ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4846/2023 от 06.02.2024 Волжского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2а-528/2024

64RS0043-01-2023-006575-81

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 февраля 2024 года г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Девятовой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коньковой В.В.,

с участием представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО1,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «АПР-Сити/ТВД» к администрации муниципального образования «Город Саратов», заинтересованные лица: комитет по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов», комитет по управлению имуществом г. Саратова о признании незаконным нормативного правового акта органа муниципального образования,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «АПР-Сити/ТВД» (далее – ООО «АПР-Сити/ТВД», Общество, организация) обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим постановление администрации муниципального образования (далее – МО) «Город Саратов» от 18 июля 2023 года № 3039 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 29 января 2014 года № 213 «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Саратовской области или муниципального образования «Город Саратов» полностью, как несоответствующее законодательству Российской Федерации.

Требования мотивированы тем, что в соответствии с вышеуказанным нормативным правовым актом из схемы размещения рекламных конструкций исключены места размещения рекламных конструкций, принадлежащих ООО «АПР-Сити/ТВД» (п. 1.2 оспариваемого постановления) на основании ранее выданных разрешений на установку рекламных конструкций. По факту исключения из схемы рекламных мест, по которым были выданы разрешения, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании данных разрешений незаконными, указанные судебные дела в настоящее время находятся на рассмотрении Арбитражного суда Саратовской области. Оспариваемое постановление непосредственно влияет на права организации, лишает правомерного использования ранее предоставленных Обществу рекламных мест под установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Все разрешения были выданы законно и обоснованно на основании действующих договоров, заключенных сроком на 10 лет. Полагает, что оспариваемое постановление распространяет свое действие на вновь устанавливаемые рекламные конструкции, обратной силы не имеет.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены комитет по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов», комитет по управлению имуществом г. Саратова.

В судебном заседании представитель административного ответчика полагал, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Иные лица, участвующие в деле, и извещенные надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, уважительных причин неявки не предоставили.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция РФ каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч.ч. 1, 2 ст. 46).

В соответствии с ч. 1 ст. 130 и ч.1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

В силу ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из ч. 7 ст. 213 КАС РФ следует, что при рассмотрении административного дела суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с ч. 8, ч. 9 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 2 и 3 ч. 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Согласно п.п. 25, 26.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, утверждение схемы размещения рекламных конструкций, осуществляемое в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».

Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются положениями Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

В соответствии с ч. 5.8 ст. 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 18 июля 2023 года администрацией МО «Город Саратов» принято постановление № 3039 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 29 января 2014 года № 213 «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Саратовской области или муниципального образования «Город Саратов».

Согласно названному постановлению внесены следующие изменения, в частности, в разделе 1 «Карты размещения рекламных конструкций» приложения к постановлению постановлено: значки щитов с номерами 82, 83, 84, 126, 128, 191, 192, 195, 198, 209, 237, 238, 239, 241, 242, 243, 244, 248, 249, 250, 251, 252, 255, 263, 264, 265, 268, 270, 271, 280, 281, 282, 284, 288, 293, 300, 304, 352, 1152, 1154, 1155, 1214, 1243, 1294, 1329, 1331, 1334, 1336, 1337, 1340, 1341, 1342, 1343, 1344, 1345, 1346, 1347, 1348.1, 1348.2, 1349, 1350, 1353, 1354, 1358.1, 1358.2, 1361, 1365, 1370, 1373, 1377, 1410, 1420, 1422, 1424, 1425, 1427, 2000, 2090, 2121, 2153 удалить.

В разделе 2 «Места размещения рекламных конструкций» приложения к постановлению постановлено: пункты 22, 31, 32, 33, 43, 45, 51, 53, 97, 98, 101, 104, 113, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147, 151, 152, 153, 154, 155, 158, 165, 166, 167, 170, 172, 173, 182, 183, 184, 186, 189, 192, 197, 201, 246, 750, 752, 753, 800, 824, 865, 897, 898, 899, 900, 901, 902, 903, 904, 905, 906, 907, 908, 909, 910, 911, 912, 913, 914, 917, 918, 922, 925, 928, 933, 936, 939, 944, 960, 963, 965, 967, 977, 979, 981, 982, 984, 1505, 1523, 1568, 1569, 1653, 1773, 1778, 1808 исключить.

Комитету по общественным отношениям и туризму администрации муниципального образования «Город Саратов» опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации и разместить изменения в схему размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Саратовской области или муниципального образования «Город Саратов», на официальном сайте администрации муниципального образования «Город Саратов».

В соответствии с ч. 5.8 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-Ф3 «О рекламе» органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.

Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.

Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации.

Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Проект постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 29 января 2014 года № 213 2Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Саратовской области или муниципального образования «Город Саратов», подготовлен в связи с изменениями, вносимыми в схему размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Саратовской области или муниципального образования «Город Саратов» (далее - Схема).

Из заключения комитета по архитектуре администрации МО «Город Саратов» к проекту оспариваемого постановления следует, что оно не противоречит Федеральному закону от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», ст.ст. 43. 44.1 Устава администрации муниципального образования «Город Саратов», решением Саратовской городской Думы от 25 октября 2007 года № 21-204 «О наружной рекламе в г. Саратове».

От министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства области получено сводное заключение на проект изменения Схемы от 10 июля 2023 года № 8/29.

В соответствии с указанным заключением проект изменений в Схему был согласован.

В Пленуме Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативно-правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» указано, что в соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В случае если законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное опубликование нормативного правового акта и в средстве массовой информации (в нескольких средствах массовой информации), и на «Официальном интернет-портале правовой информации», официальным опубликованием акта следует признавать его первое размещение в одном из предусмотренных мест опубликования.

Постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 18 июля 2023 года № 3039 согласно представленным в материалы дела документам опубликовано на официальном сайте администрации муниципального образования «Город Саратов» в разделе «Постановления, распоряжения» или «Постановления главы», размещено в разделе официального сайта администрации муниципального образования «Город Саратов» в разделе «Реклама», опубликовано в газете «Саратовская панорама».

В обоснование поданного административного иска ООО «АМР-Сити/ТВД» ссылается на то, что оспариваемое постановление не содержит указания на то, что рекламные конструкции, исключенные из схемы, подлежат демонтажу и что данный нормативный правовой акт распространяет свое действие на отношения до вступления его в законную силу, соответственно рекламные конструкции, установленные ранее по действующей схеме размещения рекламных конструкций установлены законно.

Суд отклоняет доводы административного истца, поскольку Федеральным законом «О рекламе» допускается внесение изменений в ранее утвержденную схему размещения рекламных конструкций.

Подобная возможность имеется даже в случае выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и реальной установки и эксплуатации конструкции – ч. 20.1 ст. 19 этого Федерального закона.

Доводы административного истца о том, что данный нормативный акт обратной силы не имеет не основан на законе.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в установленном законом порядке с соблюдением правил его введения в действие, определяя правовые требования, предъявляемые к размещению рекламных конструкций, законодатель одновременно предусмотрел организационно-правовой механизм реализации этих положений, возложив на органы местного самоуправления полномочия самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с утверждением правил благоустройства территории и утверждения схемы размещения рекламных конструкций и в этой связи предоставляя органу местного самоуправления нормотворческие полномочия по правовому регулированию рекламной деятельности.

Принятый в установленном законом порядке нормативный правовой акт распространяется в равной мере на всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке рекламы, в связи с чем правовых оснований для вывода о том, что допущено ограничение конкуренции, не имеется.

Кроме того, оспариваемое постановление о внесении изменений в Схему размещения рекламных конструкций не противоречит требованиям ч. 5.8 ст. 19 Закона о рекламе, поскольку соответствует документам территориального планирования и обеспечивает соблюдение градостроительных норм и правил, требований безопасности, других документов.

Следует учитывать, что суд не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом местного самоуправления нормативного правового акта, поскольку это относится к исключительной компетенции таких органов. Вопросы возможности и необходимости размещения рекламных конструкций тех или иных типов в каждом конкретном месте относятся к усмотрению лица, утверждающего схему расположения таких конструкций.

Следовательно, в удовлетворении административных исковых требований следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «АПР-Сити/ТВД» к администрации муниципального образования «Город Саратов», заинтересованные лица: комитет по управлению имуществом г. Саратова, комитет по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным постановления отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд города Саратова в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Н.В. Девятова

Мотивированное решение суда составлено 20 февраля 2024 года.

Судья Н.В. Девятова