дело №2а-484/2020
(26RS0026-01-2020-000869-87)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Нефтекумск 29 июня 2020 года
Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Ходус А.Н.,
при помощнике судьи - Леоновой О.А.,
с участием представителя административного истца - помощника прокурора <данные изъяты> – Миранова Р.Р.,
представителя административного ответчика – Думы <данные изъяты> городского округа <данные изъяты> – Сапрыкиной М.А., действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <данные изъяты> в интересах Российской Федерации к Думе <данные изъяты> городского округа <данные изъяты> о признании незаконным бездействие, возложении обязанностей по изданию муниципального нормативного правового акта о продлении сроков представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по размещению решения <данные изъяты> на официальном сайте в сети Интернет,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор <данные изъяты> в интересах Российской Федерации обратился в суд с административным исковым заявлением к Думе <данные изъяты> городского округа <данные изъяты> и просит признать незаконным бездействие Думы <данные изъяты> городского округа <данные изъяты> по изданию муниципального нормативного правового акта о продлении сроков представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отдельными категориями муниципальных служащих, назначаемыми Думой <данные изъяты> городского округа <данные изъяты>, возложить на Думу <данные изъяты> городского округа <данные изъяты> обязанность в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда издать муниципальный нормативный правовой акт о продлении сроков представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отдельными категориями муниципальных служащих, назначаемыми Думой <данные изъяты> городского округа <данные изъяты>, до ДД.ММ.ГГГГ включительно и разместить решение <данные изъяты> районного суда на официальном сайте администрации <данные изъяты> городского округа <данные изъяты> в сети Интернет: https://www.angosk.ru для всеобщего доступа, мотивируя следующим.
Прокуратурой района проведена проверка деятельности Думы <данные изъяты> городского округа <данные изъяты> по исполнению требований федерального законодательства о противодействии коррупции. В ходе проверки выявлены нарушения законодательства по антикоррупционному законодательству РФ: Федерального закона от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указа Президента РФ от 17.04.2020г. №272 «О предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 года», - выразившиеся в непринятии административным ответчиком муниципального нормативного правового акта, устанавливающего срок предоставления сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год, с учетом требований Указа Президента №272. В целях устранения нарушений действующего законодательства, прокуратурой района в адрес Думы <данные изъяты> городского округа <данные изъяты> 07.05.2020г. внесено представление об устранении нарушений закона, которое оставлено без удовлетворения по формальным основаниям. Неисполнение указанных требований федерального законодательства о противодействии коррупции нарушает законные интересы Российской Федерации по единству правовых подходов в правовом регулировании отношений в сфере противодействия коррупции и организованным основам предупреждения коррупции и борьбы с ней. В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора <данные изъяты> Миранов Р.Р. поддержал административные исковые требования и просил удовлетворить их.
В судебном заседании представитель административного ответчика Думы <данные изъяты> городского округа <данные изъяты> по доверенности Сапрыкина М.А. административные исковые требования не признала, просила производство по административному делу прекратить, ввиду отсутствия предмета рассмотрения в связи с принятием председателем Думы <данные изъяты> городского округа <данные изъяты> постановления от ДД.ММ.ГГГГ. № «О мерах по реализации поручения Губернатора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. № «О мерах по реализации в <данные изъяты> Указа Президента Российской Федерации от 17.04.2020г. №272 «О предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ», а также предоставлением муниципальными служащими, включенными в перечень, указанных сведений до ДД.ММ.ГГГГ., полагая, что в рамках реализации данного поручения Губернатора <данные изъяты> указанное постановление вправе был издать председатель Думы <данные изъяты> городского округа <данные изъяты>, в нормативные правовые акты постоянного действия не вносятся нормы временного характера, что имеет место в спорном случае, поддержав ранее представленные письменные возражения.
Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела в совокупности, суд полагает удовлетворить административные исковые требования прокурора <данные изъяты> по следующим основаниям.
Правовое регулирование отношений в сфере противодействия коррупции осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Организационные основы противодействия коррупции определяет Президент РФ в части основных направлений государственной политики в области противодействия коррупции, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий (п.1 ч.1, ч.4 ст.5 Федерального закона от 25.12.2008г. №273-ФЗ).
Статьей 8 Федерального закона от 25.12.2008г. №273-ФЗ установлена обязанность лиц, замещающих должности муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативно-правовыми актами Российской Федерации, по представлению представителю нанимателя (работодателю) сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Указом Президента РФ от 17.04.2020г. №272 «О предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 года», в связи с реализацией на территории Российской Федерации комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), постановлено, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 года, срок подачи которых предусмотрен нормативными правовыми актами Президента РФ, представляются до 1 августа включительно (п.1); органам местного самоуправления руководствоваться настоящим Указом при продлении срока представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 года (п.3).
В соответствии с ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Из материалов административного дела следует, что прокуратурой <данные изъяты> проведена проверка исполнения требований о противодействии коррупции, по результатам которой установлено, что Дума <данные изъяты> городского округа <данные изъяты> в нарушение требований ст.3 Федерального закона от 25.12.2008г. №273-ФЗ, п.3 Указа Президента РФ от 17.04.2020г. №272 до настоящего времени не внесены изменения в действующие местные нормативные правовые акты в сфере противодействия коррупции, устанавливающие срок предоставления сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год, с учетом требований Указа Президента РФ от 17.04.2020г. №272.
Указанные обстоятельства не отрицаются представителем административного ответчика Думы <данные изъяты> городского округа <данные изъяты>, а поэтому суд считает их установленными.
В соответствии с п.1 ст.34 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Представительный орган муниципального образования – Дума <данные изъяты> городского округа <данные изъяты> входит в структуру органов местного самоуправления <данные изъяты> городского округа (ст.24 Устава <данные изъяты> городского округа <данные изъяты>, утвержденного решением Думы <данные изъяты> городского округа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. №).
Решением Думы <данные изъяты> городского округа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о порядке предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельными категориями лиц, назначаемых Думой <данные изъяты> городского округа <данные изъяты>, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять указанные сведения, где ст.3 данного Положения определены сроки предоставления муниципальными служащими, включенными в перечень, указанных сведений по форме справки - ежегодно, не позднее ДД.ММ.ГГГГ, следующего за отчетным.
Также, решением Думы <данные изъяты> городского округа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. № утвержден Перечень муниципальных должностей муниципальной службы <данные изъяты> городского округа <данные изъяты>, назначаемых Думой <данные изъяты> городского округа <данные изъяты>, при назначении на которые граждане и при замещении которых обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, и должностей, замещение которых налагает на гражданина ограничения при заключении им трудового договора после увольнения с муниципальной службы, согласно которому к данным муниципальным должностям отнесены председатель и аудитор Контрольно-счетной палаты <данные изъяты> городского округа <данные изъяты> (ст.1 Перечня).
Из разъяснений, содержащихся в Письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.04.2020г. №18-2/10/П-3880 следует, что в целях обеспечения единства правовых подходов в правовом регулировании отношений в сфере противодействия коррупции органам государственной власти РФ и органам местного самоуправления необходимо продлить сроки представления сведений за отчетный 2019г. лицами, замещающими государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, а также государственными гражданскими служащими субъектов РФ, муниципальными служащими, руководителями государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений. При продлении сроков следует руководствоваться Указом Президента РФ №272. При издании нормативного правового акта Российской Федерации о продлении сроков необходимо учитывать компетенцию конкретного государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица. Продление сроков представления сведений за отчетный 2019 год должно осуществляться нормативным правовым актом Российской Федерации того вида, которым такой срок установлен.
При этом, в судебном заседании установлено, что в рамках реализации положений п.3 Указа Президента РФ от 17.04.2020г. №272 о продлении сроков предоставления указанных сведений для муниципальных служащих выборного представительного органа <данные изъяты> городского округа <данные изъяты>, административным ответчиком муниципальный нормативный правовой акт о внесении изменений в Положение о порядке предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельными категориями лиц, назначаемых Думой <данные изъяты> городского округа <данные изъяты>, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность, не принимался, что не отрицается представителем административного ответчика и свидетельствует о непринятии мер Думой <данные изъяты> городского округа <данные изъяты> по изданию муниципального нормативного правового акта органом местного самоуправления, входящего в его полномочия.
Доводы представителя административного ответчика о том, что отсутствует предмет спора ввиду издания постановления председателем Думы <данные изъяты> городского округа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. № в целях исполнения поручения Губернатора <данные изъяты> края от ДД.ММ.ГГГГ. №, согласно п.1 которого сроки завершения работ, предусмотренные, в том числе п.п.1.1 поручения Губернатора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об организации работы по приему сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в ДД.ММ.ГГГГ году», определяющего срок до ДД.ММ.ГГГГ. по завершению работ по приему указанных сведений, продлены с ДД.ММ.ГГГГ. до ДД.ММ.ГГГГ., несостоятельны по следующим основаниям.
В соответствии с законодательством РФ регулирование правоотношений, возникающих в сфере принятия мер по противодействию коррупции, осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности, Федеральным законом от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Указами Президента РФ.
В силу того, что на территории Российской Федерации был введен комплекс ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в целях обеспечения прав граждан, в том числе и замещающих должности муниципальной службы, включенных в перечни, на подачу указанных сведений за период с 01 января по 31 декабря 2019г. в более длительные сроки, нежели за предыдущие отчетные периоды, без применения к ним правовых последствий, связанных с невозможностью их представления в установленные ранее сроки, был издан Указ Президента РФ от 17.04.2020г. №272, который имеет прямое действие и обязателен для исполнения на всей территории Российской Федерации в соответствии с ч.2 ст.90 Конституции РФ.
Поручения Губернатора <данные изъяты> принимаются по организационным и оперативным вопросам и не могут носить нормативный характер, соответственно не могут являться основанием для внесения изменений в сферу регулирования деятельности федерального законодательства РФ, имеющего высшую юридическую силу.
Вопреки доводам представителя административного ответчика о том, что в рамках реализации поручения Губернатора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. № председатель Думы <данные изъяты> городского округа <данные изъяты> вправе был издать постановление от ДД.ММ.ГГГГ. №, следует отметить следующее.
В силу ч.3 ст.43 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования; председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, подписывает решения представительного органа муниципального образования (ч.5).
Председатель Думы <данные изъяты> городского округа <данные изъяты> осуществляет полномочия по изданию в пределах своих полномочий постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Думы городского округа и аппарата Думы городского округа (п.п.2 ч.4 ст.27 Устава <данные изъяты> городского округа <данные изъяты>).
При таких обстоятельствах, учитывая разъяснения, содержащиеся в Письме Минтруда РФ от 29.04.2020г. №18-2/10/П-3880, суд пришел к выводу, что вопросы, связанные с регулированием отношений в сфере противодействия коррупции, законодательством РФ отнесены к компетенции представительного органа муниципального образования – Думе <данные изъяты> городского округа <данные изъяты> и не входят в полномочия председателя Думы <данные изъяты> городского округа <данные изъяты>, который не вправе принимать решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, к которым относится и Положение о порядке предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельными категориями лиц, назначаемых Думой <данные изъяты> городского округа <данные изъяты>, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять указанные сведения, принятое решением Думы <данные изъяты> городского округа <данные изъяты>, которым установлен срок представления указанных сведений (ст.3) и в которое не могут вноситься изменения нормативными актами председателя Думы <данные изъяты> городского округа <данные изъяты>.
Исковые требования прокурора района направлены в защиту интересов РФ, на соблюдение требований законодательства РФ, регулирующего отношения в сфере противодействия коррупции и организационным основам предупреждения коррупции и борьбы с ней.
Бездействие указанного органа местного самоуправления <данные изъяты> городского округа <данные изъяты>, выразившееся в неисполнении административным ответчиком положений Указа Президента РФ от 17.04.2020г. №272, подрывает отношение граждан к органам местного самоуправления в связи с неисполнением законодательства РФ, нарушает интересы Российской Федерации.
Довод представителя административного ответчика о сдаче указанных сведений всеми муниципальными служащими Думы <данные изъяты> городского округа <данные изъяты>, включенными в Перечень и в срок до ДД.ММ.ГГГГ., не имеет правового значения, поскольку не исключает возможность подачи ими при выявлении ошибочных данных уточненных сведений без нарушения сроков их подачи.
Довод представителя административного ответчика о том, что в нормативные правовые акты постоянного действия не вносятся нормы временного характера, обоснованным признан быть не может, так как он основан на неверном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, поскольку внесение изменений в нормативный правовой документ производится документом того же вида и тем же органом, уполномоченным принимать данный вид документа.
Закрепление в Требованиях по юридико-техническому оформлению нормотворческой инициативы в Думе <данные изъяты> городского округа <данные изъяты>, принятого решением Думы <данные изъяты> городского округа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. №, положений о том, что внесение в основной нормативный правовой акт правовых норм временного характера не допускается; при необходимости установить временное (отличающееся от общеустановленного) правовое регулирование по определенным вопросам принимается самостоятельный нормативный правовой акт, по мнению суда, не свидетельствует о том, что в данном случае, это может иметь место в виде издания самостоятельного нормативного акта неуполномоченным лицом органа местного самоуправления, в полномочия которого не входит решение этого вопроса.
Исполнение возложенной на орган местного самоуправления обязанности является безусловным и не может произвольно трактоваться.
В нарушение ч.1 ст.62 КАС РФ доказательств исполнения Указа Президента РФ от 17.04.2020г. №242 либо невозможности исполнения данного нормативного правового акта административным ответчиком суду не представлено и материал административного дела не содержит.
Заместителем прокурора <данные изъяты> в адрес председателя Думы <данные изъяты> городского округа <данные изъяты> внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции № от ДД.ММ.ГГГГ., которое до настоящего времени не исполнено.
Фактическое непринятие Думой <данные изъяты> городского округа <данные изъяты> мер по реализации положений Указа Президента РФ от 17.04.2020г. №272 до принятия решения судом, вопреки соответствующим доводам представителя административного ответчика о реализации указанных положений в виде принятия постановления от ДД.ММ.ГГГГ. №, позволяет суду утверждать о наличии незаконного бездействия указанного органа местного самоуправления в вопросе соблюдения требований федерального законодательства в сфере противодействия коррупции.
При принятии решения, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, если данные действия могут быть совершены только административным ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено.
С учетом изложенного, административные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме, при этом, учитывая важность защиты интересов РФ, суд считает заявленный административным истцом срок для издания муниципального нормативного правового акта по заявленным требованиям разумным и достаточным.
В целях обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, суд считает необходимым удовлетворить требования административного истца по возложении не административного ответчика обязанности разместить решение <данные изъяты> края по данному административному делу на официальном сайте сети Интернет: https://www.angosk.ru для всеобщего доступа.
Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным бездействие Думы <данные изъяты> городского округа <данные изъяты> по изданию муниципального нормативного правового акта о продлении сроков представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отдельными категориями муниципальных служащих, назначаемыми Думой <данные изъяты> городского округа <данные изъяты>.
Возложить на Думу <данные изъяты> городского округа <данные изъяты> обязанность в течение 10 (десяти) дней со дня вступления в законную силу решения суда издать муниципальный нормативный правовой акт о продлении сроков представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отдельными категориями муниципальных служащих, назначаемыми Думой <данные изъяты> городского округа <данные изъяты>, до ДД.ММ.ГГГГ включительно и разместить решение <данные изъяты> суда на официальном сайте администрации <данные изъяты> городского округа <данные изъяты> в сети Интернет: https://www.angosk.ru для всеобщего доступа.
Мотивированное решение изготовлено 30.06.2020 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Нефтекумского районного суда А.Н.Ходус