№ 2а-4867/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 декабря 2020 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Степановой Ю.Н., при секретаре Ходуновой А.С.,
с участием старшего помощника прокурора города Петропавловска-Камчатского Урбан И.А.,
представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ПУ ФСБ России по восточному арктическому району к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 02 ноября 2017 года №2696 недействующим с даты принятия, недействующим в части с 01 января 2019 года, возложении обязанности привести постановление в соответствие с требованиями нормативных правовых актов,
УСТАНОВИЛ:
ПУ ФСБ России по восточному арктическому району (далее – ПУ ФСБ России) обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании недействующим постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 02 ноября 2017 года №2696 с 01 января 2019 года, возложении обязанности привести постановление в соответствие с требованиями нормативных правовых актов. В обоснование иска указано, что в 2018, 2019 годах между КГУП «Камчатский водоканал» и ПУ ФСБ России были заключены государственные контракты холодного водоснабжения и водоотведения. По условиям контрактов КГУП «Камчатский водоканал» 28 июня 2018 года и 20 июня 2019 года осуществлял отбор проб сточных вод ПУ ФСБ России, по итогам которых было установлено превышение нормативов водоотведения сточных вод по составу загрязняющих веществ, а именно в 2018 году – по 2 загрязняющим веществам; в 2019 году – по 4 загрязняющим веществам. В связи с чем, КГУП «Камчатский водоканал» выставил плату за превышение норматива водоотведения по составу сточных вод в сумме 15719794 руб. 60 коп. ДД.ММ.ГГГГ между КГУП «Камчатский водоканал» и АКБ «Муниципальный Камчатпрофитбанк» заключено соглашение (договор) об отступном №, в качестве отступного КГУП «Камчатский водоканал» передал право требовать с ПУ ФСБ России оплаты за сброс загрязняющих веществ с превышением допустимых концентраций и за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения за сброс загрязняющих веществ с превышением допустимых концентраций за 2 квартал 2018 года, 2 квартал 2019 года. 19 марта 2020 года АКБ «Муниципальный Камчатпрофитбанк» подал исковое заявление в Арбитражный суд Камчатского края к ПУ ФСБ России с требованием взыскать плату за превышение норматива водоотведения сточных вод по составу загрязняющих веществ за 2 квартал 2018 года, 2 квартал 2019 года, в размере 18952228 руб. 35 коп. Норматив водоотведения по составу сточных вод для ПУ ФСБ России установлен приказом КГУП «Камчатский водоканал» от 15 ноября 2017 года №301 «А». Данные нормативы были приняты за основу при заключении государственных контрактов холодного водоснабжения и водоотведения в 2018, 2019 годах. Правом на установление вышеуказанных нормативов КГУП «Камчатский водоканал» наделен постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 02 ноября 2017 года №2696. Указанное постановление администрации издано в соответствии с пунктом 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года №167. Федеральным законом от 29.07.2017 №225-ФЗ (вступил в силу 01 января 2019 года) внесены изменения в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении», в том числе введена статья 30.1. В соответствии с частью 2 статьи 30.1 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» нормативы сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение. Показатели эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, рассчитываются в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. С 01 января 2019 года пункт 61 Правил стал противоречить части 2 статьи 30.1 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». В связи с чем должен применяться нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу.
Определением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда от 02 октября 2020 года к участию в деле для дачи заключения привлечен прокурор г.Петропавловска-Камчатского.
Определением суда от 18 ноября 2020 года приняты уточненные требования, согласно которым административный истец просит:
1. Признать постановление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 02 ноября 2017 года №2696 недействующим с 01 января 2019 года в той части, в которой оно наделяет КГУП «Камчатский водоканал» и АО «Судоремсервис» правом устанавливать абонентам нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод и противоречит части 2 статьи 30.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ;
2. Признать постановление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 02 ноября 2017 года №2696 недействующим с даты принятия, так как данное постановление вызывает неоднозначное толкование, связанное с неопределением понятия «абонент» и разграничений полномочий КГУП «Камчатский водоканал» и АО «Судоремсервис» по установлению абонентам нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод;
3. Обязать администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа привести постановление от 02 ноября 2017 года №2696 в соответствие с требованиями нормативных правовых актов.
В судебном заседании представитель административного истца ПУ ФСБ России ФИО1 административное исковое заявление поддержал по доводам, изложенным в иске и в дополнении к нему; дополнительно пояснил, что признание оспариваемого постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа утратившим силу с 01 июля 2020 года не приведет к восстановлению нарушенного права ПУ ФСБ России. КГУП «Камчатский водоканал» на основании данного постановления вынес свое постановление, которым установил нормативы водоотведения по составу сточных вод. В соответствии с данным постановлением ПУ ФСБ России определена задолженность по оплате за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ. При этом постановление Администрации является недействующим с 01 января 2019 года, как противоречащее федеральному законодательству, определившему, что единственным уполномоченным лицом на установление нормативов водоотведения является орган местного самоуправления.
Представитель административного ответчика администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО2, в судебном заседании административное исковое заявление не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на иск. Пояснила, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом, в пределах предоставленных ему полномочий, в соответствии с постановлением Правительства РФ. Понятие «абонент» четкое, оно определено Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Формулировка, указанная в оспариваемом постановлении, воспроизведена в строгом соответствии с пунктом 61 Правил и не предполагает двоякого толкования и не допускает ее произвольного применения. Действие постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 02 ноября 2017 года №2696 прекращено с 01 июля 2020 года, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению.
Заинтересованные лица КГУП «Камчатский водоканал», АО «Судоремсервис», Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, АКБ «Муниципальный Камчатпрофитбанк» (АО) о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили.
Помощник прокурора г. Петропавловска-Камчатского Урбан И.А., в судебном заседании представила заключение о том, что оснований для удовлетворения иска не имеется, производство по делу надлежит прекратить, поскольку оспариваемое постановление утратило силу.
Выслушав лиц участвующих в деле, заслушав заключение помощника прокурора г.Петропавловска-Камчатского, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу части 6 указанной статьи административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 8 указанной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).
В соответствии с пунктом 13.1 статьи 2 Федерального закона № 416-ФЗ нормативы состава сточных вод - устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации).
Пунктом 1 статьи 14 указанного Федерального закона предусмотрено, что по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 №167 утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации.
В силу пункта 61 Правил нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.
В соответствии с указанным пунктом Правил, администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа издано постановление от 02.11.2017 №2696 «Об уполномоченных организациях по нормированию водоотведения (сброса) по составу сточных вод», которым постановлено определить уполномоченными организациями по установлению абонентам нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод Краевое государственное унитарное предприятие «Камчатский водоканал» и акционерное общество «Судоремсервис».
Доводы административного истца о том, что оспариваемое постановление является незаконным в связи с неопределенностью формулировки «абонент», не может быть признан состоятельным. Приведенная в постановлении формулировка в точности соответствует пункту 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167, и не предполагает двоякого толкования.
Пунктом 3 оспариваемого постановления, установлено, что оно вступает в законную силу после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 02.11.2017 № 2696 «Об уполномоченных организациях по нормированию водоотведения (сброса) по составу сточных вод» было опубликовано в газете «Град Петра и Павла» № 49 (622) от 03.11.2017, являющейся официальным источником опубликования нормативных правовых актов Петропавловск-Камчатского городского округа.
Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что постановление издано уполномоченным органом, в пределах предоставленных ему полномочий, в установленной форме, при соответствующей процедуре принятия, в соответствии с правилами введения нормативных правовых актов в действие.
Доводы административного истца о том, что постановление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа № 2696 от 02.11.2017 является недействующим, противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, с 01 января 2019 года, подлежат отклонению.
Согласно подпункту 9.1 части 1 статьи 6 Федерального закона № 416-ФЗ, введенному в действие 01 января 2019 года, установление нормативов состава сточных вод отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях.
На дату принятия нормативного правового акта, который оспаривается ПУ ФСБ России, полномочия по установлению абонентам нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод исполнялись уполномоченной органом местного самоуправления организацией, а именно КГУП «Камчатский водоканал» на основании пункта 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года № 167.
Приведенная норма Правил утратила силу с 1 июля 2020 года (пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» и пункт 2 Перечня утративших силу актов Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 728).
В соответствии с частью 11 статьи 7 Федерального закона № 416-ФЗ холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и определяющими, в том числе, порядок установления органами местного самоуправления нормативов состава сточных вод (пункт 8.1), порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимания указанной платы с абонентов, порядок уменьшения для абонентов платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в случае реализации абонентами планов снижения сбросов (пункт 8.2).
Приведенные положения введены Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 225-ФЗ и вступили в силу с 1 января 2019 года.
С этой даты утратила силу глава 5 Федерального закона № 416-ФЗ «Обеспечение охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения», вместо которой данный федеральный закон был дополнен главой 5.1 «Регулирование сброса сточных вод в централизованные системы водоотведения (канализации)».
Частью 2 статьи 30.1 Федерального закона № 416-ФЗ установлено, что нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение. Показатели эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, рассчитываются в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», введенным в действие 3 июня 2020 года, которым Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644, дополнены разделом XIII «Порядок установления нормативов состава сточных вод, в том числе порядок расчета показателей эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, и особенности установления нормативов состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ».
При этом пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 728 органам местного самоуправления городских округов рекомендовано установить нормативы состава сточных вод в соответствии с требованиями данного постановления со сроком начала их действия не позднее 1 июля 2020 года.
Таким образом, действующим федеральным законодательством был установлен переходный период, в течение которого муниципальные нормативные правовые акты об установлении для абонентов нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод должны быть приведены в соответствие с требованиями Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 728), в связи с чем оснований для признания оспариваемого постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа недействующим по мотивам не соответствия данным требованиям на 01 января 2019 года не имеется.
На основании изложенного, постановление соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что по результатам рассмотрения административного искового заявления влечет принятие решения об отказе в удовлетворении заявленного требования согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа № 1982 от 06.11.2020 оспариваемое постановление №2696 от 02.11.2017 признано утратившим силу. Постановление вступает в силу после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.07.2020.
Частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов дела, на основании оспариваемого постановления, КГУП «Камчатский водоканал» издан приказ №301 «А» от 15.11.2017 «Об утверждении нормативов водоотведения по составу сточных вод через выпуски «Чавыча», «Мехзавод», «Моховской», «Фрунзе», которым утверждены нормативы водоотведения по составу сточных вод. В связи с неисполнением ПУ ФСБ России обязанности по оплате сверхнормативного сброса загрязняющих веществ за 2 квартал 2018 года, 2 квартал 2019 года образовалась задолженность.
По соглашению, заключенному между КГУП «Камчатский водоканал» и АКБ «Муниципальный Камчатпрофитбанк» (АО) указанная задолженность приобретена банком у КГУП «Камчатский водоканал». В целях взыскания образовавшейся задолженности АКБ «Муниципальный Камчатпрофитбанк» (АО) обратился в Арбитражный суд Камчатского края с соответствующим иском к ПУ ФСБ России.
Учитывая установленные обстоятельства применения оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца, основания для прекращения производства по делу отсутствуют.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ПУ ФСБ России по восточному арктическому району к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 02 ноября 2017 года №2696 недействующим с даты принятия, недействующим в части с 01 января 2019 года, возложении обязанности привести постановление в соответствие с требованиями нормативных правовых актов, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий Ю.Н.Степанова
Мотивированное решение изготовлено 22 декабря 2020 года
УИД: 41RS0001-01-2020-008907-09