ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-483/2022 от 29.07.2022 Алапаевского городского суда (Свердловская область)

Решение в окончательной форме изготовлено 29 июля 2022 г. в 17:00 часов

Дело № 2а-483/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Алапаевск

Свердловской области 29 июля 2022 г.

Судья Алапаевского городского суда Свердловской области Зубарева О.Ф., при секретаре Подкорытовой А.Н.,

с участием представителя административного истца – помощника Алапаевского городского прокурора Быковой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Алапаевского городского прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещённой на сети Интернет, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,

УСТАНОВИЛ:

Алапаевский городской прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с исковым заявлением о признании информации, размещённой на интернет-ресурсах:

В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил круг ответчиков по настоящему делу. Так как администратором доменного имени является Мальцев Б. Н., он был привлечен к участию в деле в качестве административного ответчика.

В судебном заседании 29.07.2022 прокурор вновь уточнил исковые требования. Просил признать информацию, размещённую на интернет-ресурсе: , информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

От остальных исковых требований, в том числе, требований, предъявленных к Мальцеву Б.Н. по вопросу признания запрещенной информации, размещенной на Интернет-ресурсе https://www.klerk.ru/buh/articles/510550/ прокурор отказался, в связи с добровольным удалением владельцем сай та спорной информации. Заявление прокурора об уточнении иска и отказе от части исковых требований приобщено к материалам дела.

Производство по административному делу в части требований прокурора о признании информации, размещенной на интернет – ресурсах иска.

В обоснование уточненных исковых требований административный истец указал, что в рамках осуществления надзорных мероприятий за исполнением законодательства об информации, информационных технологиях и их защите, проведен мониторинг информации содержащейся в сети «Интернет».

В ходе прокурорской проверки выявлено, что в статье «Ответственность за незаконное обналичивание денежных средств» на интернет странице https://www.profiz.ru/se/2_2019/nalischnye_dengi/ Интернет–Сайта ttps://www.profiz.ru располагается информация, содержащая инструкции и способы обналичивания денежных средств юридических лиц в обход установленных требований налогового законодательства.

Размещенная информация противоречит интересам государства и может быть использована в преступных целях.

В частности, на Интернет-странице: https://www.profiz.ru/se/2_2019/nalischnye_dengi/ приведено следующее текстовое сообщение: «Самая распространенная схема незаконного обналичивания денежных средств: компания, которой необходимо получить «живые» деньги обращается за помощью к специализированным организациям (или фирмам-однодневкам, или создает свою подставную организацию, или через индивидуального предпринимателя (ИП). Рассмотрим типовую схему по обналичиванию через ИП. Как правило для этого составляется некий фиктивный договор, предположим на создание консультационных услуг, по результатам «невыполнения» работ оформляется документ (например, акт выполненных работ). Компания переводит на расчетный счет ИП денежную сумму, указанную в договорных документах, далее ИП выплачивает данные денежные средства и передает их компании заказчику за вычетом причитающегося за его работу процента. Зачастую в эти схемы вовлечены также и свои «прикормленные» банки.» и др.

Указанными фразами автор раскрывает как незаконно обналичивать денежные средства юридического лица путем обращения за помощью к фирмам-однодневкам и заключения фиктивных договоров. На практике под фирмой «однодневкой» понимают формально обособленную, но фактически несамостоятельную организацию, которая в реальности не ведет предпринимательскую деятельность (Письмо ФНС России от 24.07.2015 N ЕД-4-2/13005@). Лицо, которое фактически контролирует «однодневку», создает ее, чтобы получить налоговую выгоду, которая не будет обоснованной. Задача «однодневки» - сделать то, что нужно контролирующему ее лицу, создать фиктивный документооборот с другими участниками. У такой организации обычно достаточно короткий жизненный цикл, так как ее создают для одной или нескольких мнимых операций, а затем бросают. Отсюда и название – «фирма-однодневка».

Согласно письму ФНС России Письмо ФНС РФ от 11.02.2010 N 3-7-07/84 «О рассмотрении обращения» под "фирмой-однодневкой" понимается юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации, и т.д.

Суть схемы с участием "фирм-однодневок" сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. При этом противоправная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему "фирмы-однодневки", которая является формально обособленной от налогоплательщика, что часто, как показывает практика, фактически не соответствует действительности.

Как следует из п. 13.1 Письма ФНС России от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@ «О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)» (вместе с "Методическими рекомендациями «Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)», утв. СК России, ФНС России), классической схемой уклонения от уплаты налогов является применение фиктивных сделок, с целью увеличения стоимости приобретенного товара (услуг) - завышения расходной части либо с целью занижения доходной части, а именно продажа товара по заниженной стоимости (экономически необоснованные сделки). Фиктивные сделки могут быть заключены недобросовестными налогоплательщиками как с фирмой-однодневкой, так и с аффилированной организацией.

Согласно Информационного письма Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 11.08.2020 N 36-10-2020 (вместе с Пособием "Практические вопросы расследования налоговых преступлений") "Фирмы-однодневки" - это такие юридические лица, которые созданы без цели осуществления предпринимательской деятельности и используются для создания фиктивного документооборота о совершении влияющих на объем налоговой обязанности сделок с целью уклонения от уплаты налогов, сборов и (или) страховых взносов.

Подобные организации используются в различных схемах уклонения от уплаты налогов, сборов и (или) страховых взносов, в том числе с целью фиктивного увеличения затрат на осуществление хозяйственной деятельности. При этом между налогоплательщиком и "фирмой-однодневкой" создается соответствующий документооборот, отражающий данные о фиктивных сделках на приобретение товаров, работ и услуг, которые на самом деле не поставлялись и не выполнялись.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Как следует из п. 6. ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

По стране отмечаются случаи оборота "серых" денежных средств, исчисляемых сотнями миллионов рублей, через площадки, обладающие признаками фирм-однодневок и создаваемые исключительно для данных операций.

Уголовным кодексом Российской Федерации в ст. 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за создание фирм-однодневок. Лица, использующие чужие документы для образования таких юридических лиц, подлежат уголовной ответственности по ст. 173.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, предоставившие их - по ст. 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Статьей 199 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией - плательщиком страховых взносов, путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.

Поскольку в указанной выше статье на Интернет странице: https://www.profiz.ru/se/2_2019/nalischnye_dengi/ содержится инструкция по созданию фирм-однодневок, описаны способы незаконного получения наличных денежных средств юридическим лицом, и уклонения от уплаты законно установленных налогов, за что в Российской Федерации ст. ст. 173.1, 173.2, 199 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность, данная информация должна быть признана запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

На момент прокурорской проверки Интернет-ресурс с URL адресом: https://www.profiz.ru/se/2_2019/nalischnye_dengi/ на котором размещена запрещенная информация, в указанный Единый реестр доменных имен (https://eais.rkn.gov.ru), не включен. Доступ к указанному Интернет-сайту не ограничен. Установить владельца сайта https://www.profiz.ru и автора размещенной на Интернет-Ресурсе информации, не представилось возможным.

Иск прокурора предъявлен в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник Алапаевского городского прокурора Быкова С.С. настаивала на иске, с учетом уточнения заявленных требований, так как на момент рассмотрения дела доступ к Интернет-странице с адресом осуществляется свободно неопределенному кругу лиц. Установить, кому принадлежит доменное имя не представляется возможным.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому Федеральному округу в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв на административный иск, в котором указал, что процедура ограничения доступа к запрещенной информации определена ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ). В целях ограничения доступа к запрещенной информации Роскомнадзором ведется единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Посредством включения запрещенной информации в Единый реестр обеспечивается взаимодействие с владельцами сайтов в сети «Интернет» и провайдерами хостинга в целях удаления или ограничения доступа к запрещенной информации, а также выгрузка такой информации Роскомнадзором операторам связи в целях ограничения доступа к запрещенной информации с их стороны. В соответствии с требованиями к способам (методам) ограничения доступа к информационным ресурсам, утвержденными приказом Роскомнадзора от 14.12.2017 № 249, оператор связи, получив выгрузку запрещенной информации, обеспечивает ограничение доступа к ней по указателю страницы сайта в сети «Интернет», где такая информация размещена, или по доменному имени сайта в сети «Интернет» или по сетевому адресу. Оператором связи рекомендовано в целях обеспечения гарантии прав граждан на свободный поиск информации и с учетом принципа соразмерности ограничивать доступ к запрещенной информации по указателю страницы сайта в сети «Интернет». Роскомнадзор считает, что требования об ограничении доступа к запрещенной информации, заявляемые в порядке административного судопроизводства, должны идентифицировать запрещенную информацию также по указателю страницы сайта в сети «Интернет». Действующее законодательство Российской Федерации не содержит закрытого перечня информации, которая может быть признана запрещенной к распространению на территории Российской Федерации решением суда. Если заявленное требование непосредственно касается кого-либо из лиц, не участвующих в деле, и решение по делу затрагивает его права и обязанности, то привлечение такого лица к участию в деле является обязательным. Ответчиком по данной категории исков является лицо, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления, то есть правообладатель (владелец сайта, автор размещенной информации). заявления о признании информации запрещенной. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, в силу прямого указания закона привлекается к участию в деле в качестве заинтересованного лица. Обозначенная в административном исковом заявлении информация на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://www.profiz.ru/; http://www.sravni.ru/ http://www.klerk.ru/ http://www.nperspektiva.ru/ по состоянию на дату подготовки отзыва находится в открытом доступе. Указанные Интернет-ресурсы не включены в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Суд, учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, принимая во внимание, что в ходе подготовки и рассмотрения административного дела установить администратора доменного имени http://www.profiz.ru/ не представилось возможным, определил рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя административного истца, суд приходит к следующему.

В силу ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов Других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Положениями ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание рациональной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной Информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (ч. 1, ч. 6).

В силу абз. 1 ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Как следует из п. 6. ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Уголовно наказуемыми деяниями в соответствии с Уголовным кодексом РФ являются: незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица (статья 173.1 УК РФ), незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица (статья 173.2 УК РФ), уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией - плательщиком страховых взносов (ст. 199 УК РФ).

За нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности и др. статьей ч. 1 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Из исследованных доказательств следует, что на Интернет-странице с адресом: https://www.profiz.ru/se/2_2019/nalischnye_dengi/ содержится информация о незаконном образовании юридических лиц, незаконном получении наличных денежных средств юридическим лицом и способах обналичивания доходов юридического лица, без уплаты налогов, то есть уклонения от уплаты законно установленных налогов, за что в Российской Федерации предусмотрена уголовная и административная ответственность, данная информация должна быть признана запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим Информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый Реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых Адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – реестр).

В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие тарифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основаниями для включения в реестр вышеуказанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также – административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Административное исковое заявление о признании информации запрещенной подается в районный суд по адресу административного истца либо по адресу или месту жительства административного ответчика.

Согласно ч. 2-4 ст. 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в резолютивной части решения суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной указываются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Копии решения суда направляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, иным лицам, участвующим в деле, в порядке, установленном статьей 182 настоящего Кодекса.

Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Заслушав объяснения представителя административного истца, проанализировав письменные доказательства, представленные в материалы дела, а также изучив информацию в сети Интернет, суд приходит к выводу, что информация, размещённая на Интернет-странице: https://www.profiz.ru/se/2_2019/nalischnye_dengi/, является информацией запрещённой к распространению на территории Российской Федерации, так как содержит описание способов незаконного получения наличных денежных средств юридическим лицом, способах обналичивания доходов юридического лица с нарушением порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также указывает на возможные способы уклонения от уплаты законно установленных налогов, за что в Российской Федерации предусмотрена административная и уголовная ответственность, данная информация должна быть признана запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Распространение такой информации запрещено абз. 7 ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», а также иными приведенными выше Федеральными законами.

В ходе рассмотрения дела судом исследована Интернет страница с адресом: .

Доступ на указанный Интернет-ресурс с мобильного устройства ничем не ограничен и осуществляется свободно.

При этом, на момент рассмотрения настоящего дела в Единый Реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых Адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», указанный сайт не включен.

При таких обстоятельствах суд считает исковые требования Алапаевского городского прокурора о признании информации, размещённой на сети Интернет на сайте: информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Алапаевского городского прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещённой на сети Интернет, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, удовлетворить.

Признать информацию, размещённую в сети Интернет на интернет-странице: , Интернет-сайта: информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Направить копию настоящего решения в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи – Управление Роскомнадзора по Уральскому Федеральному округу.

Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Алапаевский городской суд Свердловской области.

Судья О.Ф. Зубарева