ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4852/2022 от 03.10.2022 Гатчинского городского суда (Ленинградская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Гатчина 03 октября 2022 года

Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Гиренко М.В.,

с участием представителя административного истца старшего помощника Гатчинского городского прокурора Ивановой Е. Ф.,

представителя административного ответчика Березовской Е. А. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. сроком на года,

представителя заинтересованного лица ГУ МЧС России по Ленинградской области Егорова А. В. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. сроком на год,

представителя заинтересованного лица МКУ «Управление безопасности, гражданской защиты населения и территории Гатчинского муниципального района» Уханова В. И. на основании служебного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ.,

при секретаре Кремчеевой Э. К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Гатчинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области, заинтересованные лица – ГУ МЧС России по Ленинградской области, МКУ «Управление безопасности, гражданской защиты населения и территории Гатчинского муниципального района», о признании бездействия по ненадлежащему исполнению вопроса местного значения, выполнению мероприятий по предоставлению населению средств коллективной защиты, а именно: обеспечению укрытия населения <адрес> сельских поселений Гатчинского муниципального района в защитных сооружениях гражданской обороны, заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства, а также в отсутствии мер по поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению защитных сооружений гражданской обороны Гатчинского муниципального района Ленинградской области, обязании обеспечить выполнение мероприятий по предоставлению населению средств коллективной защиты, а также выполнить мероприятия по поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению защитных сооружений гражданской обороны Гатчинского муниципального района Ленинградской области,

установил:

Гатчинский городской прокурор обратился в суд с требованиями о признании бездействия администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области по ненадлежащему исполнению вопроса местного значения, выполнению мероприятий по предоставлению населению средств коллективной защиты, а именно: обеспечению укрытия населения <адрес> сельских поселений Гатчинского муниципального района в защитных сооружениях гражданской обороны, заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства, а также в отсутствии мер по поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению защитных сооружений гражданской обороны Гатчинского муниципального района Ленинградской области, обязании обеспечить выполнение мероприятий по предоставлению населению средств коллективной защиты, а также выполнить мероприятия по поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению защитных сооружений гражданской обороны Гатчинского муниципального района Ленинградской области.

В обоснование исковых требований указано, что Гатчинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения на территории Гатчинского муниципального района требований законодательства, регламентирующего порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, в ходе которой в деятельности администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области выявлены нарушения закона. Администрацией не обеспечено выполнение мероприятий по предоставлению населению средств коллективной защиты, а именно: обеспечения укрытия населения <адрес> сельских поселений Гатчинского муниципального района Ленинградской области в защитных сооружениях гражданской обороны, заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства (на балансе/ в оперативном управлении администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области отсутствуют объекты гражданской обороны; отсутствуют нормативно-правовые акты администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области, предусматривающие приспособление под защитные сооружения гражданской обороны в период мобилизации и в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства). Также установлено, что администрацией не поддерживается в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению защитные сооружения гражданской обороны Гатчинского муниципального района Ленинградской области, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ главе администрации внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере гражданской обороны. Вместе с тем, по результатам рассмотрения представления прокуратуры администрацией конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона не принято. Бездействие администрации по ненадлежащей организации объектов гражданской обороны влечет угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, находящихся на территории поселения. В связи с чем административный истец просит признать бездействие администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области по ненадлежащему исполнению вопроса местного значения, выполнению мероприятий по предоставлению населению средств коллективной защиты, а именно: обеспечению укрытия населения <адрес> сельских поселений Гатчинского муниципального района в защитных сооружениях гражданской обороны, заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства, а также в отсутствии мер по поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению защитных сооружений гражданской обороны Гатчинского муниципального района Ленинградской области, обязать обеспечить выполнение мероприятий по предоставлению населению средств коллективной защиты, а именно: обеспечить укрытием <адрес> сельских поселений Гатчинского муниципального района в защитных сооружениях гражданской обороны, заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства, а также выполнить мероприятия по поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению защитных сооружений гражданской обороны Гатчинского муниципального района Ленинградской области.

Представитель административного истца – помощник Гатчинской городской прокуратуры Иванова Е.Ф.поддержала исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Березовская Е.А.в судебном заседании требования настоящего иска не признала, при этом пояснила, что работы в настоящее время проводятся, осуществляются комиссионные проверки, полномочия выполняются в полном объеме, с учетом имеющейся возможности. Методическими рекомендациями предусмотрены дополнительные средства защиты – быстровозводимые сооружения. В материалах дела не содержится доказательств того, что имеющиеся в настоящее время защитные сооружения, находятся в неудовлетворительном состоянии.

Представитель заинтересованного лица ГУ МЧС России по Ленинградской области поддержал исковые требования в полном объемепо основаниям, изложенным в объяснении, которые описывают нормативно-правовую базу регулирующую спорные правоотношения, а также свое согласие с позицией Гатчинской городской прокуратуры, изложенной в настоящем административном иске (л.д. ), просил их удовлетворить. При этом пояснил, что на проверку подвальных помещений необходимо много времени. Была поставлена задача привести все укрытия в надлежащее состояниедо ДД.ММ.ГГГГ Проверить все подвалы у граждан, имеющих общедолевую собственность, не представляется возможным. На балансе администрации ГМР ЛО стоит одно защитное сооружение в <адрес> парке. Также, было выдано предписание привести его в надлежащее состояние. Других защитных сооружений на балансе не имеется. В настоящее время требуются укрытия. Неизвестно захотят ли собственники подвальных помещений тратить денежные средства на их надлежащее содержание.

Представитель заинтересованного лица МКУ «Управление безопасности, гражданской защиты населения и территории Гатчинского муниципального района»в судебном заседании требования настоящего иска не признал, при этом пояснил, что укрытие населения будет происходить в подвальных помещениях многоквартирных жилых домов. В частном секторе, где нет подвальных помещений, будут строиться быстровозводимые простейшие укрытия по типу «котлована». До ДД.ММ.ГГГГ года население <адрес> подлежало эвакуации в более безопасные районы. В ДД.ММ.ГГГГ году был согласован и спланирован план гражданской защиты. В ДД.ММ.ГГГГ году происходила инвентаризация всех подвальных помещений, о чем имеются акты. Данная инвентаризация проводится один раз в ДД.ММ.ГГГГ года. В настоящее время также проводятся комиссионные проверки, составляются акты.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ответу отдела надзорной деятельности и профилактической работы Гатчинского района управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по ЛО № от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам проведенной Гатчинской городской прокуратуры проверки администрации ГМР ЛО установлено, что на учете в администрации состоит защитных сооружений гражданской обороны (далее – ЗС ГО), расположенных на территории ГМР ЛО. Из них: ЗС ГО общей вместимостью чел. Предназначены для укрытия наибольшей рабочей смены организаций, имеющие категорию по гражданской обороне. ЗС ГО (ПРУ) общей вместимостью тыс. предназначены для укрытия населения. ЗС ГО общей вместимостью чел. могут быть спланированы администрацией ГМР ЛО для укрытия населения. На ДД.ММ.ГГГГ численность населения (постоянных жителей) ГМР ЛО составляет чел. Численность НРС организаций, имеющих категорию по ГО, составляет . На основании вышеизложенного чел. населения подлежит укрытию в ЗС ГО и заглубленных помещениях подземного пространства. Также, при проведении проверки были выявлены нарушения в области гражданской обороны, а именно: администрацией не обеспечено выполнение мероприятий по предоставлению населению средств коллективной защиты, а именно: обеспечения укрытия населения Сусанинского, Кобринского, Новосветского, Пудостьского, Большеколпанского, Веревского, Елизаветинского, Рождественского, Сяськелевского, Войсковицкого, Пудомягского сельских поселений Гатчинского муниципального района в защитных сооружениях гражданской обороны, заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства (на балансе/ в оперативном управлении администрации отсутствуют объекты гражданской обороны; отсутствуют нормативно-правовые акты, предусматривающие приспособление под защитные сооружения гражданской обороны в период мобилизации и в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства). Также, не поддерживаются в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению защитные сооружения гражданской обороны ГМР ЛО (л.д. ).

Постановлением администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждено «Положение о мерах по сохранению и рациональному использованию защитных сооружений и иных объектов гражданской обороны в Гатчинском муниципальном районе» (л.д. ).

Постановлением администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ создана комиссия по подготовке и предоставлению документации на снятие с учета защитных сооружений гражданской обороны, изменению типа защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в муниципальной собственности Гатчинского муниципального района (л.д. ).

ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области утвержден план гражданской обороны и защиты населения Гатчинского муниципального района Ленинградской области (л.д. ).

Решением очередного заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Гатчинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрен вопрос о подготовке заглубленных помещений (подвалы многоквартирных домов) и других сооружений подземного пространства, запланированных для укрытия населения Гатчинского муниципального района при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и поддержание их в состоянии постоянной готовности к приему укрываемых (л.д. ).

Директором МКУ «Управление БГЗН и Т» Ухановым В.И. произведен расчет потребности и наличия объектов гражданской обороны для укрытия населения Гатчинского муниципального района Ленинградской области (л.д. ).

Также, директором МКУ «Управление БГЗН и Т» Ухановым В.И. произведен расчет укрытия населения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, согласно которому на ДД.ММ.ГГГГ г. население <адрес> сельского поселения составляет чел., могут быть обеспечены укрытием чел.; население <адрес> сельского поселения составляет чел., могут быть обеспечены укрытием чел.; население <адрес> сельского поселения составляет чел., могут быть обеспечены укрытием чел.; население <адрес> сельского поселения составляет чел., могут быть обеспечены укрытием чел.; население <адрес> сельского поселения составляет чел., могут быть обеспечены укрытием чел.; население <адрес> сельского поселения составляет чел., могут быть обеспечены укрытием чел.; население <адрес> сельского поселения составляет чел., могут быть обеспечены укрытием чел.; население <адрес> сельского поселения составляет чел., могут быть обеспечены укрытием чел.; население <адрес> сельского поселения составляет чел., могут быть обеспечены укрытием чел.; население <адрес> сельского поселения составляет чел., могут быть обеспечены укрытием чел. Для укрытия населения используются имеющиеся защитные сооружения гражданской обороны и (или) приспосабливаются под защитные сооружения гражданской обороны в период мобилизации и в военное время заглубленные помещения и другие сооружения подземного пространства, включая метрополитены.

Согласно сведениях о наличии защитных сооружений гражданской обороны Гатчинского района, представленным директором МКУ «Управление БГЗН и Т» Ухановым В.И., численность населения, подлежащих укрытию в убежищах – тыс. чел.;количество и вместимость имеющихся убежищ всех классов, в т.ч. отвечающих требованиям норм – шт./ тыс. чел., шт./ тыс. чел.; численность населения, подлежащего укрытию в ПРУ: всего – тыс. чел., в т.ч. местного – тыс. чел.; количество и вместимость имеющихся ПРУ – шт./ тыс. чел.; количество/вместимость подвалов др. заглубленных помещений, которые могут быть использованы для укрытия населения – / тыс. чел. (л.д. ).

В соответствии с ответом администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области б/н от ДД.ММ.ГГГГ на запрос юридического Комитета администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области, потребность в объектах гражданской обороны в ГМР определена в Плане гражданской обороны и защиты населения ГМР ЛО, согласованным ДД.ММ.ГГГГ в ГУ МЧС России по ЛО, ДД.ММ.ГГГГ Комитетом правопорядка и безопасности ЛО, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ главой администрации ГМР ЛО. Таким образом, действующие нормативные правовые акты помимо создания новых объектов гражданской обороны предусматривают возможность использования объектов, предназначенных для обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Для укрытия населения ГМР ЛО в период мобилизации и в военное время будут использоваться уже имеющиеся защитные сооружения гражданской обороны ( объекта), заглубленные помещения подземного пространства ( объектов), приспособленные под защитные сооружения гражданской обороны. Согласно выписке из Плана гражданской обороны и защиты населения ГМР ЛО, учтено укрытие населения ГМР ЛО включая население <адрес> сельских поселения, а также запланировано строительство простейших защитных сооружений общей вместимостью на тыс. чел., а также быстровозводимых убежищ (БВУ) на тыс. чел. На всей территории ГМР ЛО, включая <адрес> сельские поселения. Данные мероприятия отражены в Мобилизационном плане ГМР ЛО на ДД.ММ.ГГГГ гг. С целью недопущения нарушения законодательства в области гражданской обороны администрацией ГМР ЛО проводится работа по содержанию, сохранению и рациональному использованию объектов гражданской территории ГМР ЛО (л.д. ).

В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относится к вопросам местного значения городского поселения.

В силу ст. 50, 51 Закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 12 февраля 1998 года 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Федеральный закон N 28-ФЗ) правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно статьей 1 упомянутого закона под требованиями в области гражданской обороны понимаются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Закон № 28-ФЗ)органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.

В соответствии со ст. 1 Закона № 28-ФЗ гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15 декабря 2002 года N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на все случаи: режим повседневной деятельности, военное время, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Согласно п. 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС Российской Федерации от 15.12.2002 № 583 (далее – Правила эксплуатации защитных сооружений), статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликацией помещений защитного сооружения гражданской обороны, заверенных органом технической инвентаризации.

В соответствии с пунктом 3.2.1 Правил при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств, герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования, возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

В соответствии с преамбулой Закона о гражданской обороне настоящий Закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

Согласно п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и техники, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

По действующему Порядку создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 функции по осуществлению контроля за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию отнесены как к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на соответствующих территориях (п.9 указанного Порядка).

Судом при рассмотрении настоящего дела установлено, что по сути на территории Гатчинского муниципального района Ленинградской области в вышеназванных сельских поселениях в качестве ЗС ГО в случае возникновения необходимости будут использованы подвальные помещения многоквартирных жилых домов, проверка которых не может быть осуществлена, т. к. ключи от данных подвальных помещений находятся в соответствующих управляющих компаниях указанных многоквартирных жилых домов. При этом, суд отмечает, что вопрос использования жителями вышеназванных поселений подвальных помещений МКД в качестве ЗС ГО возможен в основном для жителей указанных домов. При этом, указанные сельские поселения имеют достаточно большой частный сектор, граждане которого могут быть лишены возможности использования укрытия в СЗ ГО. Кроме того, суд отмечает, что исходя из численности населения в заявленных в иске сельских поселениях, отсутствует достаточное количество подвальных помещений для размещениях граждан.

Анализируя вышеприведенные доказательства, суд приходит к выводу о том, что изложенные в настоящем административном иске факты подтверждают нарушение ответчиком предусмотренной законом обязанностипо надлежащей организации объектов гражданской обороны, в связи с чем иск прокурора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Признать незаконным бездействие администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области, выразившиеся в ненадлежащем исполнении вопроса местного значения, выполнении мероприятий по предоставлению населению средств коллективной защиты, а именно: обеспечения укрытия населения <адрес> сельских поселений Гатчинского муниципального района в защитных сооружениях гражданской обороны, заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства, а также в отсутствии мер по поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению защитных сооружений гражданской обороны Гатчинского муниципального района Ленинградской области

Обязать администрацию Гатчинского муниципального района Ленинградской области обеспечить выполнение мероприятий по предоставлению населению средств коллективной защиты, а именно, обеспечить укрытием население <адрес> сельских поселений Гатчинского муниципального района в защитных сооружениях гражданской обороны, заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства, а также выполнить мероприятия по поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению защитных сооружений гражданской обороны Гатчинского муниципального района Ленинградской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд Ленинградской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Гатчинский городской суд.

Судья:

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Подлинный документ находится в материалах

дела

Гатчинского городского суда Ленинградской области