурора Приаргунского района Забайкальского края в защиту интересов неопределенного круга лиц городского поселения «Кличкинское» к Совету городского поселения «Кличкинское», администрации городского поселения «Кличкинское» муниципального района «Приаргунский район» о признании бездействия незаконным и обязывании к действию,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Приаргунского района Забайкальского края обратился в Приаргунский районный суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц городского поселения «Кличкинское» к Совету городского поселения «Кличкинское», администрации городского поселения «Кличкинское» муниципального района «Приаргунский район» о признании бездействия незаконным и обязывании к действию, сославшись на следующее.

Прокуратурой Приаргунского района проведена проверка полноты осуществления органами местного самоуправления района, возложенных на них полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы за период 2014 года и 8 месяцев 2015 года. При проведении проверки установлено, что в городском поселения «Кличкинское» муниципального района «Приаргунский район» Советом городского поселения «Кличкинское» принято Решение № 159 от 12 ноября 2014 года «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, принятых администрацией городского поселения «Кличкинское».

В ходе проведенной проверки установлено, что исполнение законодательства о противодействии коррупции в городском поселении «Кличкинское» не исполняется, в частности не исполняется обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, принятых администрацией городского поселения «Кличкинское».

На основании ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ) противодействие коррупции - деятельность органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

В соответствии с п.2 ст.6 указанного закона одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» основным принципом организации антикоррупционной экспертизы является обязательность ее проведения. На основании п.4 ст.3 закона № 172-ФЗ органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Выявленные коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы (п.п. 2 ч. 1 ст. 4 закона). Постановленем Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 утверждена методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, определены основные коррупциогенные факторы, выявляемые в нормативных актах.

В п. 1.2 раздела 1 Порядка, утвержденного Решением № 159 от 12.11.2014 закреплено, что антикоррупционная экспертиза проводится в целях выявления в муниципальных нормативных правовых актах и проектах муниципальных нормативных правовых актов коррупциогенных факторов и их последующего устранения. Пунктом 5 Раздела 1 закреплено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов проводится согласно Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Согласно п. 1 Раздела 2 Решения № 159 от 12.11.2014 антикоррупционная экспертиза проектов муниципальных нормативных правовых актов администрации городского поселения «Кличкинское» проводится уполномоченным должностным лицом одновременно с проведением правовой экспертизы проектов данных нормативных правовых актов.

Пунктом 2 Раздела 2 Решения № 159 от 12.11.2014 установлено, что для проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов должностное лицо администрации, разработавшее проект нормативного правового акта, направляет его Руководителю администрации, последний в свою очередь, в день получения проекта нормативного правового акта письменно поручает проведение антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта должностному лицу администрации, не участвующему в его разработке. Антикоррупционная экспертиза действующих муниципальных нормативных правовых актов проводится заместителем руководителя администрации городского поселения «Кличкинское» по письменному указанию Руководителя администрации городского поселения «Кличкинское (п. 3 Раздела 2).

Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта (п.6 Раздела 2).

По результатам антикоррупционной экспертизы составляется заключение, в котором отражаются выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предлагаются способы их устранения (п.3.1).

Между тем, проверкой установлено, что антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов и действующих нормативных правовых актов в администрации городского поселения «Кличкинское» не проводится, заключения не составляются, отсутствует практика применения Методики по выявлению коррупциогенных факторов. Обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов не исполняется.

Таким образом, установленная федеральным законодательством обязанность проведения антикоррупционной экспертизы в должной мере, определенной федеральным законом и муниципальным правовым актом, ответчиком не исполняется. Вместе с тем, проведение антикоррупционной экспертизы является обязанностью, а не правом организаций, принимающих нормативные правовые акты. Статьей 3 Федерального закона № 273-ФЗ установлены основные принципы противодействия коррупции. Одним из принципов является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, в связи с бездействием Совета городского поселения «Кличкинское» и Администрации городского поселения «Кличкинское», выразившимся в не проведении антикоррупционной экспертизы и не выявлении в нормативных актах коррупционных признаков, нарушаются права граждан и Российской Федерации в целом, поскольку принятые нормативные правовые акты на территории городского поселения «Кличкинское» должным образом не проверяются на предмет выявления в них коррупциогенных факторов.

В соответствии со статьей 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Учитывая, что на территории городского поселения «Кличкинское» антикоррупционная экспертиза не проводится, а значит, нарушаются права граждан этого поселения в различных сферах, в том числе и социальной, при этом определить точный круг лиц не представляется возможным, поскольку состав граждан проживающих на территории городского поселения «Кличкинское» не постоянный, поэтому прокурор выступает в интересах всех граждан, проживающих на территории городского поселения «Кличкинское».

Просит признать бездействие Совета городского поселения «Кличкинское» и администрации городского поселения «Кличкинское» муниципального района «Приаргунский район», выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы всех муниципальных нормативных правовых актов и их проектов незаконным. Обязать Совет городского поселения «Кличкинское» и администрацию городского поселения «Кличкинское» муниципального района «Приаргунский район» провести антикоррупционную экспертизу всех действующих муниципальных нормативных правовых актов в срок до 15 декабря 2015 года, о чем составить соответствующие заключения. Обязать Совет городского поселения «Кличкинское» и администрацию городского поселения «Кличкинское» муниципального района «Приаргунский район» проводить в дальнейшем антикоррупционную экспертизу всех действующих муниципальных нормативных правовых актов и их проектов на предмет выявления коррупциогенных факторов в соответствии с действующим законодательством.

Прокурор просил рассмотреть дело его отсутствие в порядке упрощенного судопроизводства.

Административные ответчики в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия.

На основании ч.7 ст.150 КАС РФ полагаю возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного судопроизводства.

Исследовав материалы дела и оценив их в совокупности с действующим законодательством, нахожу административный иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предусмотрено, что профилактика коррупции осуществляется, в том числе, путем применения основной меры - антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.

Согласно положениям пункта 1 статьи 2 и пункта 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством РФ.

В соответствии с указанным Федеральным законом Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 утверждены Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, которые распространяют свое действие в том числе и на нормативные правовые акты (проекты) органов местного самоуправления.

Материалами дела подтверждается, что антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов и действующих нормативных правовых актов в городском поселении «Кличкинское» не проводится, заключения не составляются (л.д.23).

В силу части 4 и части 5 статьи 3 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.

Таким образом, в силу прямого указания закона на Совет городского поселения «Кличкинское» и администрацию городского поселения «Кличкинское» муниципального района «Приаргунский район» возложена обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) независимо от деятельности иных субъектов, на которые законом также возложена обязанность проведения антикоррупционной экспертизы принятых органами местного самоуправления нормативных правовых актов, и независимо от выводов, сделанных соответствующими компетентными органами по результатам проведения ими самостоятельной антикоррупционной экспертизы.

Пунктом 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Таким образом, заявление подано прокурором Приаргунского района в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав (статьи 15 и 46) и законных интересов неопределенного круга лиц. При этом данное заявление предъявлено прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодателем для предупреждения возникновения коррупции в деятельности органов местного самоуправления.

Поскольку ответчики не выполняют установленную законом обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), суд находит бездействие Совета городского поселения «Кличкинское» и администрации городского поселения «Кличкинское» муниципального района «Приаргунский район», выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы всех муниципальных нормативных правовых актов и их проектов незаконным.

Суд полагает необходимым возложить обязанности на Совет городского поселения «Кличкинское» и администрацию городского поселения «Кличкинское» муниципального района «Приаргунский район» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести антикоррупционную экспертизу всех действующих муниципальных нормативных правовых актов, о чем составить соответствующие заключения.

В части требований прокурора о возложении обязанности на Совет городского поселения «Кличкинское» и администрацию городского поселения «Кличкинское» муниципального района «Приаргунский район» проводить в дальнейшем антикоррупционную экспертизу всех действующих муниципальных нормативных правовых актов и их проектов на предмет выявления коррупциогенных факторов в соответствии с действующим законодательством, суд полагает необходимым отказать, поскольку доказательств того, что в дальнейшем антикоррупционная экспертиза проводится не будет, не имеется, такая обязанность возложена на указанные органы в силу закона и необходимости принимать по данному требованию судебное решение не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, 228, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление прокурора Приаргунского района Забайкальского края удовлетворить частично.

Признать бездействие Совета городского поселения «Кличкинское» и администрации городского поселения «Кличкинское» муниципального района «Приаргунский район», выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы всех муниципальных нормативных правовых актов и их проектов - незаконным.

Обязать Совет городского поселения «Кличкинское» и администрацию городского поселения «Кличкинское» муниципального района «Приаргунский район» провести антикоррупционную экспертизу всех действующих муниципальных нормативных правовых актов, о чем составить соответствующие заключения.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Обязать Совет городского поселения «Кличкинское» и администрацию городского поселения «Кличкинское» муниципального района «Приаргунский район» сообщить об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и прокурору Приаргунского района Забайкальского края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Приаргунский районный суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения.

Председательствующий: подпись

Копия верна: судья В.В.Помигуев