ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-486/20 от 26.01.2020 Омского районного суда (Омская область)

Дело № 2а-486/2020

55RS0026-01-2020-000287-41

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Лариной Е.А.,

при секретаре судебного заседания Черкашенко И.В.,

при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Сахаровой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 06 марта 2020 года дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Омской области к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате транспортного налога и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 4 по Омской области (далее – административный истец) обратилась в Омский районный суд Омской области с административным иском к ФИО1 (далее – ФИО2, административный ответчик) о взыскании задолженности на общую сумму в размере 3 902 руб. 05 коп., из них задолженность по транспортному налогу по сроку уплаты до 01.12.2017 за 2016 год на сумму 517 руб., пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога за 2016 год в размере 10 руб. 14 коп. за период с 02.12.2017 по 14.02.2018, по налогу на имущество физических лиц в границах сельских поселений (ОКАТО 526444404) по сроку уплаты 01.12.2017 за 2016 год на сумму 113 руб., пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений (ОКАТО 526444404) за 2016 год в размере 2 руб. 21 коп. за период с 02.12.2017 по 14.02.2018, по налогу на имущество физических лиц в границах городских округов (ОКАТО 52701000) по сроку уплаты 01.12.2017 за 2016 год на сумму 4 руб., пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в границах городских округов (ОКАТО 52701000) за 2016 год в размере 0,08 руб. за период с 02.12.2017 по 14.02.2018, по земельному налогу в границах сельских поселений (ОКАТО 52644404) по сроку уплаты 01.12.2017 за период 2016 год на сумму 1159 руб., пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений (ОКАТО 52644404) за 2016 год в размере 22 руб. 74 коп. за период с 02.12.2017 по 14.02.2018, задолженность по транспортному налогу по сроку уплаты до 03.12.2018 за 2017 год на сумму 721 руб., пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога за 2017 год в размере 10 руб. 54 коп. за период с 04.12.2018 по 29.01.2019, по налогу на имущество физических лиц в границах сельских поселений (ОКАТО 526444404) по сроку уплаты 03.12.2018 за 2017 год на сумму 156 руб., пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений (ОКАТО 526444404) за 2017 год в размере 2 руб. 28 коп. за период с 04.12.2018 по 29.01.2019, по налогу на имущество физических лиц в границах городских округов (ОКАТО 52701000) по сроку уплаты 03.12.2018 за 2017 год на сумму 8 руб., пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в границах городских округов (ОКАТО 52701000) за 2017 год в размере 0,12 руб. за период с 04.12.2018 по 29.01.2019, по земельному налогу в границах сельских поселений (ОКАТО 52644404) по сроку уплаты 03.12.2018 за период 2017 год на сумму 1159 руб., пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений (ОКАТО 52644404) за 2017 год в размере 16 руб. 94 коп. за период с 04.12.2018 по 29.01.2019.

В обоснование заявленных требований указано на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств в сфере уплаты налогов и сборов.

В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик ФИО2,. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, представила письменный отзыв на иск, в котором указывает, что, во-первых, истек срок исковой давности по требованию о взыскании задолженности по уплате налога за 2016 год, во-вторых, транспортное средство <данные изъяты> гос. номер ей не принадлежит с 2016 года, в подтверждение чего представила договор купли-продажи транспортного средства от 05.02.2016.

Исследовав документы, представленные в материалы дела, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу положений статьей 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В силу пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взысканием налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно статье 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили.

В соответствии с пунктом 1 статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно пункту 1 статьи 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Согласно пункту 1 статьи 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

В силу статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу статьи 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Согласно части 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Вопросы исчисления и уплаты земельного налога регламентированы главой 31 НК РФ.

Пунктом 1 статьи 388 НК РФ определено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом статьи 388 Кодекса.

Согласно части 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

На основании пункта 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать размеров, установленных в указанном пункте статьи 394 Кодекса.

Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (ч. 3 ст. 396 НК РФ).

В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК Российской Федерации, пунктом 1 которой (в редакции, действовавшей в спорный налоговый период) было закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество; 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно статье 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Налоговым периодом признается календарный год (статья 405 НК РФ).

На основании статьи 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п. 1).

Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса (п. 2).

Согласно пункту 4 статьи 85 НК РФ сведения о недвижимом имуществе (правах и сделках), а также о владельцах недвижимого имущества представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

В случае, если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи с учетом положений пункта 8 настоящей статьи для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения (п. 3 ст. 408 НК РФ).

Пунктом 2 статьи 402 НК РФ регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи (часть 1 статьи 406 НК РФ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В силу п. п. 6 и 8 статьи 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

В соответствии со статьей 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Согласно статье 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Согласно пунктам 3, 4, 5 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В судебном заседании установлено, что административный ответчик ФИО2 является плательщиком транспортного налога.

Согласно сведениям, представленным административным истцом, ФИО2 является собственником следующих транспортных средств:

- автомобиль <данные изъяты> гос. номер (с 06.06.2016),

- автомобиль <данные изъяты> гос. номер (с 18.06.2013),

Данные сведения подтверждаются информацией, представленной МОТН и РАС ГИБДД УМВД России по Омской области.

Согласно выпискам из ЕГРН, имеющимся в материалах дела, ФИО2 является собственником следующего недвижимого имущества (жилых помещений и земельных участков):

- ? доли в праве собственности на квартиру с кадастровым номером по адресу: <адрес> (дата регистрации права собственности - 23.01.2015);

- квартиры с кадастровым номером по адресу: <адрес> (доля 1/1), (дата регистрации права собственности – 03.08.2010);

-1/3 доли в праве собственности на комнату с кадастровым номером по адресу: <адрес>, (дата регистрации права собственности – 12.07.2012).

- земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> (доля в праве 1/1), (дата регистрации права собственности – 03.08.2010);

- ? доли земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> (дата регистрации права собственности - 23.01.2015).

В адрес налогоплательщика заказным письмом направлено налоговое уведомление №43931310 от 02.08.2017 по сроку уплаты не позднее 01.12.2017 на оплату:

1) земельного налога в границах сельских поселений (ОКАТО 52644404) по сроку уплаты не позднее 01.12.2017 за 2016 год на общую сумму 1159 руб.

2) налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений и городских округов (ОКАТО 52644404) (ОКАТО 52701000) за 2016 год по сроку уплаты не позднее 01.12.2017 на общую сумму 117 руб.

3) транспортного налога за 2016 год (ОКАТО 52701000) по сроку уплаты не позднее 01.12.2017 на общую сумму 517 руб.

К установленному в налоговом уведомлении сроку транспортный и земельный налог, а также налог на имущество физических лиц за 2016 год ответчиком не оплачен.

В связи с этим налоговым органом в адрес должника направлено требование № 1616 по состоянию на 15.02.2018 об уплате налога, пени:

1) земельного налога в границах сельских поселений (ОКАТО 52644404) по сроку уплаты не позднее 01.12.2017 за 2016 год на общую сумму 1159 руб.

2) пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений (ОКАТО 52644404) за 2016 год в размере 22 руб. 74 коп. за период с 02.12.2017 по 14.02.2018;

3) налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений (ОКАТО 52644404) за 2016 год по сроку уплаты не позднее 01.12.2017 на общую сумму 113 руб.

4) пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений (ОКАТО 52644404) за 2016 год в размере 2 руб. 21 коп. за период с 02.12.2017 по 14.02.2018;

5) налога на имущество физических лиц в границах городских округов (ОКАТО 52701000) за 2016 год по сроку уплаты не позднее 01.12.2017 на общую сумму 4 руб.

6) пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в границах городских округов (ОКАТО 52701000) за 2016 год в размере 0,07 руб. за период с 02.12.2017 по 14.02.2018;

7) транспортного налога за 2016 год (ОКАТО 52701000) по сроку уплаты не позднее 01.12.2017 на общую сумму 517 руб.

8) пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога (ОКАТО 52701000) за 2016 год в размере 10 руб. 14 коп. за период с 02.12.2017 по 14.02.2018.

Требование №1616 от 15.02.2018 выставлено со сроком исполнения не позднее 25.04.2018.

Указанное требование ответчиком ФИО2 также в установленный срок не исполнено, задолженность по налогам и пени не погашена. Доказательств обратного не представлено.

Также в адрес налогоплательщика заказным письмом направлено налоговое уведомление №63571433 от 21.08.2018 по сроку уплаты не позднее 03.12.2018 на оплату:

1) земельного налога в границах сельских поселений (ОКАТО 52644404) по сроку уплаты не позднее 03.12.2018 за 2017 год на общую сумму 1159 руб.

2) налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений и городских округов (ОКАТО 52644404) (ОКАТО 52701000) за 2017 год по сроку уплаты не позднее 03.12.2018 на общую сумму 164 руб.

3) транспортного налога за 2017 год (ОКАТО 52701000) по сроку уплаты не позднее 03.12.2018 на общую сумму 517 руб.

К установленному в налоговом уведомлении сроку транспортный и земельный налог, а также налог на имущество физических лиц за 2017 год ответчиком не оплачен.

В связи с этим налоговым органом в адрес должника направлено требование № 15639 по состоянию на 30.01.2019 об уплате налога, пени:

1) земельного налога в границах сельских поселений (ОКАТО 52644404) по сроку уплаты не позднее 03.12.2018 за период 2017 года на сумму 1159 руб.

2) пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений (ОКАТО 52644404) за 2017 год в размере 16 руб. 94 коп. за период с 04.12.2018 по 29.01.2019;

3) налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений (ОКАТО 52644404) за 2017 год по сроку уплаты не позднее 03.12.2018 на общую сумму 156 руб.

4) пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений (ОКАТО 52644404) за 2017 год в размере 2 руб. 28 коп. за период с 04.12.2018 по 29.01.2019;

5) налога на имущество физических лиц в границах городских округов (ОКАТО 52701000) за 2017 год по сроку уплаты не позднее 03.12.2018 на общую сумму 8 руб.

6) пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в границах городских округов (ОКАТО 52701000) за 2017 год в размере 0,12 руб. за период с 04.12.2018 по 29.01.2019;

7) транспортного налога за 2017 год (ОКАТО 52701000) по сроку уплаты не позднее 03.12.2018 на общую сумму 721 руб.

8) пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога (ОКАТО 52701000) за 2017 год в размере 10 руб. 54 коп. за период с 04.12.2018 по 29.01.2019.

Требование № 15639 от 30.01.2019 выставлено со сроком исполнения не позднее 18.03.2019.

Указанное требование ответчиком ФИО2 также в установленный срок не исполнено, задолженность по налогам и пени не погашена.

27.06.2019 состоялось обращение в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени на общую сумму 3 902 руб. 05 коп.

02.07.2019 мировым судьей судебного участка №21 в Омском судебном районе Омской области вынесен судебный приказ, который отменен 12.08.2019.

В связи с этим истец 06.02.2020 обратился с настоящим иском о взыскании с ФИО2 образовавшейся задолженности по налогам за 2016-2017гг. и пени.

Проверив расчет истца, представленный в материалы дела, суд находит его правильным.

Поскольку до настоящего времени задолженность по оплате задолженности, включенной в налоговые требования №1616 от 15.02.2018, №15639 от 30.01.2019, ответчиком не погашена, доказательств обратного в материалы дела не представлено, суд находит требования административного истца о взыскании с ФИО2 задолженности по уплате транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц за 2016-2017 гг. и пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налогов, подлежащими удовлетворению.

Доводы административного ответчика о необоснованности начисления транспортного налога по автомобилю <данные изъяты> гос. номер со ссылкой на договор купли-продажи транспортного средства от 05.02.2016, судом отклоняются как необоснованные.

Согласно абз. 2 п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 24.11.2016 № 2513-О, федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса РФ транспортный налог и, в частности, закрепляя его экономические и правовые характеристики, признал объектом налогообложения зарегистрированные на налогоплательщика транспортные средства (статьи 357 и 358), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщика.

Тем самым, продажа транспортного средства без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога, поскольку в силу императивных положений статей 357, 358, 362 НК РФ признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.

В данном случае 05.02.2016 между ФИО2 и ФИО3 составлен договор купли-продажи транспортного средства <данные изъяты> гос. номер .

Вместе с тем, указанное транспортное средство с учета не снято и на дату рассмотрения иска значится за ФИО2

При таких обстоятельствах, отчуждение автомобиля не является основанием для прекращения права собственности на него и освобождения ФИО2 от уплаты транспортного налога, поскольку ответчик не сняла транспортное средство с регистрационного учета в соответствии с действующим законодательством.

Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденный Приказом МВД России от 07.08.2013 № 605 предусматривает такую муниципальную услугу, как прекращение (снятие с учета) регистрации транспортного средства (п. 9).

В соответствии с пунктом 60.4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом МВД России от 07.08.2013 № 605, основанием прекращения регистрации транспортного средства является, в том числе, заявление прежнего владельца транспортного средства и предъявление им документов о заключении сделок, направленных на отчуждение транспортного средства, по истечении 10 суток со дня заключения такой сделки при условии отсутствия подтверждения регистрации за новым владельцем.

Таким образом, ответчик имела возможность в заявительном порядке прекратить регистрацию транспортного средства за собой в связи с его отчуждением, однако таким правом не воспользовалась.

Доказательств того, что ответчик обращалась с соответствующим заявлением о снятии с регистрации транспортного средства, но получила отказ, суду не предоставлено.

В связи с изложенным, не имеется правовых оснований для освобождения административного ответчика от уплаты транспортного налога за 2016-2017 гг., начисленного в отношении транспортного средства <данные изъяты> гос. номер .

Утверждение административного ответчика о пропуске срока давности взыскания задолженности по уплате налогов за 2016 год основано на ошибочном понимании норм материального права.

Согласно части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд, в том числе выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

Проверка факта пропуска срока на принудительное взыскание налога осуществляется судом вне зависимости от наличия или отсутствия заявления должника. Срок может быть восстановлен только по мотивированному ходатайству уполномоченного органа (абзац 4 пункта 2 статьи 48 НК РФ).

Положения части 1 статьи 286 КАС РФ предусматривают право органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, других органов, наделенных в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Вместе с тем, указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (абз. 3, 4 ч. 1 ст. 48 Налогового Кодекса РФ).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (часть 2 статьи 48 НК РФ).

На основании требования №1616 от 15.02.2018 сумма налога и пени составила 1828 руб. 17 коп., т.е. не превышала 3000 руб.

На основании требования №15639 от 30.01.2019 сумма налога и пени составила 2 073 руб. 88 коп.

При этом общая сумма налогов, пени превысила 3000 руб. по требованию от 30.01.2019 со сроком оплаты до 18.03.2019.

Следовательно, к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган вправе обращаться по указанным выше требованиям до 18.09.2019.

Таким образом, с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился (27.06.2019) в пределах установленного законом срока.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (часть 3 статьи 48 НК РФ).

Поскольку судебный приказ от 02.07.2019 мировым судьей отменен 12.08.2019, то срок для обращения в суд за принудительным взысканием истекает 12.02.2020.

С настоящим иском административный истец обратился 06.02.2020, т.е. в пределах предусмотренного срока.

В связи с изложенным отсутствуют основания для отказа в удовлетворении административного иска.

Согласно части 2 статьи 111 КАС РФ по делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

В соответствии с требованиями пункта 7 части 1 статьи 333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Таким образом, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в местный бюджет в размере 400 руб.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Омской области к ФИО1 удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Омской области задолженность в общей сумме 3 902 руб. 05 коп., из них задолженность по транспортному налогу по сроку уплаты до 01.12.2017 за 2016 год на сумму 517 руб., пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога за 2016 год в размере 10 руб. 14 коп. за период с 02.12.2017 по 14.02.2018, по налогу на имущество физических лиц в границах сельских поселений (ОКАТО 526444404) по сроку уплаты 01.12.2017 за 2016 год на сумму 113 руб., пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений (ОКАТО 526444404) за 2016 год в размере 2 руб. 21 коп. за период с 02.12.2017 по 14.02.2018, по налогу на имущество физических лиц в границах городских округов (ОКАТО 52701000) по сроку уплаты 01.12.2017 за 2016 год на сумму 4 руб., пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в границах городских округов (ОКАТО 52701000) за 2016 год в размере 0,08 руб. за период с 02.12.2017 по 14.02.2018, по земельному налогу в границах сельских поселений (ОКАТО 52644404) по сроку уплаты 01.12.2017 за период 2016 год на сумму 1159 руб., пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений (ОКАТО 52644404) за 2016 год в размере 22 руб. 74 коп. за период с 02.12.2017 по 14.02.2018, задолженность по транспортному налогу по сроку уплаты до 03.12.2018 за 2017 год на сумму 721 руб., пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога за 2017 год в размере 10 руб. 54 коп. за период с 04.12.2018 по 29.01.2019, по налогу на имущество физических лиц в границах сельских поселений (ОКАТО 526444404) по сроку уплаты 03.12.2018 за 2017 год на сумму 156 руб., пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений (ОКАТО 526444404) за 2017 год в размере 2 руб. 28 коп. за период с 04.12.2018 по 29.01.2019, по налогу на имущество физических лиц в границах городских округов (ОКАТО 52701000) по сроку уплаты 03.12.2018 за 2017 год на сумму 8 руб., пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в границах городских округов (ОКАТО 52701000) за 2017 год в размере 0,12 руб. за период с 04.12.2018 по 29.01.2019, по земельному налогу в границах сельских поселений (ОКАТО 52644404) по сроку уплаты 03.12.2018 за период 2017 год на сумму 1159 руб., пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений (ОКАТО 52644404) за 2017 год в размере 16 руб. 94 коп. за период с 04.12.2018 по 29.01.2019.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.А. Ларина

Решение в окончательной форме изготовлено 20 марта 2020 года.