ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-485/2015 от 02.02.2016 Красночикойского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2а-6/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 февраля 2016 года с.Красный Чикой

Красночикойский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Добрынина В.А.,

при секретаре Григорьевой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административное исковое заявление прокурора Красночикойского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Красночикойский район» о признании бездействия незаконным, обязании обеспечить единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального района оснащением и оборудованием,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Красночикойского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с вышеуказанным требованием, ссылаясь на следующее.

Прокуратурой Красночикойского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также противодействию терроризму и экстремизму.

Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон) определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Действие Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Статья 4 вышеуказанного Закона устанавливает правовую основу создания и деятельности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Во исполнение данной статьи принято Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», которое определяет порядок организации и функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона и указанным Постановлением единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

На каждом уровне Единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Создание территориальных подсистем единой системы в субъектах Российской Федерации исходит из необходимости предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий, и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Органами повседневного управления Единой системы являются, в том числе единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.

Статья 11 Закона закрепляет полномочия органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

На основании пп. «г», «з» ч. 2 ст. 11 Закона органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона финансовое обеспечение установленных этим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.

Также, в соответствии п. п. 7, 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий ЧС на территории муниципального района, а также организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от ЧС природного и техногенного характера.

В соответствии с п.6.2 Положения о Единой дежурно-диспетчерской службе муниципального района «<адрес>», утвержденного Постановлением главы муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ создание и функционирование ЕДДС в районе обеспечивается разработкой и утверждением Главой муниципального района Положения о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального района и целевым финансированием за счет средств местного бюджета.

Как следует из п. 3.11.1 ГОСТа Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 09.11.1999 № 400-ст (далее - ГОСТ Р 22.7.01-99), узел связи ЕДДС должен обеспечивать: прямые телефонные каналы связи между ЕДДС и вышестоящими городскими органами управления, ДДС города; прием информации по единому выделенному телефонному номеру городской телефонной сети общего пользования одновременно от нескольких абонентов; документирование (запись) ведущихся переговоров; коммутацию принятого сообщения (избирательно и циркулярно) до соответствующих ДДС города; радиосвязь со стационарными и подвижными абонентами.

Пунктом 3.11.2 ГОСТа Р 22.7.01-99 установлено, что для приема и передачи экстренных сообщений о чрезвычайных ситуациях в городах Российской Федерации предусматривается использование единого общеевропейского телефонного номера (кода 112) доступа к ЕДДС.

Согласно п. 1.4.7. Положения о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, утвержденного решением Правительственной комиссии Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 21.10.2011 № 5 (далее - Положение о ЕДДС), в рекомендуемый состав технических средств управления ЕДДС входят: средства связи и автоматизации управления, в том числе средства радиосвязи; средства оповещения руководящего состава и населения; средства регистрации (записи) входящих и исходящих переговоров, а также определения номера звонящего абонента; оргтехника (компьютеры, принтеры, сканеры); система видеоконференцсвязи; прямые каналы связи с ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, ЕДДС соседних муниципальных образований, ДДС потенциально опасных объектов (далее -ПОО), объектами с массовым пребыванием людей; метеостанция; приемник ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

В соответствии с п. 1.4.8 Положения о ЕДДС средства связи ЕДДС муниципального образования должны обеспечивать: телефонную связь; передачу данных; прием и передачу команд, сигналов оповещения и данных; прием вызовов (сообщений) через единый номер «112»; коммутацию передаваемого сообщения до соответствующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов); обмен речевыми сообщениями, документальной и видео информацией, а также данными с вышестоящими и взаимодействующими службами.

Как следует из п. 3.4.1 Положения о ЕДДС требования к оборудованию ЕДДС разработаны с учетом необходимости выполнения задач ЕДДС в круглосуточном режиме в соответствии с Концепцией создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 1240-р.

Согласно п. 3.4.2 Положения о ЕДДС в состав оборудования должны входить, как минимум: АРМ специалистов оперативной дежурной смены; АРМ руководства и обслуживающего персонала; активное оборудование локальной вычислительной сети; структурированная кабельная сеть; серверное оборудование; специализированные средства хранения данных; комплект оргтехники; средства связи; АРМ управления местной системой оповещения; средства видеоотображения коллективного пользования и системы видеоконференцсвязи; специально оборудованный металлический сейф для хранения пакетов на изменение режимов функционирования; метеостанция; прибор радиационного контроля; источники гарантированного электропитания.

Кроме того, в силу положений ст.1 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ) правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

На основании п. 6.1 ч.1 ст. 15 ФЗ № 131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В ходе проверки установлено, что в нарушение названных требований законодательства Единая дежурно-диспетчерская служба (далее ЕДЦС) администрации муниципального района «Красночикойский район» не соответствует предъявляемым требованиям. Помещение ЕДДС не соответствует требованиям положения и нормам СанПин, отсутствуют: прямые каналы связи с ЕДДС соседних муниципальных образований, с ДДС дежурно-диспетчерских экстренных оперативных служб, потенциально опасных объектов, а также объектами с массовым пребыванием людей. Средствами УКВ и KB радиосвязи, автоматической системой оповещения руководящего состава, оповещении людей, определителем номера звонящего абонента, регистратором записи входящих и исходящих переговоров, метеостанцией, прибором радиостанционного контроля, приемником Глонасс.

Такое бездействие муниципальной власти создает угрозу безопасности районных жителей и их имущества и свидетельствует о неисполнении чиновниками своих прямых обязанностей, а именно участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района - вопросы местного значения.

Также, все вышеизложенное свидетельствует о значительном снижении антитеррористической защищенности района и эффективности взаимодействия территориальных и федеральных органов по предупреждению террористических актов, а также отрицательно сказывается на возможности минимизации и ликвидации их последствий.

Учитывая, что определить круг лиц, в интересах которых может быть подано данное заявление, невозможно, прокурор обращается в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, а также защиты государственных интересов, связанных с неисполнением федерального законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Просил признать незаконным бездействие администрации MP «Красночикойский район» по обеспечению ЕДДС муниципального образования оснащением и оборудованием в соответствии с требованиями ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», утвержденного Постановлением Госстандарта от 09.11.1999 № 400-ст, и обязать административного ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить ЕДДС MP «Красночикойский район» следующим оснащением и оборудованием:

- прямой канал связи с ЕДДС соседних муниципальных образований, с ДДС дежурно-диспетчерских экстренных оперативных служб, потенциально опасных объектов, а также объектами с массовым пребыванием людей;

-средствами радиосвязи (УКВ и KB радиостанции);

-автоматической системой оповещения руководящего состава;

-автоматической системой оповещения людей;

-установить определитель номера звонящего абонента;

- регистратор записи входящих и исходящих переговоров;

- метеостанцию;

-прибор радиостанционного контроля;

-спутниковую систему Глонасс/GPS.

В судебном заседании представитель истца, заместитель прокурора Красночикойского района Федотов А.А. подтвердил обстоятельства, указанные в исковом заявлении, уточнил исковые требования, окончательно просил признать незаконным бездействие администрации MP «Красночикойский район» по обеспечению ЕДДС муниципального образования оснащением и оборудованием в соответствии с требованиями ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», утвержденного Постановлением Госстандарта от 09.11.1999 № 400-ст, и обязать административного ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить ЕДДС MP «Красночикойский район» следующим оснащением и оборудованием:

установить определитель номера звонящего абонента;

регистратор записи входящих и исходящих переговоров;

метеостанцию;

-разработать и утвердить новое Положение о Единой дежурно-
диспетчерской службе муниципального района «Красночикойский район», в
связи с тем, что средства связи ЕДДС муниципального образования должны
обеспечивать: телефонную связь; передачу данных; прием и передачу команд, сигналов оповещения и данных; прием вызовов (сообщений) через единый номер «112».

.

Представитель ответчика, глава администрации муниципального района «Красночикойский район» Попов Л.И., действующий на основании доверенности, административные исковые требования не признал, в возражениях, представленных суду пояснил, что

Постановлением главы муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ утверждено положение о единой диспетчерской службе муниципального района «<адрес>». Пунктом 6.2. данного Положения создание и функционирование ЕДДС в районе обеспечивается разработкой и утверждением Главой муниципального района Положения о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального района и целевым финансированием за счет местного бюджета.

В соответствии с п. 2 Положения о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 г. № 882 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»» Система-112 предназначена для решения следующих основных задач:

а) прием по номеру "112" вызовов (сообщений о происшествиях);

б) получение от оператора связи сведений о местонахождении лица,
обратившегося по номеру "112", и (или) абонентского устройства, с которого
был осуществлен вызов (сообщение о происшествии), а также иных данных,
необходимых для обеспечения реагирования по вызову (сообщению о
происшествии);

в) анализ поступающей информации о происшествиях;

г) направление информации о происшествиях, в том числе вызовов
(сообщений о происшествиях), в дежурно-диспетчерские службы экстренных
оперативных служб в соответствии с их компетенцией для организации
экстренного реагирования;

д) обеспечение дистанционной психологической поддержки лицу,
обратившемуся по номеру "112";

е) автоматическое восстановление соединения с пользовательским
(оконечным) оборудованием лица, обратившегося по номеру "112", в случае
внезапного прерывания соединения;

ж) регистрация всех входящих и исходящих вызовов (сообщений о
происшествиях) по номеру "112";

з) ведение базы данных об основных характеристиках происшествий, о
начале, завершении и об основных результатах экстренного реагирования на
полученные вызовы (сообщения о происшествиях);

и) возможность приема вызовов (сообщений о происшествиях) на иностранных языках.

В соответствии с п. 6 вышеуказанного Положения Система-112 состоит из следующих основных подсистем:

а) телекоммуникационная подсистема, обеспечивающая прохождение
вызовов (сообщений о происшествиях), включая телефонные вызовы и
короткие текстовые сообщения (SMS), от пользователей (абонентов) сетей
фиксированной или подвижной радиотелефонной связи в систему-112, а
также прохождение вызова (сообщения о происшествии) от системы-112 в
дежурно-диспетчерские службы соответствующих экстренных оперативных
служб;

б) информационно-коммуникационная подсистема, обеспечивающая
хранение и актуализацию баз данных, обработку информации о полученных
вызовах (сообщениях о происшествиях) и возможность получения
информации о происшествии из архива в оперативном режиме, а также
информационно-аналитическую поддержку принятия решений по
экстренному реагированию на принятые вызовы (сообщения о
происшествиях) и планированию мер реагирования. В состав указанной
подсистемы входит центр обработки вызовов, в котором производится прием
и обработка вызовов (сообщений о происшествиях), поступающих в систему-
112;

г) геоинформационная подсистема, отображающая на основе
электронных карт природно-географические, социально-демографические,
экономические и другие характеристики территории, местонахождение лица,
обратившегося по номеру "112", и (или) абонентского устройства, с которого
осуществлен вызов (сообщение о происшествии), место происшествия, а
также местонахождение транспортных средств экстренных оперативных
служб, привлеченных к реагированию на происшествие;

д) подсистема мониторинга, предназначенная для приема и обработки
информации и сигналов, поступающих от датчиков, установленных на
контролируемых стационарных и подвижных объектах, в том числе от
автомобильных терминалов системы экстренного реагирования при авариях
"ЭРА-ГЛОНАСС" и терминалов ГЛОНАСС/GPS, установленных на
транспортных средствах экстренных оперативных служб, привлеченных к
реагированию на происшествие, и транспортных средствах, перевозящих
опасные грузы;

В соответствии с п. 7. Система-112 обеспечивает информационное взаимодействие органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, а также дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, в том числе:

а) службы пожарной охраны;

б) службы реагирования в чрезвычайных ситуациях;

в) службы полиции;

г) службы скорой медицинской помощи;

д) аварийной службы газовой сети;

е) службы "Антитеррор".

В соответствии с п. 9. между комплексами средств автоматизации системы-112 в соседних муниципальных образованиях, в том числе находящихся в различных субъектах Российской Федерации, должно быть обеспечено взаимодействие для повышения эффективности и надежности функционирования.

В соответствии с п. 24. Положения расходы, связанные с созданием и развертыванием системы-112, осуществляются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с законами (решениями) о бюджетах, а также за счет средств организаций.

В соответствии с п. 6 Постановления Правительства Забайкальского края от 26 мая 2011 г. № 186 «О создании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Забайкальского края» рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов:

-разработать и утвердить положение о ЕДДС муниципальных образований с учетом создания Системы-112;

-создать в ЕДДС муниципальных образований автоматизированные рабочие места и обеспечить автоматизированный обмен, сбор и обмен информацией с Центром управления в кризисных ситуациях МЧС России по Забайкальскому краю и экстренными оперативными службами, размещенными на территории муниципального образования;

-организовать прямые линии связи от ЕДДС муниципальных образований до экстренных оперативных служб, дежурных и аварийно-диспетчерских служб, размещенных на территории муниципального образования;

-увеличить емкость телефонных станций администраций муниципальных образований для расширения возможностей по решению задач, стоящих перед ЕДДС муниципальных образований с учетом создания Системы-112;

-разработать алгоритмы взаимодействия ЕДДС муниципальных образований с экстренными оперативными службами, дежурными и аварийно-диспетчерскими службами на муниципальном уровне в режимах повседневной деятельности и экстремальных ситуациях.

В соответствии с Планом создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Забайкальского края, утвержденного Постановления Правительства Забайкальского края от 26 мая 2011 г. № 186 «О создании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Забайкальского края» Главному управлению МЧС России по Забайкальскому краю поручено:

п. 13. Организация оборудования автоматизированных рабочих мест операторов ЕДДС муниципальных образований многоканальными телефонами, цифровыми магнитофонами, модемами передачи информации;

п. 19. Организация оперативной дежурной службы Системы-112 в центре обработки вызовов, ЕДДС муниципальных образований и ДДС экстренных оперативных служб (По мере поступления оборудования);

п. 20. Организация проведения опытной эксплуатации элементов Системы-112 в ЕДДС муниципальных образований (2012 - 2017 годы по мере поступления оборудования) Департаменту по гражданской обороне и пожарной безопасности Забайкальского края:

п. 21. Определение балансодержателей и постановка оборудования на баланс городских округов и муниципальных районов (2013 - 2017 годы)

В соответствии с п. 5 Постановления Правительства Забайкальского края от 26 мая 2011 г. № 186 «О создании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Забайкальского края» Министерству финансов Забайкальского края поручено обеспечить финансирование мероприятий по созданию Системы-112 согласно приложению к настоящему постановлению.

Согласно п. 1.4.7 Положения о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, утвержденного решением Правительственной комиссии Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 21.10.2011 г. № 5 в рекомендуемый состав технических средств управления ЕДДС входят:

-средства связи и автоматизации управления, в том числе средства радиосвязи;

-средства оповещения руководящего состава и населения; средства регистрации (записи) входящих и исходящих переговоров, а также определения номера звонящего абонента;

-оргтехника (компьютеры, принтеры, сканеры); система видеоконференцсвязи;

-прямые каналы связи с ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации,

-ЕДДС соседних муниципальных образований, ДДС потенциально опасных объектов, объектами с массовым пребыванием людей; метеостанция;

-приемник ГЛОНАСС или ГЛОНАС/GPS.

Данный пункт Положения носит рекомендательный характер и не является обязательным.

В соответствии с п. 1.4.8. Положения средства связи ЕДДС муниципального образования должны обеспечивать:

-телефонную связь;

-передачу данных;

-прием и передачу команд, сигналов оповещения и данных;

-прием вызовов (сообщений) через единый номер «112»;

-коммутацию передаваемого сообщения до соответствующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов);

-обмен речевыми сообщениями, документальной и видео информацией, а также данными с вышестоящими и взаимодействующими службами.

ЕДДС муниципального образования должна иметь резервные каналы связи.

Средства связи должны обеспечивать сопряжение с сетью связи общего пользования.

В соответствии с п.1. Примерного положения о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, утвержденного распоряжением правительства Забайкальского края от 26.11.2013 г. № 629-р «О единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования» данное положение определяет основные задачи, функции и полномочия единой дежурно-диспетчерской службы (далее - ЕДДС) муниципального образования с учетом ввода в действие системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» (далее - система-112).

п.2. ЕДДС муниципального образования является органом повседневного управления муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС). На базе ЕДДС муниципального образования развертывается система-112.

п. 17. Рекомендуемый состав технических средств управления ЕДДС муниципального образования:

средства связи и автоматизации управления, в том числе средства радиосвязи;

средства оповещения руководящего состава и населения;

средства регистрации (записи) входящих и исходящих переговоров, а также определения номера звонящего абонента;

оргтехника (компьютеры, принтеры, сканеры);

система видеоконференцсвязи;

прямые каналы связи с ЦУКС, ЕДДС соседних муниципальных образований, ДДС потенциально опасных объектов (далее - ПОО), объектами с массовым пребыванием людей;

метеостанция;

приемник ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

п. 18. Средства связи ЕДДС муниципального образования должны обеспечивать:

телефонную связь;

передачу данных;

прием и передачу команд, сигналов оповещения и данных;

прием вызовов (сообщений) через единый номер «112»;

коммутацию передаваемого сообщения до соответствующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов);

обмен речевыми сообщениями, документальной и видеоинформацией, а также данными с вышестоящими и взаимодействующими службами.

ЕДДС муниципального образования должна иметь резервные каналы связи. Средства связи должны обеспечивать сопряжение с сетью связи общего пользования.

Таким образом, положения об ЕДДС, в том числе и состав оборудования, разрабатываются с учетом ввода в действие системы «112», которая развертывается на базе ЕДДС муниципальных образований и в состав которой входит оборудование, которое обеспечивает:

-прямой канал связи с ЕДДС соседних муниципальных образований, с ДДС дежурно-диспетчерских экстренных оперативных служб, потенциально опасных объектов, а также объектами с массовым пребыванием людей; определение номера звонящего абонента; регистрацию записи входящих и исходящих переговоров; спутниковую систему Глонасс/GPS Данная система в муниципальном районе «Красночикойский район» еще не введена в действие.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.11.2012 г. № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций» в целях своевременного и гарантированного информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций поручено: 1. Правительству Российской Федерации:

а) создать до 1 января 2014 г. комплексную систему экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, которая на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях должна обеспечить:

своевременное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне чрезвычайной ситуации, достоверной информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в такой ситуации;

возможность сопряжения технических устройств, осуществляющих прием, обработку и передачу аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, правилах поведения и способах защиты населения в таких ситуациях;

использование современных информационных технологий, электронных и печатных средств массовой информации для своевременного и гарантированного информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях;

б) обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации
изменений, предусматривающих создание комплексной системы экстренного
оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении
чрезвычайных ситуаций и организацию ее функционирования в составе
единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;

в) привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.

2. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять меры по модернизации существующих систем оповещения населения и их подготовке к использованию в составе комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что:

Границы зон экстренного оповещения населения определяются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в полномочия которых входит решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также с органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых может возникнуть чрезвычайная ситуация.

Распоряжением Правительства Забайкальского края от 01.04.2013 г. № 145-Р утвержден перечень муниципальных образований, включенных в зоны экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций на территории Забайкальского края, (муниципальный район «Красночикойский район» в данный перечень не включен)

Департаменту по гражданской обороне и пожарной безопасности поручено организовать разработку и утверждение технического задания на создание комплексной системы экстренного оповещения населения Забайкальского края, а также организовать совместно с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Забайкальского края проведение работы в 2013 году по модернизации существующих систем оповещения населения Забайкальского края и их подготовке к использованию в составе комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Распоряжением Правительства Забайкальского края от 06.08.2013 г. № 448-р «О модернизации системы оповещения и информирования населения Забайкальского края о чрезвычайных ситуациях» определено проведение модернизации системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях Забайкальского края в 2013-2017 годах в два этапа: На первом этапе - в 2013 году в соответствии с перечнем муниципальных образований, утвержденным распоряжением Правительства Забайкальского края от 01.04.2013 г. № 145-р (муниципальный район «Красночикойский район» в данный перечень не включен). На втором этапе - в 2014-2017 годах на объектах городских и сельских поселениях Забайкальского края.

Система оповещения представляет собой комплекс технических средств, позволяющих с рабочего места оперативного дежурного ЕДДС проводить оповещение, в том числе экстренное, должностных лиц органов местного самоуправления и население поселений.

Таким образом, ввод в действие системы оповещения людей и модернизация существующих систем находятся в компетенции Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Данная система на территории Красночикойского района еще не введена.

В рекомендуемый состав технических средств управления ЕДДС муниципального образования также входят:

средства оповещения руководящего состава;

метеостанция;

В ЕДДС имеются средства связи для оповещения руководящего состава. После ввода в действие системы оповещения (срок установлен 2014-2017 г.) оповещение руководящего состава будет проводиться автоматически.

Введение в состав средств ЕДДС метеостанции служит для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в части прогнозирования погодных условий, и также носит рекомендательный характер. Для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций между ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Забайкальскому краю» и ЕДДС администрации муниципального района «Красночикойский район» ДД.ММ.ГГГГ разработан и утвержден Регламент организации информационного обмена при решении задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, введение в состав оборудования ЕДДС муниципального района метеостанции также не целесообразно.

Введение в состав оборудования средств радиосвязи также носит рекомендательный характер и не может быть реализовано в виду отсутствия выделенной радиочастоты для ЕДДС. Работать на частотах полиции, МЧС и других экстренных служб противозаконно.

Прибор радиационного контроля в ЕДДС имеется.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 135 КАС РФ администрация муниципального района «Красночикойский район» просит в удовлетворении требований административного иска заместителя прокурора Красночикойского района об обеспечении ЕДДС MP «Красночикойский район» следующим оснащением и оборудованием:

-прямой канал связи с ЕДДС соседних муниципальных образований, с ДДС дежурно-диспетчерских экстренных оперативных служб, потенциально опасных объектов, а также объектами с массовым пребыванием людей;

-средствами радиосвязи(УКВ и KB радиостанции);

-автоматической системой оповещения руководящего состава;

-автоматической системой оповещения людей;

-установить определитель номера звонящего абонента;

-регистратор записи входящих и исходящих переговоров;

-метеостанцию;

-прибор радиационного контроля;

-спутниковой системой Глонасс/GPS отказать в полном объеме.

Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 4 Федерального Закона от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлена правовая основа создания и деятельности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Правительством Российской Федерации 30 декабря 2003 года утвержден Порядок организации и функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций N 794 "О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

В соответствии с частью 1 статьи 4 вышеназванного Закона и указанного постановления единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций состоит из органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Органами повседневного управления единой системы на муниципальном уровне являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, создание которых исходит из необходимости предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий, и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

В целях выполнения указанных мероприятий издано Положение о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, утвержденного протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 28.09-8.2015г. № 7.

В соответствии п. п. 7, 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий ЧС на территории муниципального района, а также организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от ЧС природного и техногенного характера.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона финансовое обеспечение установленных этим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.

В соответствии с п.6.2 Положения о Единой дежурно-диспетчерской службе муниципального района «Красночикойский район», утвержденного Постановлением главы муниципального района «Красночикойский район» от 14.12.2006 № 830 создание и функционирование ЕДДС в районе обеспечивается разработкой и утверждением Главой муниципального района Положения о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального района и целевым финансированием за счет средств местного бюджета.

Как следует из п. 3.11.1 ГОСТа Р 22.7.01-99 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения", утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 09.11.1999 N 400-ст (далее - ГОСТ Р 22.7.01-99), узел связи ЕДДС должен обеспечивать: прямые телефонные каналы связи между ЕДДС и вышестоящими городскими органами управления, ДДС города; прием информации по единому выделенному телефонному номеру городской телефонной сети общего пользования одновременно от нескольких абонентов; документирование (запись) ведущихся переговоров; коммутацию принятого сообщения (избирательно и циркулярно) до соответствующих ДДС города; радиосвязь со стационарными и подвижными абонентами.

Пунктом 3.11.2 ГОСТа Р 22.7.01-99 установлено, что для приема и передачи экстренных сообщений о чрезвычайных ситуациях в городах Российской Федерации предусматривается использование единого общеевропейского телефонного номера (кода 112) доступа к ЕДДС.

Согласно п. 1.4.7 Положения о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, утвержденного решением Правительственной комиссии Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 21.10.2011 N 5 (далее - Положение о ЕДДС), в рекомендуемый состав технических средств управления ЕДДС входят: средства связи и автоматизации управления, в том числе средства радиосвязи; средства оповещения руководящего состава и населения; средства регистрации (записи) входящих и исходящих переговоров, а также определения номера звонящего абонента; оргтехника (компьютеры, принтеры, сканеры); система видеоконференцсвязи; прямые каналы связи с ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, ЕДДС соседних муниципальных образований, ДДС потенциально опасных объектов (далее - ПОО), объектами с массовым пребыванием людей; метеостанция; приемник ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

В соответствии с п. 1.4.8 Положения о ЕДДС средства связи ЕДДС муниципального образования должны обеспечивать: телефонную связь; передачу данных; прием и передачу команд, сигналов оповещения и данных; прием вызовов (сообщений) через единый номер "112"; коммутацию передаваемого сообщения до соответствующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов); обмен речевыми сообщениями, документальной и видео информацией, а также данными с вышестоящими и взаимодействующими службами.

Как следует из п. 3.4.1 Положения о ЕДДС требования к оборудованию ЕДДС разработаны с учетом необходимости выполнения задач ЕДДС в круглосуточном режиме в соответствии с Концепцией создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 1240-р.

Согласно п. 3.4.2 Положения о ЕДДС в состав оборудования должны входить, как минимум: АРМ специалистов оперативной дежурной смены; АРМ руководства и обслуживающего персонала; активное оборудование локальной вычислительной сети; структурированная кабельная сеть; серверное оборудование; специализированные средства хранения данных; комплект оргтехники; средства связи; АРМ управления местной системой оповещения; средства видеоотображения коллективного пользования и системы видеоконференцсвязи; специально оборудованный металлический сейф для хранения пакетов на изменение режимов функционирования; метеостанция; прибор радиационного контроля; источники гарантированного электропитания.

Согласно акту проверки от 30.11.2016г., проведенной заместителем прокурора <адрес> Федотовым А.А. с участием начальника отдела по организации мероприятия ГО ЧС и мобилизационной подготовке администрации муниципального района «<адрес>», начальником ОПО МЧС по <адрес>М.А.Н. установлено, что Единая дежурно-диспетчерская служба администрации муниципального района «<адрес>» не соответствует положенным требованиям. Помещение ЕДДС не соответствует требованиям положения и нормам СНИП, площадь 10,3 кв. метров. Отсутствуют: прямая линия связи с ЕДДС соседних муниципальных образований; с дежурно- диспетчерскими службами экстренных оперативных и потенциально опасных объектов, а также с объектами массового пребывания людей, средства УКВ, КВ радиосвязи, автоматическая система оповещений населения, определитель номера звонящих абонентов, регистратор записи входящих и исходящих переговоров, метеостанция, прибор радиационного контроля, приемник ГЛОНАСС/GPS.

Из материалов дела следует, что Положение о Единой дежурно диспетчерской службе муниципального района» <адрес>» следует, что оно утверждено Постановлением Главы муниципального района «<адрес>» от 14.12.2006г., и разработано в соответствии с постановлением <адрес> от 04.02.2003г. -А/п «О совершенствовании системы управления Объединенной дежурно-диспетчерской службой на территории <адрес>» и -А/п от 06.08.2002г. «О концепции службы спасения «01» <адрес>».

Однако, распоряжением Правительства Забайкальского края № 629-р от 26.11.2013г. утверждено Примерное положение о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, которым рекомендовано разработать и принять положение о единых дежурно-диспетчерских службах муниципальных образований, руководствуясь при этом Примерным положением.

Протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 28.08.2015г. № 7, утверждено Положение о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, определяющее основные задачи, функции и полномочия единой дежурно- диспетчерской службы муниципального образования с учетом ввода в действие системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112», что не было предусмотрено в Положение о Единой дежурно диспетчерской службе муниципального района «Красночикойский район» утвержденном Постановлением Главы муниципального района «Красночикойский район» № 830 от 14.12.2006г. Таким образом, данная редакция Положения ЕДДС муниципального района «Красночикойский район» на настоящий момент является неактуальной.

Принимая во внимание, что финансовое обеспечение ЕДДС муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования и учитывая, что ЕДДС Администрации муниципального района «Красночикойский район» не обеспечена надлежащим оснащением и оборудованием, не не актуально Положение о Единой дежурно диспетчерской службе муниципального района «Красночикойский район» утвержденном Постановлением Главы муниципального района «Красночикойский район» № 830 от 14.12.2006г., суд считает необходимым исковые требования прокурора Красночикойского района о признании бездействия незаконным и обязании административного ответчика обеспечить ЕДДС необходимым материально-техническим оборудованием, разработать и утвердить новое Положение о Единой дежурно-диспетчерской службе муниципального района «Красночикойский район», в связи с тем, что средства связи ЕДДС муниципального образования должны
обеспечивать: телефонную связь; передачу данных; прием и передачу команд, сигналов оповещения и данных; прием вызовов (сообщений) через единый номер «112», удовлетворить в полном объёме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования прокурора Красночикойского района в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Красночикойский район» по обеспечению ЕДДС муниципального образования оснащением и оборудованием в соответствии с требованиями ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», утвержденного Постановлением Госстандарта от 09.11.1999 № 400-ст.

Обязать администрацию муниципального района «Красночикойский район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить ЕДДС MP «Красночикойский район» следующим оснащением и оборудованием:

- определителем номера звонящего абонента;

- регистратором записи входящих и исходящих переговоров;

метеостанцией.

Обязать администрацию муниципального района «Красночикойский район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и утвердить новое Положение о Единой дежурно-диспетчерской службе муниципального района «Красночикойский район».

Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красночикойский районный суд.

Решение суда принято в окончательной 02 февраля 2016 года.

Председательствующий: судья Добрынин В.А.