Производство № 2а-4850/2021
УИД 28RS0015-01-2021-000369-02
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Астафьевой Т.С.,
при секретаре Мусатове К.А.
с участием представителя административного истца Гусевой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» о признании незаконным постановления от 24 февраля 2021 года о взыскании исполнительского сбора, освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» обратилась в суд с указанным заявлением, указав, что в СО по ИОВИД УФССП России по Амурской области на исполнении находится исполнительное производство № 3640/21/28025-ИП, возбужденное 15.02.2021 года на основании решения Райчихинского городского суда, которым на некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» (далее - НО «Фонд капремонта МКД области», региональный оператор, Фонд) возложена обязанность произвести инженерно-геологические изыскания для проведения капитального ремонта фундамента многоквартирного жилого дома № *** по ул. *** г. *** Амурской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. 24.02.2021 года судебным приставом-исполнителем СО по ИОВИД УФССП России по Амурской области Стефановой Н.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, поскольку должником требования исполнительного документа в срок для добровольного исполнения не исполнены. Административный истец полагает указанное постановление незаконным, по мотивам того, что по исполнительному производству принят комплекс мер, направленных на неукоснительное исполнение, как решения суда, так и непосредственно требований, содержащихся в исполнительном документе. Так. в соответствии со ст. 182 ЖК РФ к выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, осуществлению капитального ремонта объект капитального строительства региональный оператор обязан привлечь индивидуально предпринимателя или юридическое лицо, являющихся членами соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 615 региональным оператором осуществляется отбор подрядных организаций путем проведения электронного аукциона среди организаций, включенных в реестр квалифицированных подрядных организаций (далее - Реестр). Так, с целью исполнения решения суда, руководствуясь пунктом 193 постановления Правительства РФ № 615, единственной подрядной организации ООО «АктивПроект», имеющей соответствующее разрешение на проведение инженерно-геологических изысканий (СРО), 24.09.2020 года Фондом было направлено предложение о заключении договора на проведение инженерно-геологических изысканий для проведения капитального ремонта фундамента многоквартирного жилого дома № *** по ул. *** г. *** Амурской области. Между тем, ООО «АктивПроект» отказано в заключении договора на проведение инженерно-геологических изысканий для проведения капитального ремонта фундамента многоквартирного жилого дома № *** по ул. *** г. *** Амурской области. Фонд неоднократно направлял Обществу предложение о заключении договора на проведение инженерно-геологических изысканий для проведения капитального ремонта, при этом согласие так и не было получено. Фондом неоднократно объявлен электронный аукцион на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработки проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, в части проведения инженерно-геологических изысканий в отношении указанного многоквартирное дома. Однако аукционы признаны несостоявшимися. Фонд полагает, что отсутствие в Реестре достаточного количества подрядных организаций, имеющих допуск СРО к выполнению инженерно-геологических изысканий, отказ единственной подрядной организации от заключения договора на выполнение указанных работ, является объективно непредотвратимым обстоятельством, препятствующим исполнению решения суда в установленные сроки. Указанные обстоятельства были изложены в письме от 19.02.2021 № ФКР-03/845, представленном Фондом в СОСП по ИОВИД УФССП по Амурской области и врученном нарочно ведущему судебному приставу-исполнителю Стефановой Н.А. 19.02.2021 г.
На основании изложенного, просит признать недействительным постановление о взыскании исполнительского сбора от 24.02.2021 г., выданное ведущим судебным приставом-исполнителем Специализированного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области Стефановой Н.А. о взыскании с некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных доме Амурской области» (ОГРН 1132800000596, ИНН 2801177420) исполнительского сбора размере 50 000 рублей в рамках исполнительного производства № 3640/21/28025-ИП, освободить некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» (ОГРН 1132800000596, ИНН 2801177420) от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № 3640/21/28025- ИП.
В судебном заседании представитель административного истца на требованиях административного искового заявления настаивала, также пояснила, что в настоящее время решение суда исполнено. Просила требования административного искового заявления удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом. Суд, определил, в порядке ст.ст. 150, 226 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 1 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
В соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона, задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу ст. ст. 105, 113 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. В случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу требований Закона об исполнительном производстве для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения, за исключением случаев, указанных в ч. 13 ст. 30 Закона об исполнительном производстве; требования исполнительного документа должником не исполнены; должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно частям 1 - 3 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В силу статьи 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Таким образом, согласно приведенным положениям, в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор.
Исходя из системного толкования законодательства об исполнительном производстве, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, возлагая на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры ответственности, возникающей в процессе исполнительного производства.
В ходе судебного разбирательства по настоящему делу установлено, что решением Райчихинского городского суда от 27.01.2020 года были удовлетворены требования искового заявления прокурора г. Райчихинск, действующего в защиту прав Какаревой Т.В., а также в защиту прав неопределённого круга лиц – жителей г. Райчихинска Амурской области, на некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» возложена обязанность произвести инженерно-геологические изыскания для проведения капитального ремонта фундамента многоквартирного жилого дома № *** по ул. *** г. *** Амурской области, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании исполнительного листа серии ФС № 027947023, выданного в рамках исполнения указанного решения, постановлением судебного пристава-исполнителя СО по ИОВИД УФССП России по Амурской области от 15.02.2021 г. в отношении НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» возбуждено исполнительное производство № 3640/21/28025-ИП.
Данное постановление получено должником 16.02.2021 года
Пунктом 2 данного постановление должнику НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии настоящего постановления.
19.02.2021 года НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» было сообщено судебному приставу-исполнителю СО по ИОВИД УФССП России по Амурской области, что в пятидневный срок решение суда исполнено быть может, в связи с получением отказа ООО «АктивПроект» (единственной организации в Амурской области, включённой в Реестр подрядных организаций, имеющих допуск РСО к выполнению инженерных изысканий) от заключения договора (от 23.10.2020 года, от 18.11.2020 года, от 29.12.2020 года). При этом отбор организаций для включения в реестр осуществляет Министерство ЖКХ Амурской области. При этом одновременно, 11.02.2020 года Фондом было принято решение об организации проведения электронного аукциона на выполнение инженерно-геологических изысканий для проведения капитального ремонта фундамента МКД № *** по ул. *** г. *** Амурской области по причине возможного включения в Реестр подрядных организаций, имеющих соответствующий допуск РСО. 19.01.2021 голда был объявлен электронный аукцион №РТС228Г210013 на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состоянии многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества МКД, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, в части проведения инженерно-геологических изысканий в отношении указанного многоквартирного дома. 09.02.2021 года электронный аукцион признан не состоявшимся по причине отсутствия заявок. Этого же числа Фондом повторно объявлен электронный аукцион, также 18.02.2021 года в адрес ООО «АктивПроект» направлено письмо-уведомление о проведении электронного аукциона с целью участия в аукционе. При этом 17.02.2021 года Министерством ЖКХ Амурской области объявлен предварительный отбор по предмету электронного аукциона «на право оказания услуг и (или) выполнения работ по оценке технического состоянии многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества МКД, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов». Срок окончания рассмотрения заявок в предварительном отборе 24.03.2021 года.
Также судебному приставу-исполнителю представлены подтверждающие документы.
Постановлением судебного пристава-исполнителя судебного пристава-исполнителя специализированного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области от 24.02.2021 года с должника НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Рассматривая доводы административного истца о наличии объективно непредотвратимых обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда, суд считает их заслуживающими внимание.
Согласно ч. 1 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Специализированная некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» является региональным оператором и осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В соответствии с ч. 3 ст. 178 ЖК РФ деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных ЖК РФ, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 180 ЖК РФ к функциям регионального оператора отнесено осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
В силу ч. 1.1 этой статьи закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения указанной функции осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615, которым утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 1 Положения оно определяет порядок привлечения региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в целях повышения эффективности, результативности привлечения подрядных организаций, обеспечения гласности и прозрачности привлечения подрядных организаций, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в процессе привлечения подрядных организаций путем проведения предварительного отбора подрядных организаций, формирования реестра квалифицированных подрядных организаций и проведения закупок (торгов) в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктами 61-66 Постановления Правительства № 615 уполномоченным органом - министерством жилищно-коммунального хозяйства сформирован реестр квалифицированных подрядных организаций, в котором содержится информация о подрядных организациях, которые имеют право принимать участие в электронном аукционе по установленному предмету электронного аукциона либо у которых могут осуществляться закупки в случаях, предусмотренных пунктом 193 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 615.
В реестр квалифицированных подрядных организаций включено 60 (шестьдесят) подрядных организаций по предмету электронного аукциона «оказание услуг и (ши) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов». При формировании Реестра подрядные организации представляют документы, подтверждающие членство в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно- строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (выписка из реестра членов СРО). Копия Реестра и выписки из реестра членов СРО представляем.
Из представленные материалов следует, что в период с момента вступления решения суда в законную силу до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора единственной организацией, имеющей соответствующее разрешение на выполнение инженерно-геологических изысканий являлось ООО «АктивПроект», в адрес которой Фондом неоднократно (24.09.2020 года, 26.10.2020 года, 11.12.2020 года) направлялись предложения о заключении договора на проведение инженерно-геологических изысканий для проведения капитального ремонта фундамента многоквартирного жилого дома № *** по ул. *** г. *** Амурской области, на что были получены отказы.
Кроме того, одновременно 11.12.2020 г. Фондом было принято решение об организации проведения электронного аукциона на выполнение инженерно-геологических изысканий для проведения капитального ремонта фундамента многоквартирного жилого дома № *** по ул. *** г. *** Амурской области в срок до 21.01.2021 г..
С целью предоставления возможности участия в конкурентных процедурах на право оказания услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, в части проведения инженерно-геологических изысканий для проведения капитального ремонта фундамента многоквартирного жилого дом № *** по ул. *** г. *** Амурской области, министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области были объявлены предварительные отборы по указанному предмету электронного аукциона: № РТС128Г200023 от 14.10.2020, подведены итоги 16.12.2020 г.; № РТС128Г200026 от 03.12.2020, подведены итоги 30.12.2020 г.
В связи с получением отказа от ООО «АктивПроект», как единственной подрядной организацией, в заключении договора, Фондом 19.01.2021 г. был объявлен электронный аукцион № РТС228Г210013 на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, в части проведения инженерно-геологических изысканий в отношении указанного многоквартирного дома. 09.02.2021 г. электронный аукцион № РТС228Г210013 признан несостоявшимся по причине отсутствия заявок.
09.02.2021 г. Фондом повторно объявлен электронный аукцион на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработки проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, в части проведения инженерно-геологических изысканий в отношении указанного многоквартирное дома. Дата окончания приема заявок на участие в электронном аукционе 02.03.2021 г.
18.02.2021 г. Фондом в адрес ООО «АктивПроект», с целью участия, направлено письмо уведомление о проведении электронного аукциона на выполнение инженерно-геологических изысканий для проведения капитального ремонта фундамента многоквартирного жилого дома № *** по ул. *** г. *** Амурской области.
Кроме того, в целях предоставления возможности потенциальным подрядным организациям принять участие в конкурентных процедурах на право оказания услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектное документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, в части проведение инженерно-геологических изысканий для проведения капитального ремонта фундаменте многоквартирного жилого дома № *** по ул. *** г. *** Амурской области министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области 17.02.2021 г. вновь объявлен предварительный отбор по предмету электронного аукциона «оказание услуг и (или, выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имуществе многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов». Срок окончания подачи заявок 10.03.2021 г., дата окончания срока рассмотрения заявок в предварительном отборе 24.03.2021 г.
По результатам предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций включена подрядная организация АО «АмурТИСИз», с которой 24.03.2021 года заключен договор на выполнение инженерных геологических изысканий, срок исполнения которого составляет 40 календарных дней со дня, следующего заднем подписания договора. Работы по договору выполнены 12.05.2021 года.
17 мая 2021 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства.
Анализ представленных материалов свидетельствует о принятии НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» еще до возбуждения исполнительного производства надлежащих мер, направленных на исполнение решения суда. При этом не исполнение в установленный срок решения суда связано с обстоятельствами, независящими от должника, а именно с отсутствием в реестр квалифицированных подрядных организаций, который формируется Министерством ЖКХ Амурской области, а не НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» достаточного количестве подрядных организаций, имеющих допуск РСО к выполнению инженерно-геологических изысканий, а также длительный отказ единственной подрядной организации от заключения договора на выполнение указанных работ.
В рассматриваемом случае у судебного пристава-исполнителя не имелось достаточных оснований для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Учитывая вышеизложенное, оспариваемое постановление противоречит требованиям закона (части 1 статьи 105, частям 1 и 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве), нарушает права административного истца, необоснованно возлагая на него обязанность уплатить сумму исполнительского сбора.
С учетом изложенного, требования административного истца о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя СО по ИОВИД УФССП России по Амурской области Стефановой Н.А. о взыскании исполнительского сбора от 24.02.2021 г. в рамках исполнительного производства № 3640/21/28025-ИП от 15.02.2021 г. являются обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Что касается требований об освобождении НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № 3640/21/28025- ИП, то в данном случае признание судом постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным само по себе свидетельствует об отсутствии оснований для уплаты исполнительского сбора как штрафной санкции за неисполнение требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок.
руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
Требования административного искового заявления удовлетворить.
Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя СО по ИОВИД УФССП России по Амурской области Стефановой Н.А. от 24.02.2021 года о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № 3640/21/28025-ИП от 15.02.2021 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.С. Астафьева
Решение в окончательной форме изготовлено 21 июня 2021 года