Дело № 2а-69/2021
УИД 47RS0013-01-2020-000961-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«27» января 2021 года г.Подпорожье
Подпорожский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Т.С. Андреевой,
рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному иску Подпорожского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Важинское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности,
установил:
Подпорожский городской прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации МО «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Подпорожской городской прокуратурой в период с 25 по 27 ноября 2020 года проведена проверка соблюдения требований в области пожарной безопасности в Администрации МО «Важинское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области».
В результате проверки установлено, что отделом надзорной деятельности и профилактической работы Подпорожского района 26 июня 2018 года Администрации МО «Важинское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области», расположенной по адресу: <адрес>, выдано предписание № об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, срок исполнения установлен до 10 июня 2019 года.
До настоящего времени предписание частично не исполнено: в <адрес> естественный водоем (река Свирь), на <адрес> естественный водоем (река Важинка) не оборудованы подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое года, в нарушение п. 80 Правил противопожарного режима.
Указанные нарушения являются существенными, затрагивают права неопределенного круга лиц, которые проживают на территории данного муниципального образования, ставят под угрозу их жизнь и здоровье.
Просит признать незаконным бездействие Администрации МО «Важинское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области», выразившееся в непринятии мер по исполнению предписания, выданного отделом надзорной деятельности и профилактики работы Подпорожского района от 26 июня 2018 года № об устранении нарушений обязательных требований поджарой безопасности; обязать Администрацию МО «Важинское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» в срок до 10 декабря 2022 года в п. Важины Подпорожского района Ленинградской области оборудовать подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года естественный водоем (река Свирь) на <адрес> и естественный водоем (река Важинка) на <адрес>.
Административным истцом Подпорожским городским прокурором заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Административным ответчиком заявлено о согласии на рассмотрение дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
На основании определения Подпорожского городского суда Ленинградской области от 25 января 2021 года административное дело рассматривается в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 9 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», из преамбулы которого следует, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Согласно статье 3 указанного Закона, система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Элементами системы обеспечения пожарной безопасности, в том числе, являются органы местного самоуправления.
В число основных функций системы обеспечения пожарной безопасности включены разработка и осуществление мер пожарной безопасности, а также реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности.
В целях реализации положений Федерального закона «О пожарной безопасности» Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
В соответствии с п. 75 указанных Правил органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».
При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
Согласно ст.62 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ (в редакции от 27 декабря 2018 года) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
Из ст. 63 указанного закона следует, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
На основании ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
На момент проведения прокурорской проверки (27 ноября 2020 года) и до 01 января 2021 года действовали Правила противопожарного режима, утвержденные Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390, в п. 80 которых содержатся аналогичные требования.
Согласно п. 4 ст. 1 Устава муниципального образования «Важинское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» в состав муниципального образования входит, в том числе, городской поселок Важины.
В соответствии с подп. 10 ст. 3 Устава к числу вопросов местного значения поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (л.д. 17-38).
Как следует из акта от 27 ноября 2020 года (л.д. 9-10), Подпорожской городской прокуратурой в период с 25 по 27 ноября 2020 года проведена проверка требований в области пожарной безопасности к Администрации МО «Важинское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области», в ходе которой было установлено, что отделом надзорной деятельности и профилактической работы Подпорожского района 26 июня 2018 года Администрации МО «Важинское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» выдано предписание № об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, срок исполнения установлен до 10 июня 2019 года.
До настоящего времени предписание частично не исполнено: естественный водоем (река Свирь) на <адрес> и естественный водоем (река Важинка) на <адрес> в п. Важины Подпорожского района Ленинградской области не оборудованы подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Из копии предписания № от 26 июня 2018 года установлено, что в ходе проведения плановой проверки инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы Подпорожского района совместно с заместителем главы администрации муниципального образования «Важинское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» в отношении Администрации МО «Важинское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» выявлены ряд нарушений требований пожарной безопасности, в том числе: естественные водоемы (река Свирь на <адрес>) не оборудованы подъездами с площадкой (пирсом) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (л.д.12-16).
При таких обстоятельствах, учитывая, что возникновение пожаров может повлечь уничтожение имущества граждан и организаций, а также создает угрозу безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц, административные исковые требования Подпорожского городского прокурора в защиту интересов неопределённого круга лиц к Администрации МО «Важинское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» о признании бездействия незаконным и обязании устранить указанные нарушения требований пожарной безопасности подлежат удовлетворению.
Возражений относительно заявленных требований, в том числе, и относительно предложенного административным истцом срока исполнения решения суда до 10 декабря 2022 года, административным ответчиком не представлено. Суд находит указанный срок разумным и достаточным для исполнения требований закона.
Руководствуясь ст.ст. 291-294 КАС РФ, суд
решил:
исковые требования Подпорожского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Важинское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации МО «Важинское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области», выразившееся в непринятии мер по исполнению предписания, выданного отделом надзорной деятельности и профилактической работы Подпорожского района от 26 июня 2018 года № об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Обязать Администрацию МО «Важинское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» в срок до
10 декабря 2022 года:
- в <адрес> естественный водоем (река Свирь) оборудовать подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;
- в <адрес> естественный водоем (река Свирь) оборудовать подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;
- в <адрес> естественный водоем (река Важинка) оборудовать подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Подпорожский городской суд Ленинградской области в срок, не превышающий 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий