Дело № 2а-484/2018
УИД 29RS0019-01-2018-000704-70
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерациигород Онега 01 октября 2018 года
Онежский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецова А.А.,
при секретаре судебного заседания Кошириной Н.В.,
с участием административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу, пеней по транспортному налогу,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Архангельской области и НАО (далее – налоговая инспекция, административный истец) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу в размере 43 198 руб. 77 коп., из них: транспортный налог за 2016 год в размере 42 702 руб.; пени по транспортному налогу в размере 496 руб. 77 коп., начисленных за период со 02.12.2017 по 14.01.2018 на сумму недоимки по налогу за 2016 год.
В обоснование административного иска указано, что ФИО1 в 2016 году являлся собственником транспортных средств. В адрес ФИО1 было направлено налоговое уведомление от 20.09.2017 об уплате транспортного налога. В связи с неисполнением обязанности по уплате налога в установленный срок, в адрес должника было направлено требование об уплате налога № 106 от 15.01.2018. До настоящего времени задолженность не погашена.
В судебном заседании представитель административного истца не участвовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании пояснил, что не согласен с начислением транспортного налога по автомобилю ХАММЕР Н2 4WD, гос. рег. знак ..., поскольку он относится к категории грузовых автомобилей (масса составляет свыше 3500 кг.), в связи с чем при расчете транспортного налога должна применяться налоговая ставка для грузовых автомобилей 85 руб., а не 150 руб. для легковых автомобилей. Вместе с тем признал, что в техническом паспорте на указанное транспортное средство ХАММЕР, тип транспортного средства указан – легковые автомобили. Пролагает, что в данном случае подлежат применению положения п. 7 ст. 3 НК РФ, что все сомнения толкуются в пользу налогоплательщика.
На основании ст. 150, ч. 2 ст. 289 КАС РФ по определению суда дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика.
Выслушав объяснения административного истца, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Обязанность, порядок и сроки уплаты транспортного налога установлены главой 28 НК РФ.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются физические лица, на имя которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные суда транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 362 НК РФ сумма налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Как это предусмотрено ст. 361, 363 НК РФ, конкретные ставки транспортного налога, а также порядок и сроки уплаты налога определяются законами субъектов Российской Федерации.
На территории Архангельской области принят Закон «О транспортном налоге» от 01.10.2002 № 112-16-0З (далее – Закон № 112-16-0З).
Статьей 1 Закона № 112-16-0З установлены ставки транспортного налога в зависимости от категории транспортных средств, мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности или килограмм силы тяги двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (ст. 362 НК РФ).
В судебном заседании установлено, что согласно сведениям, предоставляемым органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Архангельской области, в порядке ст. 85 НК РФ, за налогоплательщиком ФИО1 в 2016 году числились следующие объекты налогообложения – автомобили легковые: ХАММЕР Н2 4WD, год выпуска 2003, гос. рег. знак ..., мощность в ЛС 316, дата регистрации владения 22.04.2016, дата прекращения владения 22.12.2016; МЕРСЕДЕС BENZ Е, год выпуска 2015, гос. рег. знак ..., мощность в ЛС 184, дата регистрации владения 24.10.2015, дата прекращения владения 27.05.2016; LAND-ROVER, год выпуска 2008, гос. рег. знак ..., мощность в ЛС 232.56, дата регистрации владения 09.01.2016, дата прекращения владения 08.06.2016.
В соответствии с п. 3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Порядок и сроки уплаты транспортного налога установлены ст. 363 НК РФ, в соответствии с которой налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, осуществляют уплату транспортного налога в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Таким образом, срок уплаты транспортного налога за 2016 год установлен не позднее 01.12.2017.
Обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В соответствии с п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Налоговым органом ответчику были начислены налоги за 2016 год и направлено по почте заказным письмом налоговое уведомление ... от 20.09.2017, согласно которому уплате в бюджет подлежал транспортный налог за 2016 год по сроку уплаты до 01.12.2017 в размере 42 702 руб.
В соответствии с п. 4 ст. 52 НК РФ в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Исходя из нормы ст. 6.1 НК РФ, указанный срок исчисляется в рабочих днях.
Согласно ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки и неисполнении обязанности уплатить налоги в адрес должника направляется требование об уплате налога.
Согласно п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Кроме того, за несвоевременную уплату налога в соответствии со ст. 75 НК РФ начисляются пени. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, в размере одной трехсотой ставки рефинансирования, установленной Центрального банка РФ.
Согласно п. 8 ст. 69 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате, в том числе и пеней.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога в срок в порядке ст.ст. 69, 70 НК РФ в адрес должника по почте заказным письмом 21.03.2018 было направлено требование об уплате налога № 106 по состоянию расчетов на 15.01.2018, в котором ответчику сообщалось о наличии у него задолженности по налогам и сумме задолженности: налога 42 702 руб.; пени 496.77 руб.
В силу п. 6 ст. 69 НК РФ в случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 5 ст. 69 НК РФ).
Исходя из нормы ст. 6.1 НК РФ, указанные сроки исчисляются в рабочих днях. В установленный срок, а также на момент направления настоящего заявления в суд требование налогоплательщиком самостоятельно не исполнено.
Пени по транспортному налогу в сумме 496,77 руб. начислены за период с 02.12.2017 по 14.01.2018 на сумму недоимки по транспортному налогу за 2016 год.
Довод административного ответчика о том, что принадлежавший ему автомобильХАММЕР Н2 4WD, гос. рег. знак ..., является грузовым, не может быть принят судом по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Паспорт транспортного средства подтверждает в том числе наличие "одобрения типа транспортного средства" (постановление Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов").
Из вышеизложенного следует, что паспорт транспортного средства - это основной документ, содержащий в себе полные сведения о характеристиках и конструктивных особенностях автомобиля, в том числе и о типе транспортного средства.
Следовательно, именно данный документ следует рассматривать в качестве доказательства принадлежности транспортного средства к той или иной категории - "грузовые автомобили" или "легковые автомобили".
В силу Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России N 496 от 23.06.2005, вид (категория) автомототранспортного средства в целях налогообложения транспортным налогом должен определяться на основании типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства.
Согласно сведениям органа, осуществляющего государственную регистрацию транспорных средств на территории Архангельской области, тип транспортного средства ХАММЕР Н2 4WD, гос. рег. знак ..., - «легковые автомобили универсал» (л.д. 24, 58-59).
Аналогичные сведения признаны административным ответчиком в судебном заседании. Так, ФИО1 в судебном заседании пояснил, чтов техническом паспорте на указанное транспортное средство ХАММЕР, тип распорного средства указан – легковые автомобили.
При этом суд учитывает положения части 1 статьи 65 КАС РФ, согласно которой обстоятельства, признанные стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.
Таким образом, данный объект налогообложения (ХАММЕР Н2 4WD) правильно определен налоговым органом как легковой автомобиль. Указание в карточке учета транспортного средства на категорию транспортного средства «С» определяющего правового значения для разрешения данного спора не имеет.
При таких обстоятельствах на основании сведений, представленных ГИБДД налоговому органу, последним обоснованно применены налоговые ставки для категории "легковые автомобили" (150 руб. за 1 л/с.), поскольку особенности элементов налогообложения транспортным налогом, которые четко определены законодателем, не предполагают оценочных категорий.
Вопреки позиции административного ответчика, оснований для применения к спорным правоотношениям положений пункта 7 статьи 3 НК РФ не имеется.
В силу п. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В силу абз. 1 п.2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование ... от 15.01.2018 направлено административному ответчику согласно почтовому штемпелю – 21.03.2018. Дата получения требования – 30.03.2018 (по истечении шести дней с даты направления заказного письма). Таким образом, срок исполнения требования - не позднее 11.04.2018 (в течение восьми дней с даты получения требования).
Налоговым органом в адрес мирового судьи судебного участка №2 Онежского судебного района Архангельской области направлено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки по спорным суммам налоговой задолженности.
13.04.2018 мировым судьей в отношении ФИО1 вынесен судебный приказ № 2А-458/2018. В связи с поступившими от налогоплательщика возражениями определением от 24.04.2018 судебный приказ № 2А-458/2018 отменен.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
С настоящим административным исковым заявлением налоговый орган обратился в суд 10.09.2018.
Поскольку недоимка по транспортному налогу за 2016 год и пени в указанных суммах налогоплательщиком не были уплачены, налоговая инспекция с соблюдением установленных ст. 48 НК РФ процедуры и сроков обратилась в суд с рассматриваемым административным иском. Факта двойного взыскания с ответчика недоимки по транспортному налогу, земельному налогу и пени за период, указанный в иске, не установлено.
Расчеты задолженности административным ответчиком не оспорены, не опровергнуты, своего расчета либо доказательств погашения задолженности ФИО1 суду не представил, доказательств неправомерности начислений в дело не представлено. Расчет, представленный административным истцом, соответствует требованиям закона и материалам дела, его арифметическая правильность судом проверена, суд признает их правильными.
Налоговая инспекция обладает полномочиями на обращение в суд с настоящим административным иском. Административным истцом соблюден порядок досудебного урегулирования спора.
С учетом изложенного выше, административные исковые требования налоговой инспекции подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Исходя из разъяснений, данных в абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", а также п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы государственной пошлины по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.
В силу ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика – ФИО1 – в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1496 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Архангельской области и НАО к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени – удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: <Адрес>, задолженность по транспортному налогу в размере 43198 руб. 77 коп., из них:
- транспортный налог за 2016 года в размере 42 702 руб. на счет (код бюджетной классификации 18210604012021000110, ОКТМО 11646403,№ 40101810500000010003, БИК 041117001, отделение Архангельск, УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, 2920008100, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу);
- пени по транспортному налогу в размере 496 руб. 77 коп., начисленных за период со 02.12.2017 по 14.01.2018 на сумму недоимки по налогу за 2016 год, на счет (код бюджетной классификации 18210604012022100110, ОКТМО 11646403,№ 40101810500000010003, БИК 041117001, отделение Архангельск, УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, 2920008100, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу).
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования «Онежский муниципальный район» государственную пошлину в размере 1496 (одна тысяча четыреста девяносто шесть) рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Онежский городской суд Архангельской области.
Председательствующий подпись А.А. Кузнецов
...