ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-486/18 от 17.01.2019 Хабезского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 января 2019 года аул Хабез

Хабезский районный суд Карачаево-Черкесской Республики, в составе:

председательствующей судьи- Чимовой З.В.,

при секретаре судебного заседания- Джантемировой М.Н.,

с участием:

административного истца- помощника Хабезского межрайонного прокурора Токова Д.Р.,

административный ответчик – МУП «Водоканал а. Бесленей» - Шабанов Б.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хабезского межрайонного прокурора в интересах неопределенных лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Водоканал а. Бесленей» о признании незаконным бездействие МУП «Водоканал а. Бесленей»,

установил:

Хабезский межрайонный прокурор обратился в Хабезский районный суд КЧР с административным исковым заявлением к Муниципальному унитарному предприятию «Водоканал а. Бесленей» о признании незаконным бездействие МУП «Водоканал а. Бесленей». Обосновав свои требования тем, что во исполнение задания прокуратуры КЧР от 20.07.2018 межрайонной прокуратурой совместно со специалистом Управления Роспотребнадзора по КЧР проведена проверка исполнения МУП «Водоканал а. Бесленей» требований санитарно- эпидемиологического законодательства.

Согласно ст. 11 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

- разрабатывать и проводить санитарно- эпидемиологические (профилактические) мероприятия;

- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

- осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства, организации осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Кроме того, п.п. 4.1., 4.2, 4.3. СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» установлено, за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль. Производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию систем водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети.

Вместе с тем, п.п. 1.4, 1.5, 1.10 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения» установлено, что зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает в территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение- защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. На санитарно-эпидемиологическое заключение выбора в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора заказчик представляет материалы, характеризующие источник водоснабжения, в том числе ориентированные границы ЗСО и возможные источники загрязнения.

П.1.6 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно- питьевого назначения» установлено, что организация ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:

а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;

б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

Просит признать незаконными бездействия МУП «Водоканал а. Бесленей» выразившееся в:

не разрабатывании рабочей программы по улучшению качества централизованной водопроводной воды;

не разрабатывании программы производственного контроля качества воды;

не осуществлении производственного лабораторного контроля качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой; не заключении договора с лабораторией, аккредитованной в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний), качества питьевой воды; не установлении хлорирующей установки; не осуществлении ежечасного лабораторного контроля остаточного хлора, и не фиксировании в журнале; не обеззараживании подаваемой населению воды; не разработке проекта зоны санитарной охраны (ЗСО) водозаборного сооружения; отсутствии положительного санитарно-эпидемиологического заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Также просят обязать МУП «Водоканал а. Бесленей» в течение трех месяцев:

- разработать рабочую программу по улучшению качества централизованной водопроводной воды;

- разработать программу производственного контроля качества воды; наладить производственный лабораторный контроль качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой;

-заключить договор с лабораторией аккредитованной в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний), качества питьевой воды; установить хлорирующую установку;

- наладить ежечасный лабораторный контроль остаточного хлора, с соответствующей фиксацией в журнале; наладить обеззараживание подаваемой населению воды;

- разработать проект зоны санитарной охраны (ЗСО) водозаборного сооружения; получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

В судебном заседании административный истец Токов Д.Р. поддержал исковые требования в полном объеме. Просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика Муниципального унитарного предприятия «Водоканал а. Бесленей» в судебном заседании исковые требования Шабанов Б.М. исковые требования признал, пояснил, что действительно проблемы имеются, но в связи с отсутствием финансирования проведение работ невозможно. Пояснил, что ими разработана проектная документация «Реконструкция водоснабжения в а. Бесленей Хабезский муниципальный район».

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства, организации осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Согласно п.п. 4.1., 4.2, 4.3. СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» следует, что за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль. Производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию систем водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети.

Вместе с тем, п.п. 1.4, 1.5, 1.10 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения» установлено, что зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает в территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение- защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. На санитарно-эпидемиологическое заключение выбора в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора заказчик представляет материалы, характеризующие источник водоснабжения, в том числе ориентированные границы ЗСО и возможные источники загрязнения.

Как установлено в судебном заседании, из объяснений директора МУП «Водоканал а. Бесленей» Шабанова Б.М. следует, что действительно имеются нарушения требований СанПин по водопроводной воде. Указанные нарушения допущены в связи с недостаточностью финансовых средств на устранение.

Доводы представителя ответчика Шабанова Б.М. о проведении работ подтверждаются справкой, выданной администрацией Бесленеевского сельского поселения от 16.01.2019 года, из которой следует, что администрацией проводится комплекс мероприятий по полной реконструкции системы водоснабжения аула Бесленей в рамках программы «Устойчивое развитие сельских территорий Хабезского муниципального 2014-2020гг», в том числе: разработана и защищена с проведением технической экспертизы проектно-сметная документация реконструкция системы водоснабжения а. Бесленей. В настоящий момент вся техническая и проектно-сметная документация находится в министерстве сельского хозяйства Российской Федерации и 2 экземпляр в УКС КЧР. Закончен 1 этап реконструкции: реконструкция резервуаров для воды и полная замена напорных трубопроводов протяженностью более 4000 метров. Основные работы (2 и 3 этапы) стоимостью более 50 млн. руб планируются на 2019-202гг.

Согласно п.1.6 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно- питьевого назначения» установлено, что организация ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:

а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;

б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

В связи с чем, суд находит требования Хабезского межрайонного прокурора в интересах неопределенных лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Водоканал а. Бесленей» о признании незаконным бездействие МУП «Водоканал а. Бесленей» подлежащими удовлетворению, так как нашли свое подтверждение в судебном заседании.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 39, 227-228 КАС РФ, суд,

решил:

административное исковое заявление Хабезского межрайонного прокурора в интересах неопределенных лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Водоканал а. Бесленей» о признании незаконным бездействие МУП «Водоканал а. Бесленей» - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МУП «Водоканал а. Бесленей», выразившееся в:

не разрабатывании рабочей программы по улучшению качества централизованной водопроводной воды;

не разрабатывании программы производственного контроля качества воды;

не осуществлении производственного лабораторного контроля качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой;

не заключении договора с лабораторией, аккредитованной в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний), качества питьевой воды; не установлении хлорирующей установки;

не осуществлении ежечасного лабораторного контроля остаточного хлора, и не фиксировании в журнале;

не обеззараживании подаваемой населению воды;

не разработке проекта зоны санитарной охраны (ЗСО) водозаборного сооружения; отсутствии положительного санитарно-эпидемиологического заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Обязать МУП «Водоканал а. Бесленей» в течение трех месяцев:

- разработать рабочую программу по улучшению качества централизованной водопроводной воды;

- разработать программу производственного контроля качества воды; наладить производственный лабораторный контроль качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой;

-заключить договор с лабораторией аккредитованной в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний), качества питьевой воды; установить хлорирующую установку;

- наладить ежечасный лабораторный контроль остаточного хлора, с соответствующей фиксацией в журнале; наладить обеззараживание подаваемой населению воды;

- разработать проект зоны санитарной охраны (ЗСО) водозаборного сооружения; получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики через Хабезский районный суд в течении 10 дней с момента вынесения решения. В окончательном виде решение изготовлено 17 января 2019 года

Судья Хабезского районного суда

Карачаево-Черкесской Республики З.В. Чимова