ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4843/2021 от 14.12.2021 Московского районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Дело № 2а-4843/2021

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

14 декабря 2021 г. г. Чебоксары

Московский районный суд города Чебоксары под председательством судьи Гусев Е.В., при секретаре судебного заседания Смирновой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике к Благотворительному Православному Фонду «Рождество» о ликвидации фонда и исключении его из единого государственного реестра юридических лиц,

у с т а н о в и л :

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике (далее Управление) обратилось в суд с указанным административным иском к Благотворительному Православному Фонду «Рождество» (далее Фонд «Рождество», организация), мотивируя тем, что Фонд «Рождество» внесен в Единый государственный реестр юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) ДД.ММ.ГГГГ, ОГРН

В рамках полномочий, Управлением осуществлена проверка деятельности Фонда «Рождество», в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям и законодательству Российской Федерации. В ходе проведения проверки выявлены нарушения положений действующего законодательства, что в силу подпункта 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ является основанием для ее ликвидации.

Согласно письму исполнительного директора ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ фактическая деятельность не ведется. Согласие учредителей в соответствии с заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ на ликвидацию имеется.

Выявленные нарушения требований законодательства Российской Федерации являются грубыми и неустранимыми, поскольку в настоящее время вследствие установленных обстоятельств они не могут быть устранены законным способом, так как деятельность Организации фактически прекращена.

В связи с изложенным Управление просило суд ликвидировать Благотворительный Православный Фонд «Рождество» и исключить его из единого государственного реестра юридических лиц.

Участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 289 ч. 2 КАС РФ неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Кроме того, в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информация о времени и месте рассмотрения настоящего дела была заблаговременно размещена на интернет-сайте Московского районного суда г. Чебоксары.

При указанных обстоятельствах, учитывая положения части 7 статьи 150 КАС РФ, суд рассматривает настоящее дело в отсутствие указанных лиц.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявления.

Благотворительный Православный Фонд "Рождество" (далее - Организация) внесен в Единый государственный реестр юридических лиц (далее-ЕГРЮЛ) ДД.ММ.ГГГГ, ОГРН

В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций;

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 705 (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 61 ГК РФ, юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

При проведении проверки деятельности Организации Управлением выявлены следующие нарушения действующего законодательства:

В нарушение требований статьи 14 Федерального закона № 7-ФЗ « О некоммерческих организациях» Организация не исполняет требования Устава в части:

- осуществления деятельности Правления, Попечительского Совета, а именно не соблюдаются периодичность их заседаний и порядок принятия решений;

- исполнительным директором Организации в нарушение пункта 4.2.3 устава не ведется журнал учета участников;

- в нарушение пункта 4.3.1 не осуществлялась ревизия финансово-хозяйственной деятельности.

2. В нарушение пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» Правлением Организации не утверждались благотворительные программы.

3. В ходе анализа Устава установлено его несоответствие действующему законодательству, в частности:

а) в пункте 1.4 Устава предусмотрено, что Организация является юридическим лицом с момента ее государственной регистрации. Между тем указанная формулировка не соответствует части 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), согласно которой правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении;

б) в пункте 1.6 Устава предусмотрено, что Организация имеет зарегистрированную в установленном порядке эмблему. Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона № 7-ФЗ описание символики некоммерческой организации (эмблемы, герба, иные геральдические знаки, флаги, гимны) должно содержаться в учредительных документах организации (уставе). Процедура государственной регистрации эмблемы отменена.

Однако в нарушение данных требований закона в действующей редакции устава, утвержденного Правлением от ДД.ММ.ГГГГ, описание какой-либо эмблемы или иной символики отсутствует;

в) в пункте 3.1 Устава указано, что участниками Организации могут выступать полностью дееспособные граждане, достигшие 18 лет, иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, а также законами об отдельных видах общественных объединений. Указанная норма не соответствует пункту 4.1.1 Устава и статье 123.17 ГК РФ, согласно которым учредителями (участниками) являются граждане и (или) юридические лица.

г) пункт 3.6 Устава в части возможного нанесения морального вреда Организации не соответствует статье 151 ГК РФ, согласно которой субъектом моральных (т.е. нравственных) страданий может являться лишь гражданин (физическое лицо);

д) в пункте 4.1.4 Устава определена исключительная компетенция Правления. Однако в нарушение требований абзаца девятого пункта 3 статьи 29 Федерального закона № 7-ФЗ и статьи 123.19 Гражданского кодекса Российской Федерации к исключительной компетенции не отнесено утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации и одобрение совершаемых Организацией сделок в случаях, предусмотренных законом;

е) абзацем 9 пункта 4.1.4 и пунктом 6.5 Устава к компетенции Правления отнесена ликвидация Организации, однако данный вопрос согласно статье 123.20 ГК РФ является исключительной прерогативой суда;

ж) пунктами 4.4.7 и 6.1 Устава предусмотрена возможность реорганизации фонда, что не допускается статьей 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации;

з) пункт 6.9 Устава не соответствует требованиям пункта 2 статьи 63 ГК РФ в части содержания промежуточного ликвидационного баланса; поскольку не предполагает отражение перечня требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией;

и) пункт 6.10 Устава не соответствует требованиям пункта 5 статьи 63 ГК РФ в части ограничения выплат для кредиторов третьей и четвертой очереди.

4.В нарушение требований статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в редакции, действовавшей в проверяемый период) Организацией в ДД.ММ.ГГГГ не проводился ежегодный обязательный аудит.

5. В нарушение требований пункта 2 статьи 123.18 ГК РФ Организация не опубликовывала отчеты об использовании своего имущества.

6. В нарушение требований статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» документы первичного бухгалтерского учета, подтверждающие доходы и расходы Организации, не представлены.

7. Пунктом 5.6 Устава предусмотрено осуществление Организацией приносящей доход деятельности. Вместе с тем в нарушение пункта 5 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (<данные изъяты>.), не сформирован.

Указанное свидетельствует о нарушении организацией действующего законодательства. Изложенные выше нарушения являются грубыми и неустранимыми, поскольку в настоящее время вследствие установленных обстоятельств они не могут быть устранены законным способом, так как деятельность организации фактически прекращена.

Эти обстоятельства в силу п 3 ч. 3 ст. 61 ГК РФ является основанием для ее ликвидации.

Кроме того, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 2 статьи 123.20 ГК РФ фонд может быть ликвидирован, если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна, а также если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены.

При таких обстоятельствах, требования административного истца законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Доказательств иного суду не представлено.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Ликвидировать Благотворительный Православный Фонд «Рождество» и исключить его из единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Московский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий Е.В. Гусев