К делу № 2а-483/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«14» июля 2016 г. ст. Старощербиновская
Щербиновский районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего – судьи Деревянченко Н.В.,
секретаря Киселевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к начальнику Ейского таможенного поста Краснодарской таможни, Краснодарской таможне об оспаривании действий (бездействия) должностного лица таможенного органа,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к начальнику Ейского таможенного поста Краснодарской таможни, Краснодарской таможне об оспаривании действий (бездействия) должностного лица таможенного органа, указывая, что 9.06.2016 года он обратился с заявлением в Ейский таможенный пост Краснодарской таможни с целью получения письменной консультации по вопросу определения классификационного кода ТН ВЭД товара автомобиля марки <данные изъяты>, 2009 года выпуска, объемом бензинового двигателя 1598 куб. см., и расчета таможенных платежей при ввозе данного товара из Германии в Российскую Федерацию. Начальником Ейского таможенного поста Краснодарской таможни ФИО2 ему было отказано в определении кода и расчете таможенных платежей за указанный товар. Полагая, что отказ в предоставлении консультации нарушает его права и законные интересы, так как он не был информирован о классификационном коде товара и сумме пошлин, которые необходимо оплатить при ввозе интересующего его транспортного средства, административный истец просил суд признать незаконными и не соответствующими действующему законодательству действия должностного лица Ейского таможенного поста Краснодарской таможни, выразившиеся в отказе определить код товара по ТН ВЭД и рассчитать сумму платежей на автомобиль марки <данные изъяты>, 2009 года выпуска, объемом бензинового двигателя 1598 куб. см.; обязать должностное лицо Ейского таможенного поста Краснодарской таможни оказать консультацию по определению кода товара по ТН ВЭД и рассчитать сумму платежей на автомобиль марки <данные изъяты>, 2009 года выпуска, объемом бензинового двигателя 1598 куб. см.
Представитель административного ответчика Краснодарской таможни ФИО3 в отзыве указала, что начальник Ейского таможенного поста правомерно отказал в предоставлении ФИО1 консультации по вышеназванным вопросам; просила суд отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, поскольку в соответствии с принятым на основании п. 6 ст. 52 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» Административным регламентом Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, утвержденным Приказом ФТС России от 9.06.2012 № 1128, предоставление государственной услуги по консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, не оказывается, в числе прочих, по обращениям о подтверждении или о принятии решения об определении кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза страны происхождения товаров; по обращениям об арифметическом исчислении сумм подлежащих уплате таможенных платежей в отношении конкретных товаров (п.30); исходя из положений ст. 10 названного Федерального закона, п. 5 Общего положения о таможне, утвержденного Приказом ФТС России от 4.09.2014года № 1700, п.п. 14 и 65 Административного регламента таможенными органами, оказывающими на территории Российской Федерации государственную услугу по консультированию, являются исключительно РТУ либо таможни, у таможенных постов такого рода полномочия отсутствуют;
Административный истец ФИО1, административный ответчик начальник Ейского таможенного поста Краснодарской таможни ФИО2, представитель административного ответчика Краснодарской таможни ФИО4, ходатайствовавшие о рассмотрении административного дела в их отсутствие, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии с ч.6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
В соответствии с п.4 ст. 291, ч. 7 ст. 150 КАС РФ если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 9.06.2016 года обратился с заявлением в Ейский таможенный пост Краснодарской таможни с целью получения письменной консультации по вопросу определения классификационного кода ТН ВЭД товара автомобиля марки <данные изъяты>, 2009 года выпуска, объемом бензинового двигателя 1598 куб. см. и расчета таможенных платежей при ввозе данного товара из Германии в Российскую Федерацию.
В направленном ФИО1 начальником Ейского таможенного поста Краснодарской таможни ФИО2 ответе от 9.06.2016 года № 41-10.2/00268 было отказано в консультации по вопросу определения классификационного кода товара и исчисления сумм таможенных платежей, подлежащих уплате в отношении автомобиля <данные изъяты>, 2009 года выпуска, объемом бензинового двигателя 1598 куб. см. при его ввозе из Германии в Российскую Федерацию, с указанием на должностных лиц, уполномоченных осуществлять консультирование, разъяснения случаев, когда предоставление государственной услуги по консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, не оказывается, с приведением правового обоснования.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 11 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы консультируют заинтересованных лиц по вопросам, касающимся таможенного законодательства таможенного союза, и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов. Консультирование таможенными органами осуществляется в устной и письменной формах бесплатно.
Частью 1 ст. 10 Федерального закона от 27.11.2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" определено, что таможенными органами РФ являются: 1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела; 2) региональные таможенные управления; 3) таможни; 4) таможенные посты. Часть 3 названной статьи регламентирует, что компетенция конкретных таможенных органов, указанных в пунктах 2 - 4 ч.1 настоящей статьи, по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности этих таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Согласно приказу № 107 ГТК РФ от 30.03.1992 года был основан Ейский таможенный пост с подчинением Краснодарской таможне.
В силу п. 1 Общего положения о таможенном посте, утвержденного Приказом ФТС России от 4.09.2014 года № 1701, таможенный пост является таможенным органом, входящим в единую централизованную систему таможенных органов РФ и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности таможенного поста в пределах компетенции, определенной настоящим положением.
Информирование об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, не относится к компетенции таможенного поста, а относится к полномочиям регионального таможенного управления и таможни, являющихся по отношению к таможенному посту вышестоящими таможенными органами (п. 5, подп.82 п.6 Общего положения о региональном таможенном управлении и п.5, подп.91 п.6 Общего положения о таможне, утвержденных Приказом ФТС России № 1700 от 4.09.2014 года).
Приказом № 1021 от 30.12.2015 года и.о. начальника Краснодарской таможни определены должностные лица правового отдела таможни, на которых возложена в рамках административного регламента обязанность по предоставлению государственной услуги по информированию и консультированию, определено, что предоставление такой услуги осуществляется в месте расположения Краснодарской таможни по адресу: 350033, <...> 2\5, график работы и прочее.
Как следует из должностной инструкции начальника Ейского таможенного поста Краснодарской таможни, утвержденной 19.04.2013 года, начальник Ейского таможенного поста не обладает правом и не несет обязанности по консультированию заинтересованных лиц по вопросам, касающимся таможенного законодательства таможенного союза, и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.
Приказом ФТС России от 9.06.2012 № 1128 утвержден Административный регламент Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.
В соответствии с п.п. 14, 15 Административного регламента непосредственное оказание государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, осуществляется РТУ и таможнями по обращениям лиц.
Согласно пункту 65 Административного регламента основанием для осуществления консультирования по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, является запрос лица о предоставлении консультации в соответствующее подразделение, предоставляющее государственную услугу, которым является правовое подразделение РТУ или таможни.
Согласно п. 67 Административного регламента консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, осуществляет должностное лицо правового подразделения РТУ или таможни, ответственное за консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, отвечающее требованиям, установленным пунктом 68 Административного регламента, и уполномоченное начальником (лицом, его замещающим) РТУ или таможни.
В соответствии с п. 30 Административного регламента предоставление государственной услуги по консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, не оказывается, в том числе:
- по обращениям о подтверждении или о принятии решения об определении кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, страны происхождения товаров (порядок принятия таможенными органами предварительного решения о классификации товаров или об определении страны происхождения товаров регулируется статьями 108 и 111 Федерального закона N 311-ФЗ);
- по обращениям о подтверждении или об определении таможенной стоимости (таможенная стоимость определяется декларантом в соответствии со статьей 112 Федерального закона N 311-ФЗ);
- по обращениям об арифметическом исчислении сумм подлежащих уплате таможенных платежей в отношении конкретных товаров (в соответствии со статьей 76 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиками таможенных пошлин, налогов самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) международными договорами государств-членов Таможенного союза).
ФИО1 реализовал свое право на получение информации по своему обращению; со стороны должностного лица Ейского таможенного поста каких-либо действий, направленных на ограничение прав заявителя, не совершалось, его обращение было рассмотрено в пределах полномочий и в установленном порядке и на него дан ответ в соответствии с требованиями действующего законодательства и своевременно.
Само по себе несогласие с действиями (бездействием, ответом на обращение) ФИО1 не является основанием для удовлетворения административных исковых требований и не свидетельствует о нарушении прав, свобод и законных интересов ФИО1, поскольку его права, свободы и законные интересы нарушены не были, препятствий для осуществления его прав, свобод и законных интересов создано не было, какая-либо обязанность на него не возлагалась, к ответственности он не привлекался.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
решил:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к начальнику Ейского таможенного поста Краснодарской таможни, Краснодарской таможне об оспаривании действий (бездействия) должностного лица таможенного органа отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Щербиновский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: Н.В. Деревянченко