ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-485/20 от 27.01.2021 Подпорожского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2а-69/2021

УИД 47RS0013-01-2020-000961-72

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«27» января 2021 года г.Подпорожье

Подпорожский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Т.С. Андреевой,

рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному иску Подпорожского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Важинское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности,

установил:

Подпорожский городской прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации МО «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Подпорожской городской прокуратурой в период с 25 по 27 ноября 2020 года проведена проверка соблюдения требований в области пожарной безопасности в Администрации МО «Важинское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области».

В результате проверки установлено, что отделом надзорной деятельности и профилактической работы Подпорожского района 26 июня 2018 года Администрации МО «Важинское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области», расположенной по адресу: <адрес>, выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, срок исполнения установлен до 10 июня 2019 года.

До настоящего времени предписание частично не исполнено: в <адрес> естественный водоем (река Свирь), на <адрес> естественный водоем (река Важинка) не оборудованы подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое года, в нарушение п. 80 Правил противопожарного режима.

Указанные нарушения являются существенными, затрагивают права неопределенного круга лиц, которые проживают на территории данного муниципального образования, ставят под угрозу их жизнь и здоровье.

Просит признать незаконным бездействие Администрации МО «Важинское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области», выразившееся в непринятии мер по исполнению предписания, выданного отделом надзорной деятельности и профилактики работы Подпорожского района от 26 июня 2018 года об устранении нарушений обязательных требований поджарой безопасности; обязать Администрацию МО «Важинское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» в срок до 10 декабря 2022 года в п. Важины Подпорожского района Ленинградской области оборудовать подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года естественный водоем (река Свирь) на <адрес> и естественный водоем (река Важинка) на <адрес>.

Административным истцом Подпорожским городским прокурором заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Административным ответчиком заявлено о согласии на рассмотрение дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

На основании определения Подпорожского городского суда Ленинградской области от 25 января 2021 года административное дело рассматривается в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. 9 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», из преамбулы которого следует, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Согласно статье 3 указанного Закона, система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Элементами системы обеспечения пожарной безопасности, в том числе, являются органы местного самоуправления.

В число основных функций системы обеспечения пожарной безопасности включены разработка и осуществление мер пожарной безопасности, а также реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности.

В целях реализации положений Федерального закона «О пожарной безопасности» Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.

В соответствии с п. 75 указанных Правил органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».

При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.

Согласно ст.62 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ (в редакции от 27 декабря 2018 года) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

Из ст. 63 указанного закона следует, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

На основании ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

На момент проведения прокурорской проверки (27 ноября 2020 года) и до 01 января 2021 года действовали Правила противопожарного режима, утвержденные Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390, в п. 80 которых содержатся аналогичные требования.

Согласно п. 4 ст. 1 Устава муниципального образования «Важинское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» в состав муниципального образования входит, в том числе, городской поселок Важины.

В соответствии с подп. 10 ст. 3 Устава к числу вопросов местного значения поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (л.д. 17-38).

Как следует из акта от 27 ноября 2020 года (л.д. 9-10), Подпорожской городской прокуратурой в период с 25 по 27 ноября 2020 года проведена проверка требований в области пожарной безопасности к Администрации МО «Важинское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области», в ходе которой было установлено, что отделом надзорной деятельности и профилактической работы Подпорожского района 26 июня 2018 года Администрации МО «Важинское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, срок исполнения установлен до 10 июня 2019 года.

До настоящего времени предписание частично не исполнено: естественный водоем (река Свирь) на <адрес> и естественный водоем (река Важинка) на <адрес> в п. Важины Подпорожского района Ленинградской области не оборудованы подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Из копии предписания от 26 июня 2018 года установлено, что в ходе проведения плановой проверки инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы Подпорожского района совместно с заместителем главы администрации муниципального образования «Важинское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» в отношении Администрации МО «Важинское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» выявлены ряд нарушений требований пожарной безопасности, в том числе: естественные водоемы (река Свирь на <адрес>) не оборудованы подъездами с площадкой (пирсом) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (л.д.12-16).

При таких обстоятельствах, учитывая, что возникновение пожаров может повлечь уничтожение имущества граждан и организаций, а также создает угрозу безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц, административные исковые требования Подпорожского городского прокурора в защиту интересов неопределённого круга лиц к Администрации МО «Важинское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» о признании бездействия незаконным и обязании устранить указанные нарушения требований пожарной безопасности подлежат удовлетворению.

Возражений относительно заявленных требований, в том числе, и относительно предложенного административным истцом срока исполнения решения суда до 10 декабря 2022 года, административным ответчиком не представлено. Суд находит указанный срок разумным и достаточным для исполнения требований закона.

Руководствуясь ст.ст. 291-294 КАС РФ, суд

решил:

исковые требования Подпорожского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Важинское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации МО «Важинское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области», выразившееся в непринятии мер по исполнению предписания, выданного отделом надзорной деятельности и профилактической работы Подпорожского района от 26 июня 2018 года об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

Обязать Администрацию МО «Важинское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» в срок до
10 декабря 2022 года:

- в <адрес> естественный водоем (река Свирь) оборудовать подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

- в <адрес> естественный водоем (река Свирь) оборудовать подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

- в <адрес> естественный водоем (река Важинка) оборудовать подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Подпорожский городской суд Ленинградской области в срок, не превышающий 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий